День шестой. Непутевых, путевых заметок

Светлана Мягкова 2
Выглянула на улицу - ветрище, бр-р-р...
 
- Куда сегодня? Дома не хочешь остаться? - Муж зевнул и укутался в одеяло.

- Ты что? Будешь отсыпаться на Украине.

Собрались и опять без цели понеслись в центр. Доехали до Невского.

- Может быть в Эрмитаж?

Потопали по Невскому. Ветер аж завывает. Холодина. Девушка с мегафоном и красным носом, хриплым, но бодрым голосом зазывает на прогулку по Неве и каналам Санкт-Петербурга. Прошли. Потом разом остановились.

- А давай на речной трамвай и на прогулку по каналам и рекам. Подожди, спрошу сколько стоит. Нормально, поехали.

Санкт-Петербург называют "городом на Неве", но это действительности совсем не соответствует. Большая Нева, Малая Невка, Мойка, Фонтанка, Крюков канал, канал Грибоедова, Зимняя канавка. Сколько названий. Запомнить бы хоть что-то. Город весь окутан паутиной водоемов. Спустились к кассе, взяли билеты. Таких как мы, любознательных гостей или жителей "Северной Венеции", набралось человек пятнадцать. Заняла место у окошка, пардон, иллюминатора. Что-то больно грязное, ладно пока погреемся, там видно будет. В салон заскочил молодой человек с фотокамерой, что-то быстро начал щелкать. Заметила, что объектив навел на наш диванчик. Скорчила гримасу. Как еще язык не показала, а желание было.

Экскурсовод, пожилая дама, всех поприветствовала, представилась, пожелала доброго пути.

Пошли. В большое путешествие по историческому центру Питера. Моего терпения, сидеть и смотреть сквозь грязное окно на красоты, которые замелькали за бортом, хватило ровно на пять минут.

- Вить, я на палубу.

- Там дождь.

- Да и черт с ним, здесь не интересно.

Красота!!!

- Может быть, возьмем пледы?

- Зачем, скамейки все равно мокрые.

Фотоаппарат в руки.

В Питере целых 308 мостов. Многие такие низкие, что когда трамвайчик под ними проплывал, нам приходилось приседать, чтобы не задеть головой свод моста.

Из динамка льется голос экскурсовода, а по берегам в струночку вытянулись дома. Мелькают названия и имена, а я не успеваю вертеть головой и щелкать фотоаппаратом. Почему-то вспомнила строки Гоголя: "Как вытянулся в струнку щеголь Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там Нева, там Финский залив. Ему есть куда поглядеться. Как только заметит он на себе перышко или пушок, в ту ж минуту его щелчком."

Потихонечку на палубу начали подтягиваться и другие "туристы". Камеры стрекочут, фотоаппараты щелкают. И дождь с ветром не помеха.

Два часа пролетели, как пять минут. Надо сказать, что путешествие по водной глади было одним из самых впечатляющих.

Пароходик наш пристал к пристани. И тут нас ждал сюрприз. Молодой человек с камерой поджидал нас на выходе, на столике были аккуратно разложены маленькие фарфоровые блюдца, с тыльной стороны приклеены магниты. Этакие магнитики с нашими фотографиями. Расхохоталась. Жалко не показала язык - шедевр был бы еще тот. Конечно же купили, повешу дома на холодильник, пусть напоминают незабываемую поездку.

Куда дальше? Опять же по Невскому, теперь в другую сторону. Ой, какая замечательная фигура, не знаю кого, наверное Санта-Клауса, по одеянию похож, но почему коричневый? Хочу-хочу фотографироваться. Муж смеется:
- Тебе не надоело?

Оказалось "красавчик" охраняет вход в "Музей шоколада". Спустились по лестнице. По бокам на страже симпатичные львята. И вот оно - шоколадное безумие. Чего здесь только нет: мишки, зайчики, посуда, елочки, куколки. Перечислять все не хватит слов. Особенно понравились шахматная доска с фигурками и красавец-паровоз. Пощелкала фотоаппаратом, облизалась. Вот бы детвору сюда.

- Может быть, домой, - почти робкий голос мужа.

- Нет. Пошли еще пройдемся. Мы же собирались в Эрмитаж, а ты знаешь как переводится слово эрмитаж? Оказывается, уединенный уголок.

Тяжелый вздох, но с такой взбалмошной теткой разве можно спорить.

Дворцовая площадь. Зимний дворец, созданный архитектором Растрелли, красавец! Ничего себе - уединенный уголок. Все-таки Екатерина вторая была умница! Это благодаря ей Зимний дворец называется Эрмитажем. Прошли во внутренний двор.

- Ну что за билетами?- выстояли очередь.

И тут случился конфуз.

Оказалось, что при себе надо иметь какой-нибудь документ гражданина России, тогда билеты по сто рублей, впрочем, как и для жителей Белоруссии. Молодцы белорусы, дружите "со старшим братом". А так, как мы граждане "незалежной", то относимся к дальнему зарубежью и считаемся, ну настоящими иностранцами. Для нас билеты... Цена показалась заоблачной. Лучше уж взять у своих какой-нибудь пропуск и прийти в следующий раз.

Но гордость! Долго смеялись, с голой жо..., зато "европейцы". Возьмут ли нас в ту Европу - вопрос второй, а вот в Эрмитаж не взяли, вернее "европейцам" не хватило валюты. Смешно и грустно. Не зря у нас есть хорошая поговорка: "паны дерутся, у холопов чубы трещат".

Посмеиваясь, пошли в сторону Марсова поля.

Раньше Марсово поле называлось Царицын луг, а потом было переименовано в Марсово поле по имени античного бога войны Марса. Хотя я где- то читала, что есть и другая версия. Название дали от памятника Суворову. Памятник довольно необычный, Суворов изображен в доспехах бога войны Марса. А еще, в народе поле часто называли "Петербургской Сахарой". Потому что зеленые луга превратились в пыльный плац, на котором Павел первый очень любил муштровать своих солдат.

Однажды произошел курьезный случай, когда Павел остался крайне недоволен тем, как маршировал Преображенский полк. Разгневанный император крикнул нерадивым солдатам: «Кругом… марш! В Сибирь!». Не смея ослушаться, полк развернулся и в полном составе, строем, направился в сторону Московской заставы, а оттуда — за пределы города, намереваясь любой ценой выполнить приказ императора. Лишь в Новгороде гонцам Павла удалось отыскать полк, зачитать ему приказ о помиловании и вернуть солдат обратно в Петербург.

А еще Марсово поле знаменито тем, что здесь первым в Советском Союзе был зажжен Вечный огонь. Ой, много всего интересного можно рассказывать, но идем дальше.

Решетка Летнего сада. И тут нас ждала неудача. Закрыт. Закрыт на реставрацию. Прошлый раз, когда мы были в Питере, тоже не смогли попасть. Обидно.

Михайловский дворец. Время почти пять вечера. Успеем.

В 1798 году Павел первый приказал откладывать деньги для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу, но увы, так его и не увидел. Дворец начали строить по приказу Александра первого.

Сейчас в здании дворца находится Русский музей. А вот выставка мне  не понравилась. Мазня художников 70-80 -х годов 20 века. Ребята, вдруг кто-то из художников наткнется на мои опусы, не обижайтесь! Но не впечатлило. Серо, скучно, не уютно. Единственное, порадовали мраморные скульптуры и рассказ экскурсовода о приведениях, которые якобы живут во дворце, но он их не видел.

Вышли. Памятник Петру первому. Табличка: "Деду от внука". Барельеф. Копыта лошадей горят огнем - снова можно загадать желание. Не работает. Хоть загадывай, хоть нет ничего не исполняется. Значит будем реалистами.

На метро и домой. Сегодня даже я устала.