9. Размышления...

Павлова Вера Калиновна
Иллюстрация из интернета.
               
                Размышления …

    Не выскажу новость, педагоги меня поймут, если скажу, что достижение навыка,  например, читка с листа – главное качество начинающего и профи – это результат  опыта, практики, тренинга. Чтобы достичь его, полезен и действенен совет: как можно  больше читать и разбирать новых пьес. Совет простой, но очень непросто входящий в  ежедневный репетиционный обиход начинающего.

    И это всё не о том, как воспитать профессионального пианиста. Эту задачу я перед собой не ставлю. По этой части есть много литературы специальной, педагогической,  есть система профессионального воспитания и образования, начиная с ДМШ и раньше.  Это - свой собственный опыт в неординарной ситуации со способным ребёнком, мимо  которого я не могла пройти.

    От меня не укрылось то, что за кажущимся Надиным «легкомысленным» поведением за  инструментом кроется работающая, как бы между прочим, мысль. Она, тем не менее,  легко усваивала предлагаемые задачи технологического характера, иногда понимая их «с полуслова».Это и поддерживает мой постоянный профессиональный интерес к ней.

    Свою задачу я видела в том, чтобы всё, что есть в Наде от природы, «заставить»  работать, от чего бы она впоследствии испытывала эстетическое удовлетворение, и что  было бы предметом её самовыражения, укрепляя и развивая в ней личностные параметры,  обогащая её творческую и интеллектуальную самодостаточность.

    Ей никогда не бывает скучно. Она одна может играть с куклой, общаясь с ней.  Второе её увлечение – это любовь к рисованию. Как и все дети, с ранних 3ёх – 4ёх лет она раскрашивает рисунки в «Раскрасках», которые часто покупают ей дедушка и мама.  Интерес к изобразительности укреплялся и рос вместе с ней самой. Сейчас она посещает кружок ИЗО по собственной инициативе. Любит хореографию, пластику.

    Я замечаю во время её «кривляний» под музыку квадратность, симметрию её пластических «построений». Это - тоже дано ей от природы.Учиться хореографии оказалось для семьи очень дорогостоящим занятием, поэтому развивается Надя почти спонтанно, под влиянием редких групповых уроков по ритмике в общеобразовательной  школе.

    Там так же, как и в Любанском регионе, не стало уроков музыки. Значит, все  остальные дети, кроме учащихся ДМШ и ДШИ, утратили не по своей вине возможность  быть «привитыми» в музыкально-эстетическом направлении – одном из базисных начал  формирования творческой личности. Сейчас такая личность востребована везде, в  будущем – тем более.

    Вырастет из среды этих детей какой-нибудь чиновник, который ничего не понимает   в искусстве, и будет его устраивать «плоский» уровень культуры «от печки»: два  притопа, три прихлопа, - только потому, что другого он не знает, не прикоснулся, не  обучен. И на что могут рассчитывать следующие поколения детей?

    Он, этот чиновник, в целях «экономии» средств, первым выскажет «предложение»  закрыть музыкальные школы и школы искусств. Ведь не раз поднималась на них рука  влиятелей от власти под видом «воссоединения» с общеобразовательными школами  или «угрозы» переведения их на принцип самоокупаемости.Такое мог придумать только бухгалтер, озабоченный только прибылью. 

    Вернуть уроки музыки в школу можно, возвратив им статус других важных дисциплин:  русского языка, математики... Если пришёл учитель музыки в школу, эту линию на  эстетическое воспитание надо проводить до конца, а не заменять через месяц уроки  музыки  другими, «более важными».

    Общие эстетические мероприятия должны быть делом администрации школы и всего  педагогического коллектива. В этой связи весьма продуктивными являются творческие связи и контакты с музыкальной школой, школой искусств.
 
    Думаю, здесь не должно быть места таким заявлениям: «Это не моё дело», «Мне за  это не платят». А как же наш педагогический долг перед детьми? Это ведь тоже  политика. Каков общий настрой в школе? В духе лучших Российских педагогических  традиций?

    Это сложный и так необходимый разговор о судьбе поколений в наше время. Куда  идём? К развалу государства, государственности, морали и идей мы уже пришли. А что дальше? 

    Ведь нельзя медлить ни дня. Сегодняшние выпускники школ – вчерашние школьники – они будут формировать облик нашей страны и влиять на развитие следующих поколений.  Это происходит каждый год.

    Сколько таких лет и поколений мы уже упустили? А навязывание чужой морали,  идеологии, влияния на молодые неокрепшие умы и психологию «из-за бугра» не только не дремлет, но крепчает с каждым днём, становится всё тоньше и изощрённее, скрываясь  под благими намерениями, и всё дороже оплачивается.
 
    «Свято место пусто не бывает» - известная истина. Она тем более верна, так как   на это «пустое место» незамедлительно волевым потоком направляются ненаши мысли,  чувства и образ жизни...

    «Демократию – в массы» - так можно перефразировать все лозунги середины  восьмидесятых, объединив их в один. Помните? В утренней передаче для детей по радио  репортажи о критике и выборах детьми в школах классных руководителей, учителей,  директоров... 

    Буквально, умопомрачительные вещи с точки зрения здравого смысла. Что мы получили? Крайне усугубившееся негативное отношение учащихся к учителям в школе,  старшему поколению.
 
    Да, изрядно нами подпорчен авторитет учителя, наставника. Да и зарплаты  повышаются в сфере образования moderato assai (весьма умеренно).

    А  постоянное критиканство в адрес минувших поколений? Сами топчем свою священную историю.

    Почему мы чтим и Ивана Грозного и Петра Первого? Да, наши правители, да, в чём-то или во многом прогрессивные. Но ведь человек не безгрешен: и жестокость, и пьяные  попойки, то есть негатив, на царском уровне оказывают дурное воздействие на народ в  геометрической прогрессии, потому что проводятся на самом высоком уровне власти. Вот мы и подошли к нравственному аспекту проблемы. 

    Оказывается, всё в наших руках. Что хотим, что нам выгодно политически, что даёт нам пиар сейчас (самый разнообразный, в зависимости от «вкуса» и конъюнктурных потребностей), то и так говорим о предмете дискуссии.

    Кто подсчитал жертвы нынешних «Преобразований», начиная с середины восьмидесятых? Духовные, нравственные, материальные, человеческие?… Считать их надо и во всех  прежних союзных республиках.

    После таких потрясений, если они во благо всего народа, должен быть подъём идейный, моральный, нравственный, подъём во всех областях человеческой деятельности. Где он?

    Истина и нравственность стали неуместны. Удивительно, даже возмутительно то, что в рассуждениях о минувшем часто наблюдается преднамеренно, а может, по неграмотности, узкий, ограниченный, односторонний подход в оценке событий, людей…
 
    Пока народ внимал убаюкивающим демократическим призывам, будущие ваучерные и иные магнаты и олигархи прибирали к рукам и скупали за бесценок все богатства России,  всё, что «плохо лежит».
 
    Народ оглянуться не успел, как оказался средь чиста поля в онучах, с плугом,  оглоблей и ваучером в руке…

    Что я, как человек и гражданин общества, получила от государства в результате произошедших «Преобразований»? Нищенское существование на пенсию, умноженное на моё  нынешнее состояние.
 
    На прежнюю, советскую, пенсию я могла бы на самолёте летать один раз в два  месяца. А сейчас на железнодорожный билет «туда» и «обратно» надо долго-долго  копить. И в такой ситуации неизвестно, будет ли «следующий» раз. О самолёте теперь и мечтать нечего.
                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/10/17/571