БОЛЬ

Бок Ри Абубакар
И разносился над сельским кладбищем  и летел в поднебесья  пронзительный вскрик молодой чеченки в темном платке, мечущейся, как израненная серна, между скорбными могилами:
« Ва… мама!
Ас х1у де? …
Со хьанна йита  ахь кху къиза дуьненчохь..?!
Ма хаза дац кхузахь хьо йоцуш...!
Ас х1у де, ва… мама!!!»
(Ва… мама!
Для кого   ты оставила меня в этом жестоком мире?!
Как здесь плохо   без тебя.
Что мне делать…?
Ва… мама!!!)
Её   голос срывался,  она кружила и металась  вокруг могил и  в безудержном порыве, хватаясь руками за бурьян,  припадала  к свежевырытому земляному холмику. 
Устремив обезумевший взгляд  куда -то вверх, отбегала в сторону и  опять возвращалась туда же, вновь и вновь   громко,   жалобно и  надрывно причитая:
« Ва мама…!!!
Ма боккъха бала бу соьгахь!
Ма цхьанна а ца оьшу со кхузахь...
Со хьайца д1а х1унда ца йигара ахь?
Ва,  мама…!!!»
(Ва мама...!!! Горе тяжкое во мне.
Никому я здесь не нужна.
Почему ты не забрала меня с собой?
Ва мама...!!!)
Ее стройная  фигурка в темном одеянии сотрясалась от рыданий, а  гнетущая безмолвная тишина еще более  подчеркивала эту трагическую картину безмерного страдания израненной души.
Несколько человек,   сидя у могил  своих родных,  молча  взирали на несчастную, покачивая головами, не в силах её прервать.
И только один седобородый старик, оторвавшись от своих глубоких дум и молитв у могилы,
 негромко произнес:
"Са йо1!  Сатохьа, дукхаяхарг.
Дела карахь ду массо а х1ума...
Кхузахь мохь бетта мегар ма дац.
Ма даа хьай са!
И г1оле хир ду хьуна а,  бакъ дуьненнахь йолчу хьа нанна а...
Цунна а хала ма ду хьо оццул балехь йолуш...»
(«Дочь моя, знаю, что горе твое безмерно  и безутешно.
Но на всё воля Аллаха и мы все будем там, наберись немного терпения.
Криком маме не поможешь, успокойся родная…
Ей же очень тяжело видеть  тебя в таком состоянии...»)

Девушка вздрогнула, голос её затих. Молча  задумалась...
Затем,   смиренно  наклонивши голову, с  лицом,на котором застыли безмерная безысходность и невыносимое страдание, тихо  направилась  к выходу, унося с собой свою боль.
…И до сих пор стоит  в моих ушах пронзительный вскрик этой несчастной девушки и, ни как ни пытаюсь,   не могу  его забыть...