Зенит

Нил Максиня
zenith
late 14c., from O.Fr. cenith (Fr. z;nith), from M.L. cenit, senit, bungled scribal transliteration of Arabic samt "road, path," abbreviation of samt ar-ras, lit. "the way over the head." Letter -m- misread as -ni-. The M.L. word may as well be influenced by the rough agreement of the Arabic term with classical L. semita "sidetrack, side path" (notion of "thing going off to the side"), from se- "apart" + *mi-ta-, suffixed zero-grade form of PIE base *mei- "to change"

Википедия:
Слово зенит произошло от неточного чтения средневековыми книжниками арабского выражения "самт ар-райс", означающего «направление на голову»/«путь над головой». В средневековье в течение XIV века это слово через латынь и, возможно, через староиспанский язык попало в Европу. Оно некорректно трансформировалось этими книжниками в 'самт' («направление») и неправильно писалось ими как 'сенит'. Через старофранцузский и среднеанглийский слово 'сенит' окончательно превратилось в XVII веке в современное слово 'зенит'.

По-арабски зенит пишется zawal и означает «закат», т.е. момент, когда солнце заканчивает подъём и начинает своё снижение.

Получается, что для арабов солнце находится в ЗЕНИТЕ в полдень? Слово ЗАВАЛивается нам хорошо знакомо. Совпадение?

Римский день, как, впрочем, и у других средиземноморских народов, делился на часы - 12 ночи и 12 дня. Правда, начинался день в ту далекую эпоху не в полночь, а на рассвете. В зависимости от времени года римский час мог состоять из 76 минут (в июне) до 44 в декабре. В те времена не существовало механизма, который мог точно отсчитывать минуты и часы.

Шесть часов дня в Риме - это полдень, когда солнце находится с точки зрения арабов в ЗЕНИТЕ и начинает заваливаться к горизонту. Латинское seni "шесть". Пора реабилитировать "нерадивых" книжников.

Кто же арабам передал слово ЗАВАЛ? Вандалы, переселившиеся в Африку? А кто тогда вандалы? Венды-славяне?

О причинах, побудивших вандалов перебраться в северную Африку, источники расходятся. Кассиодор связывал переселение вандалов с приходом в Испанию везеготов. Большинство других авторов передавали версию, что вандалы пришли по приглашению римского наместника в Ливии, комита Африки Бонифация, который решил узурпировать власть в африканских провинциях и призвал на помощь варваров, обещая им 2/3 территории. В 429 году Гибралтар пересекло 80 тысяч человек под предводительством короля Гейзериха. После ряда сражений с войсками Бонифация и империи, вандалы захватили ряд провинций. По мирному договору 435 года император Запада Валентиниан III признал за вандалами их приобретения в обмен на ежегодную дань империи.

В позднем Средневековье вандалов стали ассоциировать с предками балтийских славян (вендами), заселивших в конце VII века земли, где до эпохи переселения народов обитали германские племена вандалов.

Историки локализуют вандалов в первые века нашей эры где-то в междуречье Одера и Вислы (территория Польши). Среди археологов продолжаются споры об этнической принадлежности археологических культур в тех местах в первые века нашей эры. Немецкие учёные относили носителей пшеворской культуры к германцам вандалам и лугиям, польские и советские археологи пытались доказать её славянское происхождение. Советский археолог В. В. Седов допускал германо-славянскую полиэтничность пшеворской культуры, однако большинство археологов в настоящее время признают её неславянский характер. Если пшеворская археологическая культура относится к вандалам, то это указывает на то, что вандалы обитали между Одером и Вислой ещё до начала нашей эры. Через их земли в I—II вв. прошли мигрировавшие из Скандинавии готы, оставившие свой след в виде памятников вельбарской археологической культуры. Предположительно от названия одного из вандальских племён силингов произошло название Силезия, района вокруг верховий Одера (совр. юго-запад Польши). Историк на рубеже II—III веков Дион Кассий называет Исполиновы горы, которые отделяют Чехию от Силезии, Вандальскими.