О Золушке, о тыквах... 10. Заповеди нашего рода

Дина Гаврилова
Заповеди нашего рода.

В роду есть сила. Чтобы заставить эту силу работать на себя, нужно соблюдать заповеди рода. Виктория  предлагает вспомнить, как в семье реагировали на то, кто как одевается, как происходит выбор профессии, навязывается ли семьёй определённая профессия и почему. По  каким принципам идёт выбор жены или мужа? Что замалчивается в семье, что проговаривается?

Мы должны записать поговорки, пословицы и присказки, которые в ходу в нашей семье. Напрягаем до треска свои мозги, чтобы вспомнить, что изрекали наши мамы и бабушки по поводу денег, любви, здоровья и повседневной жизни. Погружаюсь глубоко в кладовую памяти, разыскивая на запыленных и покрытых паутиной полках любимые выражения мамы и бабушек. Вносим всё нацеженное из глубин памяти в рабочие тетради. Пытаюсь понять смысл этих присказок.

Чудеса не прекращаются. Открытия нас ждут на каждом шагу. Оказывается пословицы и поговорки наших родителей и наших бабушек являются для нас неписаными законами по жизни. Мы зомбированы этими «мудростями» и живём, бессознательно подчиняясь им. Откуда родом  все эти фразы и на что они нас зомбируют? Это скрытые родовые установку на любовь, счастье, деньги и успех. Сюда же относятся убеждения родителей о деньгах и богатстве. Как наши предки относятся к богатым людям?
Первой выплывает из памяти мамина любимая поговорка, обращённая ко мне:

«Не летай высоко, будет больно падать»

Это пословица всегда задевала меня за живое, она звучала звонким щёлчком по моему строптивому носу. Я интуитивно чувствовала в этом подтексте недооценку моих способностей со стороны мамы и её страстное желание затащить меня из островка фантазий и грёз  на материк  посредственности, серости и обыденности. В моей семье вообще не было принято отчитывать детей прямым текстом. В стенах нашего дома никогда не звучали общепринятые эпитеты: плохой, хороший. И бабушка, и мама всегда выражали своё отношение к моему поступку какими — то едкими шутками, колючими  прибаутками. Бабушка, не делая скидку на мой нежный возраст, выливала на мою голову такие замысловатые притчи и сказания, что надо было долго шевелить мозгами, чтобы осознать, что же хотела этим сказать бабушка.

Рассуждаем вслух с Викторией. Что бы могла значить эта пословица. Психолог спрашивает:
— Не было ли в вашем роду репрессированных?
— Конечно, были!  У кого их нет?!
Маму заклеймили внучкой кулака, она пережила страх разоблачения,  она до сих пор  бессознательно этого боится и безотчётно зомбирует нас на бедность. Мама готовила нас к бесперспективной, но сытной жизни, предлагая на выбор вытянуть счастливый лотерейный билет. Для неё это были профессии бухгалтера, учителя и врача. Кто знает, если бы не мамина прививка, может, была бы сейчас уважаемым главным бухгалтером и жила бы как у Христа за пазухой. Но тогда, в детстве слова  бухгалтер, учитель или врач, ассоциируясь с  болотом,  вызывали во мне рвотный рефлекс.

Мне никогда не приходит в голову увязать эту, казалось бы пустую фразу с историей маминого рода, жестоко пострадавших от Советской власти, так как всех родных по матери Даниловых и по отцу Захаровых раскулачили и  сослали в Сибирь. Мои предки Исаевы, будучи сосланными в Сибирь, поднялись во второй раз, приобрели лошадь, корову, домашний скот, стали вновь зажиточными. Властям  это не понравилось и их репрессировали вторично, заслав  на угольные рудники.

Единственный член семьи, проделавший обратный путь из Сибири домой, это наша несравненная кошка Пульхерия Ивановна. Моих родичей в своё время отправляли туда для штамповки племени бессребреников, а эта шалунья проделала обратный путь. Пульхерия Ивановна  имеет российское гражданство, она родом из Сибири и проделала путь подолее, чем Радищев, который в своё время прокатился на санях из Петербурга в Москву. Пульхерия Ивановна многое повидала на своём кошачьем веку, ей есть о чём поведать народу. Она обещает намурлыкать мне на ушко удивительную историю своего появления на свет, скитаний по помойкам, счастливого обретения новой хозяйки, и долгого путешествия из Сибири к берегам Балтийского моря.
 
Мама  передаёт страх иметь деньги и имущество. Это установка на то, чтобы мы не стремились делать высокую карьеру, так как есть страх всё потерять.
Сегодня я домовладелица, и могу представить чувство человека, у которого отбирают дом, землю, имущество, сажают в теплушку и отправляют в неизвестную Сибирь.

«Смех без причины — признак дурачины»

Я размышляла  над этой фразой и что она может значить, но думаю, что …маму смущало, что я в ответ на любую фразу смеялась. Была я в детстве смешлива, жизнерадостна, как журчащий ручей в солнечную погоду, не ведающий, что впереди лето, и солнце и засуха могут шутя высушить источник. Всё  вызывало во мне радость и веселье, и солнечный луч, и капли дождя, и снежные шапки на деревенских избушках. Я живо отзывалась на любое действо,  дерзко вступая со всеми в диалог, не смотря на наличие седого чуба, кожаного портфеля собеседника. Родные рассказывают, что взрослые любили вести со мной беседы, их это очень веселило и забавляло. Свою  радость я выражала громко, чётко и  как говорят, довольно образно.

«Поспешишь — людей насмешишь»

Эта пословица сопровождала меня повсюду. Я всё делала споро и быстро, раньше всех, но не всегда с должным качеством.
 
«Глаза боятся — руки делают»
 
Какой бы объёмной, трудной и непосильной с виду работа не кажется, достаточно начать работу, как она уменьшается на глазах.