Св. Ансгарий

Константин Рыжов
Святой Ансгарий, за которым в истории христианского миссионерского движение закрепилось прозвание «апостола Севера», родился около 801 г. в одной из областей Франкской империи. С самого рождения он отличался благочестивым и восторженным характером, а смерть матери, когда ему было пять лет, еще более усилила его склонность к мистицизму. С тех пор он ощущал постоянную и неразрывную связь с горним миром.  Автор его жития рассказывает, что все важнейшие события  жизни Ансгария предзнаменовались ему или в видении, или посредством внутреннего озарения. Так от детских игр он был отнят следующим видением: мать явилась ему  в окружении светозарных жен, Ансгарию же казалось, будто он завяз в грязи и не может добраться до нее. И вот, когда он остро ощущал свое бессилие, главенствующая среди этого общества пресвятая Богородица, спросила его: желает ли он присоединиться к своей матери? Ансгарий, конечно же, страстно желал этого, и Богородица  открыла ему, что ради этого он должен оставить суетность мира, как неугодную святым. После этого мальчик думал только о монашестве. Его мирские привязанности были еще более подорваны в 814 г. известием о смерти императора Карла Великого, которая произвела на Ансгария чрезвычайно глубокое впечатление, показав непрочность всякого земного величия.
Несколькими годами позже он пережил еще одно яркое видение: ему показалось, что его дух выведен из тела двумя достопочтенными людьми, в которых он признал апостолов Петра и  Иоанна. Сначала они погрузили его в чистилище, и Ансгарий среди многих бедствий  оставался там в течении трех дней, пережив столько мук, что они показались ему за тысячу лет. Затем апостолы перенесли его в область божественной славы, где вкушали райское блаженство множество благоговейных святых. Тут он услышал голос изумительной силы и сладости, говоривший ему: «Иди, и ты опять возвратишься ко Мне с венцом мученическим». Позже Ансгарию явился Спаситель и уговорил его вполне исповедовать свои грехи, а потом уверил, что они прощены. В ответ на его вопрос: «Господи, что же Ты хочешь, чтобы я делал?», - последовал ответ: «Иди и проповедуй язычникам слово Божие».

      Совсем молодым человеком Ансгарий постригся в Корбейском монастыре и здесь прошел курс обучения. Затем он сам сделался учителем в  Корбее. Но мысль о миссионерском служении никогда не оставляла его. Вскоре ему представилась возможность исполнить свою мечту. Завоевания Карла Великого привели франков в близкое соседство с северными народами. Первую попытку их крещения предпринял в 822 г. Эббо, архиепископ реймский. В 826 г., благодаря его стараниям, вместе с женой и четырьмя сотнями последователей,  в Менце крестился датский конунг Харальд. Его крестным отцом был сам  император Людовик I Благочестивый. Императрица Юдифь  стала крестной матерью королевы,  а наследник Людовика, Лотарь – восприемником их сына. Этот важный зачин требовал подкрепления. Император решил тогда отправить к датчанам христианскую миссию. Но варварство норманнов, их сильная враждебность к христианству и дикий характер их язычества с человеческими жертвоприношениями, устрашали всех. Охотников  проповедовать среди них Евангелие долго не находилось.

     Но когда северная миссия была предложена Ансгарию, он сразу же дал согласие, хотя многие старались отговорить его. В сотоварищи ему вызвался другой монах – Аутберт. Однако миссионеры не смогли найти ни одного слуги, который пожелал бы последовать за ними. Действительно, поначалу их положение казалось очень незавидным. Сам Харальд не проявлял к монахам никакой почтительности и обращался с ними пренебрежительно. Но когда они спустились вниз по Рейну до Кельна, епископ этого города из сострадания подарил Ансгарию и Аутберту небольшой корабль с двумя каютами. Харальд пожелал занять одну из них и таким образом пришел в более тесные отношения с миссионерами. Каждый день общаясь и разговаривая с ними, он в конце концов почувствовал интерес к их предприятию. Так что на месте все оказалось не так плохо, как могло показаться в момент отъезда из Германии.  Центром своей миссии Ансгарий избрал Гадеби на берегу Шлея, против Шлезвига. Здесь он устроил церковь и школу для мальчиков, причем ученики отчасти отдавались ему, а отчасти покупались им с целью воспитания их в христианской вере.

    К несчастью, Харальд своим почтением к императору Людовику и своей переменой религии возбудил вскоре сильное негодование среди датчан. В 829 г. подданные восстали против него. Харальд вынужден был бежать во Фризию, после чего Ансгарию также пришлось  уехать из Гадеби. Но его миссионерство этим не кончилось.  В том же году к императору Людовику Благочестивому явились послы из другого скандинавского государства – Швеции. Они сообщили, что их соотечественники благоприятно расположены к христианству и просили дать им учителя. Ансгарий, которому предложена была эта миссия, немедленно согласился. После многих приключений он прибыл в шведскую столицу Бирку, где конунг Бьёрн разрешил ему свободно проповедовать Евангелие. Среди первых обращенных Ансгарием был Геригар, правитель округа, который построил на своей земле церковь.

    С успехом потрудившись полтора года, Ансгарий возвратился на родину с письмом от Бьёрна к Людовику. Император был весьма доволен его успехами и решил поставить северную миссию на новую ногу. Он  уговорил папу Григория IV назначить Ансгария в 831 г. архиепископом Гамбургским, в метрополию которого входили все скандинавские и славянские государства Северной Европы. А чтобы помочь миссии в ее непростых трудах, требовавших больших расходов, Людовик передал в полное распоряжение Ансгария богатый Тургольдский монастырь в Западной Фландрии. Доходы с него сделались потом главным финансовым источником Ансгария, получившим таким образом возможность раздавать щедрые дары местным правителям. Вслед затем Ансгарий отправился в Рим и был милостиво принят папой, который удостоил его буллой и уполномочил трудиться над делом обращения северных народов.
 
   Следующие четырнадцать лет прошли в деятельных трудах. Пользуясь поддержкой императора, Ансгарий построил в Гамбурге церковь, монастырь и коллегию. Число обращенных среди норманнов с каждым годом увеличивалось. Но затем войны и внутренние смуты едва не свели на нет весь достигнутый им успех. В 845 г. Гамбург был захвачен и сожжен ютландским конунгом Эриком. Ансгарий, враз лишившийся всего, должен был бежать, спасая свою жизнь. Тем не менее, несмотря на бедственность положения, он не потерял присутствия духа и повторял вслед за Иовом: «Господь дал, Господь взял; благословенно имя Господне!» Убежище он нашел в Рамсло у одной вдовы по имени Икия. Мало помалу сюда собрались  некоторых из его уцелевших последователей.

     Единой Франкской  империи к  этому времени уже не существовало:  после смерти в 840 г. Людовика Благочестивого, она была поделена между тремя его сыновьями. Тургольдский монастырь оказался во владениях французского короля Карла Лысого, который передал его одному мирянину. Но Ансгарий нашел поддержку у другого сына покойного императора – Людвига II Немецкого, который провозгласил его бременским епископом, оставив в тоже время в его руках архиепископство гамбургское. В 848 г. это соединение диоцезов признал собор менцских епископов.
   
      Материальное положение миссии быстро поправилось, а вслед затем возобновилась ее деятельность по обращению язычников. Ансгарию удалось приобрести большое влияние на своего прежнего врага ютландского конунга Эрика, который, хотя и не крестился сам, но позволил ему проповедовать в своих владениях и построить церковь в Шлезвиге. Датские торговцы, принявшие до этого крещение в Гамбурге или Дорштадте, получили возможность открыто исповедовать христианство. В то время как в Дании дела шли таким образом, Швеция в течение нескольких лет оставалась без христианского учителя. Ансгарию удалось отправить в эту страну священника и отшельника по имени Ардгар. Он проповедовал с большим успехом, но потом вновь удалился в отшельничество. Сменивший его монах Гауберт не понравился норманнам и был с позором изгнан из страны. Тогда Ансгарий решил сам продолжить его дело. По сути, ему пришлось все начинать сначала. Шведы, изгнавшие Гауберта, в большинстве своем были настроены к христианству  очень враждебно. И хотя конунг Олав в целом не имел ничего против новой религии, он должен был считаться с настроениями своих подданных. Решение о судьбе миссии было отдано на суд народного собрания - бросили жребий, и он оказался в пользу допущения христианских учителей. После этого шведы смягчились. Благосклонность к новой религии еще усилилась чудесами, свершившимися во время экспедиции Олава в Курляндию. Отовсюду стали стекаться обращенцы, строились церкви, и Ансгарий нашел возможность возвратиться в Данию, оставив во главе шведской миссии своего помощника Гумберта.

    Между тем, в отсутствии архиепископа, Эрик Ютландский пал в одной кровавой битве с языческой партией, которая воспользовалась его благосклонностью к христианству в качестве предлога для мятежа. Церковь в Шлезвиге была заперта, священник ее изгнан, а христиане подверглись жестокому гонению. Ансгарий мог только молиться о прекращении этого несчастья. И молитвы его не остались безответны -  вскоре он получил от юного Эрика II, наследника и сына Эрика I, письмо, в котором  тот заявлял столь же горячее сочувствие к Евангелию, какое имел его отец, и приглашал миссионеров возобновить свои труды. При новом конунге христианство стало распространяться быстрее, чем прежде. Церкви в Шлезвиге впервые позволили обзавестись колоколом, а в Рипе, втором городе Дании, на берегу противоположном Британии, Ансгарий основал еще одну церковь, в священники которой назначил одного из своих учеников. Так в трудах и заботах прошли последние десять лет его жизни.

      До самого конца Ансгарий был предан строгим аскетическим правилам, а молитвы и пост считал наипервейшим делом. Того же требовал он своих сподвижников.  Пишут, что его монахи всегда были заняты работой, и сам он никогда не сидел без дела. Не смотря на святую жизнь, он почитал себя за грешника и в своем смирении часто говорил, что «в его жизни произойдет самое большое чудо, если Бог когда-нибудь сделает из него истинно благочестивого человека». Между тем, уже при жизни Ансгарий несколько раз являл дар чудотворства, исцеляя своей молитвой болящих, однако тщательно скрывал его, чтобы избежать хвалы в свой адрес. Очень много старался он о выкупе пленных христиан и в 856 г. убедил вождей Нордалбингии отказаться от торговли рабами, которую они вели. Скончался Ансгарий  в 865 г., так и не удостоившись венца мученика, о котором мечтал всю жизнь. Несмотря на все свои старания, он не смог установить постоянного основания для христианства в Скандинавии. После его смерти местные жители вновь вернулись к язычеству. Окончательно христианство утвердилось здесь лишь два века спустя.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Англия и Скандинавия  http://www.proza.ru/2018/10/17/1822