Ищем пересечен. томбасар слишком долго блуждал в т

Константин Дюкарев
Дюкарев Константин Викторович.
г.Дубоссары, Приднестровье. 19 мая 2011 г.

ТОМБАСАР СЛИШКОМ ДОЛГО БЛУЖДАЛ В ТЕМНОТЕ

В окрестностях Дубоссар и в районе обнаружено свыше 150 памятников археологии, среди которых скифские курганы (в 1980 г. в одном из скифских захоронений обнаружена золотая гривна весом 815 грамм вождя скифского племени), памятники Трипольской и Черняховской культуры, памятники раннего средневековья. Сохранились под городом подземные ходы (пока не исследованы). Попытаемся ответить на вопрос: могли ли быть основателями нашего города ещё древние скифы? или жившие здесь ещё до них киммерийцы? Рассмотрим внимательно краткий обзор античной истории Приднестровья.
 
В 613 до н.э. мидийский царь Киаксар присоединил к Мидии территорию скифов. В ходе мидийско-лидийской войны (590-585 до н.э.) Скифское царство было лишено статуса царства-провинции и было напрямую включено в состав Мидии в качестве провинции. Таким образом, с 585 до н.э. территория современного Дубоссарского района уже входила в состав государственного образования с присущими ему атрибутами.

Так, в Верхних Байраках на огромных природных валунах на высоте в 3-7 метров над ручьём возвышаются странные каменные плиты правильной прямоугольной формы. Место: за Дубоссарской объездной дорогой, в конце улицы Знаменской, примерно в 100 метрах от холодного источника (вниз по ручью, текущему в Тамашлык). На плитах высечены многочисленные странные глубокие зарубки, напоминающие письмо. Следует отметить высокую степень выветривания каменных плит (но, почему-то, одни – выветрены, а другие – нет).

Интересные данные по данному вопросу приводит специалист в области раннего железного века Северо-Западного Причерноморья И.А.Четвериков (НИЛ «Археология» ПГУ, Тирасполь). В 1995 г. он открыл уникальный для Восточной Европы позднескифский могильник III-II вв. до н.э. у с. Глиное. «Анализ археологической ситуации по состоянию на начало XXI века подтверждает высокую концентрацию курганов, могильников и поселений вокруг Дубоссар – прямое свидетельство наличия древнего и всем хорошо известного брода (см. работы Е.В.Черненко по скифским переправам). Антропологические материалы 30-ых г.г. XX века, происходящие из раскопок в районе Вадул-луй-Водэ археолога А.Донича, говорят о том, что этническая картина там интереснейшая, с сильной метисацией (смешением) населения (см. работы М.С.Великановой)».

В то же время, историк XIX-XX века Садовский приурочивает отмеченные на карте Сарматии античным учёным Птолемеем: Карродун - к Хотину; Ерект – к Тирасполю, Вивантиварий – к Бендерам, Клепидаву – к Ямполю, Метоний — к Могилеву-Подольскому. Поиски этих городов велись, но безрезультатно. Открытое случайно в 1994 г. в селе Дзержинское под Дубоссарами погребение Черняховской культуры 4 века н.э. подтвердило смешанный характер антропологического типа людей, некогда проживавших на берегах Днестра.

В советской исторической науке (с подачи М.Сергиевского) принят речной тип формирования города Дубоссары, как поселение возле моста из дубасов (лодок) через Днестр. Существует альтернативная версия (Кочергин В., Киселёва Г.М. и другие), что Дубоссары (Томбасар) – это тюркский топоним. Лучшие специалисты по данному вопросу - лингвисты, специализирующиеся на тюркских топонимах. Специалисты по выявлению аланских и тюрко-татарских наслоений в топонимике востока МССР так не считают. (См. работу Н.Раевского. «Топониме де орижине ираникэ ши турчикэ. «Лимба ши литература молдовеняскэ». 1964, №1, страницы 58-60).

Кроме того, исследованию названий населённых пунктов Бессарабии, Буковины и Подолья посвящены капитальные труды М.В.Сергиевского, А.И.Еремии, Ю.А.Карпенко и других историков (в основном, лингвистов), заложивших основу этого направления в топонимике МССР.
Слово «дубас» Вы не найдёте в «Словаре иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова (главный редактор), Л.С.Шаумяна (издание 6-ое, переработанное и дополненное, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1964). По словообразованию термин «дубас» близок к словообразованию как восточнославянских, так и южнославянских терминов. Далее этот термин был заимствован в молдавском языке, но получил распространение лишь в ряде молдавско-славянских диалектов. Предполагаю, что его происхождение берёт начало ещё из диалекта племенных объединений славян. (См. труды: «Восточнославяно-молдавские языковые взаимоотношения» (в 2 томах). Кишинёв – 1961, 1967. А также у Десницкой А.В. «О ранних балкано-восточнославянских лексических связях». – Вопросы языкознания, 1978. №2.).

Кроме того, Византийские летописцы упоминают о славянах - тиверцах («корабелах», «речниках», «мореходах» и «толмачах», участниках Царьградских походов), живших на берегах Тивера (Днестра). Наконец, термин «дубас» (в значении – «ладья», «лодка») сохранился ещё в ряде говоров поморов на берегах Белого моря. Абсолютно точно известно, что в XVIII-XIX веках в Новых Дубоссарах ещё строили дубасы для нужд Российского флота (В.Кочергин).
На карте найденных славянских поселений VIII-IX веков, которую приводят корифеи исследований жизни славян на территории МССР – Г.Ф. Чеботаренко, Г.Б. Фёдоров, отмечено более 40 таких поселений на правом побережье Днестра (от Паланки до Сахарны). В т.ч. небольшое городище Лукашевка недалеко от села Бранешты (это рядом с Дубоссарами); а ближайшие к нам найденные поселения тиверцев и уличей – в районе Устья и Старых Дубоссар (недалеко от древних скифских переправ, которые, судя по всему, с развитием техники потом и превратились в мосты из дубасов).

Но подавляющее большинство поселений тиверцев и уличей не найдено до сих пор (в т.ч. и их столица – город Пересечен, предположительно - на Нижнем Реуте). На археологической карте Днестровско-Карпатских земель к периоду XII-XIII века уже отнесено только найденных 35 пунктов (а количество ненайденных можно только предполагать), где открыты поселения или собраны отдельные находки керамики этого времени. Свидетельства торгового движения по Днестру, а так же по его правому и левому берегам служат редкие находки монет, начиная с IV век до н.э. (см. труды А.А. Нудельмана).

Произведённое от уровня середины XV века исчисление динамики количества сельских поселений в сторону прошлого, для которых нет статистических данных (ретроспективная экстраполяция), показало, что в период монголо-татарского (монголо-половецкого) владычества в Молдавии должно было существовать более 1400 сёл, в т.ч. многие со славянскими топонимами (см. работы В.А.Никонова).

Интересная работа произведена Удлером Р.Я. в вопросах говоров молдавского языка (в т.ч. молдавско-славянских диалектов). Термин «дубас», обозначающий «лодку», судя по всему, ещё древнеславянский (безусловно, лингвистический анализ поможет ответить точнее). По происхождению, судя по всему, он наиболее близок к корням терминов «дубасить», «дубина», «дуб», «дублёный».

Возможно, что это одна из тех причин, по которым жители современного города Дубляны в верховьях Днестра считают их топоним похожим по происхождению с топонимом города Дубоссары. Так говорят и ряд современных украинских исследователей; жители Западной Украины всё ещё ищут легендарные золотые клады времён Киевской Руси, по преданиям - зарытые где-то под камышами на берегах и островах Нижнего Днестра, в т.ч. и недалеко от устья Реута (знаком с такими кладоискателями из Самбора). Известно, что термин «дубас» сейчас практически вышел из обращения, но он оставил память о себе в виде носителей фамилий, типа Дубасов (бывший командующий Тихоокеанской эскадрой времён Русско-Японской войны, затем Московский градоначальник).


На территории современной Сучавы (древней столицы Молдавского княжества) славянские поселения появились ещё в VII-VIII веках. Об этом писали Румынские и Польские исторические журналы. Studii si certatarii de istoria veche, 1965, №3, стр. 533-542. “Slovenska Archeologia”, 1962, №1, 149-468.

Правда, дакийские поселения и городища Западной Молдовы (ныне в составе Румынии) куда древнее. Дакийское городище и ряд поселений в районе современного города Пятра (известный в XI-XV веках под славянским названиями Камен и Крачунов Камен) уже в IV-III веках до н.э. существовали. А на месте современного Бакэу в устье Бистрицы (впадает в Сирет) в IV-VII веках сменяют друг друга поселения германцев (готов), славян (склавинов), романцев (волохов). Хорошо известны поселения со славянским топонимом Хлинча XI-XIII века и более поздние Проселничи, Мирослава - в районе современных Ясс (Olteanu St., Serban C. ‘Mestesugurile din Tara Romaneasca si Moldova in evul mediu’. Bucuresti, 1969, стр. 40-42; Iorga N. ‘Ce a fost, ce este, ce poate fie Jasul’. Iasi, 1935, стр. 10-14 и т.д.)

Намного больше оставили славянских названий в современной Румынии берладники. Мирон Костин пишет об истории возникновения Молдавского княжества на местах с преобладающим в XIII-XIV веках славянским населением. Правда, он утверждает, что они вначале ушли оттуда, а когда трансильванские волохи начали заселяться, тогда же начали снова заселяться и славяне. И в XIV-XVI веках славяне в Молдове были преобладающим населением (украинцы и болгары), и язык государственный был в Молдавском княжестве – церковно-славянский. Вот вторая часть легенды о Драгоше в изложении Мирона Костина: «Драгош разместил и русин. Они населяли Черновцы, Хотин и всю область Днестра, цинуты Орхей, Сорока, и на Пруте, половину цинута Ясс, а так же половину цинута Сучавы». Здесь же на полях рукописи заметка М.Костина, что и в его время (т.е. во второй половине XVII века) «цинуты Черновицкий, Хотинский, половина Ясского, половина Сучавского полностью русинские». Costin M. Opere, I, Bucuresti, 1965, стр. 261.
 
В XIV-XVI веках Молдавское княжество было славянско-молдавским государством; этот факт признан всеми уважающими себя исследователями. Следует добавить, что Православная церковь в Молдове не была, в отличие от православия на Украине, объединена Унией с католической церковью в объединённую (униатскую) христианскую греко-католическую церковь. Поэтому и Молдову XIV-XVI века можно называть ревностным хранителем Русской православной веры на Юго-Западе древнерусских земель. Это и доказал Пётр Семионович Могила, став Киевским митрополитом. Писал об этом Iordan I. Toponimia romaneasca. Bucuresti, 1963, стр. 217-282. А так же Rosetti Al. Istoria limbii romane, том VI, стр.59. ‘Revue roumaine de linguistique’, 1966, № 4, стр. 313-321.
 
Интересный факт установили ещё в XIX веке румынские лингвисты (а в XX веке подтвердили советские лингвисты, специализирующиеся на романских языках). Многие романские и славянские слова, обозначающие род занятий человека (паламарь, пономарь, пынзарь, кобзарь, килимарь, чеботарь, лэутар, коммунар, милитар, примар, варзар, цымбаларь, кошар и т.д.) - происходят из корней двух языков: церковно-славянского и латинского. Далее идёт латинское(романское) окончание ар(арь), которое указывает на значение слова, как - на род занятий.

Таким образом, название Дубоссары, - более близкое восточнославянскому уху произношение названия Дубэсарь (Дубасар, Томбасар, Томбасары, Томбашарь), - с точки зрения развития языков означает не что иное, как дубасовщик (человек, работающий с дубасами: строитель дубасов; в более широком понимании - лодочник, рыбак, речник, переправщик и т.д.). Давно доказано, что на Днестре недалеко от современных Дубоссар действительно задолго до основания Новых Дубоссар, существовал мост из дубасов. Как известно, исследования лингвиста М. Сергиевского показали, что мост из дубасов положил название окружающей его по обоим берегам Днестра местности (по одной версии – в районе Криулянского пляжа, по другой – в районе Старой развилки на Лунге; судя по всему, в разные годы функционировали оба моста). Время основания моста не ясно.

Интересен анализ приднестровских археологов 90-ых годов XX века результатов исследований материальной культуры VI-IX веков на территории бывшей МССР. Исходя из результатов этого анализа, Тираспольскими исследователями (Щербатюк и другие) был сделан вывод, что материальная культура склавинов (и их потомков: тиверцев, уличей и т.д.) носила более выраженные протоболгарские дунайские славянские черты археологической культуры, и менее выраженные древнерусские днепровские славянские черты.

В «Повести временных лет» впервые была предпринята попытка разделить языки народов и диалекты племён на территории Киевской Руси на две группы: славянские и неславянские, но летописец Нестор (правильнее будет сказать - Нестор в переработке Сильвестра) решил упустить из вида диалекты тиверцев, уличей, белых хорватов и бужан. Так он и обошёл этот вопрос: славянские они, или нет. Скорее всего, в его время эти диалекты уже практически смешались с волынским диалектом на Западной Украине, куда произошёл доказанный историками отток жителей из-за набегов половцев. В итоге, уже ко времени монголо-татарского нашествия, половцы стали основными жителями Северного Причерноморья – этот факт никто не оспаривает. А летописец не решился пытаться трактовать славянство или неславянство этих юго-западных племенных объединений славян.
 
И этому была, судя по всему, своя причина: многие археологи и сейчас их считают более близкими к нынешним болгарам, чем к нынешним русским. Да и вопрос славянства болгар был крайне неоднозначен на Руси (да и в более позднем времени, как свидетельствует БЭКМ-2008), помнившей и азовских булгар (протоболгар) и волжских булгар, которые были тюркскими народами. В современной Украинской истории этот процесс консолидации части восточнославянских племён на Западной Украине считается началом формирования протоукраинской общности.

Практически не изучены южные диалекты восточных славян. А у античных историков Иордана и Прокопия говорится о двух крупных государственных объединениях славянских племён (Антах и Славинах), в 6-7 веках занимавших территорию от Дуная до Дона, граница между которым проходила по Днестру. Центр антов, судя по всему, - город Киев. Где находился центр славинов(склавинов) – неизвестно. Но древнейший славянский город у Днестра - это городище тиверцев, существовавшее начиная с начала 6 века возле села Алчедар в природной стране Сахарна, известной своим сложным рельефом и труднодоступностью. Другой их крупный центр – городище возле села Екимауцы.

«Повесть временных лет» (общерусский летописный свод, составленный в Киеве в начале 12 в. летописцем Нестором, текст которого включает летописные своды 11 в., тексты византийских, православных и других источников) не исследует этот район. Но Нестор упоминает так же и о некоем городе Киевце, который основал Кий в конце 5 века на Дунае, но был изгнан местными жителями. Скорее всего, в город превратился бывший военный лагерь Кия, существовавший в годы антско-готских войн. Местонахождение Киевца-на-Дунае неизвестно, но наиболее вероятно - недалеко от устья Дуная.

Но, не могли быть независимыми, прежде всего от догм «национал-патриотизма» Русской православной церкви историки того времени: ни епископ Иоаким, ни монах Нестор, ни митрополит Могила. Это основополагающая доктрина Русской православной церкви.
Приведу, как её трактует статья виднейшего русского богослова и историка церкви Н.Н.Глубоковского «Православие по его существу» (1913). Статья написана для американского богословского журнала с целью прекращения протестантами распространения на территории России текстов Библии и иной библейской литературы, которые, в принципе мало актуальны и не так важны, с точки зрения концепции «национал - патриотизма», обуславливающего монополию Русской православной церкви – как  национал-патриотического общественного русского православного религиозного движения, формирующего идеологию государства. Через год вышло отдельное издание статьи на русском языке (Санкт-Петербург, 1914).

Положения статьи нисколько не потеряли своей актуальности, поскольку развитие русской богословской мысли вскоре было насильственно прервано войной, а затем революциями, войнами, эмиграциями, атеистическим воспитанием и т.д. Н.Н.Глубоковский традиции церковного национал-патриотизма производит из национальных греческих традиций и Византийской православной церкви.
 
«Православие есть известная националистическая форма христианства, которое получает в нем и национальное ограничение, и националистическую исключительность, когда, замыкаясь в рамки своей национальности, усвояет ей особые права преимущественного обладания и необходимого посредничества в получении и раздаянии христианских благ».

Про «националистическую исключительность», в прочем, было слышно практически у любого народа, вот только куда она обычно приводила, было бы не плохо не забывать. По схожим и вполне понятным причинам, многие и сейчас стараются не упоминать о периоде сотрудничества Александра Невского с Золотой Ордой и о его карательных миссиях на непокорных золотоордынцам западных древнерусских землях. Так же мало говорят и о взаимных предательствах Твери и Москвы в период монголо-татарского ига. А уж история Ивана Грозного, Смутного времени и Петровских реформ, если её рассматривать в изложении православной традиции – одна сплошная история нахождения у власти «преданных анафеме посланцев ада».

Реальная история – вещь сложная и противоречивая. Для идеолога, богослова или политика – она способ доказательств своих общественных воззрений. Для научного исследования – это довольно точная дисциплина, основывающаяся на конкретных данных археологии и критическом анализе письменных источников, а так же на точных данных этнографических (культурных, ареальных, топонимических, лингвистических и т.д.) исследований. Наука, попав под гнёт идеологии, зачастую рискует превратиться в фарс, и не получив возможности полноценно развиваться, охватывает лишь разрешённый идеологией спектр исторических исследований.

Корифей этнографического исторического анализа и анализа значений и происхождений топонимов – лингвист М. Сергиевский (в трудах 1946-1949 г.г.) определил происхождение названия города Дубоссары от «моста из дубасов», которые действительно существовали здесь со времён Средневековья. Необходимость в наличии таких переправ через Днестр (по путям через скифские броды), с экономической точки зрения, остро стала уже в X-XI веках. В начале - при князе Святославе (со столицей Русско-Болгарской личной унии в устье Дуная на правом берегу в Переяславце) и его приемнике – старшем сыне (Ярополке Окаянном).

Известно, что Святослав напрямую управлял Болгарией, землями уличей и тиверцев. Но власть этих земель над остальной Русью продержалась лишь 3 года. Остальные земли находились от него в вассальной зависимости и были распределены Святославом между сыновьями. После гибели в 972 князя Святослава у Днепровских порогов идея совместного русско-болгарского государства потеряла свою актуальность, в связи с начавшейся борьбой сыновей Святослава за наследство.

Традиционный речной и морской путь «из варяг в греки» в X веке стал опасен из-за разбоя печенегов (таким образом, кстати, князь Святослав и погиб у Днепровских порогов). Затем необходимость пути вдоль берегов Днестра возникает при Ярославе Мудром, в XI веке, укрепившем древнерусское государство на  берегах Чёрного моря (от устья Днепра у Чёрного Моря до устья Сирета на Нижнем Дунае), прекративший набеги половцев с помощью создания русско-печенежских православных военных поселений вдоль южных границ Киевской Руси.
 
Свидетельством торгового и паломнического движения по Днестру и его правому и левому берегу в Византийские владения (начинающиеся в устье Дуная) в XI-XII веках служат редкие находки византийских монет 1025-1175 годов выпуска, сосредоточенные вдоль этого древнего пути. А река Днестр (Тирас, Тивер) известна была ещё древнейшим из эллинов: много древним иавторам ибыло написано об «амазонках»-киммерийцах и «кентаврах»-таврах, а так же об их пока ненайденных археологами древних поселениях на Нижнем Днестре. Возможно – это и ныне исследуемые Чобручи.

Так мне видится идентичность алазонов (амазонов, амазонок) и киммерийцев: античные историки называли киммерийско-фригийские войны 7 века до н.э. - завоеванием «амазонками» Фригии; так же совпадает место столицы «амазонок» и место древней столицы киммерийцев (место родового кладбища киммерийских вождей) - это остров в устье Днестра (см. работы Геродота, Тацита, Плиния-мл. и т.д.). Перед Днестровским лиманом такой остров действительно существует: образуемый Днестром и его рукавом Турунчуком.

Предполагаю наличие древнего сухопутного пути (берущему начало от скифских переправ) от Киева к Днестровскому лиману - городу Белгороду и Чёрному морю. Этот путь будет безопаснее всего по правому берегу реки (защищённый Днестром от нападения печенегов со стороны  Южного Буга). Этот предполагаемый маршрут (на основе православных преданий о паломничестве) по правому берегу Днестра, будет понятен без карты и знания местности любому, даже неопытному путешественнику; в особенности - православному паломнику в Царьград (Константинополь – центр православной веры в Средние века). И уж тем более - этот путь будет понятен опытному купцу. Но он крайне неудобен в районе излучины Днестра: от современного города Криуляны (на правой стороне от села Дзержинское) и до современного села Старые Дубоссары (на правой стороне от современного села Дороцкого).

Для лучшего понимания предлагаю взглянуть на карту Приднестровья. То есть, идя вдоль правого берега Днестра, придётся делать примерно 50-километровый крюк. Путь заметно сокращается, если переправиться с правого берега на левый берег Днестра в нынешнее село Погребя. Затем, пройдя менее часа по левому берегу, снова перебраться на правый берег Днестра в районе села Дороцкое. Нужна надёжная переправа.
 
Так, судя по всему, и возникли мосты из дубасов. Вблизи этих двух мест (переправ через Днестр) и сохранились современные топонимы: город Дубоссары и село Старые Дубоссары (местные жители называют своё село – Дубоссары, и не понимают, причём здесь эпитет  «Старые»). Только, для возникновения поселения вблизи скифских бродов, охраняющего и ремонтирующего мост и лодки, сдающего постоялые дворы и предоставляющего питьё, еду и отдых путнику и купцу, а так же ведущего собственное ремесло и сельское хозяйство, большое значение имеет наличие нормального берега с плодородной почвой (а не, как глиняные земли, - в Погребах).

А ещё большее значение имеет наличие природных источников питьевой воды (хорошего вкусового качества, а не «буркутной» со зловонным сероводородом или другими неприятными примесями). Это неоспоримые истины основ социально-экономической географии. Таких источников в районе Дубоссар предостаточно, и их воду может и сейчас любой желающий попробовать на вкус: ключ в районе ГЭС, Дубоссарский родник, ключи на Нижней части Большого Фонтана. А самого приятного вкусового качества вода (по мнению жителей Большого Фонтана) у холодного источника в районе Верхних Байраков (за объездной трассой, но это далеко от центра и от Днестра, но недалеко от предполагаемой скифской древности, в конце улицы Знаменской).

Так и непонятно, почему Дубоссарский ручей носит ещё второе название – речка Серебрянка, и с какого времени появился этот топоним в Дубоссарах.

Известно о существовании славянского Пересечена, крупного поселения возле нынешней Калфы. Нахождение древнеславянских малонаселённых поселений в районе современных сёл Незавертайловка, Терновка, Рашково и города Резина, предполагаю вероятным по находкам монет того времени. Назову предполагаемые крупные места возможных привалов на этом с большой долей вероятности предполагаемом пути путешественников: Белгород-Днестровский, Калфа, Лукашевка, Пересечен, древние славянские города в районе Алчедар-Сахарна. Затем, переход на левобережье Днестра возле славянского поселения в районе села Рашково (находящееся выше печенежских владений) для продолжения пути через современную Винницкую область к истокам реки Рось, а там и в Киев.

Рядом начинается и другой путь, более ближний, в Галич-на-Днестре. (См. работы о древних славянах в Молдавии Г.Ф. Чеботаренко, Г.Б. Фёдоров и т.д.). Необходимость сухопутного пути из Киева в Царьград вызвана и особенностью православных традиций паломничества (альтернативного речному и морскому южному участку пути «из варяг в греки»).

Настоящий паломник должен был пройти путь на «своих двоих», желательно большую часть пути коленопреклоненным с молитвою и раскаяньем в совершённых греках, вымаливая у Бога прощения через святых заступников на коленях. А, православная христианская традиция говорит о принятии Юго-Западной Русью православного христианства задолго до крещения Киевской Руси князем Владимиром. А в районе Дубоссар хорошо известен древний скальный Роговской монастырь.
 
Считается, что процесс принятия православия уличами и тиверцами был добровольным благодаря деятельности православных миссионеров с увеличением количества православных в каждом новом поколении. Начался он ещё во времена крещения болгар, затем продолжился при князе Аскольде [имя в православии - Рос]. После - продолжился во времена княгини Ольги, матери Святослава [имя в православии - Елена], затем завершился во времена младшего брата Святослава (скорее всего – сводного брата по отцу, как считает В.Н. Татищев) Улеба [имя в православии – Глеб].

А традиции Кицканского монастыря и Сахарнских монастырей, говорят о том, что эти церкви и монастыри стоят на святых местах (местных святынях). Там находились места отдыха и ночёвок первых древнерусских паломников у источников воды (впоследствии – местных святых источников), ещё с древнейших времён до крещения Руси князем Владимиром. Но и переправы, вылившиеся в мосты, кому-то тоже надо было ремонтировать и охранять, взимать плату за их проход или проезд. Так развивается торговля, строительство, рыбная ловля, речной транспорт, земледелие и т.д. Формировались постоянные поселения. Торговые пути переносились поближе к населённым и защищённым местам.

Похожим образом у переправы через Днепр возник город Киев и многие другие города по обоим берегам рек и проливов. Современный Стамбул – бывший Константинополь, центр которого теперь уже не на европейском, а на азиатском берегу. Современный Брюгге (в переводе – мост) и многие-многие другие города.
 
Города на Земле возникли ещё задолго до оформления какого-либо законодательного порядка и до возникновения государств вообще, а самые ранние – ещё до начала обработки металлов, и даже в докерамический (каменный) период. То есть для существования города (в первую очередь – укреплённых городских построек, с чего, собственно говоря, всё и начиналось) не обязательно существование атрибутов государственной власти и высокого уровня развития производительных сил. Хоть на этом и настаивали авторы ряда идеологических (идейно-исторических) исследований (в том числе истории возникновения и развития городов) «Нового Просвещения» второй половины XIX века, высмеивая библейские предания об иудейских, халдейских, хеттских, мидянских городах.

Единственное из сохранившихся в настоящее время преданий о древних славянских пристанищах паломников на Днестре – это православная традиция. Историчность христианских и библейских традиций – вещь спорная. Но, первое письменное упоминание о городах можно найти ещё в главе 10 книги «Бытие». На примерно таких же предрассудках (в учебниках эпохи Просвещения) считались выдумками мифологические сведения о существовании в 4-2-тысячелетия до н.э. городов в Европе.

Города (по определению классовой политэкономии) якобы не могли тогда существовать - в период общеевропейской технической отсталости. Так говорили о древней Трое и Микенах времён якобы мифической Троянской войны, о Критских городах царей Миносов, этрусских городах в Италии, городах Гиперборейских у гор Рифей (Южный Урал). Но почти всё это найдено было археологами в XIX-XX веках. Но идеологические догмы, и реальная история Древнего Мира и Средневековья имеют мало общего между собой.
 
В начале XX века очень много переосмыслили. Безусловно, для роста количества городов, их значимости, увеличения численности городских жителей – необходимо наличие определённых социально-экономических (в т.ч. и производственных, но не только…) факторов. Но, сам процесс усиления роли городов и распространения специфики городской культуры и образа жизни в развитии человечества (урбанизацию) - нельзя сводить исключительно к идеологическому обществоведению и выверенной по нему политэкономии. А так же превращать историческую науку в инструмент доказательств политических воззрений, превращая её в идеологическую религию. «Урбанизация - это многогранный и многоуровневый процесс, который охватывает географические, социально-экономические, демографические, культурные и многие другие процессы» (БЭКМ-2008).
 
А из считавшегося непоколебимым авторитетом по данной тематике  «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» 1890-1907 в состав Российской Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (выпуск 2008 с приложением электронной «Библиотеки Кирилла и Мефодия») не вошли статьи, близкие к существовавшим в то время предрассудкам. В основном остались статьи, не потерявшие своей актуальности, посвященные философии, религии, литературе, музыке, театру, а также статьи о выдающихся ученых, деятелях литературы и искусства, правителях и полководцах. Как правило - из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911–1916), где была проделана существенная работа по корректуре ранее написанного.

Систематические археологические раскопки, начиная с середины XIX века, вызвали в начале XX века полный пересмотр истории Древнего мира, так называемый «процесс возвращения к древним (библейским, мифологическим и античным) истокам» и критическому переосмыслению исторических мировоззрений, сформировавшихся в годы перехода эпохи Просвещения в эпоху Промышленного роста, сформировав современные Постиндустриальные представления.

Возможно, и в XXI веке нам придётся переосмыслить историю цивилизаций Днестра в виду раскопок кургана доскифского времени у села Мокра, скифских курганов у Слободзеи и Глиного, многослойного поселения у села Чобручи. Что найдут, и какой древности, в городе Дубоссары (в его ближних и дальних окрестностях), даже трудно предсказывать. Но, археологические раскопки в основном ведутся в Слободзейском районе; в меньшей степени – на севере Приднестровья. А его географически центральная часть (город Дубоссары, его ближние и дальние окрестности), как-то осталось без внимания. Лишь энтузиасты за свой счёт интересуются археологической историей родного края, да чёрныё копатели-кладоискатели.

Известно, что древний Пересечен был центральным городом славянской земли племенного объединения уличей (в период между печенежским вторжением и подчинением нашей территории Киевской Руси), а  возможно и главным городом Юго-Западной Руси. Город Пересечен осадил и взял штурмом в 940 воевода Свенельд, подчинив уличей власти Киевской Руси. По косвенным признакам, город Пересечен находился в современном Орхейском районе. Топоним жив и в наши дни - село Пересечино. Даже предполагали, что - это остатки древнего Пересечена, но археологические раскопки этого не подтвердили.

Где-то он рядом, судя по всему, – между Орхейскими Кодрами и Голерканским лесом. Эта территория  совсем близко от современного Приднестровского города Дубоссары. Дубоссарский и Орхейский (Оргеевский) районы ждут своих археологов и открывателей гетских и древнеславянских поселений, а так же города уличей - Пересечена. Известно, что в ходе затоплений низовий Реута в Средние века, Орхей перенесли на место современного Оргеева (см. работы Л.Л.Полевого). Поэтому, предположение, что Пересечен оказался на месте современного села Пересечено, а искать его стоит на притоках Нижнего Реута, кажется вполне обоснованным.
 
Кроме древностей, тут можно раскопать и очаги древних болезней. Возможно, эпидемии стали и одной из причин «срытия» Томбасара между 1777 и 1792. Так, эпидемиологи крайне отрицательно относятся ко всякому роду раскопок и путешествиям в «турецкие подвалы», пусть даже в качестве экскурсий. Но, без широкомасштабных археологических раскопок остаётся лишь строить обоснованные догадки на основе имеющейся письменной, топонимической, нумизматической информации, а так же на данных ретроспективного анализа. Да и кто, в условиях протеста экологов, эпидемиологов, а так же отдыхающих в Голерканах, Иванче, Бранештах высших руководителях Молдовы, их охраны, будет проводить археологические раскопки на охраняемых государством (Молдовой) территориях правительственного Дома отдыха, природных заказников Орхейских Кодр.

С таким же успехом можно попытаться организовать раскопки предполагаемых скифских древностей на крайнем Востоке города Дубоссары или древней Успенской церкви в районе Старой Больницы.

В плане поиска города Пересечена интерес представляет Карта «Расселение в Днестровско-Карпатских землях середины XIV века (по методу экстраполяции в прошлое) из труда археолога Л.Л.Полевого «Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV веков». Так же интерес представляют селища (хотя мы ищем – городище…) со славянскими топонимами Молдавского княжества первой половины XV века (по данным поземельных актов) и данные о находках отдельных монет и монетных кладов, вещей и захоронений XII-XIV веков в ближайших к устью Реута местностях. Экстраполяцией в прошлое (исследования Л.Л.Полевого) подтверждено существование в XIV веке как минимумом восьми поселений со славянскими топонимами, вытянувшихся в линию в Орхейском районе.

Они расположены были возле 8 нынешних сёл со славянскими топонимами: Круглик, Избешты, Требужены, Бранешты, Иванча, Жолобок, Глинча, Пересечино. Более того, румынские и немецкие историки М.Костэкеску, Г.Шталь, А.Ксенопол выдвинули предположение, что эти поселения возникли как минимум в XII веке во времена Киевской Руси. Этого же мнения придерживается советский молдавский и украинский историк П.Бырня. И, если раскопки у Пересечино мало что дали, а раскопки у Требужен показали лишь небольшое славянское поселение до золотоордынского города; значит, остались ещё 6 возможных адресов.

В центральной части линии этих сёл, существовавших под другими названиями со времён Киевской Руси – находятся сёла Бранешты и Иванча. Довольно живописный уголок в скалах, примерно в 30 км от современного города Дубоссары (если по прямой линии). Реальная автомобильная дорога длиннее, от моста через Днестр на Полтавском шоссе на северо-запад. Соответственно столичному статусу земли уличей в X веке, Пересечен должен был иметь пристань (скорее всего, небольшую) на правом берегу Днестра. Более всего под такую пристань подошёл бы район современного посёлка Дома отдыха у Голеркан. Но археологические раскопки здесь затруднены, так как у Голерканского лечебного источника расположен правительственный Дом отдыха Молдовы с охраняемой территорией с подземными коммуникациями за высокими заборами. Вот отсюда, скорее всего, и берёт своё начало город Дубоссары ещё в X веке (как пристань на Днестре столицы земли уличей города Пересечена).

Там сейчас расположен посёлок Дома отдыха Голерканы. Высотка этого Дома отдыха отлично видна невооружённым взглядом с левого берега Днестра, начиная от Дубоссарской ГЭС и выше.
А пока рассмотрим интересный рапорт А.В.Суворова, где упоминается наш город. Из рапорта А.В.Суворова П.А. Румянцеву от 2 апреля 1779 мы узнаём, что по состоянию на 2 сентября 1777 город Томбасар (Дубоссары) уже имел двойное название, и ещё не только существовал, но и стал спорной территорией между турецким султаном и крымских ханом. В нынешних Дубоссарах ряд краеведов говорят, что здесь была «турецкая земляная крепость, впоследствии срытая». Считать ли в данном случае термин «срытая» эквивалентом современному термину «зарытая»? и почему её срыли? Что-то от неё осталось, кроме турецких подвалов?

Читаем текст рапорта А.В.Суворова. Узнаём, что крымский хан и российский посол настаивали, что согласно русско-турецкому Кючук-Кайнарджийскому мирному трактату 1774 г., «все места, крепости и города, принадлежавшие издревле татарам, должны быть им возвращены». Настаивая, что это исконный крымско-татарский город, российский посол утверждает, что «касательно же Томбасара, довольно ясно сказано в трактате, что оный должен принадлежать татарам».

В ответ, турецкий посол настаивает, что Томбасар (Дубоссары) – никакой не исконный крымско-татарский город, а основан и принадлежал он издревле совсем иным государствам, не имеющих никакого отношения к Крыму и татарам. Следовательно, передаваться Крымскому ханству из турецких владений на основании Кючук-Кайнарджикского мира 1774 г., он не доложен. И, «показав бумагу, сказывал, что она объясняет право Порты на Томбасар, прося притом отправить оную ко двору».

Что было в этой бумаге? Не имея доступа к архивам, можем лишь предполагать; но с согласия российской стороны город Томбасар (Дубоссары) и его окрестности остались в 1777 в подчинении Турции, во исполнение всё того же Кючук-Кайнарджикскому мирного договора 1774. И Крымское ханство (с подачи России) перестало на него претендовать. То есть, Россия де-факто (а может и де-юре) признала, что Томбасар (Дубоссары) был основан явно не татарами, как в 1900-1906 утверждал В.Кочергин, исследователь архивов Дубоссарской ратуши, где (как он сам указывает), после пожара 1702 сохранились лишь данные о событиях 1702-1900,  - а остальное лишь его предположения.

В 1792 В.Каховский, уполномоченное государством должностное лицо, занимающее высокую должность, сторонник возвышения города Новые Дубоссары, как уездного центра в составе Херсонской губернии России, ни капли не сомневаясь, в письме к самой императрице Екатерине II утверждает, что этими государствами, господствующими над городом – «издревле» были «Польша и Молдавия».

Несколько иную информация на официальном сайте города Дубоссары (с датами, не совсем соответствующими польским, литовским и молдавским документам 1360-1484): «Первые упоминания о Дубоссарах относятся к периоду монголо-татарского нашествия (1260-1360 г.г.). Город основан в XIV в. как «столица» одной из ханских провинций (И. Ефодиев). Они же дали ему и название. Дубоссары (от татарского названия «Тембосары» или «Дембоссары») означает «жёлтые холмы». (В. Кочергин, И. Анцупов). С 1360 г. по 1385 г. – находился в составе Великого княжества Литовского. С 1385 г. - 1410 г. – в составе Польши.

С 1410 г. по 1430 г. – снова в составе Литовского княжества. Во 2-ой половине XV в. город оказался в составе владений Крымских татар Золотой орды. Земля восточнее Днестра и южнее реки Ягорлык стала подчиняться Крымскому хану и носила различные названия – Едисан, Ханская Украина, Очаковская земля и др. Она почти не имела постоянного землевладельческого и торгово-ремесленного населения, за исключением (Дубоссары и Очаков). На географической карте того периода эта территория обозначена «Дикое поле» (кроме побережья Днестра). Здесь под руководством мурз кочевали татары. Практически все татарские мурзы имели свои укреплённые городки, построенные на возвышенности по берегам рек и укреплённые валами. К таким городкам относились и Дубоссары. «Дубоссары был опорным пунктом, городом в обширной Очаковской земле. Татарские владения, которые (начиная с 1523 года) неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею. И особенно - Запорожской Сечью». (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь, т. 44, с. 519).

В 1650 г. Дубоссары упоминается как город с административным правлением. В 1667 г. на карте Польши, выпущенной в Лондоне, обозначен под названием «Добрессары». В XVIII в. Земли Ханской Украины (Очаковской земли) были подчинены дубоссарскому каймакану, ответственному представителю крымского хана в Едисане. С 1702-1774 г.г. по турецким, молдавским и русским документам Дубоссары известны как административный окружной, торговый и духовный центр Дубоссарской провинции, в состав которой входило 41 селение. Хозяевами территории были ногайские татары, проживали также великороссы, малороссы, молдаване, евреи, греки, поляки». 

Следует добавить, что в оригинале у Брокгауза – «турецкие владения», а не татарские (обнаружено Н.Буймистр). Это существенная неточность в цитировании, для доказательства татарского происхождения названия нашего города.

На чём основывается И.Ефодиев? На раскопках Старого Орхея (недалеко от Дубосасар?). К тому же, исходя из указанной выше информации, мы вначале читаем, что «с 1410 г. по 1430 г. – снова в составе Литовского княжества» и далее по тексту «во 2-ой половине XV в. город оказался в составе владений Крымских татар Золотой орды». А затем уже «Татарские владения, которые (начиная с 1523 года) неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею. И особенно - Запорожской Сечью».

Читаешь все эти документы, и начинаешь теряться в догадках. Кем был основан наш город? Что происходило с Дубоссарами до 1523? Чьим был город Дубоссары с 1430 по 1442? (Великое княжество Литовское оставило его в 1430; а в состав Польши он вернулся лишь в 1442 (см. работы Бабилунги); но и её власть была скорее формой католической оккупации, чем реальной силой, вынужденной массово высылать бунтующее православное население). Чьим же был нынешний город Дубоссары в период с 1430 до 2-ой половины XV века (когда в его окрестностях начали кочевать крымские татары)?

Следует ли места кочевий цыган в таком случае так же указать? Ведь цыгане дано уже ищут право жить на собственной земле; да только не нашлось для них земли, отовсюду гонят. И ногайцы, так же именуемые на Северном Кавказе ногайскими цыганами (или ногайскими татарами) за кочевые кибитки, манеру женской одежды, и ряд традиций быта, цыганами воспринимаются, как близкие родственники.

«Дикое поле», указано на сайте «кроме побережья Днестра». Но именно на этом побережье и находятся нынешние Дубоссары. К тому же кроме Очакова были Хаджибей, Балта, Любашёвка (с городищем времен уличей) и т.д. А это уже далековато от побережья Днестра.

О каких разгромах татар идёт речь? Наверное, речь у Брокгауза и Ефрона идёт о «набеге» в 1521 крымских татар на Москву. Но по возвращению их с собранной данью, они были разбиты у Переяславля-Рязанского; Дубоссары тут можно лишь как-то косвенно усмотреть. А в указанном в энциклопедии Брокгауза и Ефрона 1523 году, князь Василий III совершил большой поход на Казань и на обратном пути построил на Суре город Васильсурск. Московия тогда в районе Дубоссар ничего не могла разорять, а в 1524 Василий III совершен новый поход на Казань. И ни в какой Томбасар он не ходил в 1523.

Может - речь идёт о Запорожской Сечи (Низовое войско Запорожское), социально-политической и военной организации украинских казаков в 16-18 веках за Днепровскими порогами. Но, казаки появились в Запорожье только в начале 16 века. Для защиты от нападений крымских татар они строили небольшие деревянные укрепления — сечи. В 1530-х годах запорожцы объединяются вокруг главной Сечи, которая стала местом пребывания коша, кошевого атамана и сечевой рады. То есть, только через 7-17 лет после указанной на сайте даты - 1523.

А на Дубоссарской пещере (на правом берегу Днестра) выбита табличка на румынском языке с годом 1538 каких-то важных событий в истории Молдавского княжества (с надписью – «охраняется государством»). В прочем, такая несуразица по поводу Истории XVI века России очень похожа на ранние версии Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Они указали в одном из изданий, к примеру, что Иван Грозный за лютый нрав получил прозвище Васильевич.

Более точная и относительно современная информация содержится в труде Гордеева А.А. «Золотая Орда и зарождение казачества. История казаков в 4 томах». Москва, 1992.

Наверное, в информации, указанной на официальном сайте города Дубоссары, речь идёт о неудачном походе запорожского атамана и черкасского боярина из династии Ольгердовичей - Д.Вишневецкого в борьбе за молдавское наследство в 1563, закончившегося казнью самозванца в Турции при помощи Крымского ханства. Но тогда получается, что Дубоссары считал Д.Вишневецкий молдавским городом, принадлежащий ему по праву наследника.

Так же речь может идти о К.Косинском, гетмане украинского казачества, предводителе казацко-крестьянского анти-шляхетского восстания 1591-1593 годов. В 1591 году он возглавил мятеж запорожского казачества, который перерос в народное восстание, охватившее Киевщину, Брацлавщину, Волынь и часть Подолии. Он был разбит под Черкассами войском А.Вишневецкого. Но это всё было на территории Украины, принадлежавшей Польши.

Речь так же может идти об освободительной войне украинского народа против польско-шляхетского гнета, о  казацко-крестьянском восстании под руководством С.Наливайко в 1594-1596, участнике похода Д.Вишневецкого. Но он громил польские города, а не татарские. А многие его последователи, действительно, действовали в Нижнем Приднестровье.

Безусловно, речь идёт и о Богдане Хмельницком, украинском государственном и военном деятеле, гетмане Войска Запорожского и обеих сторон Днепра, руководителе освободительной войны украинского народа против польско-шляхетского гнета в 1648-1654 годов. Близ Желтых Вод в 1648 украинское войско Б. Хмельницкого и союзный отряд крымских татар нанесли поражение авангарду польских войск.

Но это уже - совсем не похоже на разгром запорожцами татарских владений у Дубоссар. С Польшей он воевал за независимость Украины в союзе с крымскими татарами, а затем и в союзе с Россией. Конечно же, речь идёт и о русско-польской войне 1654-1667 годов между Россией и Речью Посполитой за обладание Украиной, Белоруссией и западнорусскими землями. Да, это всё знаменательные исторические события, охватившие так же и Брацлавщину, но они мало связаны с татарскими владениями над Дубоссарами, которые, если верить раннему Брокгаузу и Ефрону были «опорным пунктом, городом в обширной Очаковской земле. Турецкие владения, которые (начиная с 1523 года) неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею. И особенно - Запорожской Сечью».

Кстати, сами Брокгауз и Ефрон в более поздних версиях энциклопедии убрали это сообщение о Томбасаре, - скорее всего, убедившись в его неполном соответствии. Стоит разобраться и с вероисповеданием крымских татар, проследить всю динамику вероисповеданий населения Крыма до принятием ханом Менгли-Гиреем официальной религии – ислама и перехода под вассальную зависимость от Турции (Османской империи). А так же оставшиеся христианские и иудейские древности Крыма (за 1000 лет до рождения Менгли-Гирея). Существуют с древних времён иудеи Крыма – караимы и крымчаки (этнической группы крымских татар).
 
В документах Российской империи под годом основания города Новые Дубоссары - значится 1792. При этом В. Каховский в 1792 писал: «Уездным городом полагал я быть первому – при Дубоссарах. Место сие известностью своею от давних лет не только господствующей Польше и Молдавии, но и отдалённейших мест жителям». То есть, В.Каховский считает, что над городом Дубоссары господствовали Польша и Молдавия.

Но возник-то город Дубоссары явно до 1484, когда появилось первое письменное упоминание о крепости Томбасар в связи с грабительским набегом Менгли-Гирея. Так, в турецких документах о событиях 1484 говорится «о взятии крымскими татарами Подольских крепостей: Аккерман, Бендер, Томбасар» (см. Турецкую Википедию). А в биографии Менгли-Гирея так же указано ещё и взятие Кавшана в 1484. Но такие крепости, как Аккерман или Бендер без длительной осады не возьмёшь, если никто не помог войти. А в генуэзских же документах о тех же событиях 1484 упоминаются «разорённые Крымским ханством романские города Монкастро, Тягинь, Томбасар, а в конце года - Балта» (см. Итальянскую Википедию).
 
Московия сформировалась лишь в 1480-1503 при царе Иване III. Не до конца ясно: где размещался в 1484 город Томбасар (Дубоссары). Кто в нём жил, кому принадлежал, как далеко он был от местоположения современного города? что он представлял, кем и когда был основан?

Как огромнейшая католическая Польша спокойно позволяет маленькому «дикому» Крыму на протяжении 150 лет грабить свои города? практически без боя брать укреплённые крепости? Почему Польское королевство не высылает в поддержку этим городам войска, не наказывает разорителей? Даже не выступает с осуждением перед католическим мировым сообществом, а лишь пытается задобрить Крым. И почему-то это всё происходит на территории бывшего Великого княжества Литовского (на огромнейшем лесном пространстве вплоть до Вильно), вошедшем в личную Унию с Польским королевством решением князя Литвы, обязавшем язычников (литовцев) и православных (белорусов и украинцев) принять ненавистный им католицизм? Почему не слышно о ни каких набегах на польско-язычные земли Польши?
 
Но уж точно, Томбасар - был не крымско-татарскими городом, раз на него «набег» совершили крымские татары. А достоверно известно, что как минимум в 1523 (возможно и чуть раньше  в 1484) Томбасар уже был присоединён Крымским ханством к своим территориям. В XII-XV веках, начавшиеся с поселений на их современных и прошлых местах, перечисленные (взятые Крымом) города (Белгород, Тигина, Кавшан, Дубоссары, Балта), регулярно переходили из рук в руки двух, а то и трёх, ближайших соседних с ними держав. И названий они имели много, на каждом близлежащем наречии и диалекте. Белгород (Маврокастро, Мальвокастро, Маокастро, Четатя-Алба, Аккерман, Аспрокастро, Аспрокастрон), Бендеры (Тягинь, Тягинякяч, Тигина, Тигин, Тикин, Бендер), Дубоссары (Томбасар, Дубашарь, Дубэсарь, Добрессары), Кавшан (Каушаны).

Уже, начиная с XII века, поселения, на базе которых они возникли, - явно имели смешанный состав населения, на своём наречии называющий эти поселения и города по-своему, с более близкими по первоначальному звучанию (или смыслу топонима) названиями. И каждое (из перечисленных выше государств) считало их своей исконной территорией, имело в них свои диаспоры и своих сторонников. И защиту от католической экспансии местное население увидело в недавно созданном отцом Менгли-Гирея невзрачном в то время Крымском ханстве. Подобно тому, как одно время украинское казачество, оказавшись перед угрозой быть подчинёнными либо Польшей, либо Турцией, либо Россией, избрало своим гетманом господаря Молдовы – Дуку, присягнув на верность Молдавскому княжеству, в котором серьёзного государства и не видело, а уже тем более – гегемона или претендента на мировое господство.
 
В 1777 земляная крепость Томбасар ещё существовала. А в 1792 на разрушенном месте основывается город Новые Дубоссары: то ли - на пустоши (на месте эвакуированного бывшего поселения), оставленной жителями по собственному желанию или насильно; то ли - на месте развалин: городища. На территории Дубоссар в качестве памятника Средневековья известны лишь «турецкие подвалы».

Нет никаких письменных упоминаний о наличии мечети в Томбасаре, или хотя бы жителей-мусульман, хотя все когда-либо существовавшие мечети довольно подробно описаны в исламской литературе (в т.ч. Крыма и Турции); можно почитать и в «Википедии». Похожая ситуация и с католическим костёлом. Известно лишь, что когда-то существовала еврейская синагога в Дубоссарах, но и точное место её расположения пока не установлено.
 
Исследованы города-столицы якобы «диких» (см. Боплана) крымских татар (Судак, Бахчисарай и т.д.), где сохранились до нашего времени действующие оросительные каналы и много других достопримечательностей, свидетельствующих о высоком уровне культуры, науки и техники. На территории Бахчисарая — мавзолей Эски-Дюрбе (около 1400), мавзолей Менгли-Гирея (1501), медресе Зинджирли (1500). В окрестностях Бахчисарая — пещерный город Чуфут-Кале (основанный в V-VI веке, судя по всему, во времена Крымской Готии, и непрерывно просуществовавший до середины XIX века). Рядом руины скального Успенского монастыря (VIII-XIX века, непрерывно просуществовавшего со времён государственного православия у хазар, прошедшего затем через стадию ислама, в итоге превратившись в государственную религию хазар - иудаизм).
 
Парадоксально, но привыкшие к степным просторам кочевники, неожиданно, не боясь, пошли по лесам и болотам и выловили спрятавшихся сторонников их противников (надо понимать - при полной поддержке людей, хорошо знавших эти леса и болота). Так, во время похода Девлет-Гирея 1550 было почти полностью перебито население Бреславля, но что примечательно, «были переловлены и уничтожены даже те жители, которые прятались от крымских татар по лесам и болотам». Затем «захватчики увели силой» множество народа, скота и домашней утвари (не богатство забрали, а людей с вещами первой необходимости). Безусловно, более высокой ценности добыча не осталась в Подольских городах не тронутой.

Внятно объясняется такой головокружительный «блицкриг» малыми силами крымских татар, - сообщением польского хрониста XV века Яна Длугоша о вытеснении местного населения иноземными колонистами (польскими гражданами – немцами, евреями и т.д.) и польской шляхтой. «Они утвердились в подаренных королём посёлках и сёлах в землях Руси и Подолья, изгоняли из них прежних жителей и наследственных владельцев, которые, угнетаемые нищетой и убожеством, движимые отчаянием, убегали к татарам» (Dlugossi, глава 47, стр. 25).

Массовое бегство людей в земли Молдавского княжества и тогда ещё много конфессионального Крымского ханства (до принятия ислама при хане Менгли-Гирее) вынудило королей Польши, начиная с 1420, издать ряд распоряжений по его пресечению. Полные их тексты (в переводе) можно прочитать в труде Грекова Б.Д. «Крестьяне на Руси, книга I. Москва, 1952; стр. 277-278, 280-281, 348.
 
Ближние к православным Русским княжествам и православному Молдавскому княжеству города и сёла в массовом порядке в первой половине XV века переходили под их юрисдикцию (но далеко не всегда получали на это согласие Русских княжеств, а тем более вассальной Польше - Молдовы). Этим и объясняются разночтения в сообщениях крымских и генуэзских современников 1484, считавших Белгород, Тигину, Дубоссары и Балту то ли польскими – то ли молдавскими городами.

«В 1529 сумели объединить свои силы князья братья Вишневецкие, К.Острожский, Ю.Слуцкий, Ф.Владимирский, А.Чарторыйский, воевода киевский А.Немирович, староста черкасский и каневский О.Дашкевич. Им удалось разбить крымских татар в 1529 под Киевом и обратить их в бегство. Однако такие случаи были единичны, ибо, как ни поразительно это может показаться, и польская шляхта, и литовские вельможи крайне отрицательно относились не только к самозащите населением древнерусских земель от разорения, но и ко всяким попыткам местных сил для такой защиты» (см. работы Бабилунги).

Это событие более всего похоже на Брокгаузо-Ефроновское якобы 1523 разорение Томбасара (то ли Польшей, то ли Московией, «а особенно Запорожской Сечью», которой тогда вообще ещё не было). Но и униаты Центральной и Северной Украины не всегда безропотно терпели крымские напасти, хотя по духу они так и остались православными. В 1632 митрополит Петр Могила (сын господаря Валахии и Молдовы) добился у короля Речи Посполитой Владислава IV Вазы признания независимого от униатов существования на Украине православной церкви и возвращений ей от униатов ряда храмов и монастырей.
 
Исследователь И.Анцупов (Институт национальных меньшинств АН МССР, г.Кишинёв, см. КЛИО-1997) утверждает, что город наш был основан в XIV в. как «столица» одной из ханских провинций. Как же тогда наш город назывался, где находился, и почему не проводятся его археологические раскопки?

Читаем у Л.Л.Полевого в монографии «Городское гончарство Пруто-Днестровья в XIV веке», Кишинёв, 1969, стр. 7-9: «В середине XIV в., когда юго-восточная часть Молдавского княжества ещё находилась под игом татаро-монголов, там существовали четыре города – Маврокастро (Белгород), Килия, Шехр-аль-Джедид?, Костешты». Не о каких других городах Золотой Орды на территории бывшей Молдавской СССР участник раскопок Старого Орхея и Костешт профессор Л.Л.Полевой не слышал, - есть лишь упоминания о многочисленных местечках в подчинении этих четырёх центров бекств (бегств), да о поселениях «выгонцев» (бродников) и молдавских колонистов и иных переселенцев.

Галицко-волынские летописи так же подтверждают, что в период почти столетнего господства монголо-татар на этой полунезависимой территории (протянувшейся от Дуная и Прута на западе до Южного Буга на востоке) было всего лишь 4 города с золотоордынским населением, во главе которых стояли подчинившиеся Золотой Орде половцы. Согласно литовских и польских источников они были центрами 4 «уездов» полунезависимого «Подольского улуса», управляемых половецкими (татарскими) «князьями», именовавших себя «отчтичами и дедячами» Подольской земли (см. работы Бабилунги).
 
Итак, близ с. Требужены Оргеевского района — средневековая крепость Старый Орхей (остатки дворцово-замкового комплекса 14-15 вв.). Известно, что недалеко от устья Реута в 14 веке находился золотоордынский город Шехр-аль-Джедид (вблизи этого места так же известен, но ещё в 10 веке, город Пересечен - средневековый центр уличей). Название Шехр-аль-Джедид известно из арабских источников, на арабский же манер (т.е. его золотоордынское название до сих пор неизвестно, но переводилось как «Новый город»). И указан он – как центр одной из провинций полунезависимого улуса Ногайской орды Золотоордынского государства (как указано в польских источниках - Подольского улуса). Остатки этого «Нового города» найдены у Старого Орхея. Но если есть «Новый город», то должен быть и Старый. На эту роль претендует - древнерусский город Пересечен.

Город «Шехр-аль-Джедид», в плане поисков Дубоссарских древностей, действительно представляют глубокий интерес. Тем более, что Л.Л.Полевой практически доказал через исследования, опубликованы в виде его многочисленных археологических, исторических, этнографических и нумизматических трудов, что Шехр-аль-Джедид арабских авторов - не что иное, как затем возникший на его месте молдавский Старый Орхей (на Реуте, между современными Дубоссарами и Оргеевом).

Расположено городище Старого Орхея не так уж далеко от современных Дубоссар – у села Требужены Оргеевского района Молдовы (на нижнем Реуте). Там же, судя по всему, и остатки золотоордынского города Шехр-аль-Джедида – «Нового города». Тогда, современные Дубоссары – это речной Днестровский аванпорт XIV-XVI века Старого Орхея, так мне представляется. О его начале существования ещё во времена Шехр-аль-Джедида, говорят арабские путешественники, указывая, что корабль подходит на Днестровскую пристань города.

Скорее всего - это нынешнее небольшое поселение возле современной молдавской газовой заправки на берегу Днестра на окраине села Устье, возле села Золончены (рядом с Дубоссарской пещерой на правом берегу Днестра, у моста на Полтавском шоссе). Расположено оно на правом берегу Старого Дубоссарского моста. А на левом берегу Днестра – это городок Геологоразведки (у Старой Развилки) в нынешнем микрорайоне Лунга г.Дубоссары.

В таком случае, уличский город Персечен, скорее всего, находился рядом, недалеко от своего пригорода – Лукашевки, где-то в известняковых (кательцовых) скалах в квадрате между с.Требужены, с.Иванча, с.Бранешты, с.Жолобок. Обычный турист в течение утра может пешком пройти из Дубоссар до городища Старого Орхея, провести там почти весь день, а вечером вернуться обратно. Один маршрут - по долине Реута: от Дубоссарского моста на Полтавском шоссе и дальше на северо-запад вдоль Реута (24-27 км). Другой маршрут - по пересечённой местности: от Дубоссарской ГЭС в северо-западном - западном направлении через Голерканский лес (18-20 км).
 
Лучше специализирующего на стыке археологии, истории Средневековья, нумизматики, этнографии, медиевистики и палеоклиматологии - профессора Л.Л.Полевого, значительную часть жизни проведшего на раскопках Старого Орхея, никто не даст столь объёмного его научного описания, как описание 1977: «Город Орхей располагался в живописной излучине нижнего течения р. Реут между нынешними селами Требужены и Бутучены. Эта естественно защищённая высокими и крутыми скальными берегами реки местность была обитаема с древнейших времён. Здесь открыты стоянки людей каменного века поселения трипольской (III тыс. до н.э.), гетской (IV-III вв. до н.э.), черняховской (III-IV в.в. н.э.) культур. Поселение славян (середины X века), развалины золотоордынского города (середина XIV века). Шехр-аль-Джедид?.

После гибели этого города в 60-ых г.г. XIV в., при вытеснении монголо-татар из Днестровско-Прутского междуречья, жизнь возродилась не скоро. В результате археологических исследований Старого Орхея, которые ведутся более трёх десятилетий, открыты многочисленные сооружения молдавского средневекового города. Молдавский Орхей возник центр довольно значительной сельской округи (начавшей своё существование задолго до его основания). В начале XV века в его ближайших окрестностях, по данным письменных и археологических источников, существовало до полутора десятков сёл. Среди них были сёла: с молдавскими (например: Прокопяны – первое упоминание 15.07.1445, возникли примерно на полвека раньше), и славянскими по происхождению названиями (например: Мачковцы и Белая Криница – первое упоминание 17.07.1436, возникли несколько веками ранее). Широкое развитие земледелия уже в XIII-XIV веках засвидетельствовано большим кладом железных частей пахотных и других орудий».
 
С формированием Золотой Орды, в лесостепных районах Кодр, редко заселённых как славянами, так и волохами (от Ннжнего Реута до реки Лапушна и далее за Прут до реки Бырлад) в первой половине 14 века возникают многочисленные новые земледельческо-скотоводческие поселения  колонистов: алан, славян, других народов, составляющих разно-этническое население.

Миграция в Днестровско-Прутское междуречье, происшедшая в течении жизни одного поколения, была следствием политики монгольских ханов, направленной на создание и хозяйственное освоение в завоёванных землях новых зон оседлости, служивших экономической и военно-политической опорой, источником богатств верхних слоёв общества, которые не мог обеспечить только традиционный кочевой способ производства и быт (см. работы Грекова Б.Д.,  Якубовский А.Ю., Фёдорова-Давыдова Г.А., Егорова В.Л.).

Для этого сгоняли пленных ремесленников из разных покорённых стран. На захваченных землях в течении второй половины 13 века интенсивно строились новые города. Так на местах небольших в прошлом славянских поселений возникали в короткий срок города с очень пёстрым по составу населением. Колонисты приносили с собой не только развитое земледелие, но и многоотраслевую структуру ремесленной промышленности, работающую на местные рынки, появлением которых отмечено развитие в середине 14 века денежного обращения.

Но золотоордынские города и поселения прекращают существовать практически сразу же после поражения войск Подольского улуса у Синих вод (нынешняя река Синюха в Нижнем Подолье). Найдены многочисленные останки погибших насильственной смертью жителей в сгоревших строениях и разрушения «Нового города» (Шехр-аль-Джедида) в 60-70-ых годах 14 века.
 
Следует отметить, что на Руси все немонгольские народы, пришедшие под их руководством во время монголо-татарского нашествия, стали называть «татарами» (в основном: они были тюркоязычны - как половцы, ногайцы, кайсаны, огузы, торки и  т.д.; или ираноязычны - как аланы и т.д.; или кавказоязычны – как абазины и т.д.). Позже это название распространилось и на коренных жителей Южной Сибири (в т.ч. и на маньчжуров с эвенками).

С приходом монголо-татар из южных Поволжских степей, осевших в Подольском улусе (в основном – половецкого происхождения), они здесь начали править, не взирая на «ярлыки» Золотой Орды, передавая власть по наследству, именуя себя «отчичами и дедичами» этой земли. После провозглашения в 1262 Золотой Орды при хане Берке независимости от Монголии, Подольский улус так же повёл полунезависимую внешнюю политику и внутреннюю хозяйственную жизнь от Золотой Орды. Во многом это было предопределено смешанным (половецким, «выгонцским», «берладниковским», волошским) населением улуса, где были сильны традиции православия. А так же: язычество половцов, и иудаизм половцев хазарского происхождения.
 
А в Золотой Орде с 1262 начался процесс исламизации, с принятием ханом Берке исламской веры. В 1313 – 1317 эмир Подольского улуса не просто отказался от принятия государственной религии - ислама (как и Крымский улус), но и Подолье и Крым стали прибежищем для антиисламских и антиханских сил Золотой Орды.

Противостояние и обособление Подольского улуса вылилось в противостояние с ханом Узбеком, который в январе 1313 воцарился в Золотой Орде. Хан Узбек ввёл ислам, как государственную религию, и преследовал всех инаковерующих, что вызвало заговор эмиров улусов, жестоко подавленный. Опираясь на мусульман, Узбеку удалось ликвидировать распри в Орде и добиться ее усиления (БЭКМ-2008).

Все 4 бега разрозненного Подольского улуса в 1313-1360 интенсивно заселяли свои территории, разоренные в 1242-1245. Самой большой плотности сельское население при них достигло: по обоим берегам Верхней и Средней части реки Ботна и Верхней части реки Бык, в западных Кодрах, по обоим берегам Нижней части реки Реут (в т.ч. и в районе современных Дубоссар; см. работы Л.Л.Полевого).

При этом интенсивнее заселялись волохами Молдавского княжества земли Западного бега (Кодры), а Галицко-Волынскими беженцами («выгонцами») земли, на которых и находятся нынешние Дубоссары. Это привело к смешению главенствующего половецкого золотоордынского, «выгонцкого» восточнославянского и бежавшего татарско-аланского анти-Узбекского населения. При этом большую роль играла часть оставшегося, (в основном, вернувшегося) восточнославянского населения (жившего до монгольского нашествия),  а так же болгарские, валашские, крымско-армянские и прочие переселенцы.
 
В XIII-XIV веках почти все эти переселенцы считали себя вернувшимися на свою историческую Родину. Выгонцы вернулись в земли их предков – антов, тиверцев и уличей, Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества. Аланы вернулись в земли предков – сарматов и скифов. Болгары – в земли склавинов, протоболгар хана Аспаруха, гуннов – предков азовских булгар. Волохи – в земли Гетской степи, гетского завоевания Ольвии и государства Децебала.

Первоисточником информация о дикости наших мест является французский инженер Боплан. Но, судя по его картам и книге (высмеянной в Одессе, Франции и СССР), он и не знал о существовании Хаджибея (Одессы) и Томбасара;а Киев (в его книге) – это небольшой малонаселённый городок. Двухсмысленно выглядит и термин «Дикое поле». Если мы говорим об интернационализме, то стоит всем нам с уважением относиться ко всем народам и национальностям, населяющим как в настоящее время Приднестровье, так и в более древние времена.