Игровые методы в деятельности школьного психолога

В современной психологической науке игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-психологическая форма организации всей детской жизни.

Игра – это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. Именно в игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, связанный с игровыми действиями и их переживаниями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры (игрового метода) заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

Игра как деятельность имеет несколько особенностей:
- игра – это внутренне мотивированная, самоценная для человека деятельность;
- человек включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами;
- игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве;
- игра является “экспериментальной площадкой” личности, позволяет чувствовать себя свободным от всех ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы);
- игра – это часто совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.   

Игра как деятельность имеет следующие психолого-педагогические возможности:
- в игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития;
- игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии “максимальной готовности” к этому;
- игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
- игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
- игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого.

В течение трех последних лет в МОУ Центр образования г. Шахты Ростовской обл. проводится “Чемпионат смешариков” по компьютерным психологическим (развивающим) играм, в котором принимают участие учащиеся 5 – 9-х классов. В ходе этого чемпионата решаются следующие психолого-педагогические задачи:
- повышение уровня мотивации к деятельности;
- развитие восприятия и воображения;
- развитие мыслительной деятельности (логическое, образное мышление);
- развитие внимания и памяти;
- развитие эмоционально-личностной сферы;
- повышение уровня самоконтроля и самооценки;
- развитие произвольности психической деятельности.
Участникам предлагается пройти несколько номинаций: “Пять в линию”, “Коллекционер”, “Снежная горка”, “Попади в цель”, “Коробка с игрушками” и др. Все упражнения выполняются индивидуально на компьютере (личное первенство). Затем подводятся итоги чемпионата (подсчет  набранных участниками баллов) и происходит награждение победителей и призеров. Каждый год в “Чемпионате смешариков” участвуют 60-70 обучающихся, что свидетельствует об огромном интересе детей к компьютерным (развивающим) играм.

Кроме того, активно используются так называемые игровые “оболочки” (самый простой вид игр), когда игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном, на котором решаются развивающие и коррекционные психолого-педагогические задачи. В процессе проведения таких игр у детей развиваются психические процессы и свойства, являющиеся базовыми для дальнейшего формирования субъектной позиции, коммуникативные навыки (умение высказываться и умение слушать и слышать другого) и социально-психологические особенности личности (социальное воображение, готовность к сотрудничеству, рефлексия и саморефлексия).

Также используются “игры-проживания”, которые позволяют создать условия для индивидуального и группового освоения некоторого социального пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Это более сложный вид игры. В рамках этих игр участники вступают во взаимодействие друг с другом. В процессе таких игр развивается мотивационная сфера, происходит осмысление системы жизненных ценностей и смыслов, развивается умение строить свою деятельность в контексте ситуации и налаживать отношения с другими людьми, расширяются представления о мире человеческих чувств и переживаний.

Как самостоятельная форма психокоррекционной работы с обучающимися используется ролевая игра. В ее основе лежат субъект-субъектные отношения. Это предполагает одновременность двойного общения: реального и воображаемого. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением конкретных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и обстоятельствами. В структуру такой игры входят следующие компоненты:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов;
- отношения между играющими.
Сюжетом игры является воспроизводимая в ней область действительности. В ролевой игре происходит формирование произвольного поведения детей и их социализация и адаптация к новым социальным условиям. Такие игры в основном проводятся на классных часах. В то же время ролевые игры используются в рамках других форм психокоррекционной работы с обучающимися (психологические тренинги, психотерапия). 


Рецензии
Я часто сталкиваюсь с тем, что дети, приходящую на консультацию не умеют играть, они не играют дома, родители перенасыщают их полезной деятельностью и для игры не остается времени.

Елена Забенко   15.09.2017 11:20     Заявить о нарушении