Кур. Райские врата. Арали

Лейла Сабзали
Глава из книги "Откровения сакрального Гобустана"



В  угрозах верховного шумерского бога Энлиля, обращенных к анунакам, упоминается некая страна - Арали. И страна эта, по описаниям шумеров, находилась тоже - в «страшном  Куре». Пиктографическая запись названия «Арали» на сакральном языке шумерских жрецов некоторыми шумерологами расшифровывается, как – «дом золота», хоть с этой расшифровкой наверное, можно было бы и поспорить. И расшифровать это название как – «Ар»(муж, воин), «Ал»(в др транскрипциях Эл) –сакральное имя бога Энлиля. То есть, - «воины Ала». Возможно, потому в своих угрозах Энлил и поминает эту страну, апеллируя к стоявшим там его войскам, несущим «серебряный топор»?


В послепотопные времена, когда часть шумеров уйдет из Араты(Эриду) в Месопотамию и заново создаст там царство в месте "второго престола", которое позже будет упоминаться в Библейских текстах как  -"страна Сеннаар",  они, тем не менее, не прервут своих связей с Аратой.  И Арата станет для месопотамских шумеров своеобразным сырьевым придатком, откуда они будут привозить в «глиняное» Междуречье строительные материалы, а на первых порах даже и сельскохозяйственную продукцию. Об этом свидетельствуют множественные хозяйственные шумерские документы, где представлен строгий перечень всех товаров привозимых из Араты. Привозили из Араты и полезные ископаемые, в том числе и металлические руды. Одним из таких «рудных» мест в Арате и была страна - Арали.

А вот с шумерской пиктографической записи название А.РА.ЛИ шумерологами расшифровывается как - «место сияющих жил». Говоря об этой стране, шумерская богиня Инанна называет ее - «землей, где драгоценные металлы слегка покрыты почвой».
И по описаниям, в стране этой добывались и медь, и олово, и железная руда. Но, особое место в добыче руд у шумерских богов занимало - золото. Из добытой руды выплавлялись слитки (такие слитки были обнаружены во время археологических раскопок по всей территории Ближнего Востока), и на всех золотых слитках выставлялось клеймо - «Заг», что означало – «чистый». На некоторых оттисках шумерских печатей бог Энки изображался в окружении носильщиков с корзинами, наполненными такими слитками. (З.Ситчин).

По аналогии с этим шумерским словом - "заг" вспомнилось название «чистого места» Аннаны в Гобустане – «Анна-зага».

По обрывочному тексту, расшифрованному американским шумерологом X.Радауот становится известным, что Арали - обширная страна металлических руд, тесно связанная с шумерским городом - Бад-Тибира (Основа металлургии). Откуда металлические руды транспортировались в Абсу, а уже из Абсу отправлялись в Месопотамию на специальных грузовых судах, которые шумерами назывались –«МА.ГУР УРНУ АБ.СУ» (корабль для руд из Абсу).


Может немного не в тему, но слово «Магур» присутствует в азербайджанском языке. И в азербайджанском языке оно тоже имеет значение - «корабль».

Любопытно, что этим словом назван и один из азербайджанских мугамных ладов.
Словом - «Ма-гур-гур» в шумерских текстах называется и ковчег, на котором спаслись в потопе Зиусудра(Ной) и его семейство. Возможно, потому мугамный лад назван - «Магур»? В память о спасении?

В аккадских текстах Эриду - место, откуда «приходят серебро и золото».
 В иврите - наследнике шумеро-аккадского языка, слово - «Эриду» (;;;) часто употребляется и в значении – «бронза».


Бронза…. Известно, что для выплавки бронзы необходимы медь, а еще и достаточно редкий металл - олово. Все упрощается, если найти место, где оба эти металла имеются в наличии одновременно.

Из множественных исторических свидетельств античности ивестно, что единственным народом в том небольшом послепотопном населенном мире, владевшим секретами выплавки олова, были древние каспии – первожители Азербайджана ( название "каспи" встречается в историографии со времен античности, у римских и греческих историков). И во времена Персидского царства именно к каспиям обращались цари Персии, когда возникала необходимось где-то применить олово. О множественных знаниях и умениях каспиев в различных областях жизни, от сталеплавления - до кораблестроения и разведения лошадей упомянуто во многих исторических источниках древности, это отмечено и  на каменных страницах Бехестунской надписи. А греками олово было даже названо в честь этого народа - «касситерос».

Но, самое интересное, что на территориях Азербайджана имеются огромные залежи меди, олова, а еще и очень многих других металлов, включая и серебро и золото.
Олово или «лудильная руда» и сегодня добывается на территории Ордубадского района в месторождении – Гызыл-чингилли -Гилит-Кетам. Впрочем, возможно, что это не единственное месторождение олова на территориях Азербайджана, автор - не геолог. Ну, а месторождений медных руд на территориях Азербайджана и в виде медного колчедана, и меди порфир и.т.д. и.т.п. - такое количество…! Гедабекское, Карабахское, Хархарское месторождения, медный район Мехмана -Дамирли –Хачынчай, ордубадский медный район и.т.д.и.т.п.

На территориях Азербайджана  издревле добывались и железные руды – магнетит и гематит. Добывались - молибден, алюминий, хромит, свинец, цинк, кобальт и и.т.д.и.т.п. Помимо того,  драгоценные металлы – серебро, золото и даже руды, которые используются в атомной промышленности. Словом, вся таблица Менделеева на территории гористого Азербайджана.


И все же, где находилась эта мифическая «страна Арали»?

Известно, что Арали у шумеров тоже локализовалась в «страшном Куре».
Кур-Абсу, как мы выяснили, - побережье, а вот Арали по описаниям, находилась выше Абсу. И попасть в нее из Абсу можно было по воде, по воде привозили руду из Арали в Абсу. А вот из Абсу ее на «магурах», думается, переправляли через Каспий – Персидский залив - в Месопотамию.

А подвозили руду к магурам, возможно, на тех самых «броневичках» из Гобустана. И шли эти «броневики» по тем самым «каменным дорогам" Абшерона, уходящим далеко в море.
 
Выходит, осталось найти полноводную судоходную реку, впадающую в Каспий, по которой могли бы транспортироваться грузы из Арали?

На территории Азербайджана протекает полноводная река, протяженностью в -1515 км. Берущая свое начало на северо-восточном склоне горы - Гызыл-гядик, протекающая по всем обозначенным выше рудным территориям (за исключением нахчеванских месторождений) и благополучно впадающая в Каспийское море.
И самое интересное, что река эта называется – Кура. А по–азербайджански – «Кюр».
 
Упоминания о реке Куре как о - «реке», а не как о «подземном страшном месте»,  есть и в шумерских текстах. Они встречаются при описании очередного путешествия Энлиля в Кур. Энлил добирается до Абсу, а оттуда до - «Id-kur-a», что расшифровывается как – «река Кура»(«ид»-река шум.). По дороге он просит «человека ид-Кура», чтобы тот не говорил его супруге Нинлил, куда он направляется (вероятно, чтобы супруга не волновалась). А затем обращается к бесстрастному «igi»- лодочнику (у шумеров – смотрители, полулюди - «si-lu-igi») с требованием – перевезти его к месту назначения.
 
Надо сказать, что лодочник в этом тексте перевозит умерших в Арали по «ид-Куру» к вратам «Ган-Зира».

 Интересно, что, невзирая на наличие в лодке мертвых, в этом тексте «ид-Кура» не описывается как - «мир мертвых». О ней говорится всего лишь, как о реке - переправе. Интересно и еще кое-что в этом тексте, – название – «Ган-Зира».


В Каспийском море в районе Баку, среди множества островов расположились три небольших островка с названием  - «Зира». Расположены они на небольшом расстоянии друг от друга. Есть «Беюк - Зира» (Большой Зира), есть «Кичик-Зира»(Малый Зира), есть и третий небольшой островок – «Хара Зира». Этимология названия этих островков давным-давно позабыта. Возможно, эти острова действительно когда-то представляли собой врата? Или были неким пограничным  пунктом?

 «Ган» - шумерское слово, оставшееся сегодня в иврите и в арабском языках в значении – «ограждение», «защита». «Зир» - с шумерского – «врата», «вход». Защищенные врата? Интересно, что «Агана» на иврите - «рай». А буквально, - «огражденное, защищенное Богом место». Тогда «Ган-зира» - врата в это огражденное место? Врата… в - Рай?

 «Ган» в переводе с современного азербайджанского – «кровь». «Кровавые врата»…? Интересно. Возможно, - «кровавые», потому что указывали на «кровную» прародину? То есть,- «Кровные врата»? У азербайджанцев есть выражение - «ганында вар», применяемое в значении некоего изначалия человеческой сути. А возможно, что более правильным было бы прочитывать название в первом значении, то есть, в негативном смысле? Если предположить, что это смысловое значение названия врат могло возникнуть после того, как население «огражденного рая» погибло?

И возможно, действительно в те времена на территориях, где были рудники и откуда, - просто невероятно, - взлетали ракеты, было не слишком благополучно с продолжительностью человеческой жизни? И места эти действительно были губительными для смертных людей, и там быстро умирали? И может, существовало какое-то специальное место, отведенное для захоронения умерших? И перевозил их лодочник - бесстрастный и бессловесный надсмотрщик богов - «иги», всего лишь, наполовину - человек. За пределы Кура, за «кровавые» врата «Ган – Зира»….


Позже этот сюжет с лодочником обретет у шумеров пугающий мистический смысл, где Кур станет «страной мертвых», а лодочник –  переправщиком в эту страну. А еще позже этот сюжет отразится и во многих религиях мира, в том же мистическом, пугающем смысле.
 
 И еще, «ид Кура» по описаниям шумеров была бурной, непредсказуемой рекой - «id2 lu2 gu7-gu7-e», то есть, - «река, пожирающая людей».

Река Кура или - «Кюр» - издревле священная река в Азербайджане, которую тем не менее, так же, издревле называют – «дяли Кюр» («Бешенная(сумасшедшая) Кура»).

Называют из-за ее неукротимого и непредсказуемого нрава, приносящего многие несчастья людям, проживающим у ее берегов. Совсем недавно она опять поднялась и вышла из берегов, затопив огромные территории по ходу своего течения. Забрав несколько человеческих жизней, огромное число скота, затопила жилища людей со всем их  нажитым добром и хозяйством. Смыла посевы, залила своей мутной водой сады, лишив республику мясного, фруктового и овощного изобилия. Действительно, - «Дяли Кюр»! Сумасшедшая река, протекающая по территориям азербайджанского Междуречья, образованного между Курой и Аразом.

*******
 
 В преданиях народа, передававшихся из уст в уста, в исторических источниках античности и средневековья рассказывается о некоем острове, когда-то существовавшем в Каспийском море, вблизи устья реки Куры. В центре этого острова располагался город, окруженный лесом и сельскохозяйственными угодьями. И остров, и город носили название – Абескун. Надо сказать, что остров этот упоминается в мифах и легендах многих народов мира.

 
По сообщениям средневековых арабских историографов - Аль Истахри и Аль Масуди, еще в средние века остров этот существовал. По описаниям, он был покрыт зеленым лесным массивом, где по большей части росли высокие кедры. Занималось население острова сельским хозяйством и выращиванием марены - растения, из корней которого в те времена по особому рецепту изготавливалась красная краска. Тот самый  – царственный «пур-пур», в который когда-то окрашивалась ткань для тог римских патрициев. На азербайджанском языке марена называется - «бойаг кекю».

В городе Абескун по описаниям, были развиты и ремесла, и в основном, выплавка металлов и кузнечное дело. По свидетельству Мухамеда Эль-Хасана, в 909 году на этот остров прибыли русы на 16-ти кораблях, а по свидетельствам персидского историка - Наджати, остров Абескун в 1304 году внезапно погрузился в море.

 
С древне-тюркского языка название острова расшифровывается как - «Аб»- праотец, «эс» – первый, «кун» – день(солнце). То есть,-  «Праотец первого дня(солнца)»? Интересно. А вот с шумерского(месопотамск. период) - «Аб» - «дверь дома», «эс» - «esh», изначально употреблялось у шумеров по отношению к их богам, храмам богов, служило эпитетом Тилмуна. И самое главное, - Эш - " первозданный священный огонь", горевший в Арате.  В более поздних значениях «эш» - «дом». «Кун» - солнце(день). «Дверь солнечного Рая(дома)»…? Еще одни «райские врата»?


В 1969 г. музеем истории Азербайджана АН Азербайджанской Республики были проведены подводные и прибрежные археологические исследования на азербайджанском побережье Каспийского моря. В результате которых была выявлена историческая область – «Гуш-тасфи», некогда занимавшая обширную территорию в устье реки Куры.

В руслах этой реки и у побережья были обнаружены древние городища, которые археологами были обозначены названиями - «Бяндован 1» и «Бяндован 2». Где, по мнению исследователей, в средние века располагался и город – Муган(закрытая храмовая область жрецов-мугов(магов). А в зоне, охватывающей прибрежные воды и побережье Каспия, от мыса Бяндован на сотни километров южнее Баку, в береговой полосе, протяженностью около трех километров, тоже в районе устья Куры, был обнаружен и культурный слой. Небольшая его часть находилась над водой, а большая - была погружена под воду, на глубину около четырех метров.
 
В слое были обнаружены остатки жилых построек, кирпичи, плавильные печи, бронзовый шлак, гончарные принадлежности, жернова, всевозможные орудия труда. А еще предметы быта - керамические изделия, бронзовые и серебряные монеты, женские украшения - стеклянные бусы, металлические браслеты, кольца итд итп. Были обнаружены и кости крупного и мелкого рогатого скота, домашней и дикой птицы, головы осетровых рыб и даже - рис, чудом сохранившийся в запечатанном сосуде.

Интересно, что название древних городищ – «Бяндован» имеют общую этимологию с шумерским – «Ba.an.da», что означает – «опора», «подпорка». Невольно приходят на ум аналогии с «геракловыми столпами», по описаниям Платона, подпиравшими небосвод в Атлантиде.
 
Видимо, много было в древности островов в устье реки Куры, возможно, бывших когда-то частью материка. И территории этих островов назывались когда-то  – Кур…?


Кстати говоря, слово - «кур» в шумерском языке употреблялось в нескольких  значениях – «гора», «храм», и - «страна». Возможно потому, что  все шумерские города-государства строились вокруг ступенчатых пирамидообразных  зиккуратов?  И возможно, самые первые аратские города по своей архитектуре внешне напоминали пирамидообразные горы? И таким же был и Тилмун?


И еще, об Арали….. На территории Грузии, в Месхетии существует село с названием - Арали. Основали его в средние века турки–месхетинцы. В 1944 году по распоряжению И.Сталина месхетинцы будут депортированы оттуда в республики Средней Азии и в Казахстан. Сегодня месхетинцы, по сути дела, народ без родины. И что очень печально, они и сами точно не помнят первоначального пункта своего исхода. Но интересно, что кавкассионы турки-месхетинцы говорят на одном из диалектов турецкого языка, близком, скорее к азербайджанскому языку, чем к турецкому. Специалистами считается, что язык турок-месхетинцев является каким-то изначальным турецким языком, сохранившем множество анахронизмов.
 
Вот и подумалось, возможно, народ этот – выходец  из легендарной страны металлических руд, названной в шумерских летописях - Арали? И вышли они с территорий, где сегодня проходит Дарьяльское ущелье, где когда-то располагались окраинные территории древнейшей Каспианы? Первой страны на территории современного Азербайджана, отмеченной в античные времена в греческих и римских исторических источниках. Вышли с нынешних приграничных к Азербайджану территорий Грузии, где до сих пор существует древний город с названием – Каспи. Из района металлургического Рустави, откуда они по течению Куры добрались до Месхеты. Где обосновавшись, они дали своему поселению древнее название своей родины.

Возможно именно там, на окраинах древней Каспианы и располагалась легендарная область – Арали? В районе металлических руд, у верхних истоков Куры, у северо-восточного склона горы с говорящим названием - «Гызыл – гядик». Что в переводе с азербайджанского языка означает - «Золотой прииск».

 
Надо признаться, что в быту у азербайджанцев до сих пор сохранился культ металлов, проявляющийся в неуемной любви к драгоценным металлам, и по большей части - к золоту. И золотые украшения здесь издревле носили не только очень обеспеченные люди, золото старались приобрести и люди не столь состоятельные. Массивные браслеты, массивные цепи, золотые ожерелья, серьги, множество колец – такие требования родственниками невест выставлялись и  выставляются перед  женихами накануне свадьбы. Как говорится, - что за невеста, если она не сверкает как солнце? И что за жених, если он не в состоянии обеспечить благополучие своей суженой? Вот такие вот традиции.


И еще, в названии третьего островка, обозначенного как – «Хара Зира»…. О значении этого слова говорилось выше и все же, - «Хар-ра» с шумерского - «Гора Бога», в иных значениях - "священная гора Неба и Земли". А слово "хар" в шумерском имеет значение - "окружность".
 

И последнее, о кедрах…, в эпосе о Гильгамеше горная страна Арата называется  «Страной кедров», о кедрах «рая земного» упоминается и в библейских текстах.