Велосипед

Михаил Решин
  - Пашке Шибакову видно велосипед купили, - глядя в окно, ни к кому не обращаясь, сказала мама. Отец сидел, курил у печки, даже слова не промолвил в ответ, задумавшись о чём-то  своём. Сестра Валя не подняла головы от книжки. Только меня эта новость обрадовала и я выскочил на улицу, чтоб посмотреть, как катается Пашка.

  Пашка и Сашка только начинали учиться управлять велосипедом. Один садился за руль, а второй поддерживал, чтобы не упал. Постепенно на бревнах около дома Шибаковых собралась вся наша компания. Мы с завистью наблюдали, как братья возятся с велосипедом.
- Я бы быстро научился, - уверенно сказал Мишка Шагитов.
- Ты сначала купи велосипед, а потом рассуждай, - отпарировал Пашка.

- Да он вроде и не новый. У кого купили? – спросил Васька Кастерин.               
- У Рудика. Ему мать новый купила, а этот он нам продал, - ответил Сашка, гордо сидя на седле велосипеда и медленно крутя педали.
- Так вы за всё лето не научитесь, - с завистью в голосе произнёс Сашка Королёв. Мы долго сидели, наблюдая за тем, как по очереди катались Сашка с Пашкой.

- Дайте прокатиться, - не выдержал Ванька Королёв.
- Купи себе свой и катайся, - ответили Шибаковы чуть не в голос. Нам стало обидно и все разошлись по домам.

  Дня через два братья уже лихо катались по улице, вызывая нашу общую зависть, но никому  не давали прокатиться. На третий день их заставили распилить брёвна, что лежали на улице, на дрова. С первым бревном они справились, но дальше пилить не было никакой охоты, тем более, что во дворе стоял велосипед.

   Они сидели, отдыхая, и Сашке первому пришла спасительная мысль:
- Пашка! А давай ребят заставим пилить, а сами будем только смотреть.
- Как их заставишь? И так на нас обиженные ходят, - удивился Пашка.
- Они же у нас просили покататься, так мы им будем давать, только после того, как распилят бревно, - доводил до брата свой замысел Сашка.

- А если сломают велосипед?
- Да они же не умеют кататься, раза два упадут и всё. Тут мы скажем, раз не умеете, то пусть другие покатаются, - развивал свой план младший.
- А это хорошая мысль! Ведь нам с тобой и за день не перепилить эти брёвна, а они по очереди за полдня управятся. Молодец, Сашка! Только сегодня они что-то не идут.

- А надо вытащить велосипед и прокатиться. Кого встретим, тем и сообщим, а там они друг дружке передадут, - хитро улыбаясь, предложил Сашка.
- Правильно, - обрадовался Пашка и вывел велосипед со двора.
  Первыми клюнули на приманку братья Королёвы. Они торопливо распилили бревно и стали пробовать прокатиться на велосипеде. Но без навыков это не получалось и они падали. После второго падения Ваньки братья Шибаковы пробовали отобрать у него велосипед, но он выторговал прокатиться до третьего падения, что произошло через полминуты.

  У дома собрались еще ребята и начали пилить очередное бревно. Мишка Шагитов прибежал за мной:
- Айда скорее. Мы с тобой на пару распилим бревно и покатаемся. Айда! А то ребята всё распилят и нам не достанется, - возбужденно звал он меня.
  Как будто речь шла о хлебе или о конфетах. Но желание самому прокатиться на велосипеде и меня подтолкнуло к участию в этом действии.

  Васька Кастерин и Колька Сычёв торопливо дергали за ручки пилы, стараясь скорее перепилить всё бревно на полуметровые обрезки, которые Пашка оттаскивал во двор. Велосипед стоял возле палисадника, всем своим видом подбадривал к наёмному труду.
  Закончив, они взяли велосипед, а мы с Шагитовым начали пилить, поглядывая, как пытаются покорить велосипед Васька с Колькой. И они быстро набрали по три падения. Разочарованные от своих неудач, уселись рядом с другими, ожидая своей очереди пилить.

- Вроде просто – сел и крути педали, а не получается, - печально проговорил Васька.
- У меня получится, - упрямо шептал Шагитов, дергая пилу.
  Наконец и мы распилили своё бревно. Передав пилу братьям Королёвым пошли пробовать кататься. Мишка уверенно взял велосипед за руль, вывел его на дорогу, поставил левую ногу на педаль, правой оттолкнулся несколько раз от земли.  Попробовал перенести ногу через сиденье, чтоб встать ею на вторую педаль и покачнувшись упал в дорожную пыль. Еще две попытки делал Мишка, но всё было напрасно. Велосипед падал.

- Ну, что «умейка», не получается? – ехидно спросил Пашка. Ребята дружно засмеялись. Теперь моя была очередь. Первая попытка тоже обернулась неудачей.
- А ты сядь на велосипед и под горку скатись, -  посоветовал Колька Сычев. Наш дом выше стоял на противоположной стороне улицы. От него к Шибаковым шла пологая горка и я повёл велосипед к своёму дому, чтоб оттуда скатиться.
- Так нечестно, - запротестовал Сашка.
- Да пусть попробует. Всё равно упадёт, - успокоил его Пашка, хотя недоверчиво провожал меня взглядом.

  Подойдя к нашим воротам, я развернул велосипед, сел на сиденье и оттолкнулся одной ногой. Велосипед, набирая скорость, покатился в сторону сидящих ребят.
- Поворачивай вправо, - закричали они, что я и постарался сделать. Но повернул слишком резко, свалился с велосипеда и кубарем прокатился в кусты крапивы, которая густо росла вдоль огородов. Все лицо и руки ошпарила крапива, так что я, как заяц, выпрыгнул оттуда. Ребята дружно хохотали. И всё бы ничего, но я, взглянув на окно нашего дома, увидел смеющихся маму с Валей.
 
  Мне так стало стыдно и обидно за то, что я свалился в крапиву, да ещё обожженные места горели и,  повернувшись, побежал в переулок к реке. Долго обмывал холодной водой горной речки руки и лицо, пока не прекратилось жжение. Мысленно я упрекал себя, что ввязался в это дело, но повернуть ход событий уже было невозможно.
  Домой пришел я к ужину. Мама уже не смеялась, а старалась успокоить:
 
- Не сразу всё получается. Вот вырастешь большой, заработаешь на велосипед и научишься. А ребята так никто и не научился кататься, хотя все бревна перепилили. Как это ловко они придумали, что заставили вас бесплатно распилить им дрова.
- И Шагитов не сумел прокатиться?
- Нет. Всё время падал.
  Это меня как-то успокоило. «Вот вырасту большим и обязательно куплю себе велосипед» - мысленно давал я обещание. А на братьев Шибаковых у меня не было никакой обиды.