Наказ отца

Михаил Решин
  После окончания девятого класса всё лето прошло в домашних работах: заготовке дров, сена, прополке картошки, поливе огорода, ремонте крыши дома. Отец был уже старый, ему шел шестьдесят восьмой год. Он уже только руководил и подсказывал, как и что надо делать.
  Приближался сентябрь, а с ним - начало занятий. Учиться или оставить школу, было для меня делом пока нерешенным. Жить у брата Василия в его крохотном домике, где уже подрастал их сын Саша, было тесно, да и накладно, так как отец ничем не помогал Васе, считая, что брат должен меня содержать, раз не помогает родителям.

  Некоторые мои аршинские друзья разъехались учиться или работать в Кусу и Златоуст. Только Мишка Шагитов оставался с матерью, она была старой и больной.
   
  В гости приехала сестра Валя, которая жила в Златоусте, была уже замужем и получила квартиру. С ней жила и сестра Маша. Они работали в одном цехе, но в разные смены.  Собрался семейный совет. Мама была за то, чтобы я остался в Аршинке и помогал по дому.

- И здесь в леспромхозе можно найти работу и нам помогать. Ведь оба уже старые, все поразъехались, а нам-то как же жить?
-  Мама! Ведь Мише всего год осталось учиться, и у него будет среднее образование. А здесь что он будет делать? Сучки рубить? Пить научится от скуки.
- Ну и что? Ведь работают же так другие - и ничего, а пить ему ещё рано, да и не такой он.
-А Вася с какого возраста начал пить? Еще перед армией приводили домой в дым пьяного.
- Так это он в Златоусте научился, пока там был без нашего надзора. Ведь после шестого класса его забрали в ФЗО.
- А я предлагаю переехать ему ко мне и устроиться на завод. Десятый класс окончить в вечерней школе. Мы с Иваном оба учились в вечерней. Теперь я учусь заочно в педучилище, буду учителем.  Иван окончит десять классов - пойдёт на курсы мастеров. И Миша там человеком станет.

  Долго спорили, обсуждали разные ситуации, меня, правда, не спрашивая. Отец в спор не вступал, сидел возле открытой печки и курил. Когда у мамы и Вали аргументы кончились, то обратились к нему:
- А ты, отец, что молчишь?
- Тять! Как ты думаешь?

  Отец затянулся самокруткой, выбросил окурок в печку, аккуратно прикрыл дверцу, оглядев нас, сказал:
- Конечно, и нам помогать надо, и учиться дальше тоже надо. Пока у нас есть ещё силы справиться с домом, то пусть едет к Вале. Профессию ему надо получить. Только помощи от нас не жди, видишь, какие мы уже старики. Сам пробивай себе дорогу, зарабатывай, тебе уже семнадцать лет. А мы, наверно, к Васе будем перебираться. В Магнитку. Продадим здесь дом, там купим небольшой домишко, Вася будет помогать.
- Да! Много на Васю надежды, - тихо сказала мама, но слово мужа было законом.

  Вопрос был решен, и я уже  хотел пойти попрощаться с любимыми местами, почему-то чувствуя, что уезжаю отсюда навсегда.
- Миша! Принеси воды, - попросила мама. Я, взяв ведра, подошел к колодцу, который был у соседнего дома. Когда доставал воду, мимо проходила Элка Вётышева.
- Здравствуй, Элеонора! – как можно галантнее произнёс я.
- А я вовсе не Элеонора, - буркнула она.
- Так тебя же Элкой все мы зовём, - растерялся я.
- Меня Валей звать, а Элкой стала мама называть для красоты.
-  Тебя что-то всё лето не было видно. Уезжала куда?
- Мы в Кусе живём. Это я к Вале Макеевой на день приехала. Ты что уже девять классов окончил?
- Да! Теперь в Златоусте буду учиться.
- Молодец! Ну, пока, - и пошла дальше.
  Я смотрел ей вслед и думал: - «Вот и первая любовь уходит навсегда». А уходила не только первая любовь - уходило детство…