М. Врубель. Царевна-Лебедь

Нина Бойко
             В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной Мамонтовым  в 1900 году, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела –– жена Врубеля. А  Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций. Премьера  состоялась 21 декабря в Москве. Незабываемый образ пушкинской царевны создала Надежда Ивановна, и в этом была заслуга не только ее, –– дарование певицы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля. Они обогащали друг друга, дополняли друг друга: искусство Забелы и  творчество Врубеля были нерушимо связаны между собой.

          После премьеры С. И. Мамонтов  выпустил серию открыток с изображением Царевны-Лебеди, и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию   картины «Царевна-Лебедь». Композицию картины он построил так, что создавалось впечатление, будто зритель  заглянул в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками, мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн.

         «Царевна-Лебедь» –– один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем.  «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий?» –– говорили о ней те, кто ее видел. Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого колдуна, она стала женой Гвидона, и все устроилось к общему счастью.

          У Врубеля Лебедь вряд ли будет женой человека. Это видно из настроения картины: сумерки, багряная полоса заката и какие-то недобрые огни далекого города. Царевна не приближается к зрителю, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась –– сделать какое-то предостережение. Взгляд Лебеди –– прощальный взгляд. Огромные глаза полны грусти и доброты. Вокруг сгущается темень,  и только Лебедь сверкает в последнем луче. В картине очень сильно чувство тревоги.

         Каким же надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину! Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном!  «Крылья –– это родная почва и жизнь», –– пояснял  Михаил Врубель одному из своих друзей. И восклицал: «Сколько у нас красоты на Руси!.. И знаешь, что стоит во главе этой красоты? Форма, которая создана природой вовек».

          Михаил Александрович уверял, что русская природа без всяких оглядок на международный кодекс эстетики,  бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою душу.
          Так сознавать глубинную  сокровенность России,  было дано очень немногим.