Мы обе любили Пастернака

Соломинка
Иногда я думаю о том, что в этой жизни закономерно, а что - случайно.
Почему происходит тот или иной случай, определяющий судьбу? Могло ли его не быть и так ли уж он случаен?
Когда мне исполнилось 16 лет, у меня впервые в жизни появилась цель - поступить в институт на филологический факультет. Хотелось серьезно изучать литературу, и кроме того, очень хотелось уехать в город. Городская жизнь казалась мне тогда гораздо ярче и насыщеннее, чем деревенская. О том, что придется проститься с любимыми полянами, речками, перелесками, огромным звездным небом (которого в городе почему-то не оказалось), я тогда не задумывалась.
Итак, цель поставлена, и я изо всех сил устремилась к ее достижению.
Всё свободное от школы время я проводила за учебниками. Для начала надо было получить аттестат, чей средний балл влиял на зачисление, и поэтому учила ненавистные физику, химию, математику...После которых любимая литература казалась райским блаженством...
Однажды попросила у учительницы литературы "что-нибудь почитать" (будто двух книжных шкафов в своем доме и нескольких стеллажей в сельской библиотеке было мало). Первый из полученных сборников сразу отложила - Блок был знаком мне и в то время каких-то особых эмоций не вызывал. Второй сборник с фамилией Пастернак начала читать сразу...И забыла про время. Читать такое мне еще не доводилось.
Строки завораживали, вызывали какие-то ассоциации, в них хотелось погружаться и погружаться... "Осень. Изжелта-сизый бисер нижется. Ах, как и тебе, прель, мне смерть как приелось жить!"- бормотала я, идя знакомой тропинкой к ручью.
 Я не расставалась с книжкой до тех пор, пока учительница не потребовала ее обратно.
Настольной книгой для меня в то время стал "Справочник для поступающих в вузы", где были перечислены авторы и произведения, которые необходимо было знать для  поступления на филфак. К списку претензий у меня не было: всё было знакомо и перечитано несколько раз. Вот только один рассказ - "После бала" Л. Толстого - был совершенно не знаком для меня. В школьном учебнике о нем ничего не было сказано. Сам текст тоже не смогла найти - почему-то в полном собрании сочинений отсутствовал именно том с этим рассказом.
Поразмыслив немного над сей проблемой, я, как сейчас говорят, "забила", решив что один рассказ погоды не сделает.
Учебный год закончился, я получила аттестат вместе со значком "За отличную учебу" и в конце июля вместе с  массой хлынувших абитуриентов оказалась в Уфе.
Написав сочинение на восьми листах, пошла сдавать литературу и русский устный.
Билет состоял из трех вопросов: два по литературе и один по русскому.
Надо ли говорить, куда полезли мои глаза, когда буквы в первой строчке взятого мною  билета сложились в зловещее "После бала"?
Когда подошла моя очередь отвечать, мне не оставалось ничего иного, как честно признаться: Не знаю Не читала.
Экзаменаторшами были две тетки: та, что постарше, невозмутимо сказала: отвечайте на второй вопрос.
Это я сделала  легко, и тогда она спросила, а читала ли я что-нибудь у Толстого вообще. Тут уж я блеснула как могла. Вспомнила не только тексты произведений и учебников, но и дневники Толстого, его переписку. Тетенька слушала с интересом и вдруг спросила: А кто ваш любимый автор?
- Пастернак! - выпалила я не задумываясь. Настал черед глазам экзаменаторши лезть на лоб. -Ребенок из сельской глубинки знает Пастернака?- обратилась она удивленно к свой напарнице. _- А наизусть можете?
" Сестра моя жизнь, и сегодня в разливе расшиблась весенним дождем обо всех!" - радостно закричала я. Закончив стих, начала другой. Экзаменаторша слушала. Мы словно остались с ней вдвоем, забыв про аудиторияю и ожидавших своей очереди абитуриентов. Глаза ее горели. _- Я поставлю её пятерку! - объявила филологиня. Ну и что, что она чего-то не знает. Всё знать невозможно. Ей надо учиться!

Уже став студенткой, я узнала, что из ста с лишним человек, поступивших на первый курс, пятерки были только еще у двух девчонок. И что моей экзаменаторшей была не преподаватель вуза, а школьная учительница, которую ежегодно приглашали на вступительные экзамены - заслуженный методист города, журналист, завзятая театралка Софья Захаровна Болховских, которая, как и Окуджава, в 17 лет добровольно ушла на фронт...
С таким вот удивительным человеком свела меня судьба - случайно или нет, не знаю.
Что было бы, если бы вместо Софьи Захаровны моё "не знаю" услышала другая, замороченная на инструкциях экзаменаторша?
Возможно, получив двойку, я поступила бы на следующий год, но тогда меня окружали бы совсем другие люди, а не те, с которыми дружу с институтских лет...И многое было бы другое.
Обо всё этом я задумалась гораздо позже, а пока шла по городской улице со счастливой улыбкой, прижимая экзаменационный лист с пятеркой по литературе.