Игрушки

Арина Феева
               
ТРЕТЬЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "НАЗАД ПО ЛЕСТНИЦЕ ВРЕМЕНИ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ (сентябрь 2013г.)

                ИГРУШКИ

     Мне три.
     Стою, довольная, прямо под ароматными тяжелыми ветками, среди них... С утра живу тут. Вся макушка моей , еще полулысой, но с двумя наметившимися светлыми кудрями, как у мальчика Володи на октябрятской звездочке, головы, осененной самодельной короной Снегурочки, усыпана елочными иголками. Иголки нестерпимо колются, падают за шиворот желтой фланелевой рубашечки. Мальчуковая рубашонка на пуговках, заправленная в красные колготки, высокие малиново-синие ботиночки на крепеньких ножках, корона - красота!
     Тянусь к смолистому стволу и тут же одергиваю пальчик. Колко! Бумажные флажки на ниточке, несколько блестящих, поцарапанных, кое-где давно отколотых, старых, еще послевоенных стеклянных игрушек: куколка, рыбка, фонарик..., снежинки из грубой щетинистой рыжей проволоки, орехи в серебряной фольге, проткнутые спичинками, висящие на ниточках, вата на ветках - снег... Новый год!.. Праздник!
     Елка кажется огромной и могучей!  Принесенная с мороза любящим дедушкой, заботливо им установленная в ведре с мокрым песком, прикрытая у основания старой белой простыней, изображающей сугробы... Как же она пахнет! И, вызывающий особое чувство и неописуемый восторг, - он , стоящий под елкой - сказочный и таинственный, румяный, с бородой и усами, с ободранным красным носом, с добрыми лучистыми глазами, в алой шапке, в блестящей белой шубе из папье-маше, в красных рукавицах, держащих небольшую елку, и почему-то не с мешком, а корзиной с игрушками, и мишкой подмышкой - Дед Мороз... Он достает мне до плеча и кажется живым... Чудо... 

     Мне пять.
     Детский сад, средняя группа. Тихий час. Лежу на казенной детской раскладушке, завернувшись с головой в байковое одеяльце. "В домике". Тихонько плачу, горько всхлипывая, с обидой на весь мир, на его вопиющую несправедливость. Громко нельзя - услышит нянечка, наругает, да и шуметь нельзя - дети спят. Не все. Кто-то притворяется, кто-то негромко хихикает, что-то шепчет соседу.
     Реву... Карточки-картинки на шкафчиках для одежды, над полотенчиками в туалетной комнате, в изголовье раскладушек, картинки вместо имен, чтобы не запутаться, чтобы легче распознать... У кого-то из детей нарисована книжка, у кого-то заяц, кому-то досталось солнышко, у той облако, у того машинка, кораблик... А у меня - лук... Противный, горький, ненавистный, отвратительный лук... Как же так? За что? Не могу успокоиться... Обида...
     Мальчик, на которого я и раньше часто обращала внимание, узнав о моем горе, решает спасти меня, меняется со мной, сует мне свою карточку... Не лук, нет, - мячик, яркий и здоровский! Какая радость!..

     Мне семь.
     Утро. День рождения. Кукла с моим именем на бирке поражает детское воображение и приводит меня в неописуемый восторг! Какая же кукла! Ах, какая! Блондинка с искрящимися зелеными глазами и черными ресницами, одетая в небесно-голубое платьице, такие же трусики и туфельки в тон! Моя! Прижимаю к груди. Не расстаюсь с ней. И только потом нахожу лежащее на кровати платье - темно-фиолетовое с яркими цветами и каким-то мелким рисунком - для меня! Счастье.
     Полдень следующего дня. Пляж. Волга. Отдых. Воскресный день. Мы у воды - я, годовалая сестренка, мама. Играем на песке. Отец плавает, машем ему рукой. Резкий крик мамы. Двое мальчишек-подростков, стремглав убегающих с нашими вещами. Книжка, отброшенная в сторону... Шок. Вся одежда: отцовские белые брюки, его футболка, кеды, мамино платье, которое сшила ей бабушка, туфли, детские вещи маленькой сестренки (не побрезговали и ими), мое новое платье... Сумка с деньгами и автобусными билетами, покрывало, полотенца, пакет с бутербродами и... моя кукла...
     В памяти отец, выпросивший у кого-то из загорающих мужские брюки и велосипед, чтобы доехать до дома. Мы ждем его с вещами для нас - для меня, мамы, сестры. Смеркается. Холодно. Страшно. Хочется есть. Ждем папу. Слезы и обида. Невозможная. Плачу и не могу остановиться всю дорогу домой.
     На следующий день опять нахожу у кровати куклу и платье. Сон? Вскакиваю радостно. Платье, взамен украденного - почти такое же, тот же материал, те же "цветочки", только фасон "с крылышками"... Двоякое чувство. Будто бы какой-то подделки. Суррогата. Кукла почти как моя - наряд, волосы, ресницы, и ... синие глаза... Другие глаза... Чужие...

     Мне девять.
     Я школьница, третьеклашка в коричневом форменном платье с воротничком-стоечкой и черном фартучке, горжусь собой. Взрослая. Сижу за столом младшей группы детского сада и быстро делаю уроки, пока дети не пришли с прогулки. Оставить меня не с кем, бабушки живут далеко, в других городах, других родственников нет, и денег на няню нет. Мама, чтобы младшую сестру взяли в детский сад, устроилась воспитателем в младшую группу. И я тут, рядом с ней, благо и школа рядом, и от нее не страшно и недалеко идти. Вспоминаю, как мама отдает мне свою воспитательский обеденный "паёк", стараясь меня подкормить. Мне нравится помогать, нравится, что маму все дети любят и слушаются, нравится, что я тут самая старшая. После "тихого часа" играю с детьми, нянчусь с "мелкими", помогаю им одеваться, вытираю столы после полдника, убираю разбросанные игрушки...
     Игрушки... Растрепанные чумазые полуголые куклы, залоснившиеся от грязи и времени мишки и зайцы, сломанные машинки, безглазые пупсы... Каждая дефицит , и каждая из них прошла испытание временем и многочисленными детскими ручонками. Как же мне было их жаль! Живых и несчастных! Безногих, безруких, дырявых, грязных..., но таких замечательных! Всех их разрешалось мне взять домой. Ненадолго. Чтобы спасти. Их несли мне изо всех групп...    
     Как же я любила вечерние часы, когда мы с мамой пытались вернуть игрушкам товарный вид и дать им вторую жизнь! Я отмывала их мылом, стирала в "нескольких вОдах" их платья, трусы, носочки, ломала зубья всех расчесок, чтобы разодрать куклины свалявшиеся волосы, купала медведей, крокодилов и котов в тазу, зашивала им бока, пришивала уши и ноги, делала пуговки-глазки... Зашивала дыры на одежде, заплетала куклам коски, шила вручную из тряпочек и взяла крючком под руководством мамы им простенькие юбочки и кофточки, шарфики и шапочки, одевала, обувала их, приводила в порядок, дарила им всю свою любовь, терпение и заботу... И происходило чудо, игрушки обретали вторую жизнь и оживали... Какая же это была радость! Потом мне разрешалось с ними поиграть, я брала их в свою постель, рассказывала им сказки, и засыпала в обнимку, чтобы утром вернуть их в садик удивленным улыбающимся детям...

    Мне двенадцать.
    У меня много игрушек. У меня и у сестры. Дорогих и необычных, крутых и удивительных, привезенных из командировки из далекой скандинавской страны. Ярких, красочных, забавных. Первая кукла-"барби", зависть всех девчонок, в те времена о таких куклах и не слыхивали! Вот это повезло, так повезло! Девичья голова на подставке с длинными кудрями, чтобы делать прически и крутить бигуди.. Слон, мишка, заводная лошадка, первый конструктор...
     Мы могли играть со всеми ими часами, мы строили им домики, разыгрывали сценки, кормили, одевали... Я плохо их помню... Стараюсь не вспоминать. У нас с сестрой почти ничего не осталось от того богатства, увы. В один "прекрасный день" все это "счастье" было безжалостно с воспитательной целью выброшено скопом в мусоропровод строгим, привыкшим к идеальному порядку отцом после очередного напоминания убрать детскую... Помню маму, выхватывающую на бегу сестрёнкиного мехового тигренка и моего любимого страшненького рыжего гнома-троллика... Только их и успела выхватить.. Помню в крик рыдающую сестру и замолчавшую себя... Казалось, в этот момент детство ушло...
    Многие года позже, будучи взрослой девушкой, не расставалась с этой игрушкой, безумно ее берегла, да, это тот самый - тот самый тролль, с которым очень любит сейчас играть моя дочь... Тогда мы были виноваты с сестрой, я как старшая, наверное, больше... Но последствия... Это было такое наказание, с которыми детская психика справиться не могла... Простили, конечно, друг друга, помирились, все и у всех в жизни бывает... Но это осталось болью и уроком на всю жизнь, случаем, о котором не могу вспоминать без слез...
    
     Мне тридцать.
     На старом пыльном чердаке дачи родителей моего мужа нахожу замызганного ушастого плюшевого зверя с разодранным боком, через который рвется наружу поролон. Оба глаза и сама голова "висят на ниточках", рта нет, зверь породы и происхождения непонятного. При попытке узнать чье это "дите", свекровь делает брезгливое лицо и советует немедленно выбросить эту дрянь, а лицо мужа оживляется...
     И я узнаю душещипательную историю о друге детства - собаке Бобике, прошедшем и "огонь и воду", и детство все, рядом, на подушке в обнимку с маленьким мальчиком... И почему-то  слышу трепет и теплоту в голосе взрослого уже мужчины...
     Что могу сказать: Бобик живет у нас, хорошо себя чувствует, он опрятен, зашит и выкупан, у него оказалась милая серая шерсть, и теперь есть глазки, рот и даже галстук на шее... При ближайшем общении он оказался чудесным и добродушным псом, который является теперь нашим домашним талисманом и охраняет дом, когда мы его ненадолго покидаем...

    Моей дочке девять.
    Дельфинчик Паша - любимая игрушка, принесенная кем-то из родственников в роддом. Он везде с ней. В гостях, в театре, в кино, в путешествиях, в ванной, в туалете, на кухне, всегда с ней. И спит, и купается, и ест с ней... Он всегда рядом. Иногда я с ужасом думаю, что я буду делать через несколько лет, когда после стольких стирок и спустя столько времени не смогу уже приводить его в порядок... Столько любви она дала ему и сколько любви и чувства защищенности и радости дал он ей. И , не боясь, что обо мне подумают, не боясь показаться ненормальной, я скажу одну вещь: "Вы знаете, я уверена, что все игрушки живые, что маленький дельфин этот плюшевый - живое существо..."
    Дочь любит всех своих "детей", всех и каждого в отдельности. У каждого ее "ребенка" свое имя, свой "паспорт", свой день рождения, свои привычки, свой характер и своя история... Если бы ее диванчик позволял, она бы взяла всех к себе под бок...
     Сейчас наша небольшая квартира "завалена" игрушками, и мы не страдаем от этого, трепетно к ним относимся и очень их любим. Потому что они живые. И потому что это Детство! И потому что в игре маленький человечек проживает свою будущую жизнь, такую, как она есть, с потерями и радостями... Потому что через игрушки мы учимся отношениям, познаем мир, учимся заботиться и любить...

                *  *  *
     - Мам, знаешь, что я попрошу у Дедушки Мороза?
     - Не знаю, дочка. Что?
     - Чтобы он мне вернул мою маленькую овечку, которую я в парке потеряла, помнишь? Давно-давно... Я все думаю, как она там без меня?.. Ведь, он же все может, я знаю... Он же волшебник...

     С верой в это и с любовью к Вам,



Арина Феева
иллюстрация: фото авторское, фотокорректура - Л.Бесчастной (спасибо!).