Сто рублей-большие деньги

Юрий Литвак
                С Т О  рублей – очень Б О Л Ь Ш И Е  деньги !



     В Челябинской школе №30 прозвенел звонок, и началась долгожданная большая перемена после второго урока.
- Кто хочет коржики-коврижки? Бесплатно! Поднимите руки!  Запахло «халявой» но, не зная, в чём дело, все мальчишки-четвертоклашки подняли руки.
- Девчонки! А вы что, не хотите?
- Тебе что, дурак, делать больше нечего? Первой выступила Зойка Румянцева, бандитка. А вы, парни, поверили этому болтуну? Какие коврижки? Где он их возьмёт? Шли бы лучше на перемену в коридор, а мы пока класс проветрим. Дышать нечем.   Количество парней, желающих коврижки, резко сократилось.
- Так, хорошо! Кому нужны коврижки – за мной в буфет, только быстро! Перемена скоро закончится.
Человек 12 пацанов кинулись за мной на второй этаж школы в буфет. Выстроились в очередь.
- В чём дело? Что вам надо? Испугалась буфетчица. Столько покупателей у неё никогда не было.  Я посчитал ребят и объявил буфетчице:
- Каждому по коржику, итого 12 штук.
- А у тебя деньги-то есть? Не поверила буфетчица.
     В это время прозвенел звонок на урок. Парни похватали каждый свой коржик и выбежали из буфета, я остался расплачиваться.
     Буфетчица изнутри буфета закрыла дверь на ключ, чтоб я не убежал, и встала в проёме
«руки в боки».
- Ну, где деньги? Плати или идём к директору. Я сейчас вызову милицию, если не заплатишь.
     Я медленно достаю из кармана штанов 100-рублёвую свёрнутую в рулончик купюру.
У буфетчицы полезли «глаза на лоб». Она, наверное, таких денег и не видывала.
- Где ты взял такие деньжищи? У меня все равно, сдачи не будет.… Засуетилась, растерялась буфетчица и стала что-то причитать.
- Вы не волнуйтесь, я на следующей перемене весь класс приведу и всё в буфете скуплю.
И не надо будет сдачу искать.  Буфетчица осторожно взяла у меня деньги, долго разглядывала на свет рисунок Кремля и портрет Ленина, потом слегка помяла купюру.
- Ладно, иди, но чтоб на следующей перемене пришёл. А твои деньги пусть у меня побудут.
     Я побежал на урок. Конечно, опоздал. Учительница была в таком недоумении – пол класса жуют и икают, все возбуждены. Девчонки ругаются с Зойкой Румянцевой и между
собой тоже, да ещё и я опоздал…
- В чём дело? Что случилось? Что вы все жуёте? Перемены вам не хватило? Смотрите, сколько крошек под партами, после уроков будете полы мыть,- это у учительницы сдали нервы.
     Наконец, все успокоились, и урок продолжался.  Ребята по рядам пустили листок
бумаги со списком желающих на следующей перемене пойти со мной в буфет. Подписался, конечно, весь класс, кроме Зойки, и даже те, кто уже побывали со мной в буфете на прошлой перемене.
     Урок подходил к концу. Я на листочке столбиком посчитал, сколько нужно денег, чтоб
купить 35 коржиков по 13 копеек плюс 12, которые я купил раньше. Получилось чуть больше  шести рублей. Куда девать ещё 94 рубля? Что ещё купить? В буфете есть только коржики-коврижки, компот, печенье галетное, карамель, какие-то сдобные  не сладкие булочки, хлеб нарезанный…и всё.  Я решил на все оставшиеся  деньги купить печенье.
Оно не портится, и его в буфете много – несколько больших фанерных ящиков. И раздавать печенье легче. Представляю, как мы всем классом считаем печененки.

     За несколько минут до звонка на долгожданную перемену, в класс вошёл директор школы с каким-то военным, им оказался мой отец.
- Кто на прошлой перемене кушал коржики из буфета? Встаньте!,- объявил директор.
Перепуганные ребята медленно встали.
- Так и есть,- продолжал директор,- 12 человек. Всё правильно. А ты,- он показал на меня,-
собирай портфель и выходи из класса. Мы тебя ждём в коридоре.
     Одноклассники, прежде всего, подумали, что этот военный – милиционер и сейчас всех заберёт в милицию. Я знал, что мой отец служит в МВД, а не в милиции. И форма у него
не синяя, а зелёная. Но объяснять ребятам было некогда.
     В классе воцарилась мёртвая тишина. Я собирался, как на эшафот - Я говорила парням, ему нельзя верить. А за коржики с вас сейчас деньги возьмут или в милицию отвезут,- завизжала всё таже Зойка Румянцева.
     Во дворе школы стоял военный Газик отца.
     Я не знал, о чём думать, что говорить, с кем говорить… Молча вышел из класса.
В коридоре кроме директора школы и моего отца, стояла раскрасневшаяся буфетчица и нервно мяла рукой свой не первой свежести фартук.
     Буфетчица отдала отцу кучу помятых денег.
- Вашу сдачу собирала по всей школе, еле набрала.   Отец забрал деньги и поблагодарил
буфетчицу.

     Мой отец тактичный и культурный человек. Он не стал меня расспрашивать или ругать при посторонних. Он тихо и коротко сказал директору школы:
- Мы разберёмся, извините за беспокойство.

     В это время прозвучал звонок на перемену, но одноклассники уже не собирались бежать в буфет.  Когда мы с отцом садились в его военную машину, весь класс смотрел
на нас из окон. Мне бы гордиться, что у меня такой отец, у других вообще нет отцов, и
у него такая замечательная машина,…но моя голова была занята другим, и я старался не смотреть на своих одноклассников.

     До самого дома мы ехали молча. Отец не проронил ни слова. Даже вечно разговорчивый водитель-фронтовик дядя Ваня – молчал. Это было ужасно!

     Дома нас встречала урёванная мать.
- Юрочка, миленький сынок, как же так? И где ты взял эти деньги? Украл у кого-то? Как же так? В карман залез кому-то? Тебя же могли поймать и в тюрьму. Попросил бы у нас с
отцом, если очень надо было, зачем красть? И сколько украл? И где они, деньги-то?
И когда ты успел украсть? Ты же из дома пошёл  прямо в школу. А утром же никого на
улице нет. У кого и как ты украл? И где эти деньги?

    Хватит причитать!,- крикнул отец и достал из кармана галифе ворох измятых купюр.
Бросил деньги на стол.
- Вырастили вора! Это всё ты над ним сюсюкаешь, кормишь «с ложечки»… Вот тебе – то,
вот тебе – это.… Вот тебе коньки на ботинках, вот тебе подростковый велосипед «Орлёнок», вот тебе трико с белой полоской на шее, вот тебе китайский фонарик…
Дождалась? Вот так он тебя отблагодарил!

- Садись за стол и рассказывай, кого обокрал, как и когда?  Соврёшь – убью! Отец бросил
на стол  свой офицерский широкий кожаный ремень с большой медной пряжкой.
- Отец, ты, что такое говоришь ребёнку? Ты в своём уме? Типун тебе на язык! Может он и не крал вовсе, может, нашёл где, а ты – убью…
     Я немного успокоился, всё-таки мать – за меня. Покосился на ремень и начал рассказ.

     Накануне, поздно вечером к нам в гости заехал бывший отцовский сослуживец. Сейчас он служит на далёком Севере, на золотых приисках. Охраняет заключённых, занятых на разработках рудников цветных  и драгоценных металлов.
     Он едет на курорт в Сочи по путёвке и у него в Челябинске пересадка. Впереди целая ночь, вот он и решил навестить своего боевого товарища. Гость был здоровый и высокий,
в офицерской форме в сапогах и длинной шинели. С собой у него был чемодан.
     Мать накрыла стол в зале. Деликатесов у нас особых не было, мы жили скромно. На столе появилась жареная картошка, селёдка, банка солёных огурцов, хлеб и, конечно, бутылка  «Московской».
     Мы с братом и бабушкой в спальне готовились ко сну. Наш гость, его звали дядя Коля, был очень горластый и довольно грубый человек. Когда они уже допивали нашу бутылку водки, дядя Коля вдруг берёт свой чемодан, ставит прямо на стол, открывает его
и достаёт  вначале какую-то красивую бутылку спиртного, потом заграничные консервы, колбасу, плитку шоколада и даже банку чёрной икры.
- Это тебе, Аннушка. Кушайте на здоровье! А бутылку открой, мы с Наумом гулять будем до утра. И колбаски нам порежь.  Дядя Коля хмелел на глазах. Начал хвастать своей
службой, что у него всё есть. Скоро машину «Волга» купит. Достал откуда-то пачку денег
и тряс ею… Я всё куплю, что захочу…
     Вытащил из пачки несколько 100-рублёвых купюр и стал сворачивать их в рулончики и одевать на пальцы. Сейчас бы про него сказали: «Крутой! Пальцы веером». Дядю Колю
явно заносило.
     С трудом родители его угомонили, раздели и уложили спать на мою кровать. А я лёг на старую деревянную раскладушку. Моим одеялом накрыли дядю Колю, а меня – длинной
шинелью нашего гостя.

     Рано утром разбудила меня бабушка и стала помогать собираться в школу. Первая моя
проблема была – вылезть с раскладушки. Она глубокая, матерчатая с высокими деревянными бортами. Чтоб вылезть, надо пятиться задом.  Справились.
     Я оделся, помылся, покушал и пошёл в комнату убрать раскладушку. Свет в комнате не включали, чтоб не разбудить нашего гостя. Бабушка мне помогала. В раскладушке остались карандаши, мой школьный ластик, линейка и какие-то бумажки. Бабка всё толкала в мои глубокие карманы пальто. В школе разберешься, сказала она. И когда она
заталкивала мне в карман пальто какую-то серую трубочку, мне показалось, что это была вчерашняя трубочка из денег. Дядя Коля такие же рулончики вчера надевал на свои пальцы и при этом громко смеялся.

     Я уже опаздывал в школу. Схватил портфель и побежал. Мысль, что в кармане у меня могут быть деньги – не покидала меня. Остановился под фонарем и стал выворачивать свои карманы.
     Точно! Вместе со всяким мусором лежит свёрнутая рулончиком 100-рублёвая купюра.
Я её развернул. Она была размером   30 на 15 сантиметров. Раньше бумагу на деньгах не экономили. Постоял секунду. Надо спешить, могу опоздать к первому уроку. Затолкал весь мусор обратно в карман пальто, а купюру – в штаны.

     Целых 2 урока я лихорадочно думал, что мне делать. Как поступить. Анализировал
вчерашний вечер и ночь. Что-то наш гость ночью бродил по комнате. Пришёл к выводу:
у этого ночного гостя с далёкого Севера много лишних денег. Он говорил, что их лопатой гребёт. Разбрасывает деньги как мусор. Не обеднеет, если я на эти деньги покормлю ребят
из своего класса. Они приходят в школу всегда голодные, видимо дома не завтракают.

     Но я тогда не думал, что это деньги – большие! Что не найдётся сдача в буфете, что переполошится всё руководство школы и мои родители.…Думал, потрачу на ребят и всё! Им полезно и мне – приятно.

     А получилось -  всё наоборот. Я закончил рассказ и замолк.

     Отец слушал молча.  Мать тихо плакала.

- Ну и что будем делать?, вдруг сказал отец. Что скажем директору школы, откуда у нашего сына солидная часть отцовского оклада? Я сам ему дал? Так, что ли? Или из копилки взял?  Думай, мать, хватит слёзы лить! Не вор наш сын! И в дело хотел деньги употребить! Что делать-то будем?

     Коля обещал на обратном пути заехать к нам,- вмешалась в разговор моя бабушка.
Он хотел Юре привезти морские ракушки для его аквариума, а мне должен вернуть наше
большое махровое полотенце, попросил для курорта. Вот, заедет, спросит про деньги –
вернёте, не спросит – так и надо.   На этом и порешили.

     Сколько ты пообещал своим школьникам коврижек, спросил отец. Всем по одной, всего 35 штук.  Отец отсчитал пять рублей.  Завтра купи и всем раздай. А деньги, скажи,
родители дали.
     На первой же перемене, не стал я никого звать с собой, спустился в буфет и купил 35 коржиков. Зашёл в класс и всем их раздал. Зойка поупиралась, но потом взяла.

     На обратном пути дядя Коля к нам не заехал. Месяца через два мы получили посылку из Верхоянска. В фанерном ящике кроме письма было: пару десятков красивых морских
ракушек, завёрнутых в наше махровое полотенце, банки с тушёнкой, две банки чёрной
икры и какая-то очень жёсткая колбаса. На дне лежала фляжка, в которой, как сказал
отец после дегустации, оказался какой-то дорогущий коньяк.

     Самое главное было, конечно, в письме.

     …я вашему сыну Юрке за доставленные неудобства с постелью ночью положил  в
изголовье 100-рублёвый рулончик в подарок Я думаю, он найдёт, куда его потратить.

                Большое спасибо за приём   -   Николай