Идеал мужчины

Лида Гаврилова
Идеал мужчины.

Отчим вошел в нашу жизнь неожиданно. Я долго приглядывалась к нему и сравнивала его с папой. Я сначала всё ждала, что же будет. Выдержит ли он эту жизнь или махнёт на всех рукой и уйдёт. Причин уйти было очень много. Пересуды, сплетни, козни, наговоры, всякие интрижки.  Я всё это чувствовала и видела... А он всё выдержал и остался!

Он мне казался идеалом мужчины. Чёрные волосы с проседью. Чистое ровное лицо. На удивленье, сдержан и немногословен. Мы работали вместе во дворе, как одна команда. И когда стойло блестело чистотой, животина накормлена и напоена и даже сарай был выметен, мы шли вместе домой к горячему ужину, который был так вкусен. Помню, мама как-то оказалась в больнице аж на целую неделю. Она оставила нам в сенях большой эмалированный таз с замороженными пирожками с картошкой, ливером и шкварками. Папа каждый вечер заносил пирожки, разогревал их на сковородке, и мы вдвоём ужинали после наших совместных трудов.

Когда под утро уходило тепло нагретой печи, я перебиралась к папе спать.  Мне казалось, что их с мамой кровать теплее. Он меня любил как свою родную дочку. А я полюбила нового папу за то, что он принял меня как свою. Это сначала. Потом пришло понимание и огромное уважение.

А летом он научил меня косить. Просто взял косу и показал, как лучше это сделать. Потом вручил самую лёгкую и острую косу. У меня получилось!  Я была счастлива и горда.  Мама не переносила банный жар, у неё болела голова, и, конечно, не могла меня попарить веником.  Так я заходила в баню перед самым выходом папы только для того, чтобы меня хорошенько попарили. Потом он выходил, и мы дальше мылись с мамой. Мне было девять или десять лет, и я почему-то даже не стеснялась. Помню, именно в бане  у нас с мамой произошёл разговор на тему «кто есть Андрей для нас». После этого разговора я его первая назвала папой. Потом Антошечка с Адой. Через долгое сопротивление сдалась и Ина. Ей было труднее всего.

Через три-четыре года после прихода папы Андрея впервые осознала, что мы - одна дружная семья, что мы друг за друга. У меня исчезло ощущение одиночества. Мне стало ясно, что наши родители любят нас одинаково, требуют с нас по нашим способностям и возрасту. В доме, а может, во мне появилась какая-то лёгкость, ощущение стабильности, защищённости. Хотя материально было нелегко.

Я любила свой дом, свой сарай, свой вишнёвый сад и огород. Я очень много читала.  Могла сидеть часами в «зарослях» нашего сада и читать, читать и читать, пока не заговорит совесть, о том, что пора и честь знать.
Первый урожай яблок был таков: ровно 49 крупных зеленых плода в большом цинковом ведре...

Отец Андрей болел долго. Мне было больно на него смотреть. Я видела, как тают его силы. Я была дома в отпуске, меня вызвали по телеграмме. Когда не было дома мальчишек, он просил меня помочь помыться в бане. Мы достроили кухню. Папа был с нами. Отпуск закончился.

Хоронили папу по октябрьской слякоти. Моросил мелкий и тоскливый дождь. Вечером после похорон, пока не уехала в В******, я всё бродила по двору и около дома. Я искала в темноте витающую в воздухе душу отца и говорила с ним. Мне всё казалось, что ему очень холодно и одиноко там, на улице в дождь и в ветер. Было очень жалко оттого, что ему уже никогда больше не быть в нашем тёплом натопленном уютном доме. Он остался около нас, рядом с домом, с каждым из нас, но уже в холоде и в одиночестве.

Даже через много лет я жду встречи с ним дома. Я вижу его облик сквозь заросли ели,  среди грядок,  в сарае, на лавочке у крыльца. Он постоянно рядом. Я это чувствую. Он даёт силу, подпитывает мою истерзанную уставшую душу.

Если бы тогда, во время его тяжелой болезни, я знала то, что знаю сейчас, уверенно могу сказать, что смогла бы если не вылечить его совсем, то продлить его жизнь хоть на несколько лет. Именно смерть отца подтолкнула меня к изучению человека и его жизненных ресурсов. Человек может многое. Надо только захотеть помочь своему организму и помогать...