Традиции благотворительности Дома Романовых

Александр Закатов
Одно только перечисление благотворительных учреждений, организаций и отдельных акций, находившихся под покровительством членов Российского Императорского Дома и их приближенных до революции, потребовало бы издания объемистого тома. Императоры и члены их большой разветвленной семьи, другие представители элиты Российской Империи старались следовать принципу, великолепно сформулированному генерал-фельдмаршалом князем М.С. Воронцовым: «Богатые и сильные должны жить и поступать так, чтобы другие люди прощали им их богатство и власть».

В 1917 году прощать более не захотели… Все оставшиеся в России представители династии и значительная часть аристократии были физически уничтожены в годы террора. Некоторые спаслись в изгнании, а оставшиеся на Родине и чудом выжившие долго прозябали на правах постоянно притесняемых, полностью ограбленных и презираемых «лишенцев».

Вся прежняя система организации дел милосердия, как светского, так и церковного, была уничтожена, а новой никто и не собирался создавать. Тоталитарное государство заявило, что оно полностью берет на себя обеспечение всех граждан. Однако, даже признавая определенные достижения советской власти в социальной сфере, нельзя не согласиться, что проблемы нуждающихся не было и не будет способно эффективно решать ни одно государство в мире, если в стране отсутствует свободное и органичное гражданское общество.

Революция не принесла вожделенного «равенства». По закону все стали равны, но на практике некоторые были «равнее», причем несоизмеримо с большинством народа. Обеспечение власть имущих состоянием и привилегиями во все времена и при любых режимах достигается без особенных сложностей самими обеспечиваемыми. Значительно труднее найти решение проблем миллионов бедных, больных, престарелых, социально незащищенных сограждан. В этой области богатейший опыт дореволюционной России был выброшен на помойку как классово чуждый и, к сожалению,  по большому счету, не востребован до сих пор, даже после того, как коммунистический режим канул в Лету.

Было бы неправильно идеализировать социальную политику Российской Империи. Она отнюдь не являлась страной всеобщего благоденствия. В ней существовали пережитки минувших эпох, мешавшие справедливому (именно справедливому, а не уравнительному) распределению благ. Было еще много нуждающихся и угнетенных, чей труд оплачивался неадекватно затраченным усилиям. Но невозможно, в тоже время, отрицать, что наша страна накануне революции развивалась органично и динамично. Принципы управления, в том числе, в социальной сфере, сформировавшиеся в России на протяжении столетий, имели весьма неплохие перспективы. Всё это перечеркнула первая глобальная война 1914-1918 гг., ускорившая духовный и политический кризис и подтолкнувшая наше Отечество к роковой черте братоубийственной междоусобицы.

Отметим основные черты устройства благотворительной деятельности Российской Империи, как они сложились с XVIII века. Носители верховной власти – царствующие монархи – ощущали себя поставленными Богом отцами (или матерями) нации, и в этом качестве (по крайней мере, в идеале) несли ответственность за каждого подданного. Вся система благотворительности находилась под государственной защитой и под попечением Императорского Дома, который был первой семьей государства – государственным учреждением, из которого в порядке, определенном законом, происходили носители верховной власти.
Но это покровительство не означало, что вся социальная сфера вверялась в руки чиновников. Император и члены династии давали свое имя для повышения статуса филантропических учреждений и проектов, жертвовали значительные суммы, через органы государства осуществляли контроль, чтобы не было злоупотреблений, но в остальном предоставляли организацию благотворительности общественной инициативе.

При этом дело было поставлено так, что значительная часть средств, направляемых на милосердную деятельность, складывалась из «лепт вдовиц». Евангельское повествование о бедной вдове, принесшей в храм две маленькие медные монетки (лепты) и оказавшейся ближе к Богу, чем богачи, давшие в храмовую сокровищницу крупные суммы от своего избытка (Мк. 12, 41-44; Лк. 21, 1-4), говорит нам о том, что самое крошечное пожертвование, сделанное от души человеком, который сам знает нужду, в духовном смысле значимее, чем дары миллионеров, жертвующих от скуки или ради саморекламы. Но именно из таких лепт, как из песчинок, складывалась существенная часть общего фонда большинства благотворительных учреждений в масштабах всей Империи. Это, безусловно, влияло не только на его наполняемость, но и на общую моральную атмосферу в сфере благотворительности.   И император, и великий князь, и богатый аристократ, и купец первой гильдии, и архиерей, и рабочий, и крестьянин, и инженер, и бедная старушка, и гимназист, и дьячок из сельского храма, и даже иногда нищий с паперти – каждый гражданин, независимо от уровня доходов, если у него появлялось желание, жертвовал в меру своих сил и возможностей и знал, что делает общее дело, и его приношение, независимо от размера, будет принято с равным уважением и благодарностью.

В качестве примера организации привлечения жертвователей и использования средств приведем опыт «Мариинского попечительства для призрения слепых» супруги императора Александра II Освободителя императрицы Марии Александровны и «Попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых».
Мариинское попечительство для призрения слепых» состояло из членов-учредителей, внесших по 200 и более  рублей, почетных членов, членов-соревнователей и членов-сотрудников. Бюджет Попечительства образовывался из членских взносов, государственных субсидий, доходов от продажи вещей, производимых слепыми, кружечного сбора, проводимого в храмах в Неделю о слепом (церковный праздник, отмечаемый в шестое воскресенье после Пасхи), и платы за содержание слепых в учреждениях Попечительства. Мариинское попечительство о слепых централизовано управляло делами призрения инвалидов по зрению, их лечением и трудоустройством. Проводилась профилактика слепоты. Во многих местностях Российской Империи возникли подведомственные Попечительству Братства во имя Христа Спасителя для помощи слепым. Летучие отряды оказывали медицинскую помощь страдающим глазными болезнями в отдаленных уголках Империи. В ведении Попечительства были лечебницы, учебные заведения для слепых, пункты оказания окулистической помощи. Организовывались съезды и курсы, издавались ежемесячные журналы «Слепец» и «Досуг слепых», а также книги для слепых. Во время I Мировой войны Попечительство много сделало для помощи воинам, утратившим по ранению зрение, и их семьям.

Много сил посвящала делам милосердия супруга императора Александра III Миротворца императрица Мария Феодоровна. Ее детищем, в частности,  было «Попечительство императрицы Марии Феодоровны о глухонемых», учрежденное в 1898 году. В него входили члены-учредители, внесшие не менее 1 тысячи рублей, почетные члены, члены-соревнователи (с 1900 – действительные члены, обязанные внести 500 рублей единовременно или по 50 рублей ежегодн), вносившие либо единовременно 100 рублей, либо ежегодно 5 рублей, и члены-сотрудники. Средства попечительства, согласно «Основным положениям» формировались из членских взносов, правительственных субсидий, пожертвований учреждений и лиц, прибыли от продажи изделий, изготовляемых глухонемыми, кружечных денег, средств от благотворительных концертов, чтений и театральных представлений, платы за содержание глухонемых от тех, кто имел возможность вносить эту плату. В 1900 году Попечительство было официально принято под высочайшее покровительство государя и приобрело статус государственного всероссийского учреждения. Его сотрудники производились  в чины, отделения Попечительства открылись почти во всех губерниях Российской Империи. Помимо благотворительности, Попечительство проводило методическую и научную работу, организовывало конференции, съезды, курсы учителей глухонемых, занималось издательской деятельностью, создавало хутора, фермы, санатории. Во время I Мировой войны Попечительством были созданы медицинские летучие отряды для помощи военнослужащим, лишившимся в результате ранения слуха и речи.

До революции 1917 года императорская фамилия обладала огромными возможностями и активно участвовала в благотворительности. После февральской революции 1917 года Российский императорский дом был лишен всех рычагов управления государственной благотворительностью. Собственные его возможности резко сократились, а после октябрьского переворота вообще были уничтожены. Но и оказавшись в изгнании, лишенные всего своего имущества, нередко бедствуя и, во всяком случае, постоянно испытывая недостаток средств, члены дома Романовых не отказались от своих многовековых традиций милосердия. В этих условиях благотворительность представителей династии, сократившаяся в размерах, стала еще искреннее и духовно чище, ибо осуществлялась уже не от щедрот, а от нужды, которую Романовы разделили с миллионами русских беженцев.
В силу обстоятельств, помощь императорского дома никак не могла тогда проникнуть в саму Россию. Но,  по крайней мере, в отношении эмигрантов, августейшие изгнанники предприняли конкретные шаги.

Не имея финансовых средств, члены династии использовали иные возможности для дел милосердия. Общеизвестным фактом является героическое поведение вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, в апреле 1919 года заявившей англичанам, что она не взойдет на присланный ее сестрой королевой Александрой корабль «Мальборо», если вместе с ней не разрешат эмигрировать всем, кто того пожелает. Твердость императрицы спасла жизни многих русских людей, которые неминуемо стали бы жертвами  расправы победивших политических противников.

Первые пять лет жизни за границей после революционной катастрофы (1917-1922) и два года активной общественной деятельности в качестве блюстителя государева престола законный глава династии Романовых  Великий князь Кирилл Владимирович только наметил основные контуры системы учреждений при Российском императорском доме в изгнании. Но и в этот период он, следуя Христовой заповеди «Всякому же просящему у тебе, дай: и от взимающаго твоя, не истязуй»  старался, по мере сил, помогать обращающимся к нему за помощью.
В циркуляре своим представителям, изданном в Ницце 28 марта/10 апреля 1924 года, блюститель государева престола, в числе основных задач, предписывал всем верным ему монархическим организациям «2. Помогать нравственно, и по мере возможности, материально особо бедствующим. 3) Собирать ежемесячно скромные жертвы верных на дело спасения Родины» .

6/19 ноября 1924 г. в Кобурге государь Кирилл Владимирович учредил при себе совещательный орган – «Совещание по вопросам устроения императорской России». Сокращенно оно называлось «Государево совещание». По замыслу императора в изгнании, Совещание должно было выработать программу государственного и общественного строительства в России после восстановления монархии. В числе задач, сформулированных в высочайшем рескрипте Государеву совещанию, значилась разработка вопросов «охраны материнства, решительной борьбы с детской беспризорностью и народным невежеством», «обеспечение инвалидов, вдов и сирот».

Совещание состояло из 6 групп, каждая из которых, в свою очередь, подразделялась на Комиссии. Вопросами благотворительности занималась в рамках II Группы «Просвещение» «Комиссия по разработке вопросов о народном здравии и воспитании» под председательством Л.В. Билинского. Помимо него членами Комиссии были Г.Ф. Цейдлер, А.А. Куломзин, Н.Ф. Фабрициус-де-Фабрис, Б.К. Лихачев, Л.М. Савелов-Савелков и граф М.А. Гудович .

Комиссия, по императорскому указу от 4/17 сентября 1929 г. должна была готовить материалы и доклады, по «санитарному вопросу, жилищному вопросу, искоренению хулиганства и беспризорности, спиртным напиткам, созданию кадров для охраны народной нравственности и здоровья, организации благотворительности» и др.

В условиях эмиграции Государево совещание в чем-то повторило судьбу и сыграло роль екатерининской Уложенной комиссии 1767 г. Постепенно, не имея возможностей реализовать свои предложения в полной мере, оно погрязло в спорах и личных конфликтах. В конце концов, Кирилл Владимирович распустил совещание под благовидным предлогом – «за выполнением им заданий, ему преподанных» . И все-таки, учреждение Государева совещания нельзя признать бесполезным. Обсуждение в нем различных вопросов, сбор исторических материалов, обмен мнениями породили идеи, которые в те времена невозможно было осуществить в России, но которые помогли организации работы за рубежом, а в наши дни, с определенными поправками, могут быть использованы для возрождения национально-государственных традиций, в том числе и в области благотворительности.

Крупной международной благотворительной акцией явилась поездка императрицы Виктории Феодоровны в ноябре 1924 года в Америку.  Она отправилась туда по приглашению Дамского благотворительного клуба, в котором состояли представительницы старейших семей Америки, своего рода «американской аристократии». Организацией благотворительного тура государыни занималась председательница клуба госпожа Лумис. Викторию Феодоровну сопровождала свита, состоявшая из вдовы адмирала С.О. Макарова Капитолины Николаевны Макаровой, княгини В.К. Мещерской и контр-адмирала Н.А. Петрова-Чернышина. В Нью-Йорке императрицу встречал мэр, всё руководство клуба, английский посланник и большое количество представителей общественности и средств массовой информации. После Нью-Йорка Виктория Феодоровна посетила ряд крупных американских городов (в том числе Чикаго и Сан-Франциско), участвуя в благотоворительных обедах, встречах, экскурсиях и прочих мероприятиях предложенной клубом программы. «Успех сборов начал сказываться. - пишет начальник Канцелярии е.и.в. Г.К. Граф, - Да и как не мог быть успех при тех качествах, которыми обладала Государыня, и при ее умении очаровывать людей. Не раз бывало, что лица, заочно настроенные к ней критически, почти враждебно, после личного свидания уходили в восторженном настроении» .
Все расходы на прибытие и проживание государыни и ее свиты были окуплены, а чистый доход составил крупную по тем временам сумму – более сорока тысяч долларов. С разрешения Виктории Феодоровны г-жа Лумис передала эти средства Русскому Красному Кресту.

По мере расширения Государева освободительного движения в изгнании и выработки его общественно-правовой базы, в числе прочих важных вопросов, уточнялись методы и способы благотворительной работы.
«Инструкция для представителей Е(го) В(еличества)» 1926 г. предписывает представителям императорского дома в странах русского рассеяния осуществлять организацию помощи русским людям – «изыскание работы, денежных субсидий и помощи для обучения детей», «оказание юридической помощи», создание молодежных и детских неполитических групп и кружков (спортивных, литературных, взаимопомощи и т.п.). Там, где воля императора Кирилла наиболее благоприятно сочеталась с местными условиями и с благоразумием и организаторскими талантами представителя, появлялась возможность оказать содействие достаточно широкому кругу лиц.

Немаловажное место в деятельности императорского дома занимала организация помощи русским  монахам на Афоне, терпящим бедствия и притеснения греческих властей. В качестве примера можно привести изданное 9 июля 1926 г. в Кобурге Обращение Канцелярии его императорского величества:
«От Канцелярии Е.И.В. С момента возникновения революции в России русские святогорцы на Афоне Братства Русских келий во имя Царицы Небесной не только лишились покровительства русских Царей, но и совершенно лишились материальной помощи и поддержки из России, без которых они не могут существовать.
Усадьбы, занимаемые обителями, чрезвычайно малы, и каменистая почва неудобна для возделывания и посевов. Ввиду этого инокам приходится брать тяжелую работу поденщиков за ничтожную плату, даже неокупающую потребных расходов, но среди них есть много престарелых старцев, уже совершенно неспособных по старости и болезненному состоянию к какому-либо физическому труду.

Поэтому русские иноки на Афоне терпят большую нужду во всем и ведут полуголодную жизнь. Всего иноков Братства Русских келий во имя Царицы Небесной с престарелыми, больными, пустынниками и отшельниками 480 человек. Они крайне нуждаются в насущном хлебе, одежде, обуви и белье.
Канцелярия Его Величества очень просит всех Представителей и Уполномоченных Е.И.В. организовать сборы денег, одежды, обуви и белья, чтобы посильно поддержать бедствующих святогорцев.
Пожертвованные деньги и вещи следует направлять по адресу Братства: Grece, a Mont Athos, Karea, au Reverend Pretre Moine Pere Simeon, President de la Fraternite des Cellules Russes.
Начальник Канцелярии Е.И.В. Капитан 2-го ранга /подпись Г.К. Графа/
9-го Июля 1926 г.
г. Кобург»


Осенью 1929 года весь мир был возмущен зверствами над мирным русским населением, совершенными по приказу советского командарма Особой Дальневосточной армии В.К.Блюхера в Трехречии (Северная Маньчжурия).
Советско-китайский конфликт 1929 года произошел из-за вопроса о контроле над КВЖД. Блюхеру удалось одержать ряд побед над войсками маршала Чжан Сюэ-ляна, и в конце концов, согласно Хабаровского договора, подписанного 22 декабря 1929 года, было восстановлено совместное управление КВЖД советской и китайской администрацией. В ходе успешных боевых действий с китайцами В.К. Блюхер не упустил возможности расправиться с мирными русскими земледельцами, нашедшими приют на территории Северной Маньчжурии.

В свое время Аргуньская казачья станица славилась как древнейшее русское поселение в этих краях. В середине XVII века казаки обосновались на правом берегу р. Аргунь, но по Нерчинскому договору построенный ими острог был срыт, а сами они переселились на левый берег. Революция 1917 года заставила многих аргуньских казаков с семьями переместиться снова на правый берег реки, но уже не в качестве колонизаторов, а в статусе беженцев. Они чуждались какой бы то ни было политической деятельности, не принимали участия ни в каких столкновениях и лишь упорным трудом осваивали предоставленные им китайцами территории.

Русские поселения и прежде подвергались нападениям и грабежам с территории СССР. Но то, что случилось в начале октября 1929 года, превосходило по своей жестокости все прежние инциденты.

В районе станции Якеши совместный советско-монгольский отряд напал на русский поселок. Всё мужское население старше 12 лет было расстреляно из пулеметов, Раненных добили. Женщины и дети не были подвергнуты надругательству, но все их имущество было разграблено. Из соседнего поселка на помощь жертвам террора поспешил отряд самообороны. Однако силы были слишком неравны, и этому отряду пришлось отступить. Резня продолжилась. Массы беженцев (не менее 12 тысяч человек) из Усть-Уровска, Щучей, Попирая, Драгоценки, Верх-Урги и Усть-Урги, лишившихся кормильцев и близких, испуганных, ограбленных, раздавленных обрушившимся на них несчастьем, пешком устремились в Харбин .

Кроме Трехречья красноармейцы совершили еще ряд злодеяний в Маньчжурии. На дороге из Верх-Кули в Хайлар они убили священника Модеста Горбунова, его сына Александра и семью Кругликов – супругов Николая и Софию и их детей Григория, Бориса, Николая и Любовь, от 22 до 6 лет. Кавалеристы напали на их обоз, изрубили отца Модеста и матушку Софию шашками, подвергли истязаниям всю семью Кругликов и расстреляли их. Через несколько дней, проезжая по тому же месту, изуверы глумились над трупами несчастных и сожгли их. Один из красноармейцев, увидев собаку о. Модеста, не отходившую от тела хозяина, разрубил ее пополам и бросил на тела мучеников.

Во всем мире трехреченские злодеяния вызвали чувства гнева и сострадания к жертвам. Первыми откликнулись харбинцы. Инициативная группа начала сбор продовольствия и белья, фирма братьев Воронцовых безвозмездно отпустила лес для постройки бараков для беженцев, мельницы Критера пожертвовали 200 пудов своей продукции, а остальную муку поставили по льготной цене. Епископ Нестор Камчатский призывал русские семьи усыновлять осиротевших в Трехречьи детей.
Хайлар посетил американский консул в Пекине Ганзен. Об увиденном и услышанном он распространил информацию в Америке, где прокатилась волна возмущений. Во многих штатах возникли Комитеты помощи. Отклик имелся и в других странах.
Трагедия Трехречья не могла не вызвать сострадания императорской семьи, ее желание хоть чем-то помочь далеким соотечественникам, подвергшимся жестокому разбою.

19 декабря 1929 года в Сен-Бриаке император Кирилл Владимирович подписал Обращение:
«Убийство русских эмигрантов, живших в Северной Маньчжурии на правом берегу реки Аргуни есть факт, вполне установленный китайскими властями и достоверно изложенный в печати всего мира. Русское население этого небольшого округа «Трехречье» состояло из мирных земледельцев, совершенно безоружных, бежавших от большевиков и поселившихся на этой земле .Благодаря  неустанному труду они обратили эту пустыню в плодородную землю.

Не желая оставаться под большевицким ярмом, эти казачьи эмигранты выселились, и находясь совершенно в стороне от разыгравшихся вокруг них событий, стремились только к честному труду в стране, которая их приняла.
 Но палачи русского народа воспользовались столкновение с Китаем, чтобы напасть на этих невинных. Целый ряд экспедиций, произведенных на Трехречьи вооруженными с ног до головы убийцами во главе с агентами Чеки, скоро обратили в развалины этот цветущий край.

Каков бы ни был ход дальнейших событий, разыгрывающихся на Дальнем Востоке, ужасы этих убийств находятся вне всякой связи с ходом военных операций. Они возмущают человеческую совесть во всех странах, нарушая основные принципы не только христианской культуры, но и основы христианской жизни не христианских наций.

Как Глава Русского Царского Дома, который был символом законной защиты 180 миллионного народа,  считаю своим святым долгом перед Богом и людьми  протестовать против этого преступлении в защиту права на существование русского народа, который уже двенадцать лет нигде во всем мире не имеет законного  национального представителя для его защиты.

Перед ужасами событий в Трехречье Я не могу молчать.

Необходимы срочные меры. Они должны быть приняты там, в Маньчжурии, путем организации местных Комитетов, русских и иностранных, которые оказывали бы помощь особенно несчастным детям, избежавшим гибели. Помощь эта должна быть международной. Лучший пример, как она была организована в России, дала великодушная инициатива Президента Хувера, во главе общества «Ара».

Я со своей Супругой Великой Княгиней Викторией заявляем, что принимаем под свое покровительство детей, оставшихся сиротами без отцов и матерей.
С этой целью Я сделаю распоряжения лицам, пользующимся Моим доверием там, в Маньчжурии, и не пропущу случая вступать в непосредственные сношения с теми иностранцами, которых любовь к ближнему поставит на Моем пути.

Я обращаюсь ко всем Главам Держав, к Правительствам народов всего мира, прося их присоединиться к нашим усилиям, чтобы спасти хотя бы идущие за нами поколения от полного истребления, которое ему несет волна разрушительного безумия, обрушившаяся на несчастную Россию. Кирилл» (Новое время, 1929, 29 декабря ).

Одновременно был образован «Состоящий под Августейшим Покровительством Ее Императорского Величества Виктории Феодоровны Комитет Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елены Владимировны помощи русским, пострадавшим в Трехречии». 25 декабря 1929 года в Париже Великая Княгиня Елена Владимировна от имени Комитета обратилась к общественности с воззванием:
 
«Сердце цепенеет от ужасного несчастия, разразившегося на Дальнем Востоке над нашими соотечественниками, ушедшими из России от ига большевиков и нашедшим приют в так называемом Трехречии.

Большевицкие отряды вторглись туда и огнем и мечем опустошили громадный район, где мирно проживали много тысяч русских, виновных лишь в одном – в их горячей любви к своей несчастной Родине. В тяжких муках погибла масса людей, а остальные, бросив свое имущество, бежали в глубь Китая. Все они остались без всяких средств к жизни, претерпевая сейчас страшные страдания. Среди них много больных, есть сошедшие с ума от перенесенных потрясений, много детей, круглых сирот; все они нуждаются в немедленной помощи.

В эту минуту долг всех нас, кто любит свою Отчизну, объединиться в едином порыве, общими усилиями облегчить их страдания.

По почину и под Покровительством Е.И.В. ВИКТОРИИ ФЕОДОРОВНЫ организован под моим Председательством в Париже Центральный Комитет Помощи этим жертвам, и мы обращаемся ко всем русским людям, страждущим в рассеянии, с горячей просьбой откликнуться на неописуемое несчастие их братьев и на наш призыв, немедленно организуя всюду Комитеты по сбору для них пожертвований.

Да поможет Господь всем на выполнить наш долг перед ними и нашей несчастной Родиной»  .

Из членов Российского императорского дома в комитет вошел также князь императорской крови Никита Александрович. Совместными усилиями императорской фамилии и верных ей людей во многих странах мира, а также дружественных иностранцев, жертвам Трехречья была оказана дополнительная помощь. Поданный пример способствовал привлечению к благотворительной деятельности и тех, кто не разделял убеждений императора Кирилла Владимировича, но по-человечески откликнулся на его исполненные болью слова.

В 1930-е гг. финансовое положение императорской семьи постепенно ухудшалось. Но члены династии никогда не позволяли себе устраниться от дел милосердия. Дочь Кирилла Владимировича и Виктории Феодоровны Великая княгиня Кира Кирилловна покровительствовала «Комитету помощи бегущим из Советской России». Активно занимались благотворительной работой сестры императора Николая II Великие княгини Ксения и Ольга Александровны, Великий князь Андрей Владимирович, Великий князь Дмитрий Павлович, Великая княгиня Елена Владимировна, Княгиня императорской крови Татиана Константиновна, принявшая монашество и ставшая игуменьей Тамарой и другие члены династии Романовых.
Однако все довоенные благотворительные акции династии касались только эмигрантов. При всем желании императорский дом долгое время не мог направить какую-либо помощь своим советским соотечественникам.

Во время Второй Мировой войны новый государь в изгнании Великий князь Владимир Кириллович, унаследовавший права и обязанности Главы династии после смерти отца в 1938 году, получил возможность оказать поддержку советским военнопленным.

Сам Великий князь оставил об этом воспоминания: «В самый разгар войны я вдруг узнал, что в Сен-Бриаке (при подготовке записей к печати допущена неточность; великий князь сказал «в Сен-Мало» - А. З.) содержатся русские пленные, частью на материке, а частью на прибрежных английских островах, оккупированных немцами, и что положение их довольно трудное. Другие военнопленные получали через Красный Крест помощь от своих правительств, посылки и письма из дома, а русским помощи было ждать неоткуда. Известно, какое отношение было к ним в России, всех их априори считали предателями, перебежавшими на сторону врага, так что можно себе представить, в каком бедственном положении оказались эти несчастные люди. Поскольку у меня был контакт с несколькими офицерами, мне с их помощью удалось немного помочь им. Когда я поднял этот вопрос, они проверили, и, насколько мне известно, положение наших пленных немного облегчилось. Они работали, главным образом, на строительстве укреплений. Тех, которые были на островах, я никогда не видел, а с некоторыми из работавших на материке потом несколько раз встречался, и мы разговаривали, они рассказывали мне про свою жизнь. Очень большой помощи, конечно, оказать им было невозможно, но даже то немногое, что удалось сделать, было для них светлым моментом в их печальном положении, когда они узнали, что хотя бы кто-то заинтересовался ими. Что с ними произошло потом, я не знаю. Когда после начала перестройки открылась возможность переписки, и я стал получать невероятное количество писем из России, я всегда надеялся, что кто-нибудь из них уцелел и напишет мне, но боюсь, что нет, потому что все, кто был возвращен, попадали в лагеря и очень многие погибали» .
В послевоенный период императорская семья, естественно, продолжала участвовать в благотворительных акциях и по мере сил помогала соотечественникам индивидуально. В одном из интервью великая княгиня Мария Владимировна рассказала об эпизоде из жизни своих родителей, о котором раньше, когда они здравствовали, не принято было упоминать: в тяжелый период государь и государыня  решили заложить несколько украшений из немногих сохранившихся драгоценностей великой княгини Леониды Георгиевны. Великий князь Владимир Кириллович отнес их в ломбард, получил некоторую сумму и шел домой. По дороге он встретил одного русского, они разговорились, и государь узнал, что тот находится в отчаянном бедственном положении и близок к самоубийству. И великий князь отдал ему деньги, на которые рассчитывала императорская семья.

Великая княгиня Леонида Георгиевна с присущими ей тактом, скромностью и в то же время изобретательностью изыскивала самые различные возможности, чтобы оказывать помощь нуждающимся как лично, так и привлекая к делам милосердия различные общества, организации и отдельных людей, объединяя их усилия и информируя о наличии проблем, требующих решения.


После августа 1991 года начался процесс реинтеграции Романовых в общественную жизнь современной России. Великий князь Владимир Кириллович, а после его смерти новая глава императорского дома великая княгиня Мария Владимировна сразу четко обозначили, что их семья принципиально не участвует ни в каких формах политической борьбы, а все усилия направляет на общественную работу, призванную содействовать возрождению традиций гражданского общества и сохранению духовных и культурных основ всероссийской цивилизации.
Благотворительность является одной  из главных точек приложения сил императорской семьи.

Когда журналисты задают Марии Владимировне вопросы о вкладе династии в решение социальных проблем на постсоветском пространстве, она сама оценивает его очень скромно. По ее мнению, императорский дом на этом поприще в современных условиях находится еще   в самом начале пути, и говорить о каких бы то ни было успехах преждевременно. И, самое главное, ей претит мысль о том, что добрые дела могут использоваться для пиара. Она делает, что в ее силах, старается неуклонно развивать все имеющиеся возможности и верит, что со временем ей удастся соединить различные начинания и проекты в единую систему, которой будет служить имя Российского императорского дома и труд его членов и их друзей и верных помощников.

Однако о некоторых инициативах императорского дома, которые носят ориентирующий характер и способны стать краеугольными камнями этой возрождающейся системы, мы вправе упомянуть.

Уже более 20 лет глава дома Романовых ежегодно участвует в благотворительной ярмарке «Растрильо», организуемой испанским благотворительным фондом «Нуэво Футуро» («Новое Будущее»), специализирующимся на помощи детям во всем мире.
Когда-то фонд «Нуэво Футуро» мало чем выделялся среди многих других. Он начинал свою деятельность с помощи патронатным семьям, берущим попечение над сиротами. Постепенно расширяя работу и охватывая новые виды помощи детям, он приобрел международную репутацию. В акциях фонда принимают участие члены Испанского королевского дома и других европейских династий, аристократы, общественные деятели и представители всех социальных слоев, стремящиеся улучшить жизнь детей, испытывающих нужду.

Каждый год в Мадриде проходит благотворительная ярмарка «Растрильо», на которой великая княгиня Мария Владимировна возглавляет Русский стенд. Ее высочество не просто покровительствует стенду, но сама участвует в его формировании и благотворительной распродаже, что, безусловно, привлекает к нему значительно большее число посетителей и жертвователей. Также поступают и члены других европейских династий на  своих стендах.

Продажа русских сувениров, продукции промыслов, яств и напитков не только приносит средства для дел милосердия, но и способствует популяризации русской культуры в зарубежье.

Правила участия в ярмарке очень демократичны и гибки. Кто не ограничен в средствах, приобретает избранные им предметы и продукты и безвозмездно предоставляет их для благотворительной распродажи. Но если у кого-то нет такой возможности, он имеет право получить непосредственно затраченные им деньги: на благотворительность идет лишь вырученная прибыль. Но эта прибыль существенно превышает номинальную стоимость самого предмета.

Благодаря участию в «Растрильо» глава дома Романовых оказывает помощь детям в России и на постсоветском пространстве. По мере расширения географии благотворительной деятельности в Канцелярии ее императорского высочества анализируются просьбы, и по рекомендациям детских учреждений для них закупается необходимое – памперсы, игрушки, швейные машинки для обучения, спортивный инвентарь, компьютеры, книги и т.п.

По линии сотрудничества с Суверенным Военным Орденом Госпитальеров Родоса и Мальты великая княгиня Леонида Георгиевна в 1990-е гг. обеспечивала доставку медикаментов и оборудования в российские больницы. Ныне сотрудничество с Мальтийским Орденом продолжает развиваться, и о его перспективах состоялась обстоятельная беседа во время встречи в Риме великой княгини Марии Владимировны и цесаревича Георгия Михайловича с великим магистром фра Мэтью Фестингом 3 апреля 2014 года
Великая княгиня Мария Владимировна приняла под свое покровительство ряд учреждений и благотворительных программ в России и ближнем зарубежье. Из их числа можно особо отметить программу «Образование бедным детям» православного общества «Радонеж», помощь детям женщин-заключенных в подмосковных колониях в рамках проекта, возглавляемого М.В. Каннабих, деятельность в течение нескольких лет Представительства Канцелярии  Е.И.В. в Приднестровье, соработничество с Фондом «Русская Береза» под руководством О.М. Гарнаевой, поддержку православного приюта «Дом Милосердия» в г. Волжский под руководством супруги протоиерея Виктора Ватейчкина матушки Евгении Ватейчкиной, сотрудничество с устроителями акций «Белый цветок» в разных городах …

За 20 с лишним лет работы многие начинания прошли пробу временем и успешно продолжаются, а некоторые имели ограниченный срок действия или не получили желаемого развития. Но даже в тех случаях, когда первоначально намеченные планы сбылись не полностью, эти инициативы обогатили опыт, что помогает в реализации новых более успешных проектов.


Свой существенный вклад в благотворительность Императорского Дома вносят императорские ордена. В отличие от современных наград, императорские ордена – это не только и не столько знаки отличия, сколько почетные корпорации. Сопричисление к ним является не только поощрением за уже имеющиеся заслуги, но и возложением почетных обязанностей и долга с еще большим усердием трудиться на поприще служения России.

Кавалеры и кавалерственные дамы российских императорских и царских орденов участвуют в благотворительных акциях и сами их инициируют.

Большой импульс развитию благотворительности дал 400-летний юбилей преодоления Смуты, восстановления Российской государственности и всенародного призвания на царство Дома Романовых в 2013 году.

В своем программном Обращении от 1 марта 2012 года по поводу предстоящего празднования глава династии великая княгиня Мария Владимировна, перечислив основные направления участия в торжествах, подчеркнула: (…) Нисколько не приуменьшая значение символических государственных, церковных и общественных актов, мы обязаны выделить и поставить во главу угла социальное и просветительское наполнение юбилея.

«Мемориальные сооружения, заявления и парады, научные конференции и праздничные гуляния не тронут сердца современников и потомков, если мы не сумеем объяснить значение событий Смутного времени и их связь с жизнью всех последующих поколений. Необходимо использовать потенциал, заложенный в нашем прошлом, для патриотического воспитания молодежи. Издание книг, создание фильмов, распространение информации в Интернет-пространстве, учреждение в честь выдающихся личностей премий и стипендий для поощрения успехов учащихся, преподавателей и ученых – эти формы увековечивания памяти великих сынов и дочерей Отечества сейчас более своевременны, чем установка бронзовых и мраморных памятников.

«Огромное число людей в нашей стране ещё живёт в крайне стеснённых условиях, и у них, вместо воодушевления, возникнет тяжёлое чувство, если они увидят помпезные мероприятия, но не ощутят внимания к своим нуждам. Конечно, мемориальную работу и решение социальных проблем неверно противопоставлять друг другу, ибо без почтительного отношения к делам предков невозможно сохранить национальное достоинство и обеспечить благосостояние народа. Но между символической и повседневной сторонами жизни должен соблюдаться разумный баланс, соответственный обстоятельствам нашего бытия. И, как явствует из опыта благотворительности в Российской Империи, во многих случаях праздничный, мемориальный и социальный аспекты можно прекрасно совместить.
«Я призываю всех, кто имеет желание и возможность внести пожертвования на достойное празднование юбилея 400-летия преодоления Смуты и других юбилеев, большую часть этих средств направить на помощь бедным, сиротам, больным, инвалидам, престарелым и бездомным. Каждому из Святых Подвижников, Монархов, Иерархов, Героев и Вождей, которых мы желаем почтить, и чьими именами мы назовём различные программы милосердия, будет гораздо радостнее в Небесном Царствии, если мы воздвигнем им памятники не только на улицах и площадях, но, в первую очередь, в душах людей». (http://www.imperialhouse.ru/rus/extra/vin3/3060.html).

В ходе подготовки к юбилею великая княгиня Мария Владимировна учредила в 2010 году Императорский дамский орден Святой Анастасии Узорешительницы в память о первой Царице из Дома Романовых Анастасии Романовне и  честь ее небесной покровительницы. Кавалерственные дамы ордена Святой Анастасии, согласно Статута, призваны заниматься делами милосердия и благотворительности от имени Ордена и его августейшей учредительницы
В 2012 году глава дома Романовых реформировала учрежденный ее отцом великим князем Владимиром Кирилловичем Императорский орден Св. Михаила Архангела. Отныне этот орден и созданная при нем Ассоциация с центром в Австралии под руководством протоиерея Михаила Протопопова стали международным почетным объединением при Доме Романовых, существующим специально «для укрепления и развития российских императорских традиций благотворительности»
В 2013 году, бывшем также юбилейным и лично для великой княгини Марии Владимировны, родившейся 23 декабря 1953 года, начал осуществляться проект «Подарок Государыне – благотворение». Его основной смысл в том, что главными и самыми дорогими подарками для великой княгини со стороны людей, любящих и уважающих императорский дом, являются добрые дела. Поэтому все, кто хотел бы что-то подарить государыне в день ее рождения и в любой другой праздник, призываются принять участие в акциях под общим названием «Подарок Государыне – благотворение». По подписным листам каждый участник вносит пожертвование на ту или иную благую цель, и каждый такой взнос почитается личным подарком государыне, о чем по традиции выдается свидетельство.

Первая акция «Подарок Государыне – благотворение» состоялась 22 декабря 2013 года в Высоко-Петровском монастыре, после молебна о здравии главы дома Романовых. Общая сумма пожертвований составила более 260-ти тысяч рублей, которые были переданы на восстановительные работы в монастырском храме иконы Божией Матери «Боголюбской», где покоятся предки государыни Марии Владимировны и цесаревича Георгия Михайловича из рода Нарышкиных
Участие великой княгини Марии Владимировны и цесаревича Георгия Михайловича в различных торжественных акциях юбилейного года в России и в других странах было обусловлено непременным обязательством, что каждое из этих мероприятий имеет благотворительную направленность.

Особо значимым событием для династии Романовых стало учреждение Императорского фонда исследования онкологических заболеваний.
Идея этого фонда принадлежит цесаревичу Георгию Михайловичу. В 2013 году с согласия и одобрения своей матери он зарегистрировал первую подобную структуру в Великобритании. Но в полном смысле слова  дело встало на ноги, когда Императорский Фонд исследования онкологических заболеваний был создан и зарегистрирован на родине, в Санкт-Петербурге
Исполнительным директором фонда стал основатель и многолетний руководитель Первого Детского Хосписа протоиерей Александр Ткаченко.

Цесаревич Георгий Михайлович так сформулировал цель и задачи Фонда: «Здоровье каждого человека – это не только его ценность, но и высочайшая ценность страны и общества, в котором он живет, трудится и воспитывает своих детей.
«В России много людей, с которыми случился тяжелый недуг. Они ищут выход из сложившейся ситуации, им нужны: хорошая медицинская помощь, социальная поддержка, духовное попечение. У заболевшего человека зачастую просто нет сил, времени и возможностей, чтобы искать лучших специалистов, узнавать, где есть необходимое оборудование и где найти лекарства по разумной цене.
 
  «От всего сердца и со всей глубиной чувств я переживаю текущее состояние здравоохранения в России. Поэтому, имея намерение оказать деятельное содействие развитию медицинских наук, в 2013 году я учредил Российский Императорский Фонд исследований раковых заболеваний. Российская медицинская школа может по праву гордится своими учеными и достижениями. Мне хотелось бы, чтобы в наши онкологические клиники и отделения пришли лучшие специалисты; чтобы наши врачи могли не только изучать опыт коллег из других стран, но и представить свои уникальные российские разработки, делиться своим опытом и радостью излечения тяжело больных; чтобы специалистам, стоящим на пороге открытий в онкологии, было обеспечено финансирование их научной работы.

  «Я считаю, что деятельность фонда должна быть направлена на: помощь молодым ученым – будущим «светилам» отечественной медицины, проведение международных конференций и симпозиумов, на которых будет представлен передовой российский опыт и достижения онкологии. В меру своих сил и возможностей я буду стараться развивать науку, содействовать трудам по созданию в России доступной и результативной медицинскую помощь онкологическим больным.

  Для человека, столкнувшегося с болезнью, важно знать, что он не останется один на один со своей бедой, что помощь придет вовремя. Для этого нужны усилия многих людей, организаций, общественных институтов, объединенных традиционными российскими ценностями – сопереживанием и сочувствием к проблемам ближнего. Мы ставим перед собой задачу: объединить усилия всех, кто готов помогать – специалистов, добровольцев, меценатов, людей, облеченных властью, священнослужителей, а также способствовать тому, чтобы молодые люди - добровольцы, избравшие для себя непростой путь социального служения, имели возможность помогать там, где их помощь действительно жизненно необходима.

  «Призываю Вас поддержать наши усилия и присоединиться к реализации программ Фонда.

  Дорогие друзья, любая помощь и содействие нашей работе будут приняты с огромной благодарностью и признательностью. Выражаю надежду, что наше служение принесет облегчение людям, страдающим онкологическими болезнями, российской медицине – подарит радость новых открытий и профессиональных достижений, а также привнесет в российское общество больше здоровья, душевного тепла и милосердия».

Мировой опыт подсказывает нам, что царственные династии как исторические институции, обеспечивающие живую связь с многовековым прошлым,  играют важнейшую роль в укреплении гражданского общества, в том числе, при республиканском государственном устройстве. Во всех цивилизованных странах преждецарствовавшие королевские и императорские дома вернулись в общественную жизнь и получили тот или иной официальный статус – мы наблюдаем этот процесс во Франции и Италии, Болгарии и Румынии,  Германии и Португалии, Сербии и Черногории, Венгрии и Албании, Афганистане и Южной Корее…  В России процесс возвращения дома Романовых начат и достаточно успешно развивается, но еще не завершен юридически. Рано или поздно это произойдет.

Но как раз в этот момент и встанет вопрос – а что конкретно, не нарушая Конституцию и действующее законодательство, учитывая российскую национальную специфику и изменения в сознании, происшедшие за почти 100 послереволюционных лет, можно поручить и доверить императорской династии? Наиболее предпочтительным вариантом явилось бы создание, при благожелательном содействии государственной власти, общественной структуры, координирующей благотворительную деятельность не методами чиновничьего управления, а на основе соборности, следования традициям, соблюдения кодекса чести и долга. Возглавить такое всероссийское попечительство по долгу и праву могла бы глава дома Романовых, а ее наследник – взять на себя курирование благотворительных программ молодежной направленности.

Попечительство под главенством наследников великой династии могло бы стать независимым голосом благотворительного сообщества, информировать государство о проблемах и нуждах в этой сфере, готовить законодательные инициативы.
Во многих странах мира законодательство не на словах, а на деле поощряет благотворительность. Средства, пожертвованные на решение острых социальных проблем, вычитаются из налогообложения, что делает филантропическую деятельность не только почетной, но и неубыточной. Благотворительные взносы, независимо от их размеров, имеют особый статус, и их не пытаются обратить в доход государству или банковской системе.

В современной России, к сожалению, законодательство и, тем более существующая практика мало способствует процветанию благотворительности. Конечно, по сравнению с полным отсутствием благотворительной системы, имевшим место в СССР, прогресс налицо. Но налицо и несомненная задержка в развитии. Когда читаешь отдельные законы или слушаешь телевизионные выступления, складывается неплохое впечатление. Но при соприкосновении с реальностью появляется множество подводных камней. Активные благотворители могут рассчитывать не на налоговые послабления, а, скорее, на более пристальное внимание разнообразных проверяющих  органов по порочной логике: «Жертвуете, значит, наверное,  зарабатываете слишком много». Благотворительные фонды многими необоснованно воспринимаются как заведомо жульнические организации, в лучшем случае расходующие львиную долю пожертвований на содержание собственного аппарата, а в худшем – просто разворовывающие полученные средства. И это мнение часто искусственно поддерживается некоторыми представителями власти, стремящимися обосновать свое неоправданное вмешательство. Банковская система устроена так, что в маленьких пожертвованиях – «лептах вдовиц» - нет смысла, так как вычет за банковскую операцию превышает размер взноса, который небогатый человек мог бы регулярно вносить, чувствуя свою постоянную сопричастность к великому делу милосердия.

Только Православная Церковь и другие традиционные конфессии еще имеют возможность использовать традиционные методы сбора пожертвований, вроде «кружечного сбора». Но и в отношении них постепенно сжимается обруч чрезмерного контроля, призванного не пресечь те или иные злоупотребления и ошибки, а наложить руку на добровольные пожертвования, которые сами граждане, заплатившие государству все положенные по закону налоги,  хотят  направить вовсе не в государственную казну, и, тем более, не в карманы коррумпированных чиновников, а религиозным и общественным организациям для поддержки их благотворительной деятельности.

Преодолеть препоны на пути становления новой благотворительной системы в России можно только на путях равноправного и взаимно уважительного  сотрудничества государственных органов и общественных структур. Российский императорский дом с его авторитетом и опытом способен и готов помочь в этом.




Публикация: Закатов А.Н. На благо Отечества. // Добрые люди (приложение к газете "Трибуна"), июнь-июль 2011 года