Эссе о душе

Элла Крылова
Мы кажемся себе плотными непроницаемыми объектами, но это не так. Внешние факторы влияют на внутренние процессы. И всё же мы сохраняем свою целостность. Наш организм всё время обновляется: одни клетки отмирают, другие рождаются. И всё же мы сохраняем свою целостность. Чем же обусловлена эта целостность? Разумеется, присутствием души.
Генетики мне возразят: целостность организма обусловлена генокодом. Но почему генокод работает именно так, а не иначе? Почему он вообще работает? Его работа поддерживается присутствием души. Мы можем как-то почувствовать свою душу? Разумеется. Душа – это наше чувство собственного «я». В этом чувстве нет ничего плохого, предосудительного. В чистом чувстве собственного «я» нет даже эгоизма. Это естественное чувство. Это чувство в своём расцвете есть самосознание. Это чувство в своей кульминации есть осознание Абсолютного Сознания, то есть Бога. Чувство собственного «я» у каждого своё и у всех одно: у людей, зверей, растений и камней. У планет, квазаров и проч. То, что нас разъединяет, нас и объединяет в сложной и величественной симфонии Жизни.
Душа не есть некий абстрактный принцип наподобие Платоновской «идеи». И в тоже время душа связана с телом, как мысль с её словесным выражением. Материальна ли мысль? Есть мнение, что в известной степени материальна. Мы говорим, что мысль «посещает», «приходит в голову». Как знать, может быть за этими образными выражениями стоит некая реальность. Во всяком случае, несомненно, что мысль обладает влиянием, порой огромным. Так же несомненно, что мысль предшествует своему словесному выражению. Вот так и душа предшествует своему физическому воплощению и превосходит его. Можно сказать, что душа творит тело по своему образу и подобию. Мне могут возразить, что тогда мы все были бы прекрасны, как ангелы. Но представления о красоте в разные эпохи у разных народов весьма различны. Они различны даже у представителей одной эпохи и одного народа. Кроме того, души, как и живые существа, наделены разными способностями: одни менее, другие более талантливы. Степень одарённости, вероятно, зависит от чистоты канала, связующего душу с её Создателем, по образу и подобию которого она и создана. Душа Иисуса Христа была гениальна: она сумела воскресить свою физическую оболочку после того личного апокалипсиса, которое мы называем «смерть». Но и наши души талантливы уже потому хотя бы, что воскрешают наши тела каждое утро после маленькой смерти под названьем «сон» (кому ничего не снится, меня поймут).
С небольшой долей условности можно сказать, что душа – частица Бога в каждом из нас. Условность в том, что душа и Бог на самом деле не отделимы друг от друга. При этом душа обладает реальной свободой воли. Мы едины в Боге, это и есть соборность. Соборность же на уровне физических единиц – это толпа (футбольных болельщиков, религиозных фанатиков – не имеет значения). Несмотря на единство душ в Боге, каждая душа – индивидуальность. Индивидуальность же обладает свойствами. С одной стороны, присущими всем (что создаёт возможность для коммуникации), с другой стороны, присущими только ей (что обеспечивает её уникальность). Подвержена ли душа эволюции? И да, и нет. Нет, потому что в душе изначально есть всё, что нужно. Да, потому что то, что есть в душе изначально, должно проявиться, развёртываясь во времени.
Подвержена ли душа злу? И да, и нет. Да, потому что душа связана с физической оболочкой, чья природа является, так сказать, более низкой, чем природа души, и интенции этой низкой природы могут быть негативными.  Но, поскольку зло (в отличие от добра) не имеет субстанции, оно проходит сквозь душу, не искажая её. Так отражение в зеркале не меняет природу зеркала. Душа по определению не может быть грешной. Что бы с ней ни происходило и как бы она сама не действовала, она остаётся частицей Бога. И поскольку душа – частица Бога, она свободна и от смерти.

7 октября 2011