Брат Вася

Михаил Решин
- Миша! Радость-то какая! Вася завтра приезжает на Ургалу. Надо встретить, – взволнованно говорила мама, когда я вернулся из школы.
- Так у меня же уроки?
- Да Валя с Машей встретят. Из Германии едет, наверно несколько чемоданов  везет, просит, чтоб встретили. Все-таки двенадцать километров пешком идти. Может отец лошадь найдет, пошел просить.
- А где Маша с Валей?
- Да пошли к подружкам. Теперь уж вся деревня знает.
 
- «Эх! Что же привезет мне  Вася? Три года служил и вот, наконец, возвращается. Даже не знаю, что бы мне хотелось получить от него. Может ножичек шести складный привезет? Вот было бы здорово. Ребята бы стали завидовать».
- Ну что ты там размечтался? Слазай в погреб за груздями,
- Так завтра же приедет!
- Завтра ты в школе будешь, а я в суматохе забуду.

  Пока лазил в погреб, пришел удрученный тятя. Лошади ему никто не дал. Утром втроем мы пошли в Вознесенку, деревню в трех километрах от нас, где я учился в шестом классе семилетней школы, а Вале с Машей идти еще девять километров до железнодорожной станции Ургала.
 Когда вернулся из школы, дома была радостная суматоха. Уже был накрыт стол, где рядом с тятей сидел в военной форме Вася, раскрасневшийся от выпитого и что-то громко рассказывающий. Сбежались подруги Маши и Вали, да и Васины тоже. Друзья его еще были на работе, те вечером завалятся.

  Было шумно, и мне казалось, что никто и не заметил моего прихода, кроме мамы. Она радостно шепнула:
- Мой руки, и садись за стол.
- О, братец пришел! – как-то все же заметил меня Вася. – Иди сюда, я тебе  такой  подарок привез. Где же он? – и стал шарить по карманам. – А! Вот держи на память немецкий ножик.

У меня перехватило дыхание. Красивый шести складный ножик, о котором только мечтал, был в моих руках.
- Ну! Что надо сказать?
- Спасибо!
- Вот, то-то же! А вырос то как, скоро меня догонит.
 
  Все засмеялись, а я довольный выскочил во двор, чтоб внимательнее рассмотреть подарок. «Все! Ребята точно с зависти лопнут», - думал радостно.
  Василий, после приезда, отдыхал, то есть каждый день отмечал свое  возвращение с друзьями застольями, но уже не дома, а у них. Приводили всегда пьяного, и мама стала выговаривать отцу:

- Ты бы поговорил с ним! Что ж это вторую неделю не просыхает. Пора бы и на работу устраиваться, а то все подарки, которые привез, унесет и пропьет.
- Не знаю я, как подступиться с этим разговором. Утром он спит, а я ухожу на работу, вечером прихожу, а его уже нет и так каждый день. Ты же дома, поговори с ним сама.
-  Женить бы его, тогда и спокойней бы было.
-  Насильно ведь не женишь. Да и на ком?
- Да невест-то много, так он все с дружками пьет. Ладно! Завтра утром поговорю  с ним.

  Видимо мама поговорила с Васей, и он остепенился. Пить перестал, но домой     возвращался утром. Мама стала его допытывать:
- Где ты ночь то проводишь? Переживаем за тебя, ведь все может случиться.
- Не переживайте, я познакомился с вознесенскими учительницами, вот всю  ночь и играем в карты.
- Не правда! Будут они с тобой в карты играть, им с утра в школу. Да и как ты   к ним попал?
- Витька Копылов познакомил, он к одной из них похаживает, а они втроем на квартире живут. Девки молодые, после института. Может и женюсь.
- Ох, не пара они тебе, Вася. Надо бы свою деревенскую взять.
- Поживем, увидим.

 Его похождения быстро стали известны в деревне. Ребята стали подшучивать надо мной, что я скоро стану родней учительнице по литературе. Видно Витька рассказал, с кем дружит Вася. Да и у меня оценки по русскому языку и литературе стали заметно улучшаться, исчезли тройки и шли твердые четверки, что еще больше разжигало любопытство одноклассников.

  А однажды невольно подслушал разговор Васи с дружком Толей. Они сидели в горнице, а я на кухне учил уроки. Толя стал расспрашивать Васю об его дружбе с учительницей, и как это далеко зашло.
- Да далековато. Пришел я в ту субботу к ним, а моей подруги нет. Эти две свиристелки смеются и говорят, что она в бане и «шел бы ты Вася ей спинку помылить». Ну, я и пошел.
- И что помылил?
- Обязательно! Да так хорошо, что домой пришли уже женихом и невестой.
- Как так?
- Пришлось пообещать, что женюсь на ней.
-  А те что?
- Они только рты пораскрывали. Думали, что она меня кипятком ошпарит, да не на того нарвались.
- Ну, Васька! Молодец! А что и вправду женишься?
- Да мать все пилит, говорит, что надо меня женить. Завтра приведу ее к нам, познакомить с родителями.

  Действительно, привел на другой день вечером ее домой.
- Вот мама, тятя, знакомьтесь. Это Валентина Григорьевна.
  Мама засуетилась собирать на стол в горнице ужин. Сестры Маша и Валя были дома и за стол сели большой компанией. Мне было крайне неловко, ведь моя учительница сидела с нами, и не знал как себя вести. Да и у всех была эта неловкость, но постепенно разговорились, и оказалось, что Валентина Григорьевна тоже из простой крестьянской семьи Курской области. Родители переглянулись и стали чувствовать себя спокойнее, расспрашивая  о жизни там, о работе. В разговор вплелись и сестры, и как-то стало уютно и радостно, что у Васи будет такая умная, красивая, а главное, простая жена.
 
  После ужина Маша стала показывать свои вышивки крестом и гладью. Они увлеклись разговором, а мама увела Васю на кухню и радостно сказала:
- Молодец, сын! Хорошую нашел невесту. Только не тяни со свадьбой. Если она согласна, то через месяц можно скромно отгулять.
  Василий пошел провожать свою ненаглядную и пришел только утром, успокаивая маму:
- Все мам! Договорились, что через месяц свадьба. Она вызовет своих родителей и кончится моя холостая жизнь. Да и на работу надо устраиваться. Пойду в контору леспромхоза, может, в ремонтную мастерскую возьмут слесарем.
- Правильно, сынок! Дай-то Бог, чтоб все сбылось.
- Да все нормально будет, мама.

  Но через неделю Вася пришел вечером пьяный, вернее привела его Валя Королева, и закрылись в горнице. Мы все сидим на кухне, и отец тихо говорит маме: - Выведи Вальку оттуда.
 Мама попробовала зайти туда, но Вася матом выгнал ее. Все оцепенели, мама плачет, отец не знает, что и делать. Минут через двадцать вышла Валя и сказала: - «Он спит!»
И спокойно прошла мимо нас к двери.
 
- Вот утром проспится, я ему всыплю! – грозно пообещала мама, и все разошлись спать.
  Что уж утром говорила Васе мама, не знаю, только вечером он опять выпивши, пришел с Валей Королевой и заявил, что они завтра же поженятся.
- А как же Валентина Григорьевна? – чуть не хором спросили мы.
- Ну, ее! Умная больно. Вот Валюха человек простой, мы с ней будем жить.

  Тятя молча курил у печки, мама только хлопала руками, а Маша с сестрой Валей, оделись и ушли к подружкам. Вот это сюрприз преподнес нам брат. Через неделю пришлось играть свадьбу, Вася настоял на своем. Гостей было мало, все друзья Васины. Он и их озадачил таким поступком, так как в деревне все про все знали. И то, что Валя Королева была уже замужем и развелась, а тут в миг окрутила такого парня, - про это, как улей гудело все село.

 Начались всякие домыслы и сплетни. Но мне от этого не легче стало, а наоборот оценки по русскому и литературе пошли сплошь двойки. Валентина Григорьевна, возненавидев Васю, перенесла отмщение на меня.
  Хорошо, что учебный год закончился, и мне выставили годовую отметку «три», а не двойку. А красивая, умная Валентина Григорьевна уволилась и уехала на родину. Мама все жалела ее:
- Опозорил ее Вася! Разве так можно?
А брат со своей женой ушли жить на квартиру.