Что в имени твоем, Выборг?

Морской Профсоюзный Телеграф
Моя морская жизнь начиналась на «Выборге», и, помимо героических рейсов на Кубу с заходами в Канаду и Финляндию, я провел два ремонта по шесть месяцев в Риге на судоремонтном заводе в Вецмилгрависе. Так что у меня было достаточно времени, чтобы не только изучить устройство этого судна, но и задуматься о его названии, почему достаточно много судов носили имя этого очень красивого города с непростой судьбой. Я не ставил перед собой задачу рассказать все обо всех морских и речных судах, носивших имя «Выборг», но о нескольких все же расскажу.

Гэ-дэ-эровские браться потрудились на славу, выдав на-гора серию судов типа «Выборг». Большая часть этих пароходов обосновалась на Балтике, прибыв в Балтийское морское пароходство в период с 1963 по 1968 годы. Эти годы славны тем, что как раз тогда происходил бурный рост морского флота СССР. Например,  в БМП ежемесячно поступали два-три новых парохода. Но на фоне финских судов типа «Красноград» и «Новгород», «Выборги» были уже отставшими от жизни. Работы на этих судах было вдоволь: что «палубе» со стрелами и хитроумными люковыми закрытиями, что машинной команде с «мановским» главным двигателем.
Все суда этой серии были постоянными перевозчиками грузов на Кубу, но «кондишн» там был такой, что вторые механики проклинали и маму, и папу, и всех родственников его изобретателя. В общем, эти детища ГДР-овской судостроительной индустрии прочно вошли в морскую историю как суда серии «Месть за Сталинград». Однако, мы иногда встречали другую часть этой серии, которая обосновалась во Владивостоке: т/х «Высоцк», «Высокогорск» и др., и моряки с этих судов почему-то не разделяли оценку моряков-балтийцев.  Хотя, может, к ним попадали более усовершенствованные суда…
Итак, одним из первых пароходов  Российского военного флота должен был быть парусный линейный 74-пушечный «Выборг». Я не оговорился: в середине XIX века в России попытались, говоря словами пушкинского Мазепы: «В одну телегу впрячь… коня и трепетную лань». Но ведь «не можно». Так и получилось: три года экспериментировали-экспериментировали, попытались вставить в парусник паровую машину, но не получилось – пароход-парусник просто не смог выйти в море. В 1863 году это чудище списали из состава флота.
Следующий «Выборг» при сходе со стапелей в 1919 году и не помышлял, что ему придется нести «серпастый и молоткастый» флаг СССР. Построенный в Сан-Педро в США на судоверфи «Western S&Co», он сменил несколько названий: «West Cajcot», «Golden Bear», «Kailua», и работал на благо различных американских судоходных компаний. С началом Второй мировой войны США начали активно помогать своим союзникам оружием, сырьем, продуктами. В 1941 году к программе «лэнд-лиза» подключился и СССР. Так, в ноябре 1942 года к нам и попал этот «пожилой» пароход. Находясь в составе Дальневосточного государственного морского пароходства, судно доставляло грузы из портов США. 19 декабря 1947 года в Нагаевской бухте  жизнь парохода трагически оборвалась. Произошли чудовищные взрывы на борту п/х «Генерал Ватутин» и «Выборг», в трюмах которых находились опасные грузы. Оба судна были разорваны на части и затонули в пределах акватории порта. Взрыв нанес колоссальные повреждения портовым сооружениям, пострадали и суда, стоящие у причалов. Погибло 111 человек. На п/х «Генерал Ватутин» погиб весь экипаж. На п/х «Выборг» погибло 13 человек, в том числе капитан Петр Плотников. На дне бухты образовалась котловина 100 метров длиной, 40 метров шириной с глубиной в 7 метров. Отдельные части пароходов были разбросаны на сотни метров. Точные причины взрыва так и не были установлены, но зэки, которые работали на погрузке судов, хвалились, что этот взрыв – подарок чекистам к их профессиональному празднику – 20 декабря.
В 1934 году в Гамбурге был построен пароход «Cairo», который в том же году поменял название и стал «Memel». Судно работало под германским флагом, пока в период дружбы СССР и Германии, а именно в 1940 году, не было продано для пополнения флота Балтийского государственного морского пароходства и продолжило свою службу на море, получив название «Выборг». Накануне войны пароход был мобилизован, и вошел в состав Балтийского флота как транспортное судно. Командовал пароходом капитан Гаврилов Илья Гаврилович, который в 1957 году стал «Героем социалистического труда», а в 1982 году, после смерти, вновь   вернулся на море, дав свое имя контейнеровозу «Капитан Гаврилов».
В начале июля 1941 года пароход «Выборг» шел из Ленинграда в Таллинн. В Финском заливе активных боевых действий немцы еще не вели, но финские подводные лодки уже вышли на боевые позиции. В районе острова Гогланд они атаковали советские пароходы «Луначарский» и «Выборг», шедшие без охранения. Пароходы, удачно маневрируя, уклонились от торпед, выпущенных финской подлодкой «Vetehinen» (так по-фински называется былинный морской  водяной). Но через три часа другая подводная лодка «Vesikko» (норка) все-таки сумела попасть торпедой в корму судна.
Экипаж боролся за живучесть, и судно держалось на плаву. На помощь морякам подошел сторожевик  Балтфлота. Выпустив на прощание еще одну торпеду и промазав, финны начали уклоняться от атак советского корабля. Но «Выборгу» не удалось ликвидировать повреждение, полученное от финской торпеды, и судно затонуло. Погиб боцман Денисов, а экипаж, спасшийся на нескольких шлюпках, был подобран катерами и доставлен на остров Лавенсаари.
Финны очень гордились этой победой – по сути дела, п/х  «Выборг» стал самой крупной целью, затопленной ими на море. Историки подсчитали, что все подводные лодки финнов, а их было пять штук, за время войны совершили одиннадцать торпедных атак и выпустили всего восемнадцать торпед. И надо же: четверть из них досталась несчастному «Выборгу»! Тем не менее, тем, кто посетит Хельсинки, очень рекомендую заехать в крепость Свеаборг (Суоменлинна), где финны бережно сохранили не только крепостные пушки с марками российских оружейных заводов, но и саму подводную лодку «Vesikko». Стоит себе – такая маленькая, аккуратненькая, гордящаяся своей победой над пароходом Выборг»
С финнами связана и другая история про другой «Выборг». Во время советско-финских войн финны озаботились защитой своих прибрежных вод и довольно уязвимого с точки зрения морских десантов продолжительного побережья. Помимо береговых батарей они построили два броненосца береговой обороны: «Вяйнемяйнен» и «Ильмаринен». ББО (броненосец береговой обороны) «Ильмаринен» уже в начале Великой Отечественной войны пошел на подмогу к немцам в район наших Моондзундских островов – и там нашел свою мину. Вместе с ним на дно Балтики ушли 13 офицеров, 11 мичманов, 65 старшин и 182 матроса. «Вяйнемяйнен» успешно нес боевую вахту по защите финских берегов, пока в 1944 году финны, осознав бессмысленность своего участия в войне, не вышли из нее и не приняли все условия, которые им предъявил СССР.
В 1947 году финнам запретили иметь крупные военно-морские силы, и броненосец был продан СССР, получив название «Выборг»!!! Корабль продолжил службу уже в Балтфлоте и закончил свою жизнь в начале 60-х годов в качестве мишени для учебных боев.
На смену броненосцу «Выборг» пришла серия судов «Выборг» – с чего я и начал свой рассказ. Немецкие «Выборги», прочно оседлавшие кубинское направление, исправно выполняли роль советско-кубинского моста дружбы. Народ пищал, чертыхался, но что делать – работал на этих судах. И сейчас многие,  отработавшие в БМП, могут с гордостью сказать: «Что вы знаете о работе на флоте, не отработав хотя бы пару рейсов на «Выборгах»»? Там «блатных» не было…
Гэ-дэ-эровский «Выборг» с 1963 по 1987 год честно отработал весь период нашей социалистической дружбы. Его помнят, практически, все порты Кубы: Гавана, Мариель, Нуэвитас, Моа, Сантьго-де-Куба, Кайбарьен и пр. Помнят кубинские пляжи и песчаные отмели балтийских моряков с «Выборгской» серии. Караколы, зубатки, кораллы – на память о многомесячных стоянках в портах Кубы, – до сих пор хранятся в квартирах моряков, их друзей, и друзей их друзей на всем пространстве СССР. 
И надо же такому случиться, что история этого т/х  «Выборг» завершилась тоже на Балтике. В 1987 году он сел на мель у острова Сааремаа, да так крепко, что пришлось снимать экипаж. В 1989 году уже под немецким флагом и под именем «Beidor» пароход окончил свою жизнь.
Но недолго без имени «Выборг» существовал морской флот. Уже в 1988 году на той же «Варнов-Верфи» появился еще один «Выборг», но уже более удачной серии – ло-ро типа «Астрахань». Рейсы этого судна были более разнообразны, и, может, только порты Японии и Австралии не видели нашего «Выборга».
Но пришла перестройка и развал советского торгового флота. Крупнейшее судоходное предприятие   Советского государства и России Балтийское морское пароходство, не без помощи «демократов» первой волны, было успешно разорено и затоплено. В 1993 году «Выборг» поднял флаг острова Сент-Винсент и Гренадины, и стал называться «Limo». В настоящее время судно служит под мальтийским флагом и именем «Baltic Mercur».