Жертва Иуды

Олег Мглин
И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27:3-5).
Так закончил свой земной путь Иуда Искариот.
А был ли у него выбор?
Мог ли он просить: Пусть минует меня чаша сия?..
но, в конце концов, должен был смириться и исполнить…

Сведения об Иуде Искариоте в Новом Завете чрезвычайно скудны и фрагментарны, его действия плохо мотивированы, что делает эту фигуру особенно загадочной и противоречивой.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. (Ин 12. 4-6)
Что двигало писавшим эти строки? Ибо не Иуду здесь обличают, а, скорее, Самого. Как мог Тот, который избирает «ловцов человеков» (Мф 1. 17), сам не разбираться в людях, доверяясь вору?
Хотя тот же Иоанн подчеркивает удивительную проницательность своего Учителя: «Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин 2. 24-25).
Между тем, из множества учеников именно Иуда был избран в числе 12 Апостолов, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств (Мк 3. 14; Лк 24. 46-48). Он, как и остальные одиннадцать Апостолов,  стал вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над сатаной (Лк 10. 18). Апостолам поручено делом (Мф 10. 8) свидетельствовать, что «враг мира сего изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Данной им силой (Мк 6. 7) Апостолы изгоняют бесов и исцеляют больных (Мк 6. 13), им не может повредить никакое зло (Мк 16. 18). Господь дает Апостолам власть провозглашать мир либо суд (Мф 10. 12-13; Лк 10. 5-6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20. 23).
При этом, они должны были следовать строгому наставлению-требованию, данному Иисусом: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10. 9-10; Мк 6. 8-9; Лк 9. 3; 10. 4).
Кроме того, не стоит забывать, что Иисус избрал Двенадцать по воле Отца Своего; Иисус говорил: «Я соблюл их во имя Твоё; тех которых Ты дал Мне» (Ин 17. 12).
Иуда был апостолом до конца, следовательно, выполнял все условия, необходимые для этого. Позволительно ли было при этом воровать из кассы? Это ли не причина прекратить миссию апостольскую?
Но чист Иуда, в Евангелиях нет никаких свидетельств об искушениях Иуды, хотя детально и конкретно описаны искушения Петра, Иоанна и Иакова. Иисус верит в него до конца. Даже в Гефсиманском саду, когда, кажется, что все закончено, Он не отлучает Иуду от апостольства. Более того, он продолжает обращаться к Иуде, как к верному ученику: «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?" (Мф. 26. 50).
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15. 13-14).
Иисус знает, кто исполнил: потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф 10.39).
Почему выбор пал на Иуду?
Согласно Евангелиям, Иуда был сыном некоего Симона (Ин 6.71; 13.2, 26) и, вероятно, единственным уроженцем Иудеи (единственным представителем колена Иудина) среди учеников Иисуса, выходцев из Галилеи — северной части Земли Израиля.
Таким образом, вероятно, только Иуда мог выступать переговорщиком с иудейскими первосвященниками и фарисеями, которые пренебрежительно относились к галилеянам: «Из Назарета может ли быть чего доброе» (Ин 1.16).
Стоит отметить, что Галилеяне (Лк 13.1,2а) - последователи Иуды Галилеянина (Деян 5.37), который, основываясь на словах закона (Втор 17.15), призывал бороться со всякой иноземной властью. Иудейские историки свидетельствуют, что Галилеяне сходились во взглядах и действовали за одно с фарисеями, отличаясь от них, впрочем, непреодолимою любовью к свободе, утверждая, что на основании слов книги Второзакония (17.15) их единственный владыка есть Господь Бог и что все требования земных царей стеснительны, незаконны (Энциклопедия архимандрита Никифора).
О необходимости соблюдать всё, чему учат фарисеи, говорит и Иисус, при этом, критикуя их за то, что они сами не целиком соблюдают то, чему учат: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»  (Мф.23.2).
Можно предположить, что последний приход в Иерусалим на Песах и был задуман как возможность проповедовать Слово Божие первосвященникам и фарисеям, чтобы склонить их на свою сторону… или умереть, показав торжество веры. Ибо уже и среди фарисеев появились сомневающиеся (Мф 26.6; Ин 3. 1-2; Деян.6.34-38)и даже помогающие Иисусу (Лк 13.31).
Поразительно, но Иоанн свидетельствует, что после взятия Иисуса под стражу ученик «вошел с Иисусом во двор первосвященнический» (Ин 18.15). Туда же вскорости, по просьбе того ученика, был впущен и Петр (Ин 18.16).
Очевидно, что контакты между окружением Иисуса и первосвященниками были налажены и были вполне тесными и доверительными.
Было ли тогда предательство Иуды?.. Или Христа предали раньше?..

Итак, войдя в Иерусалим, как Царь со всеми почестями (Мф. 21. 1-9), Он уже не мог отступать, потому сразу же в своих проповедях обрушился на книжников и фарисеев (Мф 23. 1-39), которых он должен был «победить».
И вот,  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:  вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. (Мф. 26. 1, 2; Ин. 12. 12, 13)
Именно Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26. 14, 15).
Странное совпадение: решение предать у Иуды возникло после оглашения близкого, но объявлено о распятии до того, как Иуда решил.
Скорее, действия Иуды похожи на выполнение некоего плана, ибо Сын Человеческий идет, как писано о нем в книгах пророческих.
Иисус прямо говорит об этом: «как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26.52-54, Ис. 53:1-12). После же воскресения Он говорит своим ученикам: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24. 25-27).
Кстати, еще до похода на Иерусалим, Иисус объявил, что Ему надлежит «идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть», Петр «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» Иисус отвечает ему довольно жестко: «отойди от Меня, Сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16. 21-23, Лк 18. 31-34).
Как видим, речи о предательстве нет, потому что неважно, как произойдет предписанное. При этом, подчеркивая, что ученики будут видеть лишь человеческое, но не Божие. Так и произошло.
О возможном плане говорит и согласие Иуды «предать» на любых условиях – и никакого торга (Мф. 26.14-15, Мк. 14.10-11, Лк. 22.4-5). Можно сказать, за символическую плату – цена одного раба (Исх. 21:32) или скупая плата верному пастуху (Зах. 11.12). Лишь бы первосвященники согласились!
Кстати, в других источниках (Лк 22.5; Мк 14.11) и вовсе не указывается цена сделка, что также может свидетельствовать, какой-либо корыстный умысел в действиях Иуды отсутствовал.
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф 26. 20-25; Мк 14. 18-20; Лк 22. 23; Ин 13.21).
Как видим, никто из учеников не возмутились, но лишь опечалились (Мф 26. 22; Мк 14.19), стали озираться друг на друга, недоумевая (Ин 13.22).
При этом, даже узнав, кто предатель (Ин 13. 25-26), никто не возмутился, не достал меча (Лк 22.38), чтобы предотвратить неминуемое.
Учеников больше интересовала не судьба Учителя, но «спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк 22.24).
Только на Тайной Вечере произошло и оглашение того, кто должен исполнить.  При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. (Мф 26. 20-25). Именно в этот момент (но не ранее!), по мнению Иоанна, в Иуду вошел Сатана, причем по воле Иисуса:  Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана (Ин 13. 26-27).
Именно Иисус не дает возможности для сомнений и замешательства: Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Он, приняв кусок, тотчас вышел (Ин 13. 26, 27, 30).
Казалось бы, любой, узнав, что его коварный замысел раскрыт, должен был возмутиться, смутиться, придти в замешательство, отказаться от задуманного (ибо все уже известно), раскаяться и просить пощады. Но нет – Иуда спокоен, продолжает хладнокровно действовать. Хотя рискует своей жизнью, поскольку явившись в условленное место, может не застать того, кого нужно взять под стражу.
Но и Иисус, зная о предательстве, все равно приходит на известное Иуде место в Гефсиманском саду (Ин 18. 1-2).  Хотя ранее Иисус при возможной опасности уходил в другое место (Ин 4.1, 53-54; 7.1,3-9; 8.59; 10.39-40; Мф 12.14).
Когда же приближается отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев (Ин  18.3) и множество народа (Мф 26.47), Он сам выходит к ним навстречу: Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?  Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда (Ин 18. 4-5)
Как видим, здесь Иуда просто стоит, хотя в других описаниях он подходит и целованием вроде бы указывает на Христа (Мф 26. 48-49; Мк 14.44; Лк 22.48).
Получается, что Иисус сам сдался, чтобы не пострадали с ним присутствующие, и целование не было столь важным элементом для поимки, Иисус в тот момент говорит: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого (Ин 18.9).
Поэтому целование было лишь возможностью Иисусу и Иуде перекинуться парой реплик. Иуда, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?  (Мф 26. 49-50).
Как видим, Иуда продолжает обращаться к Иисусу, как к Учителю, а Он – как к верному ученику (Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин 15.14)), который сообщил, что все исполнено (радуйся, Равви). Но вот Иисус недоволен тем, что Иуда вернулся. Возможно (по договоренности?), в этом не было необходимости, потому, как выше было отмечено, Иисус сам готов был «предать себя на жертву».
Но Иуда не смог оставить Учителя в столь тяжелый и ответственный час.
При этом, ученики увидели, что именно Иуда вел толпу (Лк 22.47; Мк 14.47), но гнев свой обратили не на него, но на раба первосвященника (Ин 18.10; Лк 22.50; Мф 26.51).
Кстати, при распятии Иисус говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23.34). Но ничего подобного мы не слышим от Иисуса в Гефсиманском саду. Неужели Учитель забыл свои слова: молитесь за обижающих вас, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф 5.44; 6.15)? Вряд ли. Видимо, не было нужды просить о прощении для Иуды - не было его вины. Ибо не предательство исполнялось, но должное!
Когда после взятия Иисуса под стражу ученики, оставив Его, бежали (Мф 26.56; Мк 14.50), а кто-то из них даже и отрекся от Учителя (Мф 26.59-65), только Иуда продолжил бороться.
Даже те Апостолы, которые пришли с Иисусом к первосвященникам (Ин 18.15), промолчали, не сказав ни слова в защиту Учителя.
Но Иуда, узнав о коварстве первосвященников и осуждении Иисуса, пришел в храм и прямо сказал о Его невиновности: согрешил я, предав кровь невинную (Мф 27.3).
При этом, Иуда, стоит обратить внимание,  как верный ученик, признает свой грех (но забыли хулители Иуды: Кто из вас без греха, первый брось в <него> камень (Ин 8.7)?).
Его не захотели слушать: что нам до того? смотри сам (Мф 27.4).
Тогда Иуда предпринимает последний, отчаянный шаг, чтобы остановить уже запущенный механизм казни Иисуса: вышел, пошел и удавился (Мф. 27.5).
Происходит это, когда Иисуса только передали Пилату (Мф 27-3-5).
При этом, Иуда выбирает намеренно тот способ смерти, который считался по законам Торы наиболее позорным и отвратительным: "...проклят пред Богом всякий повешенный на дереве..." (Втор 21:23) (но ведь и Христос будет распят на деревянном кресте).
Если принять во внимание, что самоубийство Иуды происходит до распятия, то этот акт можно рассматривать, как еще одну попытку Иуды своей жертвой остановить происходящее, показывая, что будет с теми, кто предает Его погибели. Но никто не услышал страшное предостережение Иуды, все кричали: Да будет распят! (Мф 26.23)
Иуда сделал все и более, ибо помнил: потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф 10.39).
И если Сам Господь предал себя на жертву за нас (Еф 5.2), то Иуда стал первым человеком, положившим жизнь свою за Христа. Но это был его осознанный выбор!

P.S. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк 6. 22-23).