Магия художника книги - Библиотека приключений и..

Владимир Плотников-Самарский
Магия художника книги


Окончание.

Начало: "Магия художника книги: Европейский класс"
http://www.proza.ru/2011/10/20/588

"Магия художника книги: Русская школа"
http://www.proza.ru/2012/02/07/721

"Магия художника книги: Советские страницы"
http://www.proza.ru/2011/10/22/77

"Магия художника книги: ДЕТГИЗ для малышей и взрослых"
http://www.proza.ru/2011/10/25/299




БИБЛИОТЕКА  ПРИКЛЮЧЕНИЙ  И…



Вот глупый вопрос бывшим мальчишкам: ваше впечатление от первого прочитанного романа Вальтера Скотта? Что-то, чему нет выражения?! А теперь представьте, что этим «первенцем» оказался «Квентин Дорвард»! И не абы какой, а из гениально оформленного полиграфического проекта «Библиотека приключений и научной фантастики». Причем, над изобразительной стороной книги потрудился…

Григорий Георгиевич Филипповский (1909-1987)
Зачин был удалой: под приглядом Исаака Эммануиловича Бабеля «карандашировал» знаменитые «Одесские рассказы», после чего рисунки похвалил сам Алексей Максимович Горький. В издательстве Academia богато проиллюстрировал «Спартак» Рафаэлло Джованьоли, «Комический роман» Поля Скаррона, «Гамлет» Вильяма Шекспира, «Сагу о Фритьофе» Эсайаса Тегнера. Его стильными живописными работами всерьёз заинтересовались Государственная Третьяковская галерея, Музей Изящных искусств, Государственный Литературный музей. Но, увы, в 1938 году только-только набившего руку мастера репрессировали. Пришлось в Сыктывкарском театре готовить декорации к постановкам Чарльза Диккенса и Александра Николаевича Островского. Из Сибири вызволили Кукрыниксы. И сразу - заказ из ГДР: для Лейпцигского издательства «разузорил» творения Оноре де Бальзака и Гюстава Флобера. С той поры дюжий спец по головокружительной интриге «развивался» строго по восходящей, а горизонтально – только ширился. Вот лишь малая толика его рисованных откровений: «Волшебная кисть: сказки зарубежных стран», «Ярмарка тщеславия» Вильяма Теккерея, «Современные истории» Анатоля Франса, «Пармская обитель» Анри Стендаля, «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» Томаса Гарди, а также сочинения Оноре де Бальзака, Ги де Мопассана, Альфонса Додэ (в т.ч. "Тартарен из Тарскона"), Эмиля Золя, Виктора Гюго, Андре Виньи, Жюля Ренара, О'Генри, Теодора Амадея Гофмана, Александра Ивановича Куприна, Николая Григорьевича Гарина-Михайловского, Владимира Галактионовича Короленко, Константина Александровича Федина, Самуила Яковлевича Маршака… Любимые журналы Филипповского: «Вокруг света», «Знание-сила», «Пионер» и «Огонёк». Потому и говорю: не могу я после лиц и сцен Филипповского представить другого Квентина, Лису-Людовика XIII, Меченого либо Дикого Вепря…

http://captain-silver.livejournal.com/4376.html
http://www.ozon.ru/context/detail/id/318670/

Андриан Михайлович Ермолаев (1900–1977)
Эту фамилию мальчишеская память прочно вяжет с резковато романтичными характерами внешне скупой, но внутренне исключительно метафоричной прозы Аркадия Петровича Гайдара (Голикова): «Чук и Гек», равно как Льва Абрамовича  Кассиля: «Великое противостояние», Валентины Александровны  Осеевой: «Динка», Василия Семёновича Гроссмана: «Оборона Сталинграда», Артура Конан Дойла: «Союз рыжих» и др.



Не так давно осуществил я давнюю мальчишескую мечту – купил 12-томник Жюля Верна середины 1950-х. Голубою грёзой детства издание это было не в последнюю очередь и потому, что за  романтическое обрамление отвечал дока приключенческого рисунка, ныне несправедливо задвинутый…

Пётр Иванович Луганский (1911-1993)
На мой взгляд, лучший отечественный импровизатор сюжетов и идей Жюля Верна. Трудно перечислить все проиллюстрированные им «сундуки» автора «Удивительных путешествий»: «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света в восемьдесят дней», «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие и приключения капитана Гаттераса», «Плавучий остров»… Самое академическое его произведение - серия рисунков к 12-томному, возможно, каноническому собранию сочинений 2-й половины 1950-х. Его же – луганская - легкая рука внесла свои фирменные штришки в персонификацию героев Роберта Льюиса Стивенсона («Остров сокровищ» и «Владетель Баллантрэ»), Майн Рида («Белый вождь», «Мароны»), Александра Романовича Беляева («Воздушный корабль», «Прыжок в ничто») и Вениамина Александровича (Зильбера) Каверина («Два капитана»). Жену и 6-летнюю дочь у художника в 1942-м отняла ленинградская блокада. Вот что вспоминает его друг и почитатель "блокадный мальчишка" Дмитрий Бучкин: "Однажды, выйдя в наш двор — двор дома художников на Песочной набережной, я увидел людей, копошащихся у мусорного бака. Бак был завален картинами, графическими листами, книгами, фотографиями. Оказалось, что это имущество моего недавно умершего соседа и друга Пети Луганского. Родственников у него не было. Мастерскую передали другому художнику, и тот, не мудрствуя лукаво, выбросил все «творческое наследие» своего предшественника по мастерской. Люди растаскивали с помойки картины, гравюры, эстампы — для украшения собственных жилищ. Книги — для пополнения своих библиотек. Решил и я что-нибудь взять на память о Пете. Вот тут и попался мне в руки альбом с изумительными детскими рисунками (6-летней дочки Луганского Юлии, - В.П.). Я обомлел! Перелистываю страницы — и обливаюсь слезами! Петр Иванович человек был замкнутый. Войну рисовал, но вспоминать не любил. О жене и дочери всуе не вспоминал. Свою боль носил в себе. С собой и унес". Слов нет...

http://illustrator.indians.ru/book/0029-verne.htm
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1061285/
http://kornilyev.ru/php/estamp/luganskiy.php
http://mariepaganel.diary.ru/?tag=4115505
http://illustrator.indians.ru/book/0029-verne.htm
http://horoshkovaok.livejournal.com/tag/..


Владимир Петрович Высоцкий (1911-1983)
Изрядно преуспевший в графике мастер, приметный портретист. Виртуоз по резьбе деревянных парусников XVII века и раскрашенных шахматных фигурок (из эпохи фараонов, ассирийских и вавилонских царей, «Ледовое побоище»). Ученик И.И. Машкова, П.И. Львова, М.А. Доброва, В.А. Фаворского. В Союзе художников СССР с 1932 года. Во время войны не отсиживался по тылам, служил во фронтовых газетах и рисовал бойцов на передовой. Кавалер ордена Красной Звезды. После войны еще 4 года отдал Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Муза дальних странствий помотала его извилистыми тропками Средней Азии и Кавказа, Кореи и Китая, Болгарии и Польши. Порт-Артур, Маньчжурия, батальные сюжеты, экзотические пейзажи. Жизнелюбие, естественность, точность, ироничность – все это мозаически сплавлялось в удивительно красивые и, одновременно, правдивые графические сюжеты. Заядлый театрал, Высоцкий создал хрестоматийную в своём совершенном правдоподобии серию «Театральные зарисовки. Актеры в ролях» (Владимир Зельдин в легендарном спектакле «Учитель танцев», юные Инна Макарова и Нонна Мордюкова в спектакле (!) Сергея Герасимова «Молодая гвардия» и др.). Не менее известна его серия «Ленинград и Кронштадт». С 1950-х Высоцкий известен в качестве ведущего художника журнала «Огонек». Его рисунки пользуются спросом и в весьма тиражных журналах: «Советский Союз», «Советская женщина», «Работница». Нет отбоя от главных издательств Советского Союза: «Правда», «Просвещение», Воениздат, «Московский рабочий», «Детская литература», заказывающих книжные иллюстрации. Среди достойных работ: роман Говарда Фаста «Спартак», творчество классиков самой востребованной на тот момент книжной серии «Библиотека приключений и научной фантастики»: Джонатана Свифта, Фенимора Купера, Жюля Верна, Уилки Коллинза, Герберта Уэллса, Рафаэлло Сабатини... Интерес к любимой военной тематике на новом этапе возвращается уже сквозь призму царской старины: роман Льва Раковского «Генералиссимус Суворов». Всем его героям присущи кинематографическая выверенность жеста, абсолютная точность в воспроизведении исторических сцен, событий, деталей, антуража, совершенная пластика и редкая фантазия в придумывании напряженных коллизий, которые всегда при этом жизненны и достоверны.
 
http://corsairs-harbour.ru/artgallery.php?album_id=73
http://gryazi48.ru/?p=36


Георгий (Юрий) Георгиевич Макаров (родился в 1921) 
Живой мэтр советской иллюстрации. Всякий, кто увлекался фантастикой, не мог пройти мимо его мощно прорезанных персонажей с чеканной отточкой античных профилей и торсов. Предлагаю вспомнить хотя бы вот это: Аркадий Наумович и Борис Наумович Стругацкие («Должен жить», «Возвращение (Полдень, 22-й век)», «Обитаемый остров»), Александр Петрович Казанцев («Пылающий остров», «Фаэты», «Сильнее времени»)…

 http://fantlab.ru/art149


Поклонники историко-авантюрной волны наверняка сладостно встрепенутся при этих звуках…

Савва Григорьевич Бродский (1923-1982)
Еще один удалой советский универсал: художник, книжный иллюстратор, скульптор, архитектор и поэт. Родился в  известной семье художников. Наиболее значительные циклы посвящены истории и мореплаванию. Украшал собрания сочинений Александра Степановича Грина (6 томов), Теодора Драйзера (12 томов), Проспера Мериме (4 коричневых тома), Ги де Мопассана (7 оранжевых томов), Ромена Роллана, Роберта Льюиса Стивенсона (5 коричневых томов), Гюстава Флобера (4 зеленых тома), Этель Лилиан Войнич (3 черных тома), Стефана Цвейга (7 черных томов), Герберта Уэллса (синий 15-томник, частично). Художник был пристрастен к революционно-бунтарской и военно-романтической стихии: «Спартак» Рафаэлло Джованьоли, «Овод» Этель Лилиан Войнич, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого, «В списках не значился» и «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Львовича Васильева, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Витальевича Вишневского. Резко индивидуален и взыскателен подход Бродского к прорисовке других («культовых», по теперешней фразеологии) персонажей мировой литературы: «Айвенго» Вальтера Скотта, «Пер Гюнт» Генрика Ибсена, «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира, «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса де Сааведра, «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, «Жан Кристоф» Ромена Роллана.



Игорь Александрович Ильинский (1925–1989)
Почти забытый однофамилец великого артиста, он заслужил свое право на бессмертие у приверженцев научной фантастики и «Библиотеки приключений». Напомним самые крутые вещи: «Страна багровых туч» братьев Стругацких, «Дорога уходит в даль...» Александры Яковлевны Бруштейн, «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Прерия» и «Шпион» в раритетном «зеленом» 6-томнике Фенимора Купера (1960-е), «Юные охотники», «Квартеронка» и другие в не менее раритетном «оранжевом» 6-томнике Майн Рида (1960-е).

http://sf.convex.ru/abs/s_il.htm


Игорь Леонидович Ушаков (1926–1989)
Большой умелец отобразить пластический жест и психологизировать портрет, ученик Андрея Гончарова. Плодотворно сотрудничал с лучшими газетами и журналами страны («Правда», «Советская Россия», «Литературная газета», «Огонек»,  «Знание – сила», «Работница» и др.). Одинаково легко брался как за мировую, так и за советскую классику, но определенно тяготел к острому сюжету, особенно для подростков и юношества: Антон Семенович Макаренко («Флаги на башнях», «Педагогическая поэма», синее собрание сочинений в 4-х томах 1980-х), Павел Филиппович Нилин («Жестокость»), Иван Сергеевич Тургенев («Ася», «Вешние воды»), Иван Антонович Ефремов («Юрта ворона», «Сердце Змеи», «Афанеор, дочь Ахархеллена», «Последний Марсель», «Катти Сарк»), братья Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие («Спонтанный рефлекс»), Зиновий Юрьевич Юрьев («Рука Кассандры», «Башня мозга», «Альфа и Омега»), Василий Семенович Голышкин («Журавли и цапли»), Виталий Георгиевич Губарев («Рассказы о юных героях», «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове», «Клад», «Северное лето», «Путешествие на утреннюю звезду», «Монтигомо - Ястребиный Коготь»). В том же великолепном ряду историческая и приключенческая проза Генрика Сенкевича («Камо Грядеши»), Рафаэлло Сабатини («Одиссея капитана Блада», «Хроника капитана Блада»), Александра Дюма («Сильвандир», «Сальтеадор»), Теофиля Готье («Капитан Фракасс»), Роберта Льюиса Стивенсона(«Остров сокровищ»), Владислава Анатольевича Бахревского («Шахир»), Степана Павловича Злобина («Степан Разин»), Вадима Андреевича Сафонова («Дорога на простор», роман о Ермаке), Алексея Степановича Сергеева («Стерегущий», роман о деде - командире миноносца «Стерегущий»), беллетризованные биографии революционеров для детей школьного возраста (Камо, Щорс, Калинин, Ленин, Землячка) и др. Проиллюстрировал (частично) 7-томник Джеймса Фенимора Купера, 14-томник Джека Лондона, 5-томник Алексея Силыча Новикова-Прибоя, трёхтомник Павла Петровича Бажова, сборник «Волшебное кольцо: русские сказки» в пересказе Андрея Платоновича Платонова, «Занимательные задачи по военному делу» Эдгара Карловича Вальдмана, «Исторические портреты» Василия Осиповича Ключевского, «Антоновские яблоки» Ивана Андреевича Бунина, «Непокорённые» Бориса Леонтьевича Горбатова, «Сильные духом» Дмитрия Николаевича Медведева, "арбатскую трилогию" Анатолия Натановича Рыбакова и мн. др. Вершиной «книжного» творчества является «раскадровка» (частичная) одного из самых редких и востребованных собраний сочинений советской поры - чёрного 8-томника Артура Конан Дойля 1960-х (цикл о Шерлоке Холмсе, бригадире Жераре, капитане Шарки, романы «Белый отряд», «Родни Стоун» и др.).

http://acdoyle.ru/painters/ushakov.html
http://www.rusf.ru/abs/s_us.htm
http://www.shishkin-gallery.ru/artist_876.html
http://scilib.narod.ru/Military/Valdman/index.html
http://www.corsairs-harbour.ru/artgallery.php?art_id=1677
http://kid-book-museum.livejournal.com/286282.html


И снова встрепенись, мальчишеское сердце:

Иван Сергеевич Кусков (1927-1997)
Истинный чародей детской книги. Узнаваемый по безупречному почерку, мятежный поисковик незаёмных форм и экзотических преломлений. Много работал в цвете. Основной контингент: «от отроков к юнцам» и «на дальнейший вырост». На полке Библиотеки приключений равных ему искать и искать: «Три мушкетера» Александра Дюма, "Витязь с двумя мечами" Шандора Татаи, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Сыновья Большой Медведицы» (книга 1) Лизелотты Вельскопф-Генрих, «Оцеола» и «Белая перчатка» Майн Рида в оранжевом 6-томнике 1960-х, «Осада Бостона» и «Лоцман» Фенимора Купера в зеленом 6-томнике 1960-х, «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса, «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера, «Айвенго» Вальтера Скотта… Чарльз Диккенс, Райдер Хаггард, Эдгар По, Аркадий Фидлер, Зинаида Константиновна Шишова, Василий Григорьевич Ян (Янчевецкий)…

http://chetvergvecher.livejournal.com/431665.html
http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post179750178/
http://black-white-graphics.blogspot.com/


Искрящуюся восточным народным юмором дилогию Леонида Васильевича Соловьева («Повесть о Ходже Насреддине» и «Очарованный принц»), прочитанную в 14 лет, я воспринимаю только с теми картинками… Забалуевскими!

Станислав Михайлович Забалуев (1928–1964)
Блестящий рисовальщик со своим, только ему свойственным почерком, родниковым зарядом, разухабистым акцентом, ядреным сатирическим подтекстом и, увы, недолгой планидой. Помимо Ходжи Насреддина, виртуозно работал с произведениями Сергея Михайловича Голицына («Городок сорванцов»), Бориса Авксентьевича Привалова («Петрушка — душа скоморошья»), Александра Романовича Беляева («Звезда КЭЦ», «Лаборатория Дубльвэ», «Чудесное око» -  6-й том 8-томника начала 1960-х), фольклором разных народов. Книжку про Насреддина с «забалуевскими самоцветами» у меня замылили, купил отличное издание, но кисть слабее - эффект не тот.

http://illustrator.indians.ru/book/0010-soloviev.htm
http://illustrator.indians.ru/artist/zabaluev.htm
http://artunion.ru/painters/2-08-1.htm



Никита Тимофеевич Кривов (родился в 1928)
Матерый график с фирменной манерой, стремительным штрихом, изощренной техникой, всплесковой палитрой. Певец «джентльменов удачи», рыцарей, гёзов, пиратов, мушкетеров. И не только… Благосклонная судьба подвигла чудного фантазёра заняться лучшими из лучших: Роберт Льюис Стивенсон («Черная стрела», «Остров сокровищ» - по 100 рисунков для подарочных изданий), Вальтер Скотт («Айвенго» и  «Квентин Дорвард» - по 40 иллюстраций), Луи Буссенар («Похититель бриллиантов» - 60 перьевых иллюстраций, «Капитан Сорви-Голова» - 30 иллюстраций цветной, черной тушью, пером), Шарль де Костер («Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке» - 80 рисунков в цвете), Виктор Гюго («Труженики моря», «Отверженные», «Избранные стихотворения» - 100 рисунков), Жюль Верн («Дунайский лоцман», «Кораблекрушение Джонатана»), Карл Май («Сюркуф»), Феликс Гра («Марсельцы»), Геза Гардони («Звезды Эгера»), Вильям Шекспир («Гамлет», «Ричард III», «Король Лир»), Жюль Валлес («Инсургент»), Оноре де Бальзак («Гобсек», «Обедня безбожника»), Фридрих Шиллер («Кубок»), О’Генри (Сборник новелл), Омар Хайям («Путник со свечой»), Ли Бо (Сборник стихотворений), Фёдор Михайлович Решетников («Подлиповцы (Из жизни бурлаков)»), Иван Алексеевич Бунин («Окаянные дни» - 33 цветных рисунка), Юрий Соломонович Крымов (Беклемишев) - «Танкер «Дербент»», Владислав Андреевич Титов («Всем смертям назло»), Юрий Александрович Долгушин («Генератор чудес»), Василий Григорьевич Ян (Янчевецкий) - «Батый»…

http://krivov.narod.ru/

Игорь Иванович Пчелко (1931–2009)
Эстет с большим чувством юмора при некоторой футуристической приземленности («наши люди в светлом будущем»). Работы для подражания: Александр Романович Беляев (рассказы – отдельный том Собрания сочинений в 8 тт.,1964), Роберт Льюис Стивенсон («Потерпевшие кораблекрушение», рассказы) – волевая альтернатива самому Броку, Жюль Верн («Дунайский лоцман» и «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»), Ефим Петрович Чеповецкий («Твёрдые орешки»), Марк Симович Ефетов («Ключ дружбы»), Глеб Николаевич Голубев («Гость из моря»), Геннадий Александрович Семенихин («Космонавты живут на земле»)…

http://sir-smollett.livejournal.com/788511.html


Евгений Александрович Шукаев (1932-1988)
Бесспорный мэтр «смешного профиля». Один из подлинных эксцентриков, остроумных и неординарных, не только по рисунку, но и по жизни. Долгие время был ведущим карикатуристом журнала «Крокодил», где круто заявил о себе 23 лет от роду. Охотно печатался и на страницах украинского собрата «Крокодила» - журнала «Перец». Немалым спросом пользовалась его высококачественная продукция для лучшего советского авантюрно-приключенческого журнала «Вокруг света». При жизни был признан «мастером советской карикатуры». Создал бесконечную галерею саркастических рисунков «Герои не нашего времени». К сожалению, сильно страдал от пристрастия к «зеленому змию», что не помешало ему создавать выразительные, острохарактерные иллюстрации ко многим произведениям в «легких» жанрах сатиры, юмора, детектива и фантастики: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильи Арнольдовича Ильфа (Файнзильберга) и Евгения Петровича Петрова (Катаева), «Патент АБ» Лазаря Иосифовича Лагина, архангельские сказки Степана Григорьевича Писахова (Степана Годовича Пейсахова). Шукаев - художник-постановщик «мультфильмов для взослых»: «Заокеанский партнер» (1961) и «Мистер Твистер» (1963, по стихотворению Самуила Яковлевича Маршака).

http://illustrator.indians.ru/artist/shukaev.htm
http://fantlab.ru/art2097


Л. Фалин
Есть какая-то высшая несправедливость, вполне, кстати, созвучная и «гармонизирующая» нашему подлому времени «пигмеев», когда один из самых умелых, детальных и, без преувеличения, великих рисовальщиков оказался совершенно стёрт из иллюстраторских анналов (по крайней мере, интернетовских). Не знаю, насолил ли кому, дорогу ли перешел не там или просто не угодил «огромностью своей», как охарактеризовал Николай Данилевский главный грех России перед соседями… во всяком случае, я пока не нахожу вообще никаких не только биографических данных, но даже ФИО творца, который в уцелевших книжках обозначается чересчур скромно: Л. Фалин. Если такие  сведения найдутся, с радостью включу их в начало этого микро-очерка, призванного отдать маломальскую дань памяти и благодарности этому «ювелирному» мастеру книжного рисунка! Теперь о некоторых из «раскопанных» работ. Есть мнение, что нет более пропорционально красивого, антично совершенного и исторически достоверного Древнего Рима, чем тот, которым Л. Фалин населил рисованные страницы романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак» (книга из  серии «Библиотека исторической прозы для детей и юношества»). Лично я найти и свериться не могу, ввиду отсутствия именно этой книжки. Зато на виду такие шедевры для предметного сопоставления, как фантастика сэра Артура Конан Дойля: «Затерянный мир», «Открытие Райфлза Хоу», «Марракотова бездна» и т.д. Или фантастика Жюля Верна: «20 000 лье под водой»… Григория Борисовича Адамова (Гибса): «Изгнание владыки»… Александра Романовича Беляева: «Остров погибших кораблей». Ещё больше преуспел Л. Фалин в «расписывании» исторической прозы. И здесь нельзя упустить его высокохудожественные опусы к отдельным книгам («Корсары Ивана Грозного», «Путь на Грумант» и др.) и нескольким пятитомным собраниям сочинений романиста Константина Сергеевича  Бадигина, прозе  Владимира Кирилловича Малика (Савченко) – известная тетралогия об Урус-Шайтане «Тайный посол» и др., Бориса Васильевича Изюмского («Бегство  в Соколиный бор», «Соляной шлях», «Град за лукоморьем», «Тимофей с Холопьей улицы» и «Ханский ярлык»)... Отдельная статья в творчестве графика – русская классика. Отменным качеством, тщательностью и глубиной портретной прорисовки отличаются работы к прозе Николая Васильевича Гоголя, Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина, Всеволода Михайловича Гаршина, Сергея Тимофеевича Григорьева («Пароход на суше», «Морской узелок»), балладам Алексея Константиновича Толстого («Курган», «Садко», «Илья Муромец» и др.). Неоспорим задел Л. Фалина и на ниве детской литературы: «Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе» Джеймса Фенимора Купера, «Бродяги севера» и «В дебрях севера» Джеймса Оливера Кервуда (серия: «Мировая литература для детей»), «Аннапурна» Мориса Эрцога, «Занзабуку» Льюиса Котлоу, «По замкнутому кругу» Виктора Семёновича Михайлова, «Морские сапоги» Андрея Сергеевича Некрасова, «Секрет Вовы Сидорова» Анатолия Тихоновича Гладилина и… каждый волен дополнить список и поделиться информацией о незаслуженно вычеркнутом кумире книжного дела. Кстати, примерно та же ситуация с творчеством замечательного графика И.И. Пойды. Давайте уже отрывать, оттирать и воскрешать!


http://fantlab.ru/art1522
http://polny-shkaf.livejournal.com/181630.html
http://www.acdoyle.ru/painters/falin_l.html
http://az.lib.ru/g/grigorxew_s_t/text_5210.shtml
http://read.ru/id/2404311/




Борис Александрович Аникин (родился в 1947).
Почти непререкаемый фаворит современной книжной графики России, один «из могикан» поколения «застойщиков». Автор иллюстраций к более чем полутораста книгам. С советских еще времен присутствовал везде и всюду: в самых престижных издательствах и самых читаемых журналах. Облюбовал приключенческую нишу. Визуально популяризировал Роберта Льюиса Стивенсона («Остров сокровищ»), Германа Мелвилла («Моби Дик») – обе работы отмечены конкурсными наградами. Среди других привязанностей: лучшие вещи Жюль Верна, «Тысяча и одна ночь», «В дебрях Севера» Джеймса Кервуда, «Лев, колдунья и платяной шкаф». С. Клайва Льюиса и др.

http://www.borisanikin.com/gallery_illu.html


Денис Дмитриевич Гордеев (родился в 1964)
Безусловный и едва ли не самый мастеровитый лидер новой генерации книжных графиков, «западающих» по западной литературе. Известность приобрел после иллюстрирования фэнтезийной эпопеи Дж.Р.Р. Толкина (Толкиена) «Властелин Колец» и его же повестей «Сильмариллион»  и «Хоббит». Техника отличается тщательностью выписки деталей и богатейшей палитрой красок и оттенков. На счету талантливого мастера более 30 самых «раскрученных» книг жанра, что делает его попытки выделиться на фоне гигантов особенно дерзкими и импозантными. В ряду самых искрометных преломлений: «Три мушкетера» Александра Дюма, «Таинственный остров» Жюль Верна, «Королевские идиллии» Альфреда Теннисона, «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, «Саламбо» Гюстава Флобера, сказки Шарля Перро, Карло Гоцци, Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, Оскара Уайльда (плюс роман «Портрет Дориана Грея»), сказки старой Англии... Особо предрасположен к средневековым легендам и персонажам кельтских и норманнских саг. Иллюстрировал также книги про тамплиеров, Тристана и Изольду, Жанну д’Арк, Древний Рим. Выполнил серию респектабельных заказов для западных издательств. Прорабатывает и детскую прозу Бориса Акунина (Григория Шалвовича Чхартишвили).



Попадались тут, конечно, и те, кто здорово подхалтурил, особенно, на оформлении («окормлении») собраний сочинений. Такие как… назовем его ПНП, небрежные рисунки коего моя душа (да и всех, с кем общался на эту тему) не приемлет ни в какую. Между тем, этому человеку, начиная с конца 1960-х, доверяли для «огранки» литературные «алмазы» и даже собрания сочинений отборных классиков.

Но Бог с ними… Таких меньше. Не в жизни – в Памяти, благодарной и отзывчивой, по счастью, лишь к тем, кто по-настоящему Приобщал к Литературе, Влюблял в Книгу…

Считаю своим долгом коротко аттестовать и представителей самарской плеяды...


Виктор Алексеевич Панидов (1947–2007)
Известность к провинциальному «книжнику» пришла в 22 года. Его отмеченные собственным видением и фирменной манерой произведения экспонировались более чем на 50 выставках, в том числе за границей (Франция, США, Мексика, Великобритания, Гонконг, ЧССР)... Был одним из презентабельных мэтров экслибриса  (более 200 любопытнейших именных знаков к книгам, лауреат I Всероссийского конгресса экслибриса в Вологде-2004). Крупный авторитет в станковой, пастельной и книжной графике. Работая в смешанной технике, обожал деревянную гравюру (ксилографию). В своем многоплановом творчестве художник всегда тяготел к точной психологической портретной прорисовке. От его работ исходит особый аромат чистоты, подлинности, возвышенности. На 1000-летие введения христианства Панидов откликнулся серией навеянных памятью, пропитанных былинностью ксилографий по теме иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Цикл «Старая Самара» отмечен нежным пиететом к русской старине и обращением к тонко-художественной технике акватинты (гравюра, похожая на акварель). Неповторимыми чертами отмечены его работы к шекспировским драмам («Гамлет» и «Ромео и Джульетта»), драйзеровским романам («Сестра Керри» и «Дженни Герхардт»), стивенсоновской романтике («Остров сокровищ» и «Черная стрела») и др. Среди его учеников: Олег Рамодин и Юлий Колесник.
 
http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Panidov.htm
http://chgal.ssu.samara.ru/Slovar/Grafika/slovar.html


Олег Михайловч Рамодин (родился в 1956)
Может быть, один из тончайших идеалистов и грациозных эстетов в графике не только Поволжья. Его ювелирными рисунками с удовольствием «оснащают» книги и собрания сочинений столичные издательства (Джованни Боккаччо, Лопе да Вега, Вильям Шекспир, Жан Батист Мольер, Фридрих Шиллер, Эдмон Ростан). Гравюра, пастель, карандаш, перо, а еще чаще сложный, но уместный «миксер» всего… Художник пребывает в непрерывном экспериментальном поиске свежих форм и незаезженных сюжетов. Отдельной похвалы заслуживают акварельные чары. Порой, кажется, мастер преизбыточно скрупулезен к чеканной очинке мельчайших деталей, утонченности линий, штрихов и световых нюансов. Но не это ли и есть патентованная гарантия для будущего шедевра?! Только взгляните на его волшебное узорочье по мотивам  русских народных или пушкинских сказок! Уже долгие годы художник основательнейше, можно сказать, фанатически прикован к собственной фундаментальной вариации «Конька-Горбунка» Петра Павловича Ершова, терпеливо дожидаясь понимающего спонсора для издания этой дорогостоящей, но, бесспорно, исключительной подборки. Член Союза художников с 1983 года. Лауреат Всесоюзного конкурса плаката, посвященного 60-летию образования СССР. Лауреат премии Министерства культуры РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Союза художников РСФСР за лучшую работу в области плаката (1982). Лауреат областной (Куйбышевской) премии Ленинского комсомола (1980).


http://ramodin.ru/ill_klassika.html
http://ramodin.ru/ill_skazki.html
http://ramodin.ru/ill_ershov.html


Юлий Васильевич Колесник (родился в 1956)
Отменный самарский график. Арт-директор художественно-производственного предприятия «Арт-Про». Активно участвовал в выставках: международных, зональных («Большая Волга»), а также всероссийской - «Современное искусство России» (2006). В течение 5 лет его работы экспонировались на Передвижных выставках самарских художников (2006-2010). Кавалер Золотой медали Творческого Союза художников России. В свое время был ведущим художником  Куйбышевского (Самарского) издательства, "расписав" в свойственной только ему манере более 50 книг, в том числе, на свой лад, прозу Александра Дюма-отца («Королева Марго»), Марио Пьюзо («Крестный отец»), Александра Ивановича Куприна («Яма»), не одну дюжину книг литераторов края… Придает исключительное значение узорной отделке, портретной типизации, изысканности формы. Приверженец принципа соответствия литературного прообраза, антуража, костюма подлинно исторической фактуре. Автор данных невзыскательных записок искренне признателен Юлию Колеснику за серию тщательно сработанных иллюстраций к его историческому роману «Степан Бердыш» (2011), написанных из доброго расположения и в аккордный срок.



Мой список подошел к концу. Угождать никому не собирался. Плохо, если позабыл кого из достойных. Исправимо. У каждого найдутся личные дополнения с простейшим принципом отбора: «Сила воздействия на душу ребенка»…

И еще… Для качественного донесения иностранной литературы надобен третий Чудесник – ПЕРЕВОДЧИК… Но это уже другая, очень-преочень капитальная история…

С любовью к Писателям, Художникам и Читателям – верным подданным Великого Книжного Царства!

18-19 октября 2011 г.

Иллюстрация Юлия Колесника к роману Вл. Плотникова "Степан Бердыш" (2011, как автор, имею-таки дерзость)


Основные понятия

Виньетка (от франц. vignette) — украшение (заставка или концовка) полиграфической продукции (книга, альбом, рукопись) в виде небольшого рисунка или орнамента.

Гравюра (от франц. gravure от нем. graben — копать или франц. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства путем оттиска. Известны две основных разновидности: «высокой печати» (краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски) и «глубокой печати» (краска переносится — из углублений штрихов). Главные инструменты: угловые, продольные стамески, нож для обрезки мелких деталей.

Гравюра на картоне — вид графического (высокая печать) тиражируемого изображения. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов.

Гравюра на металле (на камне, на холодном оружии и т.п.). Здесь делаются формованные выемки на материале для получение узора.

Графика (от греч. ;;;;;;;; — письменный, от греч. ;;;;; — пишу) — достижение художественного изображения посредством пунктирной линии, штриха, пятна и точки, цвет играет вспомогательную роль.

Гуашь (от франц. Gouache, итал. guazzo - водная краска, плеск) — разновидность клеевых водорастворимых красок плотнее акварели. Применялась еще Средние века для книжной миниатюры (нередко вместе с акварелью).

Ксилография (от др.-греч. ;;;;; — дерево и ;;;;; — пишу, рисую) — древнейшая техника деревянной гравюры.

Линогравюра — гравирование на линолеуме (с конца XIX века).  При печати линогравюры применяются обычные типографские краски, накатываемые, преимущественно, вальцмассовым валиком.

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Офорт (от франц. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода», или «аквафорте» - итал. аcquaforte) — гравюра на металле, техника станковой графики глубокой печати для получения оттисков с печатных «досок». Для создания изображения поверхность травится кислотами. Популярность приобрел в XVI веке. Одна из самых интересных техник офорта: акватинта (итал. Aqua + tinta, т.е. вода + оттенок), при помощи нее создаются тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — художественные материалы для графики и живописи в форме мелков и карандашей без деревянной оправы.

Сангина (франц. sanguine, от лат. sanguis — "кровь") — материал и инструмент для рисования в форме толстого карандаша без оправы.

Темпера (от итал. tempera, от лат. temperare — «умерять, смягчать, смешивать в надлежащем соотношении») — краски со связующим веществом в виде эмульсий. Бывает  клеевой (пигменты разводятся на смеси воды, желатина, столярного клея или казеина), гуммиарабиковой, казеиновой, синтетической, яичной (последняя известна со времен фараонов). В Средневековье для связки практиковали мёд (его нередко добавляют в акварель).

Тушь (от нем. Tusche) — черная краска из сажи (жидкая, концентрированная и сухая) в графике для перьевых изображений (редко используется тушь цветная).

Эстамп (франц. estampe, от итал. stampa) — оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы), чаще всего гравюрный. Оригинальными, авторскими считаются отпечатки, произведенные самим художником или печатником при его участии. В Европе распространен с XV века, сперва - как оттиск с гравированных деревянных досок.