Шрамы василькового поля

Рагим Мусаев
        - Уже шли бои за Смоленск, поэтому наш эшелон дальше Дорогобужа не пропустили. Мальчиков и девочек расселили по разным лагерям. Жили в брезентовых палатках. Ели здесь же, за специально сделанными дощатыми столами. Сразу же определили фронт работ: стали копать противотанковые рвы. Первый – на поле цветущего льна. Потом рыли на ржаном поле, поросшем васильками.

        - Дед, каких размеров должны были быть выкопанные рвы? У вас была какая-то техника?

        - Рвы были глубиной 3 метра и шириной 5 метров, копали их при помощи лома и лопат, землю возили тачками. Копать землю приходилось уступами: стоящий ниже перекидывал лопатой землю вышестоящему на площадке, и так до самого луга с синими цветами льна.

        Подростки и женщины выполняли очень важную задачу: строили первую полосу государственного оборонительного рубежа, которая должна была помочь нашим войскам остановить рвущихся к Москве фашистов. Строительство началось уже в конце июня 1941 года. Через Дорогобуж проходила первая сплошная полоса обороны. На ней сооружались противотанковые рвы в два ряда, замаскированные укрытия для солдат и военной техники, которые окружались колючей проволокой и минными полями. Примерно в 40 – 60 километрах от первого рубежа строился второй рубеж обороны. Его оборудовали уже не сплошь, а лишь на отдельных участках.

        С 5 июля 1941 года фашисты начали регулярно бомбить Дорогобуж, что в полной мере испытали и строители оборонительных укреплений. Местная жительница Тамара Тимашева, в ту пору 14-летняя девочка, вспоминала: «Ослепительный солнечный день. Россыпи цветов на некошеном лугу: ромашки, колокольчики, луговые гвоздики, лютики. В тот день на село упала первая бомба… Мы собирались завтракать, когда послышался рокот моторов. Выбежали на улицу. На другом берегу Ужи над противотанковым рвом снижался самолет и расстреливал работающих там людей…. Самолеты неслись к городу на небольшой высоте, были видны кресты на крыльях».

        Несмотря ни на что работы продолжались. Ежедневно на строительстве противотанковых рвов к северу и северо-западу от Дорогобужа работало до 15 тысяч человек. Лучше всего это масштабное строительство под Дорогобужем описано Иваном Стаднюком в повести «Война»: «…сколько охватит глаз, земля была распорота глубокой раной, именуемой противотанковым рвом, и в этой ране, в ее незаметно нарастающей глубине и на пологой крутизне выброшенной на одну сторону рва земли, пока высившейся как нескончаемо длинный надгробный холм, копошились с лопатами и кирками в руках тысячи и тысячи людей… пестрое разноцветье платков, косынок, беретов, блузок и кофточек на женщинах и девушках. Белые, голубые, красные, зеленые, оранжевые, они, будто цветы на порывистом ветру, колыхались, наклонялись и выпрямлялись, от чего рябило в глазах. Ров и копошащийся в нем и над ним людской муравейник тянулись от Минского шоссе, через чуть сгорбившееся жнивье, до далекого леса, подернутого сизой дымкой…»