Расцвет клиники и кинематограф-1

Злата Вишневская
Одним из результатов развития визуальных искусств стало формирование фото и видео альбомов семейных (т.е. клинических) историй  в масштабе отдельно взятых наций. Этот же результат можно считать и основным фактором угасания действенности масс-медийных текстов, которые больше не в состоянии ничего вещать (от слова "весть", message), лишь наносят очередную психотравму. Все фильмы описывают один и тот же диагноз, вся реклама предлагает все те же лекарства от все тех же (национальных) морщин.

Например, американцы - нация, которую привыкли видеть агрессивным пред-пубертатным бой-скаутом. Центральный конфликт - самоустранение отца. Великая сага американского народа - Звездные войны - всего лишь история мамонтенка (или скорее ПАПОнтенка),который ищет отца или его заменителя. С этого и началась история нации - с объединения сыновей, от которых так или иначе отказались их ОТЕЧЕСТВА.
 Что происходит с ребенком, которого бросил отец? Как правило, ребенок находит ему(отцу) какие-то оправдания: его похитили сиджи на темную сторону силы, или он улетел бомбить астероид (Армагеддон), или он остался на другой планете и погиб в борьбе с Мировым Злом (Супермен). Отец (он же и Бог, первейший демиург) - это Крепкий Орешек, который вечно где-то спасает мир. Стоит только пустить луч в небо с аппликацией летучей мыши - и "папа найдется, и папа спасет, и папа меня непременно найдет". Единственное условие - Санта Папа приходит только к тем детям, кто хорошо кушает (с), т.е. - только к послушным сынам. Посему нужно трудиться (т.е. заниматься бизнесом), соблюдать отцовский наказ (Конституцию), быть хорошим (законопослушным гражданином). И тогда, в момент кризиса (когда Черная звезда появится на горизонте/Ирак создаст ядерное оружие/Доктор Зло взболтает пробирку с чумой) Папа обязательно появится и спасет всех, а Доктора Зло накажет. Самые яркие иллюстрации на тему "Как заслужить одобрение отца и вернуть его" - м/ф "Цыпленок Цыпа", м/ф "Вверх", "Король Лев", "Мадагаскар", Индиана Джонс, Пираты Карибского моря,Терминатор,  Крестный Отец и пр.   

Что делать, когда, несмотря на небесную иллюминацию, несмотря на все прилежание и сыновнее старание, Отец в итоге в минуты кризиса все-таки не приходит (как и следовало ожидать)? - нужно сделать вид, что Отец как таковой не нужен, что Сын -поскольку он все-таки сын Героя - сам может стать себе Спасителем. И вот тут начинается весь пласт вестернов и комикс-культуры, замешанной на комплексе Супергероя. От Бэтмена и Бонда до Шрека и Симпсона, через все те же Звездные Войны и Крестного отца  - это все палитра самостоятельных Сынов-бойскаутов. Тут уже можно не быть "хорошим" ( /умным/добропорядочным/преуспевающим и пр), главное стоять за себя и за самоустранившегося отца. Чтобы отсутствие референтной фигуры (Отца) не бросалось в глаза, нужно заполнить вакуум выборным персонажем -   найти себе ОТЦОВ-основателей. С тех пор любой лидер у власти - Отец, но условный, ввиду отсутствия родного. То есть, с него требуют и на него возлагают надежды, от него ждут помощи, но на договорной основе.

Побочная ветвь Супергеройства - Антисупергерой, ведь надо же кому-то противостоять перед лицом Отсутствующего Отца, чтобы доказать, что уже взрослый и в Отце не нуждаешься. Тут - про Красную и Желтую угрозы, Терроризм, Джокера, СПИД, Мировой и Карибский кризисы и пр.  Вторая побочная ветвь - СуперУродство, когда в силу каких-то причин Супергероем стать не удается. Этот вариант неизбежно упирается в Тайлера Дёрдона, а при определенных тенденциях психоза - в каннибалла Лектора и прочих извращенцев, давая иногда интересные продукты в виде того же Шрека, Остина Пауэрса (хоть и британца), Леди Гагу и Симпсона. Наконец в финале клинической цепочки можно видеть полностью "улетевших" из реальности персонажей-кататоников, не нашедших себе никакого приемлемого выхода или компромисса (собирательный образ - все персонажи Кевина Спейси и Аватар). 

    Итого: любой значимый текст в рамках американской культуры - это всего лишь тоска по утраченному - самоустранившемуся - Отцу, которого нужно хоть кем-нибудь восполнить.