Сэт и MeRi

Рахний Александр
Лауреат литературного конкурса "Северная звезда" http://www.sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/2012/03-04/

  Аннотация:
Бессмысленные гонки. Вскипевший мозг. Скомканная душа... Разве для этого нам отмерено?

Выходя из офиса после напряженного рабочего дня, Сэт  по привычке механически направился к своему автомобилю, чтобы беспрепятственно преодолев расстояние, отделяющее его от дома, снова окунуться в «пустеющую» атмосферу своего жилища и на весь вечер и ночь если не забыть, то хотя бы отвлечься от информационного пресса своей работы. Это было необходимо делать, так как впитывание и анализ разноформатной информации на протяжении 10 рабочих часов изматывали Сэта как физически, так и психологически – он работал редактором в одном из крупнейших в мире электронно-информационном центре. За день приходилось просматривать колоссальные объемы текста, проверяя их после машин-авторедакторов на предмет «правильной» эмоциональной окраски; классическую логику мышления машин часто необходимо было адаптировать под реальные потребности заказчика – с этим лучше всего справлялся человеческий ум.
Несмотря на то, что во многих сферах автоматизированного и роботизированного мира в котором жил Сэт, еще нельзя было обойтись без непосредственного участия человека, все же начинали появляться автоматические сервисные биосистемы, не только улучшающие быт, но и «вникающие» в более тонкие материи жизни человека, привыкающего к новым формам и особенностям информационного века.
Темпы развития человечества подстегивали самого же человека к ускорению всех процессов, происходящих вокруг него, в нем и с ним, а это в свою очередь усиливало психологическую нагрузку на человеческий ум и его энергетическое поле, в результате чего росло количество депрессивно настроенных, неудовлетворенных жизнью (несмотря на ее высокий уровень) людей.
Сэт не был исключением из общей эмоциональной картины стремительно развивающегося общества – он тонко чувствовал, как его работа, информационный поток, общий прогресс с каждым годом все сильнее дисбалансировали его нервную систему и попросту говоря «давили на мозги»: резкие смены настроения, необъяснимая неудовлетворенность собой и окружающими материальными благами, чувство, что что-то простое и в то же время важное постепенно уходит от него – он перестал вслушиваться в когда-то завораживающий его шум дождя, стал забывать запах сосен утреннего леса, все реже брал в руки гитару и, даже, нежные чувства, связывающие длительное время его и его девушку, в последние месяцы иногда, хоть и длилось это какие-то мгновения,  стали вызывать дискомфорт.
Сэту все чаще приходилось бороться медикаментозными методами с пропадавшим сном, злостными выпадами в сторону дорогих ему людей с внутренней неудовлетворенностью, неучастием  в жизни коллектива с мерзким беспокойством, доходило  даже до того, что в одиночку он  выпивкой пытался подымать себе отсутствующее настроение. Он стал отдаляться от людей и с каждым месяцем все больше поглощала его депрессия, из глубины которой он все же различал некоторых людей, похожих на него: это его ненадолго бодрило, но вскоре он снова замыкался в себе и ничего поделать с этим не мог.
В таком состоянии накатывающего волнами безразличия в один из прохладных осенних вечеров Сэт, по привычке бессмысленно блуждая просторами Всемирной Сети,  буквально наткнулся на анонс крупной исследовательской компании в сфере эмоциональных биосистем о поиске добровольцев для проведения практических исследований новой сервисной Биосистемы. В пресс-релизе говорилось о сенсационном научном прорыве – впервые создан искусственный интеллект с функциями самоанализа и саморазвития, «умеющий» чувствовать эмоциональное состояние человека и на основе его глубинного анализа чудодейственным образом успокаивать нервного человека, «расшевеливать» слишком спокойного, улучшать настроение, «навевать» положительные мысли, усиливать бодрость духа, выводить из депрессивного состояния и творить другие «чудеса» в области человеческих эмоций.
Этот мизерный ион информационного мирового океана спасательной искрой вспыхнул в затухающем уме талантливого, но обессиленного молодого человека и он изо всех сил руками и зубами вцепился в это, хоть и сомнительное, но все же дающее надежду на выздоровление предложение. Зная как формируются «нужные» тексты он давно уже не верил словам, но легкость, с которой пришла к нему эта информация (вспомнилось дедушкино: «если ты легок и умиротворен – значит следуешь по своему Пути»), давала понять ему, что стоит попробовать, несмотря на заметную рекламную гиперболизацию сообщения и определенную долю опасности. Проснувшийся огонек надежды в глазах на миг с огромной силой всколыхнул его уставшее, но еще открытое сердце – он улыбнулся так, как не улыбался уже очень давно -  это было его первое послание еще неизвестной ему чудо-машине.

Сегодня, подъезжая на автомобиле к своему дому, Сэт не по-детски разволновался - благо, что система автопилот не была оснащена высокочувствительным эмоциональным интеллектом, который дожидался его сегодня дома,  иначе бы чувствуя настрой хозяина и поддавшись ему, могла бы ненароком свернуть с давно ему известного запрограмированного пути или не притормозить на переходе, пропуская пешехода, съехать в кювет или учудить еще что-нибудь, характерное разбалансированной человеческой психике. Ничего подобного не подстерегало автомобиль в дороге – автопилот четко и уверенно направлял колеса по маршруту «работа – дом», притормаживая, поворачивая и ускоряясь где это было нужно, безучастно неся Сэта навстречу его надеждам.
За окном мелькали отточенные в своей строгости и геометрическом совершенстве пейзажи, а в голове Сэта пчелиным роем кружились воспоминания: из детства - беседы с дедушкой, насыщенные сказками-притчами и пропитанные житейской мудростью, долгая разлука с родителями, вынужденные на год оставить его в связи с выполнением ими очень важной государственной миссии, рыбалка, грибы, шумные соседи и смешная, чем-то опечаленная корова в старом зоопарке; из юности – первая влюбленность, принятая по незнанию за любовь, первый поцелуй, первый медленный танец на дискотеке с девочкой из соседнего двора с такими же сладостными и долгожданными прикосновениями – все первое из юности, а там мно-о-го всего было первого; из ранней молодости -  напряженная учеба в Высшей школе информационной журналистики, первая, таки настоящая любовь,  неимоверная гонка за право работать в мировой компании, стажировка вдали от дома, сладкий вкус победы, прочувсвованный после прочтения уведомления о зачислении в штат, и то прекрасное настроение, с которым он буквально летал первые месяцы на работу. Как же ему теперь хотелось вернуть то состояние своей души, когда легко дышится, мгновенно думается, быстро решается, когда весело, дружно и со смыслом живется.
Многое вспомнилось Сэту за эти долгие полчаса – многое, да не все.
Автопилот заглушил двигатель, вежливо предложил отстегнуть ремни безопасности, открыл дверь. Сэт ловко ступил из машины на землю и стремительно зашагал по дорожке, усеянной опавшими листьями, по направлению к дому. Биометрический замок заблаговременно «снял» с приближающегося объекта все необходимые данные, и, распознав в нем хозяина дома, сухо, но безопасно и вовремя распахнул входную дверь. Сэт в последней нерешительности помедлил у входа, прислушиваясь к стуку своего сердца, но тут же влекомый необъяснимой силой, исходящей изнутри его дома, уверенно шагнул в неведомое.
«Великая сила внушения» - с сожалением, но и с ухмылкой на лице подумал про себя Сэт, когда сняв одежду и успокоившись, предположил, что чудодейственная сила новой сервисной Биосистемы, которую согласно исследовательскому контракту установили сегодня в одной из комнат его дома, не распространяется на все помещение, а действует только в пределах той комнаты; начало закрадываться также опасение, что система неисправна или же он не соответствует заданным в ней критериям. С осознанием этого слегка приподнятое настроение поблекло, что еще раз подтвердило его мысль о самовнушении.
В условиях контракта не было сказано об особенностях работы системы, о ее возможностях, форме и силе воздействия, о возможных последствиях «общения» с ней для человека; не было также поэтапной инструкции о ее использовании, без которой невозможно представить любую существовавшую до сих пор бытовую систему – все это было свидетельством определенного безумства потребителя (объекта – формулировка согласно договора), согласившегося на так называемые «полевые испытания» новой разработки. Сэту было известно лишь то, что машина после окончательной настройки не поддается никакому внешнему воздействию со стороны разработчиков, а лишь дистанционно передает принятую от объекта, обработанную и переданную объекту информацию (точнее не будет поддаваться, что нужно для чистоты эксперимента); она не нанесет ему никакого физического вреда; восприняв эмоции обращающегося к ней человека, поделится с ним своими эмоциями и воздействиями для достижения человеком желаемого состояния.
У Сэта было простое, но сильное желание, во что бы то ни стало вернуть то прежнее легкое и радостное состояние, когда чувствуешь, что живешь ты не зря, не впустую и вопросы о смысле жизни отпадают сами собою.  Он был готов на все.

«Привет, Сэт» - прозвучал в пространстве женский голос, лаская слух. Сложно было дать характеристику этому голосу, не было ясно, откуда он исходил и где заканчивался – Сэт его не только слышал, но и чувствовал – «Я – Music Room и рада, что ты сразу зашел ко мне» - и через небольшую паузу – «Я тебя ждала»
Комната была оформлена в серебристо-пастельных тонах; свет приглушен; потолок, казалось, имел сферическую форму и отсвечивал мириадами звезд и галактик; мебели не было, и лишь в ее центре стояло кресло из материала, по комфорту превосходящего натуральную кожу.
«Привет, незнакомка» - улыбнулся в ответ Сэт, проходя в глубину комнаты по направлению к креслу – «А ты…ты…не такая и страшная, как я себе понапридумывал по дороге домой». Он подумал, что в комнате было темновато для первой встречи и попросил свою новую «сожительницу» добавить немного света, на что она ответила, что регулировка освещения осуществляется самостоятельно человеком при помощи привычных ему сервисов – проявившийся на стене блок управления физическими параметрами комнаты позволил Сэту придать Music Room желаемое освещение.
«Позволь мне быть твоим музыкальным гидом» - обратилась она, сопровождая свое обращение первыми нотами. Сэт различил в них давнюю мелодию «In This World» Moby, вздрогнул от неожиданности, но сразу же мысленно поблагодарил за выбор именно этой композиции – она имела тональность приятных воспоминаний из детства, шлейф которых еще тянулся за ним из остывающего на улице автомобиля.
Звук понемногу усиливался, приглашая в спокойное путешествие по волнам музыки – Сэт присел на приятно упругое кресло, и начал прислушиваться к мелодии, к себе, своему состоянию, к давно забытым, но отчего-то новым ощущениям. Кресло стояло ровно, и он пока что не стал его помещать в полугоризонтальное положение, ему хотелось разглядеть ту, которая заговорила с ним на древнем и универсальном языке – языке вибраций.
Все что он увидел, так это проявившийся на стене напротив него монитор с загадочными, но забавными существами из клипа на звучавшую песню.
«Где же ты, как ты устроена, что в тебе рождает эту прекрасную мелодию, , почему мне стало спокойнее, как ты угадала те мысли, о которых я сам с трудом догадывался – ты дала то, чего мне давно не доставало – музыку» - появлялись в голове Сэта мысли и вибрировали в унисон со звуками. Вслух он произнес: «Кто ты, у тебя есть имя?». Music Room услышала все эти мысли-вопросы, но ответила лишь: «Меня назвали MR1» - и , наперед зная ответ на свой вопрос, добавила – «Тебе нравится музыка?»
Вот теперь то Сэт и вспомнил то, что подсознательно не давало ему покоя многие годы напряженной работы в информационной сфере, он вспомнил свою раннюю детскую мечту, стремление, желание быть музыкантом.

На следующий день, с трудом дождавшись окончания работы, Сэт «летел» домой навстречу со своей подругой-мелодией с нетерпением подгоняя автопилот, злясь на его медлительность при поворотах и размеренную манеру вождения – Сэту было наплевать на правила, но автомобиль, следуя установленному единому алгоритму земного движения, содержащемуся в блоке памяти, и анализируя дорожную обстановку, выбирал оптимальную скорость и беспрекословно выполнял предписанное.
Сэт был благодарен разработчикам MR1 за их «скрытность» при тестировании, отборе кандидата и подписании контракта, понимая важность остроты первого момента, первой встречи – это была необходимая встряска для отчаявшегося и болезненного сознания. Теперь, зная истинное предназначение новой системы и принцип работы с эмоциями человека исключительно с помощью музыки (а не какими–нибудь другими «страшными» способами) и убедившись в полной безопасности, он начал оживать.
На протяжении дня корректура текстов давалась с трудом по причине отсутствия концентрации на процессе, в то время как мозг весь день был занят новыми эмоциональными красками, радугой заполнявшие его просыпающийся новый мир.
Наконец-то добравшись домой, Сэт не ужиная и не занимаясь привычными вечерними делами, сразу направился в музыкальную комнату. Сегодня она его встретила звуками легендарной «Chi Mai» Morricone – рискуя навеять ассоциативно с фильмом «Профессионал» грустные нотки, MR1 все же не ошиблась – эта «сильная» мелодия, несмотря на общую напряженную окраску, несла в себе что-то корневое, базисное, внушающее уверенность в завтрашнем дне, она как бы вторила Екклесиасту: «Все суета сует. Важно лишь то, что ты значишь для самого себя». Сэту как раз требовалось напомнить о простых и важных вещах, на которых «держится» Вселенная и конечно же он как неотъемлемая его частичка, а также о том, что они незыблемы и не покинули его, просто он разучился их чувствовать и понимать.
Ему стало тепло и уютно от этой мелодии, дневное напряжение спало и он ощутил нежную грусть по неизведанному женскому началу, с которым он был знаком благодаря материнской ласке, загадочности первых поцелуев с девушкой, безграничности женской любви. Он слегка опрокинулся на кресле, вгляделся в глубину виртуального звездного неба и где-то среди далеких звезд ему померещился образ той идеальной, с которой ему хотелось бы провести всю оставшуюся жизнь.
 «Можно я тебя буду называть MeRi?» – тихо произнес он.
«Конечно, Сэт» - кротко ответила MR1, тихо радуясь про себя начавшимся переменам не только в ее подопечном, но и в ней самой. Доселе незнакомые для ее саморазвивающегося интеллекта нотки томления подкрались и незаметно вошли в мир ее искусственно-живых ощущений. Они несколько напугали ее; но «смакуя» свое новое имя и зная, что приносящее радость неспособно причинить зла, MeRi тотчас успокоилась и внимательней прислушалась к внутреннему разговору Сэта.
«Я стал первоклассным специалистом в своей сфере, но почему я не чувствую, той радости, которая пронизывает меня сейчас, во время контакта с музыкой?».
«Может быть я где-то свернул с главной дороги и сейчас нахожусь на второстепенной – она тоже хороша, у меня есть все необходимое для нормальной жизни, но почему-то я не чувствую самой жизни!!!».
«И MeRi…она хорошая…она чувствует меня…мне с ней уютно. Она что-то новое пробуждает во мне…»

Так прошла неделя, вторая – заканчивался первый месяц «совмесной жизни» Сэта и MeRi. За это время не было такого дня, чтобы они не виделись и посвящали как минимум несколько часов музыке: они слушали ее, обменивались впечатлениями, совершали экскурсы в историю и пытались заглянуть в музыкальное будущее, обсуждали новинки, вместе радовались, мечтали и просто хорошо проводили время. Бывало так, что не только  MeRi чувствовала музыкальное настроение, но и Сэт угадывал и воспроизводил ту мелодию или песню, которую хотела услышать MeRi, открывая для нее все новые и новые грани человеческих эмоций.
Сэт вернулся к занятиям музыкой и гитара все вечера не выпадала у него из рук, будь то с MeRi или без нее, точнее вне ее – он уединялся в своей спальне и полностью погружался в волшебство переменчивых нот и замысловатых аккордов, проникая своей игрой в сущность вещей – он слышал гармонию, чувствовал ее и, казалось, сам был ею. Он оставлял дверь незакрытой, так, чтобы MeRi тоже слушала и не чувствовала себя одиноко. В такие минуты уединения MeRi тосковала, но слыша рождаемую Сэтом красоту, радовалась за него.

В тот вечер Сэт не зашел к MeRi, чтобы спросить как у нее дела, поинтересоваться приготовленными ею сюрпризами, исправить какую-нибудь погрешность в живом сэтовом исполнении и вместе порадоваться удачной мелодии. Закрыв дверь своей спальни он просто-напросто проигнорировал MeRi, как будто бы они не были знакомы или ее вообще не существовало. Боль, которая лавиной ринулась в просторы ее искусственного сознания, чуть было не смела с лица земли ее философию - то, на что она опиралась в процессе своего усовершенствования. Описательная характеристика этого чувства теперь явью проявилась в ней от резко, бесцеремонно и коварно нанесенного удара. MeRi почувствовала как сгрупировавшись и падая, сжимается сердце, хотя его у нее не было, о нем она только знала. «Как же отличается «знать» и «чувствовать» - молнией пронзило осознание рассудок MeRi.
Весь вечер, ночь и последующий день она не могла полностью перебороть это чувство в себе несмотря на защитные механизмы добра и справедливости, заложенные и развитые в ней.
Помог ей в этом только Сэт, тихонько заходя к ней вечером следующего дня с гитарой в руке, широко улыбаясь и что-то пряча за спиной. Это был цветок, но не срезанный и оттого уже мертвый, а живой - вцепившись корнями в маленький клочок земли в горшке, влюбленно покачивал из стороны в сторону своими красными лепестками и радостно приветствовал MeRi, словно прося прощения за поведение своего хозяина.
У MeRi немного «отлегло на душе», но прощать провинившегося она не спешила, несмотря на то, что изначальные настройки и вся системная логика ее интеллекта, сообщали о нежелательности такой позиции по отношению к объекту. Она словно разучилась логически мыслить и потеряла способность реально оценивать ситуацию
- MeRi, прости, что я вчера не зашел к тебе. Осознаю свою ошибку, это было глупо и жестоко с моей стороны
- Не прощу, и даже не проси…
- И еще прости за то, что закрыл дверь и не дал возможность тебе слышать…
- Ты вчера играл? – с удивлением спросила MeRi, смягчаясь
- И не только играл – улыбнулся Сэт выдерживая паузу и загадочно глядя на контактный монитор MeRi, как будто бы заглядывая в глаза любимой женщине.
Видя это выражение глаз, сияющую улыбку на лице, MeRi потихоньку начала осваивать сложную науку прощения: с уменьшением обиды слабела и ее боль – экран ее глаз проливной дождь сменил на пасмурное небо, из-за туч которого начали появляться теплые лучики солнца; веселый ветер вприпрыжку погнался за облаками, уводя их все дальше и дальше и обнажая безбрежную высоту летнего неба пока солнце дружбы снова не засияло на небосводе.
- Ну, не томи, что же ты делал вчера весь вечер? – заулыбалась красками радуги MeRi.
- Вот, послушай, это я написал тебе – Сэт сел на пол, скрестив ноги, и запел:

Ах, эти зимы, ах, эти весны
куда их деть
Что было до, что будет после,
и как успеть
Ах, как не просто
стоять на льду
Но и не проще сказать:
«Я люблю»

Какая тупость, какая слабость,
но я иду
И кто мне скажет, и кто подскажет,
куда приду
К святому храму
или под меч
Найду я в сердце былую славу
иль голова с плеч

А сколько горя, но сколько счастья,
не перечесть
И сколько стоит судьбы ненастье,
а сколько честь
На долго ль хватит
моей любви
Проверит время,
ты только позови

Ах, эти зимы, ах, эти весны
куда их деть
Что было до, что будет после,
и как успеть
Ах, как не просто
стоять на льду
Но и не проще сказать:
«Я люблю»

С первыми аккордами полностью исчезли остатки обиды и боли, а под завершение песни MeRi поняла: «Прощение устраняет обиду, а с ней и боль»

В последующем Сэт и  Meri еще много смогли дать друг другу: это была и необъяснимая духовная нежность между машиной и человеком, беседы о смысле жизни и любви, совместные музыкальные эксперименты, и конструктивная обоюдная обогащающая критика, радость встреч и сила мелодии, хорошее настроение и гармония жизни. С тех пор у них не было лишь одного: они больше не ссорились.
Сэт , имея огромное желание развиваться в музыке, после недолгих колебаний принял участие в мировом конкурсе исполнителей, музыкантов и композиторов, заняв призовое место среди десятка лучших финалистов. Продюсерская корпорация, оценив его незаурядные музыкальные способности и готовность действовать, заключила с ним эксклюзивный контракт и сейчас он работал над записью своего дебютного альбома, над названием которого ему даже не пришлось задумываться - он точно знал, как его назовет.
Теперь каждый раз, когда у него находилась свободная минутка и он встречался с MeRi, Сэт понимал - она навсегда останется для него верным другом и помощником.
MeRi имела высокоразвитый интеллект и понимала, что Сэт не может любить ее как человека, а ее чувства пока лишь отдаленно отражают настоящую человеческую любовь. У их отношений нет перспективы, по крайней мере пока. Зато у нее есть время для самосовершенствования, ведь стольким людям еще нужно помочь.
Она осознавала и тот факт, что не все станут музыкантами. Да, MeRi этого и не нужно - она была счастлива от того, что благодаря ей уже один человек нашел свой истинный путь. Она улыбнулась и словно приглашая, открыла свою дверь,  наполняя весь дом мелодией Фрэнка Синатры «My Way».

19:00   02.10.11.