Александр Кайдановский

Олег Юрасов
       В 1995 году я снимал дипломный фильм и - пришёл на заказанную - накануне - съёмочную смену  - но мне сообщили, что мой автобус отдан под похороны Александра Кайдановского!!!
       Я сразу же - почему-то - вспомнил встречу с ним - в 1992 году - на Высших курсах режиссёров и сценаристов /в то время я учился на втором курсе режиссёрского факультета ВГИКа!/.
       Студенты Курсов сдавали режиссёрские этюды, и я попал на этюд, посвящённый Моцарту.
       Всё вроде бы шло неплохо, пока актёр, играющий Моцарта, не заявил /по роли!/своему оппоненту - Сальери -  что к нему - накануне - приходил Чёрный человек и - заказал похоронный "Реквием!!...
       Но - почему-то - вдруг! - под эту актёрскую сцену - вместо "Реквиема" - неожиданно? -  зазвучал 23-й -  Моцартовский - фортепианный концерт !!!
       И - на обсуждении актёрских этюдов - я высказал свои претензии режиссёру, но за него - неожиданно! - вступился - весьма агрессивный! - Александр Леонидович Кайдановский!!.
       В то время - из-за студенческого безденежья  - я основательно подголадывал и нервы у меня  были напряжены до предела, и я - весьма бесцеремонно - даже с вызовом! - оборвал Кайдановского и напомнил ему, что речь в этюде шла о "Реквиеме", но никак не о фортепианном концерте!!.
       - Но прозвучал-то Моцарт! - нетерпеливо выкрикнул Кайдановский.
       - Но не "Реквием!!. - с вызовом ответил я.
       - Но всё же - Моцарт??! - Кайдановский вскочил со своего кресла и - я увидел его разгневанное лицо; я так же знал - что - несогласных с ним - он бил всегда неожиданно и сразу и потому - привстал  со своего места и с нервной радостью  ждал неминуемой развязки.
       Присутствующие в зале режиссёры -  Чухрай, Соловьёв, Хуциев, Полока и Меньшов - с интересом/?/ и тревогой смотрели на меня.
       Но - Кайдановский резко повернулся на месте и - широким шагом - почти выбежал из репетиционного зала; он сжимал кулаки и был похож на плотный - стремительный - боксёрский мешок.
       Нервно хихикая, я выскочил через служебную дверь и - позднее - его студенты рассказали мне, что Кайдановский хотел подловить меня!!!
       И вот - судьба! - мою режиссёрскую смену - неожиданно!?? - отменяют - и мой автобус отдают под мёртвого Кайдановского!
       Ну - судьба!!!
       Но /оглядываясь назад/ - мы - всё же - через некое время - встретились с Александром Леонидовичем  в Киноцентре на Пресне - на просмотре его же фильма - "Жена керосинщика".
       После просмотра - я подошёл к нему - и - узнав, что я учусь в режиссёрской мастерской Владимира Наумова - он со мной разговорился.
       К тому же - Наумов собирался снимать Кайдановского в своём очередном фильме - но - с неожиданной смертью актёра - так и не успел.
       Я - не без опаски! - напомнил Александру Леонидовичу о той интересной - и памятной/?/ - встрече на Высших курсах режиссёров и сценаристов, и он расхохотался - приобнял меня и сказал, что тогда он был настолько молод и горяч , что и впрямь хотел набить мне морду!
       - Но звучал-то Моцарт, - сказал он, смеясь.
       - Но не "Реквием", Александр Леонидович, - с вызовом - парировал я...