Самое красивое место на земле

Рита Форд
Мы вернулись с Гавайев. Алоха Вам всем, люди добрые! На Гавайях говорят «Алоха!» и при встрече и  на прощание. Сами гавайцы называют свой штат Алоха штат. Сколько же всего красивого я увидела в этом Алоха штате! Таким маленьким клочкам земли посреди океана досталось от Бога столько красоты -  и  океан, и горы, и буйство тропической природы, и причудливые животные, и радуга каждый день.

А климат - не бывает холоднее +18 град и жарче +32 град! Поэтому я насмотрелась на дома стоимостью в несколько миллионов долларов. Обзавидовалась, конечно. Некоторые дома  и их немало с видом и на океан, и на горы. Ну как тут не лопнуть от зависти?!

Медуз, акул можно не бояться. Я не встретила ни одной медузы во время купания, а акул у побережья нет. Ядовитых змей на островах нет. Последний ураган не очень сильный был в 1984 году. Так как ураганы практически случаются редко, то дома строят прямо у воды, на берегу океана.

Гостиничный комплекс, где мы жили недельку, тоже располагается у кромки воды. Но помимо купания в океане задумано купание во всевозможных бассейнах с пресной водой, в лагуне с морской водой. Мы жили на острове Оаху, в столице Гавайев Гонолулу.

Мне  очень понравился сад на территории гостиничного комплекса. Я, как садовый дизайнер, оценила очень высоко всё: и фонтаны, и водопады, и камень, и пруды с утками, фламинго, пингвинами, лебедями и райские кущи с попугаями. Что в первый день приезда, что в последний рот всё время открывался от изумления. Так и проходила неделю с открытым ртом. Птицы как будто понимают, что ничего лучшего им не найти и не улетают, а красуются перед гостями. Один из попугаев говорил: «Алоха!»

Однако системы «всё включено», как впрочем, во всех Соединенных штатах при покупке тура не предусмотрено. В оплату тура входит перелет, проживание в гостинице, пляжные полотенца, вода в питьевом фонтанчике (хи-хи!). За все остальное надо платить, и не мало.

Отсутствует такое понятие « наесться дешёвых местных  фруктов», как у всех у нас было при поездках на юг, к морю - обязательный атрибут отпуска на юге наесться вдоволь южных фруктов. Мы купили себе и соседям в подарок обалденные по качеству и вкусу ананасы прямо в магазинчике у знаменитой на весь мир плантации Dole. Но они были совсем не дешёвые ананасы,а по такой же цене как у нас в Луизиане, только огромные и сладкие потому, что спелые, а не недозревшие как их зачастую продают везде. Еще я купила манго и папайю, хотела всё домой привезти, но в аэропорту не разрешили провезти почему-то именно манго, и я решила не дарить моё манго таможеннику и употребила его по назначению прямо в аэропорту. Мой Ральф интеллигентно сидел рядышком и только наблюдал меня, а наблюдать было что, потому что я, как дитё малое испачкала все лицо, пока ела моё  самое лучшее манго в моей жизни. А строгий таможенник заботливо поднес мне салфеточки, поэтому зла на него я не держу.

В эту поездку я увидела впервые в жизни как растут ананасы, папайя, кофейную плантацию. Гавайский кофе на мой вкус так себе, но я привезла на память домой, пью, вспоминаю Гавайи.

Услышала такую удивительную вещь, что на Гавайях есть такой закон, больше его нет нигде в Штатах, о предоставлении бесплатных домов для исконных гавайцев. То есть, если ты представишь доказательства, что родители у тебя гавайцы, и ты родился на Гавайях, и жена твоя тоже, то тебе полагается домик. А платить надо только налог за него. Кстати при таком раскладе низких и высоких температур на островах не надо дома ни обогревать, ни охлаждать. Водопроводная вода у них замечательного качества. И во многих местах люди используют устройства для сбора дождевой воды, благо её в изобилии.

Пару слов об  общественном транспорте в Гонолулу. В городе курсируют автобусы и троллейбусы, похожие внешне на автобусы, потому что без «рогов». В зависимости от маршрутов  их цвет и цена за проезд (от 2 до 2,5 долларов).

Самую бессовестную рекламу я встретила в Гонолулу на троллейбусе. Было написано, что проезд бесплатный, на самом деле 2 доллара. Но первый раз мы поверили рекламе и не заплатили, а водитель по непонятной причине не спросил с нас оплату (может, постеснялся? Хи-хи.) Впоследствии мы всегда платили по 2 доллара в этом «бесплатном» троллейбусе. Водители называют не только остановку, но и перечисляют всё, что расположено рядом, а во время движения смешно комментируют всё, что мы проезжаем, шутят и даже поют.

В Гонолулу я видела только отдыхающих туристов и людей из сферы обслуживания этих туристов. Негров из местных не видела ни одного, в основной массе местные азиатской внешности. Немало японцев живет на Гавайях, я видела много японских садов около частных домов.

Но всё-таки темнокожие живут на Гавайях, ведь Барак Обама и родился в Гонолулу, и учился. Нам показали  и родильный дом, где он родился, и типовой блочный дом, где он жил со своей бабушкой, и  школу не из дешёвых, куда он ходил учиться, и мороженицу « Баскин Робинс», где он в подростковом возрасте подрабатывал.

Ежедневно смотрели  на побережье на фотографирующихся молодоженов. Кстати, там женихи тоже в белом.

До этой поездки Ральф читал отзывы людей про всякую всячину, про Гавайи. В результате мы сходили в ресторан за тридевять земель от нашего отеля, про который было написано, что недалеко от отеля и недорогой. Мы отведали ничем не выдающуюся по вкусу рыбку  по маленькому-премаленькому кусочку,  выпили маленькую бутылочку шампанского и оставили там 125 долларов. Обычно дома мы покупаем провизию на неделю на эти деньги. А ещё я прикинула, что лучше бы я на эти 125 долларов не съела рыбу, а отправилась на экскурсию смотреть рыб и обитателей моря в специальной подводной лодке. Мне было так интересно, но жалко за 1 час, проведенный под водой 125 долларов. И еще одна неудача постигла нас с рестораном, порекомендованным в интернете. Чтоб ни дна, ни покрышки тому рекомендодателю! Хоть бы предупредил! Я была смертельно усталая в тот злополучный вечер и голодная, а там, как оказалось, надо было самим готовить себе еду под руководством повара. Мы ушли. Я сказала Ральфу, чтобы никаких больше походов по рекомендациям из интернета!

Мы не только купались и загорали,  я ещё хотела посмотреть что-нибудь в окрестностях.

Первый наш поход был в Пёрл-Харбор - место боевых действий во время американо-японской войны  7 декабря 1941 года.  Эх, люди, люди! В таком райском местечке умудрились расположить военную базу. А бедным гавайцам, за что досталось 7 декабря 1941 года? Они тогда к США - то не принадлежали, и никаких споров с Японией у них не было. Но японцы бомбили всё, не сортируя, это понятно.

Одна женщина-американка из группы поделилась своим недоумением по поводу того, что как много японцев посещает в наши дни Пёрл-Харбор. Дескать, как они могут, как они смеют? Как будто бы не было в ответ ни Хиросимы, ни Нагасаки, где погибло в 100 раз больше людей. Но я не удивлюсь, если она даже не слышала про трагедии в этих японских городах. Я читала у Даниила Гранина, как он собственными ушами слышал разговор двух американских матросов в музее в Хиросиме. Один спросил другого: « А что, это правда, что это мы сделали?» Значит, в школе они это не проходили?

Маленькому мальчику купили в « Сувенирах» самолётик, он, играя, говорил, что поубивает всех японцев. Родители, бабушка и дедушка усмехались. А случись это,  придётся  ведь смотреть американские телевизоры и ездить на американских машинах. А в основной массе, исключая ярых патриотов, американцы предпочитают японскую технику. Так что, что вы усмехаетесь над агрессивными замашками своего чада, глупенькие? 

Эх, малыш, никто тебе не сказал, что все ненавистные для тебя японцы давно разгромлены Советской армией в далёком 1945 году. Вот и в фильме, который нам сегодня показали, не был даже упомянут этот факт. Была показана только неудачная попытка реванша за Пёрл-Харбор со стороны американских солдат. Откуда тебе знать, кто в конце концов разгромил тех агрессивных японцев. И было при этом всё, что несёт с собой война – раны, кровь, смерть. Это потом, после того, как, войска милитаристской Японии были уже разгромлены советскими солдатами, американский пилот, пролетая над Хиросимой и Нагасаки,  легким нажатием кнопки послал атомные бомбы. Одной из них было дано милое имя «Малыш». Какой ужас!

В моём городе Санкт-Петербурге всегда можно увидеть множество гостей из разных стран. И только японцев можно встретить крайне редко. Японцы не приезжают в Санкт-Петербург потому, что неподалёку от Санкт-Петербурга расположена атомная электростанция. Прошло столько лет после трагедий в Хиросиме и Нагасаки, сменились поколения, а страх перед всем, что связано с радиацией, похоже, поселился в сердцах японцев навечно. Несмотря на то, что на атомной станции всё, в общем-то, в порядке, японцы – очень редкие гости в Санкт-Петербурге. Я видела всего лишь несколько. Женщины прикрываются от солнца при помощи зонтиков и носят перчатки даже летом – ведь солнце тоже связано с радиацией.

Война – это плохо, убивать  - это плохо, малыш. Ну почему твои бабушка, дедушка, папа и мама всего лишь улыбаются в ответ на твой порыв «поубивать всех японцев»?

Кто-то из великих сказал, что если третья мировая война будет с атомным оружием, то четвёртая мировая будет с каменными топорами. От осознания этого приходишь в ужас.

Меня возмущает, что везде говорят и в демонстрируемом в Пёрл-Харборе документальном фильме тоже, что нападение японцев на Пёрл-Харбор ускорило вступление Америки во Вторую мировую войну. Ничего себе ускорило! Прошло 4 года после Пёрл-Харбора. Явились, не запылились, чтоб поучаствовать в делёжке после победы.

Меня возмущает, а, наверное, это  и называется блестящая политика, когда президент страны сохраняет живыми людей своей страны, страна присоединяется к военным действиям в самом конце войны, чтобы пожать плоды победы в войне. А потом еще внушить людям своей страны и всему миру, что они главные победители, и люди гордятся своей страной и президентом.   

Ральф, как типичный американец, на мой вопрос, почему Америка не спешила со 2-ым фронтом, отвечает, как его учили в школе, что Америка не была готова к вступлению в войну. А кто был готов?

Все  затонувшие корабли после бомбежки японцами американцы подняли со дна впоследствии, отремонтировали, один под названием « Аризона» оставили на дне, как музейный экспонат.

Я заранее прочитала про этот мемориал, представляла, что  придумано что-то, чтобы посмотреть на глубине затонувший военный корабль, но оказалось всё проще. Над поверхностью воды видны самые верхние части корабля, не знаю, как они называются, то есть вовсе не глубоко.

На территории базы среди всевозможной техники 40-ых годов увидела впервые японскую подводную торпеду для камикадзе. Интересная штуковина.

Оказывается, у США с Японией был подписан отдельный акт о капитуляции Японии в 1945 году и был он подписан на корабле
«Миссури», который мы видели, пришвартованным в Пёрл-Харборе. Это тоже музейный экспонат. Я туда не заходила, все-таки рановато мне еще с моим плохоньким английским на такие экскурсии. Я и на всех остальных-то экскурсиях Ральфа всё переспрашивала, и он мне переводил с непонятного английского на понятный мне опять же английский.

Но гораздо забавнее другой момент по поводу языка. Несколько раз я пыталась спросить, что это такое про местные блюда и, каждый раз, когда  следовало название, которое  я не слышала никогда прежде, было трудно повторить это слово с первого раза, а тем более запомнить. Названия блюд на полинезийском языке были для нас обоих труднопроизносимыми. Так что я  отведала кое-что из гавайских блюд, но не знаю,  ни что именно я ела, ни как это называется. На Гавайях я вкусила самое странное мороженое на свете - со вкусом зелёного чая, меня угораздило его выбрать за весёленький зеленый цвет, но на вкус оно было очень странное. Зато  мне посчастливилось отведать вкуснейшее ананасное мороженое, когда мы были на ананасной плантации. Ничего вкуснее этого мороженого я не ела.

Мы ходили на две вечеринки, там мы напробовались всевозможной местной еды. Могу назвать гавайскую кухню превосходной. Одна вечеринка проходила на крыше одного из зданий в нашем гостиничном комплексе. Для нас, для гостей гавайцы исполняли песни на своем наречии, танцевали. https://youtu.be/qMmCAzF4JcA 

Фотография с той вечеринки висит у нас в гостиной на стене - мы с Ральфом и девушка с парнем из шоу, в гавайских национальных одеждах (там ее, конечно минимум).

Вторая вечеринка была у моря, на берегу. Мы ехали до того места через весь Гонолулу на противоположный конец. Но скучать нам не давал сопровождающий, он юморил, играл на маленькой гавайской гитаре, пел очень хорошо. Мне было почти всё понятно, поэтому я смеялась до слез. Для гостей  на вечеринке по древнему рецепту готовилась целая свинья. Они укладывают свинью на горячие камни, закапывают в землю и томят много часов.

Надо сказать мне очень понравились и местные танцы, и песни. Все очень красиво, зрелищно. Получается, что Гавайи - самый колоритный, самый самобытный  штат из всех американских штатов.

В Гонолулу я напросилась в Аквариум. Там, как зачарованная, смотрела на кораллы. Это такая красота! На Гавайях в единственном месте на планете есть золотой коралл, он на самом деле золотистый. Я его посмотрела и в Аквариуме, и в ювелирном магазине.
 
Кстати, мы зря взяли на Гавайи наше снаряжение для плавания под водой. В наших окрестностях пляж был замечательный, он вообще знаменит на весь мир (Вайкики называется, протяженность 4 км), чудный песочек, чудное песчаное дно, красивейшая чистейшая вода, но нет объектов для любования под водой с маской. Коралловые рифы можно было  понаблюдать в другом месте, мы туда не ездили. Серфингисты тоже должны ехать отдыхать в специальное место, где волны, пригодные для серфинга. Кстати, я впервые в жизни увидела своими глазами со стороны, как это делается. Дух захватывает на них смотреть. А у нас не было никаких волн всю неделю, даже маленьких, как по заказу для меня. Вода тихоокеанская не такая горькая как в Черном и Средиземном морях, послабее. Конечно, селедки же там не плавают. Мы как лохи ошиблись про температуру  воды, были уверены, что в конце апреля вода будет приятной для купания. Но приятной для купания она была для меня, так как я северяночка. На самом деле в районе +22 градусов. Заходишь, прохладненько, а минуты через 3 привыкаешь, и уже начинается балдёж. А Ральф 3 минуты геройствовал, а потом нет, чтобы остаться привыкнуть, он вылазил из воды, не получая никакого удовольствия. У меня была идея заснять на видеокамеру как люди входили в воду: у кого-то ужас на лице, у кого-то недоумение, ахи-вздохи, кто-то тут же назад пятится. Похоже, не только мы лоханулись по поводу воды, многие рассуждали как мы - раз на Гавайях круглый год тепло, значит, и купаться можно всегда. На самом деле, начиная с июля, вода хорошо прогретая.

Видела в Гонолулу бездомных людей. Они особенные. По сравнению допустим с русскими бомжами. Живут в парке на берегу океана. Так как не особо холодно и не особо жарко, то можно и без дома обойтись в таком климате. Никто их не гоняет. Все законно. Это люди, потерявшие жилье, жившие до этого в Калифорнии (один из самых дорогостоящих для проживания  штат). Власти Калифорнии оплатили им самолёт на Гавайи в один конец вот они и « бомжуют» на Гавайях.

Чтобы посмотреть весь остров Оаху мы поехали на 4-часовую экскурсию вокруг всего острова.  По отличной  дороге. С одной стороны океан, с другой горы. Все сказочно красиво. Горы высокие, на других островах есть  действующие вулканы. В горах много выпадает дождей, поэтому я увидела самые настоящие тропические джунгли. Но люди живут и на горах, где дожди идут каждый день с радугами каждый день. Удивительно. То, что дожди каждый день и радуги. И то, что люди живут в таких местах. А мы Петербург называем дождливым! Ха-ха-ха!

Наш водитель и экскурсовод в одном лице говорил нам 4 часа без перерыва. Прямо птица-говорун какая-то. Во время остановок после осмотра окрестностей, чтобы нас зазвать назад в автобус он трубил нам в большую ракушку, как делали в древние времена люди. Звук раковины можно услышать на расстоянии 50 миль.

А в другой раз мы поехали посмотреть огромный ботанический сад тропических растений. Ощущение было, что ты в диких джунглях, где просто один очень умный 
«ботаник»  рассказывал нам про растения. Там  ощущение не просто диких джунглей, а первозданных джунглей. Папоротники-деревья, привычные домашние цветы - тоже деревья или кустарники. Шёл самый настоящий тропический дождь. Сад находится высоко в горах. Там такие изумительной красоты виды! Все цветет, благоухает, плодоносит. Причем, например, гибискус цветет круглый год! Рай, одним словом. Вообще природы красивее, чем на Гавайях я до этого не видела. Это пока самое красивое место на Земле, что мне удалось увидеть.

Я носила веночек-лею из цветов на шее в этом отпуске. Цветочки-то живые и когда была пора уезжать домой, я не смогла просто взять и выбросить такую красоту в мусорное ведро, оставила висеть на крючке в номере, пусть думаю, кто-нибудь другой выбросит, у меня рука не поднялась. А местные жители прикалывают цветы ещё в волосы, причем как у нас кольца обручальные, на Гавайях имеет значение, с какой стороны приколот цветок у женатых и неженатых. Мужчины прицепляют цветки к ушам.

В самолёте у меня было местечко у окна, я могла видеть и огни ночного Гонолулу, и океан. Помню, думала в тот момент про всех гавайцев, что какие они счастливые - живут среди такой красоты, видят всё это каждый день  запросто. А нам надо лететь 8 часов туда, 8 часов обратно, пережить 8-часовую разницу во времени (это кошмарно на самом деле), потратить кучу денег, чтобы  недельку покупаться, позагорать и одним глазком взглянуть на эти места.

В течение перелёта на Главную Землю, как гавайцы называют материковую часть США, без конца кормят, поят, развлекают.  А самое удивительное про перелёт это то, что мне довелось летать в моей жизни рейсом № 1 - это рейс Хьюстон - Гонолулу и обратный рейс № 2. Вы когда-нибудь такое слышали?

Закончились наши Гавайские каникулы. Алоха, самое красивое место на земле! Пусть дорого, пусть далеко. Я бы с удовольствием сказала бы тебе когда-нибудь снова «Алоха!» и это бы значило «здравствуй!»

США, Гавайи, Луизиана
2010

Хорошим дополнением к данному очерку, на мой взгляд, будет небольшой видеосюжет "Гавайская вечеринка в штате Гавайи, в США". Видеоролик находится на моём канале, ссылка на который есть в списке внешних ссылок внизу авторской страницы под названием "Посмотреть мой канал RitaFord на Youtube".