Серые и хвостатые

Анна Боднарук
                СЕРЫЕ  И  ХВОСТАТЫЕ

     Какой садовод не встречался на своём участке с мышами, а того хуже – с крысами? И хоть бы кто о них доброе слово сказал. Прямо на корню свеклу и морковку грызут, я уже не говорю о том, если эта тварь в подвал лазить повадится. И то сказать: ели бы, а то понадкусывают…
     Одна знакомая мне, с неким недоверием, возразила:
     - Какая такая «мышиная болезнь»? Нам в детстве мама говорила: «Мышка самое вкусное выбирает…» Вот мы, малые, и выискивали ту морковку, где мышка попробовала…
     Разговор происходил в автобусе. Благо на моё счастье, медицинский работник его услышала. Она нам подробнейшим образом растолковала: почему за мышами доедать нельзя. Разговор оказался интересным и в него вступили многие садоводы. Было что послушать, да вот незадача – мне выходить на первой остановке. Тут уж ничего не попишешь.
     «У меня своего печального опыта – с ушей капает…» - подумала я и зашагала тропинкой домой. По пути вспомнила, как эти злобные крысы у моих курочек зады выгрызали, прямо у живых…
     Однажды в садовом домике ночевала, всю ночь свет не выключала. Только глаза закрою, откуда ни возьмись, крыса по полу бежит, коготками постукивает. Какой тут сон? Но то, что я увидела на следующий день, после разговора в автобусе, ввело в недоумение даже видавших всякое соседей.
     Только я открыла дверь с веранды в комнату и, с испугу даже вскрикнула. В доме – будто Мамай прошёл. Даже занавески на окнах сорваны. На полу обрывки обоев… Я даже переступить порог побоялась. Вышла на крыльцо, позвала соседей. Они тут же пришли, стали искать причину погрома. То, что такое сделали крысы, никому и в голову поначалу не пришло. Обои обгрызены не только внизу, но и у потолка. Зверёк взбирался по шторе на дверях…
     Пришлось отложить все свои планы на тот день и начать в домике прибираться. Тогда и обнаружила дырки в полу… Сыпала в них отраву. Все «деликатесы» съедались, а «сюрпризы» продолжались. Однажды, прямо при мне крыса вылезла из хлебницы, где у меня сухарики хранились. Но, вопрос: как она туда залезла? Хлебница металлическая. Дверка на тугой пружинке. Одной рукой, что-нибудь из неё не достанешь… Вот тогда я и поверила, что крысы и вороны – умные твари.
     Моё противостояние длилось больше двух недель. Я уже счёт потеряла, сколько денег на отраву истратила. А крысы по комнате, даже не бегают, а шагом ходят. Я их даже в лицо узнавать стала. Нет, на них я не кричала, не швыряла в них чем попало. Всё потому, что, как нападает рассерженная крыса – я видела. Испугалась её хуже собаки… Поэтому терпеливо «кормила» и ждала.
     Одна крыса, старая, с кривым хвостом, любила сидеть под диваном. Как я только садилась на диван, жалобно скрипели пружины и тут же, между моих туфлей проходила крыса. Медленно, нехотя, пересекала комнату и скрывалась в дырке в полу под столом. Я облегчённо вздыхала и доставала посуду из духовки. Это было единственное в доме место, куда крысы ещё не научились залезать. Ставила чай кипятить.
     В тот день, кривохвостая крыса в последний раз вышла из-под дивана. Дошла до своей дырки, остановилась и, как человек, посмотрела мне в глаза. Я – оторопела от этого взгляда. В её взгляде был упрёк…
     Отрава и теперь лежит во всех углах, но не тронутая. Крыс в домике я больше не видела, но последний взгляд кривохвостой – вряд ли когда забуду.

                21 сентября 2011 года.