Байки деда Баюна

Анатолий Муравский
      продолжение. Начало здесь http://www.proza.ru/2011/10/21/1221

 
                Байка о том, как барское поле пахали.

   Однажды ребятня пристала к деду Баюну с просьбой рассказать о том, как развивался колхоз, как разрабатывались новые пахотные земли.
   - Да, в нашем колхозе было сперва два поля, покуда не пригнали трахтура. Ну, ясно дело, кады у тебя техника объявилась надоть и землицы боле пахать. Вот и решил наш председатель распахать хозяйску землицу- все одно пустовала. А середь жителев деревни слух был, будто барин на ентом поле вусмерть забил свово работника и закопал ево на окраине поля. Сказывали, шо энтот убиенный по ночам бродил по полю и искал свово хозяина, шоб извести ево с жисти.
Потому поле и пустовало, нихто тама дажеть цветов не рвал. А вот председатель заставил енто поле пахать.

   Нихто не хотел тама пахать. И тады жребию тягнули. Выпало мене  и Гриньке Морозу на енто поле ехать. Решили мы, шо Гринька буде пахать от деревни, а я с другой стороны наустречь ему. Недалече  в колке аккурат посередь поля стояла старая скирда соломы, кажись еще от барина осталась, тама мы и должны были встренуться.

   Моим помощником был Ванька Кочубей, молодой хлопец годков осьмьнадцати. Знамо дело до плуночи с девками проваландался и на сцепке носом клевал. А ужо опосля ужина, кады пахать осталось совсем маненько, остановил он меня и сказал:
- Што й то я взмерз, пойду, погреюсь у той скирды,- и убег.

   Я поехал далее пахать. Вскорости бегит он ко мне и орет, шо убиенный  тама у скирды пряталси. Сморю, а к Морозовскому трахтуру бегит ево помощник и шо-то руками махает…

   Мы с Гринькой съехались вместе и узнали, шо Егорка, помощник Мороза устал и отпросилси поспать в соломе. Кады мой Ванька решил запалить огонь и стал дергать солому,
Егорка проснулся и забарахтался в скирде. Ванька струхнул и решил, шо енто убиенный тама шебуршится. А Егорка с дрему тожеть решил шо енто убиенный лезет к ему.
И оба кинулись наутек от скирды. Во как мы новое поле пахали.

                Байка о том, как Баюн на свидание ходил.

   - Дедушка, а как ты встретился с бабой Дуней,- спросили у деда Баюна как-то дети.
   - Моя Дуняша жила в соседской деревне. Как-то раз мы встренулись с ней в лесе, и така у нас сразу любовь зачалась, шо я кажный вечер бегал в ихну деревню. Да вот ихный барин Кулаков не схотел нас обженить, сам на её глаз положил. Да токмо Дуняша сбегла в лес к старому свому деду, какой егерем у барина был. Тот её и сховал от барина. Тады меня и отдали в рекруты. Кады с плену я убег, возвернулся до дому баринов ентих ужо и след простыл. А Дуняшка жила дома, меня с войны ожидала. Потом мы и обженились.

   - А вот послухайте, какой забавный случай тады со мной приключился.
Дело было осенью. Опосля расставания с Дуняшей забрел я к бабке Фекле, маненько первача выпил и отправился восвояси. А надоть сказать погода была брр, дожь не пререставал, застилал глаза. Шобы поскорейши до дому прити решил я скоротить путь и направился через лес. Так вышло, шо сбился я с тропы, оказался на погосте, поскользнулся на глине и шлепнулся в свежевырыту могилу.
- Вот, черт,- ругнулси я,- надоть такому статься.
-Эй, кто-мабудь есь тута, поможите,- крикнул я. Тишина была кругом, токмо слыхать, как дожь по деревам шумит.

   Шо я токмо не делал, шоб вызволиться с могилы: и карабкался по стенам, и скакал. Все понапрасну.
- Шо ж,- решил я,- делать неча, буду утра дожидаться.
Сел на корточки прижамшись к стенке и задремал. Вдруг слышу, штой-то катится по стенке, шлеп на дно могилы.
- Вот, черт,- ругнулся мужик оказамшись на дне. Я затих, шоб не спугнуть ево.
Он пробовал скакать, царапкаться по стенам, потом плюнул:
- Придется одному коротать ночь в ентой могиле,- промолвил он.
- Пошто же одному?- сказываю я.

   Мужик как ошпаренный вскочил и сиганул так из могилы, шо я и не углядел, как он оказался наверху. С диким воем, он умчался прочь, а я остался один коротать ночь.
Утром пришли могильщики, шоб подправить могилу после дожя, токмо тады меня и вызволили.
               Во кака исторя получилась.