К Евро 2012 - готовы?

Евгений Неизвестный
Ах, эта загадочная славянская душа.
Полагаю, со мной согласятся многие, что украинская душа столь же загадочна, сколь душа славянская вообще. Она остается загадкой даже для самой себя…
Украина, вот уже несколько лет, увлеченно доказывает свое право, а точнее - свою способность, встретить событие мирового масштаба – чемпионат Европы по футболу в 2012 году.
Главнейшая забота власть предержащих, равно, как и бизнес предержащих, обеспечить гостеприимный прием всем иностранным туристам - болельщикам, дабы те охотнее расставались со своими «евриками», пополняя опустевшую казну и карманы бизнесменов, вложивших деньги в подготовку инфраструктуры чемпионата.
Что же до народа простого, далекого от бизнеса и страстей футбольных, то ему вся эта около футбольная суета – до лампочки…
Казалось бы мелкий, анекдотичный, но весьма показательный случай, пришлось наблюдать в городке Вышгород.  Расположен он несколькими километрами выше Киева, в самом низовье Киевского водохранилища там, где полноводная Десна впадает в Днепр.
Именно здесь проходил этап Чемпионата мира водно - моторной «Формулы-1», состоявшийся в конце июля - начале августа 2011 года.
И действительно, лучшей водной глади для мощных глиссеров в окрестностях Киева трудно найти.
Устроители чемпионата с украинской стороны справедливо полагали, что соревнования такого уровня вполне могут быть достойной репетицией для организаторов приема гостей чемпионата Европы по футболу.
Уже за несколько месяцев до соревнований древний и крошечный городок Вышгород, считающийся по праву столицей гидроэнергетиков Украины, начали готовить к приему гостей.
Облагородили фасады зданий.
Наконец-то уложили новенький асфальт и расширили дороги, вдребезги разбитые еще двадцать пять лет тому назад. (Именно из Вышгорода, в присно-известные годы ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, возились сотни тысяч кубометров бетона, уложенного под «саркофаг»).
Открылись десятки новых кафе и гостиниц.
На крутых склонах Днепра понастроили трибун и шатров с VIP-зонами для гостей именитых.
Понавезли продуктов, напитков и прочих вкусностей разных.
Казалось бы, что еще местному жителю надобно?
Красоту вокруг навели. Живи да радуйся.
Со времен великих петровских преобразований на Руси-матушке повелось благоволить к гостям заморским и всему иностранному.
И во времена советские традиция эта не умерла.
Принимали деды наши, с распростертыми объятиями, инженеров американских и иных заморских специалистов в годы первых пятилеток.
И в годы более поздние отцы наши гостиницы лучшие иноземцам настроили, бары всякие валютные открывали. Слова «Интурист» и «Спутник» с благоговением произносили…
Любили ли мы иностранцев?
Ан нет… Не все так просто с душой славянской.
Помните, у классика (если не ошибаюсь – у Куприна? Лет сорок тому назад читал такое, но припоминаю. Ошибиться не боюсь…)
Лесорубы русские (или каменщики) едут на поезде по княжеству Финляндскому на заработки.
А на станции финской железнодорожной, на время остановки поезда - для экономии времени пассажиров -  в буфете станционном яства разные заранее разложены.
Бери что нравится.
Ешь – не хочу.
Потом подходи к кассе – рассчитывайся. Ныне мы это привычно «шведским столом» называем. А тогда…
Изумлению и возмущению вологодских лесорубов (или каменщиков) – не было предела.
- Ишь, чухонцы проклятые, чего удумали? Вот так запросто харчи разложили…
- Ну, а ты, Кузмичь, чего растерялся? Ел?
- Ел от пуза…
- А заплатил?
- Еще чего! Я им, перед тем как уйти, еще и в рыбу поплевал. Пусть едят, умники…
Ушел век девятнадцатый безвозвратно.
Двадцатый бурно отшумел.
Эпохи меняются.
А душа славянская – похоже не меняется.

Уже 28 июля в Вышгород начали съезжаться гости и участники чемпионата мира. Всех гостей, вместе со зрителями, ожидалось около восьмидесяти тысяч человек. И это - на каких то двадцать две тысячи жителей крошечного райцентра.
Понавезли со всех уголков планеты экзотические глиссера, больше похожие на ракеты. С каждым из многочисленных участников гонок приехала десятки членов команды – механики, мотористы, обслуга. И все поголовно – иностранцы…

Тихий, знойный июльский вечер.
Вечерняя зорька золотит неподвижную воду в заводи.
Воздух прозрачен и тих. Но где-то в вдалеке, ниже по-течению, слышны голоса.
Приглушенно доносится звук прогреваемых моторов. Это участники чемпионата мира готовятся к завтрашним заездам.
На берегу заливчика на мостках примостилось несколько местных рыбаков с простенькими бамбуковыми удочками. Они внимательно следят за поплавками. Нет им никакого дела до завтрашних соревнований мирового масштаба.
На песчаном берегу появляется парень с девушкой. Закатав джинсы, парень заходит в воду и зачерпывает ее ладонью. Он подносит ладонь к губам и пьет речную воду. Затем предлагает девушке.
Ближайший из рыбачков, убеленный сединой дедок, сдвинув соломенный бриль на затылок, негромко окликает этого парня:

- Чуєш, хлопцю, ти б не пив цю воду. Та ще й і дівчині пропонує! Ця вода брудна. Вона аж з самого Чорнобиля тече…
Парень поворачивает голову в сторону рыбака, и, улыбаясь, произносит:
- Good evening…  What did you say?

Дедок, крякнув, бормочет себе под нос:
- От бісові діти… Понаїхала тут німчура усяка…

Затем громко, с явным гостеприимством в голосе, продолжает, обращаясь к парню:

- Та я кажу, вода тут дуже смачна! Ти того, як його, двома руками зачерпуй…