Рецензия на роман Достоевского Братья Карамазовы

Братья Бирт
          В одном из писем в 1879 году Достоевский пишет:" Роман, который пишу теперь ("Братья Карамазовы"), поглощает все мои силы и всё моё время...Пишу не гоня, не комкая дела, переделываю, чищу,... ибо никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это". Этот последний роман  Ф.М. Достоевского был издан в 1880году за четыре месяца до кончины великого писателя.
         При прочтении ощущается некоторая архаичность в словах и выражениях, но всё это привносит особый красочный колорит в повествование романа.  Писатель изображает своих героев, их душевные порывы, их мысли и деяния с такой филигранной обработкой, так тонко, что просто удивительно, как это всё возможно было представить себе. Тут описание  мыслей и поступков  молодых людей, и уже зрелых, и  детей -  везде чувствуется особенный почерк великого писателя, владеющего человеческой психологией.
          Действия всех героев рассматриваются  через их отношение к православной вере. Алексей Карамазов – это главный герой романа, и он  олицетворяет  христианскую веру.  Через неё мы видим всех действующих лиц, где каждый со своим отношением к Богу. Вроде бы всё обыденно, но  мы постоянно чувствуем в их поступках  борьбу зла и добра – дьявола и Господа в каждом герое.
           С точки зрения современного человека   братья Карамазовы, на первый взгляд ничего особенного   не представляют. Это молодые люди, которые не отягощены заботой о хлебе насущном. Но  в моральном плане, в становлении их душ – это яркие персонажи, особенно Алексей  и  Дмитрий Карамазовы.
            Отец их, помещик Фёдор Павлович, на фоне своих сыновей довольно активный человек в получении денежной прибыли. А сейчас, в наше время, таких большинство: поближе к деньгам и похоти, подальше от Бога. Он  несовестливый: для него всё дозволено, для него нет морально-этических преград. Вот через него и проникают все несчастья к Карамазовым. И сам  он погибает по этой же причине.
            В публикации романа  написано от автора: «Начиная жизнеописание героя моего,  Алексея Фёдоровича Карамазова, нахожусь въ некоторомъ недоуменiи. А именно: хотя я и называю Алексея Фёдоровича моим героемъ, но однако сам знаю, что человек он отнюдь не великий, а посему и предвижу неизбежные вопросы в роде таковыхъ: чем же замечателен ваш Алексей Фёдоровичъ, что вы выбрали его своим героемъ?» И на этот поставленный вопрос писатель  сам и отвечает: «Может быть увидите сами изъ романа».
            Достоевский знал, в чём истинное значение Алексея Карамазова, но не хотел говорить это прямо. А  замечательность Алексея в том  и заключается, что он, верующий человек, присутствует среди  людей, их отношений и на него равняются буквально все герои романа, соизмеряют с ним свои мирские поступки. Примечателен он  своей христианской любовью к людям. Они общаются с Алексеем и у них возникает потребность изменить  свою нравственность в лучшую сторону.
            Алексей Карамазов покидает  монастырь по наставлению старца Зосимы. Уходит с верой в Бога и людей, чтобы передать им  эту веру и любовь к ближнему. Некоторые герои романа не совсем дружелюбны между собой, но  Алексея Карамазова любят все.  А  жить-то как радостно, если с чистым сердцем и любовью к окружающим — вот она главная мысль писателя. Герои романа мятущиеся, непредсказуемые, делающие ошибки, но всё равно их надо прощать и любить.
            Все персонажи романа ищут прощения, находят, а посему и становятся счастливыми, любя при этом всех окружающих. Ибо, как можно быть по-настоящему счастливым, если не любить всё, что тебя окружает — вот она христианская радость бытия.
            Не убивавший своей рукой Иван Фёдорович быть может действительно и умрёт. Смердяков покончил с собой. Оба повинны в смерти Фёдора Павловича и обоих автор наказывает. Вспомните слова Смердякова: "Али всё ещё свалить на одного меня хотите, мне же в глаза? Вы убили, вы главный убивец и есть, а я только вашим приспешником был, слугой Личардой  верным, и по слову вашему дело это и совершил". "Совершил? Да разве ты убил? - похолодел Иван".
            Дмитрий на суде не признаёт себя виновным: " Но в смерти старика, врага моего и отца - не виновен! Но в ограблении его нет, нет, не виновен, да и не могу быть виновным: Дмитрий Карамазов подлец, но не вор!"
            Речь прокурора, речь защитника. Сколько штрихов незаконченных, умышленно оборванных. Мол, судите теперь и вы. Вот перед вами двое высказались, ну а теперь вот и вы, сами.  Казалось, что присяжные вроде верят в невиновность Дмитрия Карамазова. Но вот вынесен приговор:  к двадцати годам каторги.
            А вот маленький диалог, в котором сконцентрирована буквально мысль, быть может, всего романа. Это диалог между Дмитрием и Екатериной Ивановной: «Простила или нет?» — пролепетал, наконец, Митя и в тот же миг, повернувшись к Алеше, с искажённым от радости лицом, прокричал ему: «Слышишь, что спрашиваю, слышишь!» «За то и любила тебя, что ты сердцем великодушен!» — вырвалось вдруг у Кати. И это человек, который получил наказание без вины в основном из-за этой женщины.  Он просит у неё прощения, потому что считает себя перед ней более виновным,  нежели она перед ним. Он вообще, как и все герои романа не ищет людей, которые должны просить прощения у него. Сам торопится покаяться перед всеми, перед кем хоть чуточку в чём-то виноват. 
            Жизнь по Достоевскому не обрывается здесь на земле, а только даётся нам для понимания себя в этом мире, для приобретения  того «багажа», с которым придётся идти далее к Богу. Для иеросхимонаха старца Зосимы последний день земной жизни не представляется печальным. Он смиренно готов вступить в новую вечную жизнь.
            Писатель описывает  последний день жизни старца Зосимы так: «Старец проснулся и почувствовал себя весьма слабым, хотя и пожелал с постели пересесть в кресло. Он был в полной памяти, лицо же его было хотя и весьма утомлённое, но ясное, почти радостное, а взгляд веселый, приветливый, зовущий. — Может, и не переживу наступившего дня сего», — сказал он Алеше.   
            Заканчивая роман, писатель как бы напутствует читателя на добрые дела: "Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!" И ещё слова, обращённые к Алексею Карамазову:"Карамазов, мы вас любим!" — воскликнул неудержимо один голос... «Мы вас любим, мы вас любим", — подхватили и все".
            Достоевский  в эпилоге коснулся ещё одной темы, которая в наши дни очень даже актуальна - это иммиграция. Алексей беседует с Дмитрием о его побеге. И Дмитрий говорит: «Если я  и убегу, даже с деньгами и паспортом и даже в Америку, то меня ещё ободряет мысль, что не на радость убегу, не на счастье, а воистину на другую каторгу не хуже  может быть этой…. Я эту Америку, чёрт её дери, уже теперь ненавижу. Пусть Груша будет со мной, но посмотри на неё: ну американка ли она? Она русская, вся до косточки русская, она по матери родной земле тоскует, и я буду видеть каждый час, что это она для меня тоскует, для меня такой крест взяла, а чем она виновата?... Ненавижу я эту Америку уже теперь…. Россию люблю, Алексей, русского Бога люблю…»

Октябрь 2011г.