Место для жизни гл 24 Игорь и Свенельд

Кузьмин Алексей
… Свенельд выпил кваску, повесил деревянный ковшик обратно на бадью, вытер мокрые усы:
– Звал меня, конунг?
– Садись, поговорим, – перед Игорем стояла огромная чарка браги, на всю горницу противно несло кисляком. Игорь, по обыкновению, был сильно пьян.
Свенельд снял меч, поставил у лавки, чтобы можно было легко достать рукой, сел напротив конунга. Помолчали.
Игорь медленно осушил свою чарку до дна, крякнул, с грохотом поставил на стол.
– Еще!
Раб-древлянин быстро наполнил ее вновь.
– Выпьешь со мной?
– Не откажусь, – Свенельд принял чарку от древлянина, зыркнул на него, останавливая на полпути льющую руку.
– Вилл гезунд, конунг! – он крепко стукнул своей чаркой по чарке Игоря, брага смешалась, выплескиваясь.
Игорь поднял на Свенельда налитые кровью глаза.
”Главное держать себя в руках, – мыслил Свенельд, – этот думмэ дринкер явно замыслил против меня. Попробуем повернуть его гнев на других”.
– Слушаю тебя, конунг, – твердо произнес он вслух.
– Вот сижу я и думаю, – начал Игорь, глядя вниз, и медленно растягивая слова, – дружина моя вся износилась, порты и платья рваные, мала золотая казна. Нет у меня на зиму ни одной амфоры хорошего греческого вина. Приходится уже сейчас пить эту дрянь!
А твоя дружина, Свенельд, изодета, много у всех злата-серебра, вина, платья тонкого. Смотрю я на твоих людей, и берет меня за это жгучая тоска.
Игорь замолчал и уставился пустыми глазами в лицо Свенельда.
– Сам я о том думал конунг, и вот как рассудил, – Свенельд говорил веско, будто нарезая ножом каждое слово.
– Когда ушел на Валгаллу великий Хельгу, он оставил тебя господином этой земли. Ты конунг, и все, что здесь есть – это твое. Тебе принадлежит вся земля, и все люди, и все, что есть у них. А моя дружина кормится с походов.
Этим летом нам всем сильно не повезло. Греки метали в нас жидкий огонь, мы все остались без лодей. Мой старый драккар сгорел первым, от моей дружины едва половина спаслась. Ты ушел к болгарам и пеший вернулся домой. А нас бросило где-то между Эфесом и Трабзундом. Оттуда пешего пути нет. Мы как вильде волфен рыскали по берегу целый месяц, пока не отбили греческих лодей. Конечно, мои люди загрузили их оверборд, пришлось часть добычи прямо в море отваливать. Но мы знали, что не господа мы на древлянской земле. Ведь здесь всем владеешь ты!
Море изменчиво, земля постоянна. Мы взяли добро с моря. Ты можешь брать добро с земли хоть каждый день.
– Ходил я уже к древлянам. Все уже взял по закону. Хлеб, пиво, мед. А мне нужно вино!
– Так продай хлеб корсунцам. А от них и возьми гут вайн.
– Корсунцы за вино много хлеба хотят. У меня столько нет, – Игорь ударил кулаком по столу.
Свенельд невзначай протянул руку поближе к мечу:
– А ты еще раз к древлянам сходи. Что значит закон? Закон здесь ты. Ты всему здесь хозяин.
Игорь подался вперед:
– На что ты меня толкаешь, Свенельд?
– Иди и бери еще. Что могут древляне? Не дадут? Порубай айн бисшен мит зайн шверт, и многие станут умнее. Возьми столько, сколько тебе нужно. Древляне имеют много всего. Они не призовут на помощь никого, никто в мире не знает о их существовании, они не знают других языков, у них нет союзников. Единовластный господин здесь ты.
В глазах Игоря жадность боролась с сомнением.
Свенельд сел поудобнее, приготовил ноги к рывку:
– Или конунг Игорь, сын великого конунга Рюрика, боится каких-то древлян?


Если читателю хочется прочесть книгу целиком, она находится на авторской страничке, в разделе "Книги"
{Место для жизни}[http://proza.ru/2011/05/15/1562]