Урок музыки

Светлана Твердохлебова
               

Конкурс юных пианистов имени Игумнова. Я пришла на урок, - ученица самого Игумнова даёт мастер-класс. На сцену вышла пожилая армянка, - маленькая, прямая, с гордой посадкой головы на длинной шее, с густыми бровями и длинным тонким носом, - она широко улыбалась. Нить крупных бус на шее, волосы собраны в пучок... Интеллигентного вида, выразительностью черт напоминает актрису. Она была из того времени. Я мысленно перенеслась в пятидесятые, представила её девочкой, бегущей лёгкими шагами с нотной папкой на верёвочных ручках в музыкальную школу. Вокруг неё – неспешная, размеренная жизнь страны-победительницы, в казарменно-аскетичном духе, когда люди занимались искусством не ради славы и денег (или коммерции, как теперь говорят) и могли целиком себя ему (искусству) отдать. И вот уже она – взрослая талантливая девушка, выступает в концерте. Высокие своды камерных залов, фойе с фресками советской символики, мраморные стены, колонны... После идёт с кавалером по широкой аллее, вдоль которой склонились под тяжестью снега высокие могучие сосны. Молодой человек подскакивает и сбивает ком снега с ветки сосны... Жизнь полна светлых ожиданий, - чистая и без суеты, - её частности приковывают к себе внимание художников. И потому искусство тех лет насыщено жизнью, пьянит сегодня (так озон способен опьянить современного городского жителя, страждущего от кислородной нехватки).
Мариэтта Гамбарян исполняет музыку Шопена, показывая, как нужно играть, - едва касаясь клавиш. Наигрывая, она рассеянно скользит взглядом по зрительному залу. Проникновенная музыка затронула во мне глубинные струны, всколыхнула личную обиду, печаль, на глаза выступили слёзы. Пианистка вернула взор к клавишам. И вдруг, словно от толчка, она оборачивается ко мне и смотрит долго, пристально мне в глаза, - с тревогой, точно спрашивая: «Что с тобой?»... С тех пор её неожиданное участие я держу в своей памяти, как некую драгоценность. Наверное, музыка протянула связь между поколениями.