Городская весна

Михаил Решин
  Шел к концу учебный год, и вставал вопрос о дальнейшей учёбе. И тут мне попалась книга «Морские просторы» о курсантах морского училища. Автор Рындин так увлеченно описывал службу на морском сторожевом катере, курсантские будни в Одессе, что мне тоже захотелось попробовать этой романтики. Да ещё и оперетта «Вольный ветер», где много было песен о море и танцев моряков, а также кинофильм «Матрос с «Кометы» будоражили воображение, что профессия моряка казалась мне  весёлой, полной приключений.

  В нашем классе учились два парня, которые работали на водной станции спасателями. Я подошел к ним на перемене и спросил:
- Ребята, а вы не хотите поступать в морское училище?
- Даже и не думали об этом, - удивленно взглянув друг на друга, чуть не в голос ответили они.
- А вы в армии служили?
- Нет, нам ещё только по восемнадцать лет, вот наверно осенью заберут, - ответил Саша Белых, высокий, худощавый, которому я бы дал лет двадцать, так как выглядел он солидно.

- А почему ты заговорил о морском училище, тебе, наверно, надо в педагогическое поступать? – спросил Алексей Бугров. Он был полной противоположностью Саши: коренастый, крепкого телосложения, с приятными чертами лица. Мне в нём нравилась мужская уверенность, с таким не страшно ходить по ночному городу.
- Да вот, захотелось испытать морской романтики, хочу пойти в военкомат, чтоб направили в Одесское морское училище.
- А зачем в военкомат, а не сразу в училище? – спросил Лёша.
 - Я уже писал запрос в училище о правилах приёма, и оттуда прислали бумагу, где советуют, чтоб было направление от военкомата, и, желательно, чтоб я был комсомольцем.
- Вот дают! А мы оба не комсомольцы.
- Да и я не комсомолец, но теперь придётся вступить, - сказал я.
- Так давайте сходим в военкомат и там узнаем подробно о правилах приёма, - высказал предложение Саша. На этом и договорились и на другой день пришли в здание городского военкомата.

  Дежурный, узнав по какому мы вопросу, куда-то позвонил и направил нас к военкому, который радушно встретил, посадил за стол и стал расспрашивать:
- В какое военное училище вы желаете поступать?
- В Одесское военно-морское училище, - уверенно ответил Лёша.
- Да вы же моря не видели, зачем вам это надо. Поступайте в Челябинское танковое училище или в Омское пехотное училище. Станете офицерами, спокойно прослужите, а то в море недолго и утонуть, - стал отговаривать он нас.
- Мы спасателями на водной станции работаем, - веско заявил Саша, - мы воды не боимся, плавать хорошо умеем.

- Ну хорошо, только вам сначала придётся пройти медицинскую комиссию у нас. Если всё у вас нормально со здоровьем, то мы выдадим вам направления. Но сразу хочу предупредить, что перед экзаменами в училище, вам придётся ещё и там пройти медкомиссию, притом очень строгую.
- Да мы на здоровье не жалуемся, - за всех ответил Лёша.
- Тогда, как говорится, в добрый путь, - дружелюбно сказал военком, - только вам надо сначала окончить десять классов, да ещё с хорошими, а лучше - с отличными оценками. Там конкурс очень большой. Так что ещё раз подумайте о танковом училище.

  Когда мы вышли на улицу, то я удивлённо спросил:
- А почему он с нами так вежливо, по-отечески разговаривал?
- Да они сами уговаривают, чтоб кто-нибудь пошел учиться в военное училище, а тут мы явились втроём. Это же для них просто находка, - авторитетно объяснил Саша.
- Ну, и что будем делать?
- Так он правильно сказал: надо с хорошими оценками закончить школу. Вот первейшая наша задача, - всё так же уверенно продолжил Саша.
- Скоро будем готовиться по экзаменационным билетам, так ты, Миша, приходи к нам на станцию, будем вместе учить, - предложил Лёша.
- Договорились!

  До экзаменов оставалось еще почти полтора месяца. Теперь нас связывала одна мечта, и как-то незаметно мы сдружились. А в городе царствовала весна, цвели везде кусты черёмухи, сирени, желтой акации. Распустились клейкие листочки берёз и тополей. В голове звучала мажорная музыка молодости, силы, мечты.

  Однажды Пётр Васильевич послал меня утром в хозяйственный магазин, узнать цены на различные товары для ремонта школы, чтоб потом перечислить на них деньги. Магазин был еще закрыт, и я зашел в небольшой сквер, сел на скамейку. В это раннее утро здесь еще не было детей, бабушек с детскими колясками. Я услышал такой птичий концерт, когда сливались и чириканье воробьёв, и призывная песня скворца, и ещё каких-то незнакомых мне птиц. Я в деревне не слышал такого хора, а может, и не обращал тогда на это внимания.
 
  А какой насыщенный аромат цветущих кустов черёмухи и сирени! Так хорошо мечталось о том, что скоро поедем с друзьями в Одессу, будем учиться в военно-морском училище, носить красивую матросскую форму, плавать по Черному морю, а может, и к дальним странам. Как легко в юности мечтается даже о невозможном!

  Экзамены быстро приближались, и на уроках мы больше готовились по билетам, повторяя наиболее трудные материалы. Часто бывал я на лодочной станции. Там, лёжа на плоской крыше смотровой площадки спасателей, греясь на солнышке, разбирали с Лешей и Сашей билеты по физике и математике - наиболее главные для нас дисциплины - готовясь сдать их на пятёрки.

- Это всё хорошо, но я боюсь экзамена по немецкому языку, - вздохнул Лёша.
- А что там трудного? Надо будет только перевести какой-нибудь текст да рассказать какое-нибудь правило, -  возразил Саша.
- Это тебе легко, а я ничего не помню. Плохо я учил немецкий язык, ещё с шестого класса, - удручался наш друг.
- Ребята! Есть идея! Надо первыми прийти на экзамен, подарить Эмме Петровне букет цветов и первыми взять билеты, - воскликнул Саша.

- Ну, и что это даст? – в голос спросили мы с Лёшей.
- Так комиссии ещё не будет, и мы сдадим экзамен только ей одной, сразу без подготовки. Лёша у нас парень симпатичный, от него требуется больше шуток, улыбок, так как Эмма Петровна «старая дева», и ей будет приятно такое внимание к ней.
- Ну, ты и стратег! – выдохнул Лёша, - а если этот план провалится?
- Или пан, или пропал, другого выхода у нас нет, - твердо подытожил Саша.

  Первым экзаменом было написание сочинения, и с этим мы справились на четвёрки. Далее мы так же успешно сдали физику, химию, математику. Подошел экзамен по немецкому языку. Экзамены начинались с девяти утра, то есть учитель раскладывал на столе билеты, а весь класс ждал в коридоре, чтоб по одному заходить, брать билет и готовиться.

  Ещё в половине девятого Леша с Сашей пришли ко мне в лаборантскую комнату. Оба нарядные, с букетом красивых цветов.
- Миша! Теперь вся надежда на тебя. Ты должен помочь нам зайти первыми, - сказал стратег Саша.
  Я пошел в учительскую, чтоб взять там вазу под цветы, а заодно и посмотреть, пришла ли Эмма Петровна. Она уже пришла и оживлённо о чём-то беседовала с завучем. Мы поставили цветы в вазу и пошли в кабинет, где должен был проходить экзамен. Вскоре туда вошла «немка», как все ученики называли её между собой.

- Ах! Какой букет! Неужели вы так любите мой предмет? – заворожено глядя на цветы, проговорила Эмма Петровна. Шокирующее начало было сделано, и экзамен мы сдали успешно.
- Ну, Саша, ты действительно стратег! - восхищался другом Лёша.
- Теперь вперёд - в мореходку, - довольно улыбаясь, ответил Саша.

  И, получив аттестаты зрелости, мы пошли проходить военную медицинскую комиссию, где меня постигла неудача. Врач признал слабое зрение, и как итог – непригодность к военно-морской службе.
 А Саше и Лёше в военкомате дали направление для поступления в училище, но не в Одессу, а во Владивосток. Лёша там не прошел медкомиссию, а Саша не стал один поступать, и оба вернулись в Златоуст на свою работу.
  Встречаться мы стали редко, смеясь над нашими мечтами о мореходке, да и у меня уже были другие заботы.