Сказка о знании или одинокая птица

Владимир Светашев
        "Дон Хуан не счел нужным останавливаться на тех редких случаях, когда люди и другие существа случайно входят в неизвестное и непознаваемое, не отдавая себе в этом отчета. Он сказал, что каждый такой случай - это дар Орла." (К.Кастанеда "Огонь изнутри")


        На этот раз сказка будет посвящена некой загадочной птице, которая обитает в не менее загадочных местах. Чтобы у читателя была возможность ее представить, назовем её Орлом. Орел – чуть ли не самая известная и знаменитая птица в нашем мире – есть нечто тождественное с той птицей, о которой в сказке пойдет речь, поэтому мы будем обращаться  к этому имени.

        В далекой-далекой стране, среди большего ее населения,  жил да был один мальчик. В то время как все её жители (преимущественно дети) занимались различными делами, которые в той или иной мере удовлетворяли их нужды, наш мальчик любил мечтать. Самой большой его мечтой были крылья. Он часто, глядя на птиц, представлял себе, что однажды похожие крылья вырастут и у него, или же он сумеет каким то образом смастерить себе нечто подобное и полетит по белому свету, наслаждаясь красотой полета.
Несмотря на то, что это была волшебная страна, все же ее жители практически ничем не отличались от обычных людей. Летать они естественно не умели, также надо отметить, что в основном это были довольно посредственные люди, которые с недоверием смотрели на всякую новизну и порой, толком не разобравшись в чем дело, последнюю хулили и порицали.

        Однажды, когда наш мальчик спал, и во сне брёл по полю, он встретил Орла. Орел был несказанно красив, он летал в небе над полем, расправляя свои могучие крылья, и казалось, с презрением смотрел на все то, что находилось на земле. Вдруг он стал опускаться и сел прямо перед мальчиком. Несмотря на то, что мальчик был уже большой, Орел по сравнению с ним был гораздо больше.
        – Не ты ли тот мальчик, который мечтает обрести крылья? – спросил Орел важным голосом.
        – Я…– неуверенно ответил зачарованный мальчик.
        – Знаешь ли ты, что людям не дано летать? – задал Орел, следующий вопрос.
        – Знаю, – ответил мальчик, – но мне бы этого очень хотелось, это не дает мне покоя ни днем, ни ночью, все заботы моих соплеменников кажутся мне пустыми и ничтожными, они сами не знают, чего хотят, и в своих стремлениях ставят себе целью бессмысленные вещи; мне не нужно ничего, чем обладают они, я хочу только крылья! хочу летать! – добавил он.
        – Чтож, если ты так настойчив, я могу тебе помочь, – заявил Орел, – я могу дать тебе крылья, но взамен возьму кое-что и у тебя…
        – Говори! я готов отдать все, что тебе угодно, лишь бы получить крылья, – обрадовался мальчик.
        – Крылья делают птицу – птицей, без крыльев она не сможет летать, это основной ее признак. Оставь ее без лап, она будет птицей; лиши ее слуха, зрения, она также не утратит своего значения. Но без крыльев птицы быть не может. Я все это сказал к тому, что тебе взамен крыльев нужно будет отдать мне то, что делает тебя тем, кем ты являешься. Если ты согласен то я готов наделить тебя самыми большими и сильными крыльями, которыми только могут обладать живые существа.

        Мальчик не захотел думать над тем, о чем ему толкует Орел. Мальчику было совершенно все равно, чем жертвовать в пользу крыльев, крылья были его «idee fixe», он не захотел углубляться в категории признаков и тому подобным скучным размышлениям и ответил так:
        – Если ты оставишь мне зрение, чтобы я мог видеть – куда лечу; оставишь мне голос, чтобы я мог петь о красоте полета; а также не лишишь меня сил, которые дадут мне возможность поднять в воздух свое тело; если я смогу летать, я готов отдать тебе то, о чем ты просишь!
        – Орел ничего не ответил, он с грустью посмотрел на мальчика, его глаза наполнились невыразимой тоской, затем он кивнул головой, взмахнул крыльями и взлетел в небо. Мальчик долго смотрел ему вслед, пока Орел полностью не скрылся из виду.

        Здесь на время нам придется оставить мальчика и поговорить об Орле, так как именно он является главным героем нашего повествования. Орел летал на большой высоте, но все же люди могли его видеть, однако, когда они его видели, то подчас, не обращали на него никакого внимания. «Птица и птица, летает и летает – нам то что?» – Говорили они. Но некоторые из людей, замечавшие его в то время, когда он спускался на землю за пищей, дивились ему, и после захотели его приручить. Но последнее не удавалось.
 
       Ходили предания, что было время, когда Орел жил среди людей, люди кормили его, воспевали в своих песнях, приносили ему жертвы: поклоняясь ему как божеству. Во всех своих делах они спрашивали его советов и преклонялись перед его мудростью. Затем, с развитием экономических отношений, когда люди научились писать и читать, некоторые из них вдруг заметили, что Орел-то не для всех выглядит одинаково. Они стали друг другу его описывать, и вышло так, что каждый видел в Орле какую-нибудь определенную особенность, которую не видел другой. Тогда люди стали спорить: кто из них видит Орла истинно, а кто смотрит лишь поверхностным взглядом и соответственно видит в Орле то, чего в нем на самом деле нет. Некоторые люди приписывали Орлу качества, которые считались среди людей самыми достойными и добродетельными, среди них были честность, разумность, красота, мудрость и многое другое. Несомненно, что Орел обладал этими качествами в высшей мере, но те люди, которые говорили об Орле, употребляя подобные категории, говорили так не потому, что в действительности видели Орла таким, какой он есть, а только потому, что считали, что таким он должен быть. Больше того, они не представляли себе его иным.

        Так как люди видели Орла каждый по своему и постоянно вели спор по этому поводу, то вскоре их споры, побуждаемые неудержимой страстью доказать свою правоту перед оппонентами, обратились в страшные кровопролитные войны. Орел долго пытался помирить людей, он призывал их к разумному подходу, пытался показать им, что он для всех выглядит одинаково, что они различают его только из-за собственного (субъективного) анализа, который может иметь значение только для конкретного человека, но не может и не в коем случае не должен служить предметом обобщения; но страсть настолько вошла в умы людей, что Орел для них стал таким, каким они себе его представили – призраком. И когда действительный Орел попытался в последний раз обратить на себя внимание своей речью, его никто не стал слушать – все слышали только собственный голос, или же голос некоего шамана, который, толкуя свои представления об Орле, наделяя его всеми наиположительнейшими качествами, долженствующими ему быть присущими, слыл среди людей за истинного мудреца.
 
       Некоторые из людей заметили, что речь Орла, по сравнению с речью народных ораторов – напоминает речь умудренного сединами старца, по сравнению с бессмысленным лепетанием младенца. Но, увидев, что большинство внимает именно этому лепетанию, не осмелились, открыто его (большинство) переубеждать. Орел же, почесал крылом за ухом, бросил презрительную насмешку на людей, и ничего не сказав более, взмыл на небо.

        Долго путешествовал Орел по небу, видел и дальние заморские страны, и прекрасные дивные острова, полные разнообразных и чудных сокровищ. Где он не садился, везде, как и в первом случае вспыхивали споры и недоразумения. Тогда Орел решил покинуть людей вообще и поселился на одиноком, скучающем утесе.
 
       Время шло. Люди, как и прежде, воевали между собой. Они уже совершенно забыли, как выглядел Орел, так как с тех пор, когда он жил среди людей, прошло множество тысячелетий. Но все же, люди, пытались приписывать Орлу все новые и новые качества и представляли его каждый раз в новой форме. Орел иногда летал над миром, но на землю больше не садился. Те немногие, которые его видели – пытались передать его изображение с помощью живописи, скульптуры, музыки, поэзии – у некоторых очень даже хорошо получилось. Однако при жизни, этих людей, чаще всего, не любили, а порой даже напротив – ненавидели, за то, что они пытались предать восприятию давно утраченный и не существующий (по многим уверениям) образ.

        Однажды, летая над облаками, так случилось, что Орел обратил свое внимание на мальчика, который гулял по полю и, за неимением собеседника, рассуждал сам с собою: «Эх!.. Вот бы мне заполучить такие крылья, какими обладает этот мифический Орел! Вот было бы здорово! Я бы взлетел, и стал  летать по всему свету, любуясь его красотой. Все же жаль, что мы не можем летать, да и Орел, наверное, никогда и не существовал, взрослые придумали его, чтобы пугать нас и заставлять делать то, что им хочется. Нет, ну на самом деле, до чего ж эти взрослые придирчивы ко всяким пустякам, готовы накричать, когда неправильно завяжешь шнурок, объясняя это тем, что можно упасть и ушибиться (как будто они ушибутся и им будет больно), в то время как сами так много работают, что по дороге к дому несколько раз падают, приходя домой не могут дойти до кровати и ложатся спать в коридоре, при этом не могут произнести даже слова, так как слова их – от усталости, наверное – совершенно не имеют смысла и звучат, как бессвязный набор гласных».

        Орлу стало интересно, что маленький мальчик, несмотря на свой детский возраст, проявляет способность к рассуждению. Он стал слушать дальше, и вот что он услышал: « Вот интересно, почему все взрослые, предостерегая меня от неприличных действий, все время ссылаются на то, что прилетит Орел и накажет меня за непослушание? Они хотят убедить меня в том, что Орел строгий и всех карает за плохое поведение, но при этом, говоря между собой, постоянно подчеркивают, что Орел милосерден и что ему свойственно все прощать, также приписывают ему доброту и могущество? Выходит, что они либо обманывают меня, либо – себя, так или иначе, где-то они врут! Скорее же всего – нет никакого Орла, а если и есть, то толку от него не больше, чем от шубы летом. Все же, надо признать, что его крылья – это верх желаний! В сказках, что я читаю – нет ничего прекраснее, чем их описание. Эх!.. Вот бы мне такие крылья!..».

       Орел задумался. Он стал прилетать в то место, где рос мальчик, и следить за ходом его мыслей. Орлу стало интересно, до чего мальчик дойдет в своем детском рассуждении. Однако мальчик рассуждал, рассуждал и  однажды перестал. Ему пришлось пойти в школу, как и всем детям, а в школе, как известно, не до рассуждений.

       Орел не имел возможности помочь мальчику и поэтому только наблюдал за ходом его жизни. Мальчик рос и все сильнее и сильнее мечтал о крыльях, так, что вскоре про «мифического Орла» он совсем забыл. Идея крыльев не давала мальчику покоя, и когда он стал взрослее, но все же оставался еще мальчиком, он во что бы то не стало, задумал их приобрести.

        Как мы уже говорили, однажды мальчику приснился сон, как и всякий сон, мальчик его толком не помнил, но смутное представление о загадочной птице все же осталось в его сознании. Мальчик встал с постели и почувствовал за спиной что-то необъяснимое. Он пощупал спину рукой и ощутил что-то жесткое, какую-то форму значительных размеров, это были крылья. Затем будто бы повинуясь инстинкту, он расправил их и долго дивился их красоте. Ему захотелось лететь, он забрался на крышу дома, вспорхнул с нее и полетел. Он летел, не зная куда, видел пред собой странные изображения и пел от счастья звонким голосом. Так продолжалось не долго. Мальчик почувствовал голод и спустился на землю. Странно, но он все же, то ли по запаху, то ли еще каким-то образом, сумел найти свой дом.

        Увидев, что мальчик окрылен, его родители ни на шутку перепугались и послали за человеком, который в этой области разбирался лучше всех – Правшецом. Правшец, разводил у себя на ферме разного рода птиц и слыл среди современников за почетного мудреца в этих делах. Однако сам он не явился, а отправил своих помощников. Помощники, увидев у мальчика крылья, стали спрашивать, что это штуки у него на спине, и как они появились. Мальчик не понимал, что от него хотят, и запел песню о красоте полета. Помощники его остановили и попытались спросить – кто он и понимает ли он, что происходит. Мальчик, еще не успев прийти в себя от полета, снова запел о крыльях и тому подобном.
 
        Тогда помощники решили, что надо мальчика показать Правшицу, и попытались его схватить. Мальчик замахал крыльями, пытаясь вырваться, тогда их ему вмиг сломали. Мальчика связали и отнесли в дом, где жил Правшиц. Дело обстояло вечером, решили подождать до следующего дня. Мальчик стал кричать, но его быстро успокоили. Мальчик заснул.

        Орел летал высоко в горах и размышлял над своим одиночеством. Он пытался вспомнить, когда он родился, кто были его мать и отец, но ничего не удавалось. Ему не было грустно, не было скучно, он летал, взирая с высоты на людей, как на странный муравейник, обитатели которого приспособились к жизни в любое время года. Так как взор у него был орлиный, то он с высоты  увидел знакомого мальчика, бредущего по полю, тому же самому полю, на котором некогда произошел описанный обмен. Орлу стало любопытно, он спустился ниже и сел невдалеке от того места, где шел мальчик, таким образом, что мальчик должен был вскоре пройти мимо него.

        Когда мальчик приблизился, и Орел повнимательнее его рассмотрел, он увидел следующее: поломанные крылья болтались у мальчика за спиной, и были неузнаваемы от грязи и пыли. Взгляд был направлен под ноги, глаза были недвижимы и равнодушно смотрели перед собой – как у мертвого. Орел окликнул его и сказал:
        –Здравствуй мальчик!
        Мальчик взглянул на него бессмысленными глазами и, ничего не сказав в ответ, прошел мимо. Тогда Орел, оставаясь на том же месте, вернул мальчику то, что забрал у него когда-то взамен крыльев. Мальчик остановился. Первым делом он пощупал руками спину и ничего там не обнаружив, стал смотреть по сторонам и увидел Орла.
        – Здравствуй мальчик! – повторил Орел свое приветствие.
        – Ты!.. Ты надул меня! – закричал мальчик и кинулся на Орла с кулаками. Он бил его изо всех сил, но для Орла эти удары не имели никакого значения, они не причиняли ему вреда. Поэтому он дал возможность мальчику выплеснуть весь его гнев, а затем сказал:
        – Не ты ли просил у меня крылья?
        – Я! но ты не сказал, что придется отдать взамен то, без чего я не смогу жить! – закричал мальчик.
        – Не я ли говорил тебе, что взамен крыльев нужно будет отдать мне то, что делает тебя тем, кем ты являешься?
        – Да, но ты представил все в таком виде, что у меня не было выбора. Я был ослеплен желанием, и ты воспользовался ситуацией.
        – Я тебя не торопил, тебе стоило лишь подумать, но ты поленился и результат вышел сам собой. Впрочем, прежде чем выступать, вспомни, что я исполнил твою мечту, и ты летал, да еще как летал! Разве ты не был счастлив? Из-за чего ты кричишь?
        – Люди сломали мне крылья, я не мог им ничего сказать, я хотел, но не мог, я не мог говорить, я мог только петь и кричать...
        – Ты все еще мечтаешь иметь крылья?
        – Я не знаю...
        – Запомни мальчик, крылья даны птицам, ты же человек, и твоими крыльями может быть только РАЗУМ. Он ценнее крыльев и никогда, ни на что не стоит его менять. В жизни, на твоем пути, тебе встретиться еще много вещей, о которых люди будут говорить, что они прекрасны, что за эти вещи они будут готовы отдать ВСЕ и некоторые на самом деле будут готовы; но ты помни: только РАЗУМ делает человека – человеком. Ну а что происходит с людьми, которые лишаются РАЗУМА, ты уже знаешь.
        – Спасибо Орел, я все понял, не сердись, что я тебя побил.

       Орел улыбнулся наивности мальчика и ответил, что он не сердиться. Затем он взмахнул крыльями, поднялся к облакам и скрылся за горизонтом. Мальчик еще долго смотрел на небо, а потом проснулся.
       Вокруг ходили незнакомые люди и о чем-то разговаривали между собой. Мальчик все еще лежал связанный и пытался вспомнить, что с ним произошло. Позже он понял, где он и ему стало грустновато. Крылья, как выяснилось, ему срезали и сдали в архив, где последние и по сей день лежат, как память о безрассудном полете.

http://www.proza.ru/2011/10/08/565