Казусище, Фальцетище и Позорище - 3

Андрей Нарваткин
    

    На этот раз ни «Литературная газета», ни её авторы не станут объектом моей критики. То, что я прочитал в № 38(6339), в рубрике «События и мнения» (подборка откликов под заголовком «Премьер-президент и президент-премьер»), могло повстречаться в любой «ленте новостей». «ЛГ» лишь транслировала несколько высказываний политиков, общественных деятелей и СМИ по факту медведевско-путинской «рокировки», а также решение (якобы) съезда партии «Единая Россия» о выдвижении её лидера Владимира Путина в кандидаты на пост президента России. И всё бы ничего, да среди опрошенных оказался невзначай протоиерей В.Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, – далеко не последний человек в центральном аппарате РПЦ. Его «особое мнение» было настолько «особым», что я несколько раз недоуменно протирал глаза (а не померещилось ли мне?) и долго-долго чесал в затылке. Привожу его целиком: «Когда ещё в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески (ХЕ-ХЕ!)? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике (ХО-ХО!),[пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить]. В стране, где от человека, возглавляющего вертикаль власти, зависят мир, благополучие и даже жизнь миллионов людей, передача власти должна быть максимально ответственной, должна исключать лобовые столкновения не просто личностей, а больших социальных групп, которые эти личности могут подтянуть на свою сторону» (В квадратные скобки взята та часть оригинальной фразы Владислава Чаплина, которая наличествовала в сообщении агенства «Интерфакс», но почему-то отсутствовала в версии «ЛГ». – А.Н.).


     Господи Иисусе, Матушка Пресвятая Богородица, страстотерпцы, угодники Божии, святители, блаженные, преподобные и новомученники российские, о чём это нам вещает протоиерей Чаплин?! Неужели известные христианские заповеди так радикально изменились за последние 10-15 лет? В чём, к примеру, он узрел «достойность, честность, доброту и нравственность» того гротескового «действа», которое было разыграно на приснопамятном съезде ЕдРо 24 сентября? Чем брать явно не ту «ноту», лучше бы он смолчал, или пробурчал что-то неопределённо-обтекаемое и «нейтральное». Передача власти, как предмет частного, закулисного политического торга, - это ли «достойно» и «ответственно»? А фактическая «подстава» действующим президентом своих сторонников, размечтавшихся о «медведевской оттепели», и вдруг с ужасом осознавших, что он, увы, несамостоятельная, второстепенная, целиком подчинённая В.Путину, фигура в российской политике, - это ли «честно» и «нравственно»? Всяческие неосторожные заявления о том, что роли в «правящем тандеме» были-де распределены ещё четыре года назад (!) лишь подтверждают наши худшие подозрения… С исторической точки зрения г-н Чаплин тоже слегка «подпустил петуха», ибо прецеденты были, и «позавидовать» современной России вряд ли возможно. Где-то передача власти происходила «по-отцовски» (Людовик XV - Людовику XVI, император Александр III - Николаю II), где-то, для видимости, «коллегиально», «по-дружески» (как в кулуарах Политбюро ЦК ВКП(б), ЦК КПСС или ЦК Трудовой партии Кореи), где-то - трогательно так, «по-братски» (как Фидель - Раулю)… Так что, «учить» в России (той же истории, к примеру) есть ещё кого, включая и некоторых протоиреев РПЦ. После случайно прочитанного в «ЛГ», даже мне (православному атеисту), вдруг жутко, просто зверски, захотелось «умыть» не только руки, но и все прочие части тела, а также искренне покаяться (на всякий случай). Писал же не самый глупый из немцев, Карл Ясперс: «Только при полном презрении ко всем людям (sic!), за исключением самого себя и своих друзей (sic!), можно предпочесть путь тирании. Этот путь ведет к самоназначению отдельных групп (sic!), призванных якобы господствовать над рабами, не способными определить свою судьбу и нуждающимися в опеке; взгляды этих рабов формируются пропагандой, а горизонт суживается искусственными заслонами. В лучшем случае это может волею судьбы привести к мягкой диктатуре». Как, однако, свежо и актуально…
 

     Сначала мы все были свидетелями «президентского перформанса» И.Охлобыстина (тут же и медийные «толмачи» сыскались: дескать, такое «политтехнологическое юродство», опыт «ироничной политики»), теперь – зрителями ЭТОГО (никак определения не подберу, ибо в сквернословии откровенно слаб)… Вместо объективности – трусливая двусмысленность, вместо истины (которая для церковного пастыря есть Христос… Или я ошибаюсь?) – «грех» благословения новоимперского «цезарепапизма», вместо ясного обозначения человеческой сущности (субстанции) в условиях современной России – растерянность и беспомощность, вместо реальной действительности – очередной «симулякр» и «комедиа дель арте», со сменой масок, переодеваниями и непременными «близнецами» («тандемом») в шекспировском духе, а вместо пастырей «овец Христовых» – какие-то «прогнутые» под мирскую власть «пресс-секретари» в рясах… Даже и в условиях разгула политического насилия всегда возможны высокая жизнь духа, творчество, подлинные чувства. А тут – что?


     Что угрожало (угрожает) жизнедеятельности РПЦ сегодня? Какие-такие «гонения на веру» подвигли («вынудили») батюшку Чаплина публично лицемерить и «фарисействовать»? Православный клирик по данному «информационному поводу» должен был сказать сакраментальное: «… итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:21). Или вспомнить о том, что сказал Некто: «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не может служить Богу и маммоне» (Лк.16:13)… Тот же К.Ясперс предупреждал: перед лицом власти и насилия не должно быть самообмана, а вера, если она начинает жить «по понятиям» власти («в сфере прагматизма власти») и по её «правилам игры», закономерно перестаёт быть верой! «Христианство, принявшее политическую окраску, становится сомнительным в качестве веры», - вот его доподлинные слова… Совестно напоминать религиозному интеллектуалу и о том, что Церковь – «институт» не государственный, а общественный. А «общество», состоящее из отдельных индивидуумов, свободных в духе и волении, всегда, постоянно борется с «государством», желающим не оставить ни одного сегмента общества без тотального контроля, – всюду проникнуть, всё объять, и всё нивелировать.


     В том, что «дух» Церкви немощен, в том, что он никак не может стать материальной Силой («овладеть массами»), виноват, увы, он сам… Вялая, бессодержательная «духовность», о которой иногда любит порассуждать и сам г-н Чаплин, напрочь утратившая понятие о «гуманности» и «справедливости», способна лишь оправдывать посредством поверхностной интеллектуальности самое ничтожное и случайное («Кудрин ушёл», «Кудрина ушли», «Кудрин остаётся в команде», «Кудрин пророчит», «Дмитрий Медведев решил остаться в большой политике», «Дмитрий Медведев готов продолжить свою деятельность на посту премьер-министра», «Владимир Путин выступил с программной речью (статьей)» и т.д. и т.п.), вследствие чего россияне цинично пожимают плечами, видя зло и явную неправду в больших и малых масштабах… Осталось (для разнообразия) пролепетать что-то про «родничковую дружбу» двух питерских тинейджеров, и про их юношескую клятву, некогда произнесенную на гранитных брегах Невы, – «стоять за правду заедино»… Ну уж нет, честнее будет так: «Выдвижение Владимира Путина на пост президента на выборах 2012 года – хорошая новость для финансовых рынков России в краткосрочном плане» (Газета Financial Times). Чисто по-человечески понятна мне и грусть г-на Дворковича: «Да уж, нет поводов для радости»…


     Называя вещи своими именами, Град Небесный в очередной раз капитулировал перед Градом Земным, причём, без какого-то видимого «насилия» со стороны последнего. «Либидо» г-на Чаплина можно понять так: либо в России православная Церковь просто не желает быть «отделённой» от государства, а также отстаивать свою автономию и свободу, либо она (в лице г-на Чаплина), в который уже раз, не выдерживает испытания этой самой «свободой», потому что её… панически боится. Последствия вселенского позорища «синодального периода» в истории РПЦ, как оказалось, не преодолены даже в умах её руководства, а дезориентация верующих продолжается и крепнет… От каких ещё «лобовых столкновений» протоиерей В.Чаплин пытается предостеречь россиян, какие-там «большие социальные группы», якобы стоящие за обоими Нечаянными Лидерами Нации, ему померещились? Разве ж они так «поляризованы», разве «наэлектризованы» до такой степени, что это могло бы вызвать к жизни их полноценное «противостояние», или даже «грозовой разряд» гражданской войны между ними? Да, полноте… По «азиатски» хитроумные, господа Пу Тин и Мед Ве Дев давно уже «пасутся» на одном и том же «электоральном поле», и различимы в глазах российского общественного мнения (если о нём ещё можно говорить всерьёз) лишь своими музыкальными пристрастиями, степенью владения современной оргтехникой, да персональным составом тех «клиентов», «фаворитов», «постельничих» и «стольников», которые толпятся около того и  другого «тела»…  Мм-да-а-а…  Воистину: «Несть глупости горшия, яко глупость» (М.Е.Салтыков-Щедрин)… Или так: «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти» (Козьма Прутков).


                Идут славянофилы и нигилисты;
                У тех и у других ногти не чисты.

                Ибо если они не сходятся в теории вероятности,
                То сходятся в неопрятности.

                И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее
                Русского безбожия и православия…

          («Церемониал погребения тела в бозе усопшего поручика и кавалера Фаддея Козьмича П…»)


     Наконец, что ожидает в перспективе ТАКУЮ Церковь, – «осваивающую», совместно с коррумпированным российским чиновничеством, неправедно нажитые (зачастую - просто наворованные) «средства», косвенно причастную, посредством «иудиных» госпреференций и налоговых послаблений, ко всевозможным «распилам» и «серым» коммерческим схемам (в результате которых Россия ежегодно недосчитывается до трети своего ВВП)? О каком «авторитете» РПЦ можно всерьёз говорить? Каков толк от её виртуального «ренессанса», от капитальной реставрации «Нового Иерусалима» (этого любимого детища «Никона-собаки», поставившего Россию на дыбы), или строительства всё новых и новых приходских молелен с металлочерепицей, сайдингом и ламинатом, – при такой-то «принципиальной позиции» церковного руководства? Ибо сказано: «Не в брёвнах Церковь, а в рёбрах». Неужели В.О.Ключевский был прав, и его давний вывод остаётся по-прежнему актуальным: «На Западе церковь без Бога, в России Бог без церкви»?.. Бесстыдство отдельных «пастырей» дошло, что говорится, до последнего предела. Г-ну Чаплину, как мне представляется, надобно после такого «конфуза», либо уходить в строжайшую «схиму», либо «расстригаться» в срочном порядке (а жёсткая «епитимья» напрашивается как бы сама собой)… Снова предоставим слово немецкому философу-экзистенциалисту К.Ясперсу, и воспользуемся едва ли не самым «цитируемым» местом из его работы «Истоки истории и её цель»: «К народу обращаются оба: и демократ, и тиран. Мир вступил в век, когда тот, кто хочет править народом, должен произносить определенные фразы. К народу обращается как тот демагог, который замышляет преступление и обман, так и тот, чьи намерения благородны, кто служит свободе. Кто из них преуспеет – может решить только народ, тем самым он предрешает и свою собственную судьбу»…
 

     Бди, народ российский! Зри прямо в корень! Осмысли заодно и этот задиристый пассаж, из авторской колонки А.Пионтковского на Грани.ру (20.05.2011): «Сегодня ни у одного человека в нашей стране, если только он сознательно себя не обманывает, нет сомнений в том, что ныне лежит на весах, и что совершается ныне. То, что будет происходить в России вплоть до 8 мая 2012 года, не просто еще одно преступление овладевшей ею бригады воров и убийц, не просто приведение в исполнение вынесенного стране смертного приговора № 08-05-12. Это надругательство в особо извращенной, циничной форме над великой цивилизацией, ее культурой, историей, душой, ее взлетами и падениями»… Как? Тебе не нравится такая постановка вопроса? В тебе просыпается благородное негодование, – неважно к кому: к придворной ли «камарилье», ко всевозможным ли «клеветникам России»? Значит ты, народ, находишься на пути к полному выздоровлению…


P.S.  Желающим уличить меня в том, что, мол, и на Беларуси своих «тараканов» в отдельных головах хватает, отвечаю: «Безусловно! Ещё как – хватает!»… Но в этом ли нам, господа-товарищи-братья, следует друг с другом «состязаться»? Более того, в нашей «синеокой Бульбянии» проявлений фарисейства, лицемерия, лакейства и откровенной дури – ничуть не меньше! Так, несколько лет назад, в период очередной «битвы за урожай», бывший министр (а ныне губернатор одной из областей), парируя шутливо-вальяжную реплику белорусского президента о том, что «он же – не бог», с ловкостью истинного «царедворца» подхватил мысль Хозяина: «Вы, Алексангригорич, немножко выше, чем бог»… Что и было аудиовизуально зафиксировано в телевизионном сюжете, показанном на всю страну. Белорусский экзархат РПЦ, насколько мне известно, оставил сие чиновное «богохульство» без отпора, и без каких-либо комментариев…


                Андрей Нарваткин