О страсти и бесстрастии

Евгений Терёхин
Главная человеческая беда - грех, а грех проявляется в страстях, обуревающих душу. Это признают, пожалуй, все религии мира: индусы отрекаются от желаний, мусульмане придерживаются строгого образа жизни, христианские отцы церкви все как один говорят о бесстрастии как о цели.

Наблюдаю за собой, и в этом отношении заметил, что бесстрастие - чудесный идеал. Особенно когда сознаешь пользу бесстрастия (спокойствия, ровности души) в моменты, когда, по идее, душу должны раздирать желания. И вот вдруг они НЕ раздирают. Что-то, конечно, екнет, дернется в душе и опять все станет ровно, гладь вод восстановит свою неподвижность. Хорошая иллюстрация - Христос, спящий во время бури, пока ученики буквально обуреваемы страстями (желанием жить).

Однако Бердяев писал о том, что идеал бесстрастия, выдвигаемый христианским аскетизмом, не есть бесстрастие в полном смысле слова. Поскольку для борьбы ЗА освобождение от страстей, необходима первичная еще более сильная Страсть. Страсть с большой буквы. Это Страсть, по Бердяеву, прослеживается до первичной Страстности Бога, огня, сотворившего мир из ничего, до первичной свободы, ничем не детерминированной.

Если смотреть на Христа в Евангелии, то эта первичная Страстность видна повсюду. И в изгнании торгашей из храма (ревность о доме Твоем снедает Меня), и в Страстях крестных, и в омовении ног, и в слезах о Лазаре, и в обличении фарисеев и т.п. И тем не менее, Христос на иконах чаще всего с бесстрастным выражением лица, и это символ Его свободы от страстей, символ победы над плотью.

Вопрос: если для преодоления страстей, губящих душу, необходима еще большая первичная Страсть, то как эта первичная Страсть переживается душой? Если первичная Страсть такова, что она побеждает мелкие страстишки и восстанавливает в душе равновесие, то почему же она названа Страстью? Страсть - это метание, борьба, ревность, неуспокоенность. Но эта первичная Страсть горит огнем неопаляющим, бурлит, но не раздирает душу, ревнует, но успокаивает. Можно ли тогда это назвать Страстью вообще? Правы ли Отцы, когда проповедуют бесстрастие, или же есть некий иной род страсти - первичная страсть, горящая, но не испепеляющая, как купина неопалимая?

Если задуматься над опытом, становится немного яснее: когда я загораюсь желанием купить новую машину и начинаю изучать Интернет в поисках вариантов, хотя денег нет, это страсть к обогащению. Она обуревает душу, и, если дать ей ход, ведет к рабству. Но если обуздать ее, то есть вырвать соблазняющий глаз, то для этого потребуется не просто усилие воли, но глубинное желание свободы от раздирающих душу желаний. Это первичное желание свободы есть плод познания Бога. Оно как бы проступает из глубины сквозь верхние слои желаний и говорит: "Вот чего ты хочешь". И по сути своей это Желание очень сильное, я бы даже сказал ревностное, но оно иного порядка, чем страсти верхнего мира. Оно не раздирает душу, не иссушает, не насилует душу, не лишает покоя.

Как-то услышал о разнице между Святым Духом и духом лукавого. Последний стремится насиловать душу. Нечистые духи врываются в душу без приглашения, они разоряют ее и живут там без позволения. Чтобы их изгнать, нужны жуткие усилия благодати. И это не так-то просто. Дух врага - рвет душу и не желает уходить. Это - как образ действия "верхних" страстей.

Дух же Божий никогда не приходит, пока Его не стяжаешь, пока Его не будешь призывать - долго и упорно. Он будет долго смотреть на душу, нет ли там лукавства, нераскаянности, и только потом входит. Но и живет Он в душе как на птичьих правах - Его можно легко угасить, оскорбить, игнорировать. И тогда Он уходит. И Его нужно искать ежедневно, чтобы исполниться Им. Он не станет жить в человеке против воли человека (хотя и будет воздействовать извне). Это - образ первичной Страсти. Она ревностна до нашей чистоты, но если ее подавить поверхностными страстями, она замолкнет, ее не будет слышно. Но если прислушаться к ее неопаляющему бурлению, она помогает одолевать поверхностные страсти. Без нее не может быть настоящей победы. Эта первичная Страсть и есть Святой Дух, думаю. Дух любви, тихого горения. "Большие воды не потушат любви".

Отсюда следует важный момент: для успешной победы над собой в этой жизни, для избавления от страстей, нужна сильная первичная Страсть. Не усилие воли, не чувство долга, не отречение от желаний, а именно Страсть, но иного порядка. Без этой первичной Страсти, все усилия по борьбе с грехом, окончатся фарисейством. Если мы не знаем вкуса того, ради чего боремся, то мы не боремся ради Этого, а ради чего-то другого, земного.