Такова богемная жизнь

Давид Бердзенишвили
Известный в Грузии иллюзионист Зураб Вадачкория – не только прекрасный - от Бога - артист, но и замечательный рассказчик, хранящий в памяти сотни забавных историй, свидетелем или участником которых ему довелось быть.

Много лет назад, вспоминает Зураб, группа деятелей культуры из Тбилиси гастролировала в маленьком украинском городке неподалеку от Донецка. Ее приезд стал для города, где заезжие артисты бывали редко, а местных не было вовсе, значительным событием. Концерты пользовались большим успехом и неизменно собирали полные залы.

Гастроли продолжались довольно долго. Когда же артисты собрались уезжать, возникло неожиданное препятствие. Оказалось, что из номера в гостинице, где вдвоем жили исполнители на клавишных и ударных инструсментах, пропал платяной шкаф. Разразился нешуточный скандал, в который включились директор и администратор гостиницы и даже кто-то из руководства городских правоохранительных органов. Ребятам с трудом удалось убедить хозяев, что, если шкафа нет, значит, его и не было. Куда бы он, действительно, мог подеваться? Не иголка, чай. И работники гостиницы вынуждены были отступить, тем более, что на защиту двух тбилисских артистов встали не только приехавшие с ними коллеги, но и представители широкой местной общественности, громко и массово высказывавшие недоумение и даже возмущение в связи с тем, что служителей муз обвиняют в какой-то низости.

В общем, коллектив с грехом пополам покинул гостиницу, благодарные поклонники проводили артистов на вокзал, усадили в поезд и, прощаясь, еще раз принесли им от лица всего гостеприимного украинского города глубокие извинения за действия некоторых не очень сознательных горожан. Только когда поезд отъехал на солидное расстояние, барабанщик и клавишник рассказали товарищам по ансамблю, что произошло в действительности.

Оказывается, с самого начала шкаф в номере стоял, как оно и было предусмотрено. Большой необходимости в нем артисты не испытывали, посколько были не особо обременены вещами. Поэтому и использовали его не совсем по назначению. Чтобы сэкономить деньги (вечная забота советских командировочных и гастролеров), ребята не ели в городе, а покупали продукты и готовили еду на электрической плите, которую предусмотрительно привезли с собой. По правилам противопожарной безопасности, это категорически запрещалось. Поэтому, для конспирации, электроплиту держали в шкафу, где и варили-жарили завтраки, обеды и ужины. Однажды плиту забыли выключить. Пожара, слава Богу, не случилось. Но шкаф пострадал. Его боковая полированная стенка обуглилась, а в дверце появилась дыра. Нужно было как-то спасать положение. И тогда артисты решили уничтожить шкаф. Две ночи подряд они пилили его и выносили, сложив куски в барабаны. А в последний день разыграли сцену, о которой мы уже говорили.

Услышав правду, руководитель группы и остальные коллеги незадачливых музыкантов пришли в ужас. Главное, всем было безумно неудобно перед горожанами, защищавшими доброе имя артистов. «Да вы представляете себе, - схватился за голову руководитель, - что подумают о нас эти люди, если обо всем узнают?!». – Ну откуда они узнают? – успокоил товарищей исполнитель на ударных инструментах. - Эта история навсегда останется покрытой мраком, как убийство президента Кеннеди. А потом, разве они подумали бы о нас лучше, если бы мы показали им покореженный шкаф и объяснили, почему он пришел в такое состояние?

А вот какой случай приключилась с Зурабом Вадачкория во время его службы в армии: К тому времени, когда его призвали, он уже закончил Тбилисское эстрадно-цирковое училище, работал артистом филармонии, выступал в концертных программах, в общем, профессией владел. Служить довелось в Москве. Однажды, будучи в увольнении, артист  пришел в Московский клуб иллюзионистов, членом которого является по сей день. Там он познакомился с московскими коллегами, и с тех пор старался встречаться с ними почаще, чтобы не потерять профессиональные навыки, а может, и овладеть чем-нибудь, чего не знал до того. Иногда новые товарищи включали солдата в концертные программы в городе и официально обращались к руководству части с просьбой отпустить его на вечер. Обычно в таких случаях командование шло навстречу. Но однажды почему-то заартачилось. А концерт был каким-то особенным, участвовать в нем для грузинского иллюзитониста почему-то было важно. И ему не оставалось ничего другого, как отправиться в самоволку.

Выступление прошло прекрасно. Но в части отсутствие Зураба заметили. И, когда он вернулся, наказали, заперев в карцер, где к тому времени за какую-то провинность уже сидел другой солдат. Перед арестом у провинившихся обычно отбирают ремень, достают все из карманов. То же проделали и с Зурабом. Но он каким-то образом сумел пронести в карцер карты, что вообще-то категорически запрещено, и от нечего делать начал показывать сокамернику фокусы. Это увидел дежурный, заглянувший в глазок в двери. Он открыл камеру и потребовал отдать ему колоду. «У нас нет никаких карт!», - категорически заявил иллюзионист. Держурный осмотрел всю комнату, тщательно обыскал арестованных, но ничего не нашел. Он вышел, запер дверь, но теперь уже начал поглядывать в глазок часто. И вскоре увидел, как наказанные солдаты весело развлекаются, разбирая карточные фокусы. Дежурный снова вошел в камеру, снова устроил доскональный шмон.,  но, как и в предыдущий раз, не нашел ничего. Так повторилось несколько раз. Тогда,  не выдержав, он бросился к заместителю командира части по политической работе  и все ему рассказал. Тот потребовал арестованного Вадачкория к себе.

В кабинете солдат долго отпирался. Но замполит пообещал освободить его от ареста, если он объяснит, куда прячет карты. И Зураб честно признался, что незаметно клал карты в карман шинели дежурного, когда тот начинал обыск, а когда обыск заканчивался, так же незаметно доставал колоду обратно. Командир сначала не поверил. Однако, когда артист попросил позвать дежурного и наглядно все продемонстрировал, убедился, что солдат говорит правду.

«И что, сдержал замполит свое обещание?»., - спрашиваю у Зураба.  – Да. Меня он освободил. Зато посадил дежурного. Ты, говорит, такой растяпа, что тебе в карман душман гранату засунет, а ты и не заметишь. Наша часть находилась в Москве. Какие там душманы? Но в те годы в Афганистан были введены советские войска, шла война. И все в армии, да и не только в армии, много о ней думали и говорили.