Духовный импульс, приданный св. Бенедиктом западному монашеству, оказался необычайно сильным, но все же он иссяк спустя четыре века после его смерти. Возраставшее богатство монастырей и обычай, утвердившийся при Каролингах, согласно которому доходные аббатства передавались под управление светским лицам, привели в конце концов орден к глубокому упадку. С особенной силой деградация бенедиктинского движения стала ощущаться в Х веке. Это время представляет собой одну из самых мрачных страниц в истории западной церкви: разнузданность, разврат, преступления и повальное невежество были тогда заурядными явлениями среди духовенства. Пастыри хвалились друг перед другом своими собаками, соколами, быстрыми скакунами, красивыми любовницами, думали только о вкусной еде, прекрасных винах и других житейских прелестях. Едва умея читать, но совершенно не понимая прочитанного, они нисколько не заботились о духовных ну-ждах прихожан, прямо развращая их своим пагубным примером. Нередко они имели детей от своих духовных дочерей, водили в бой воинов, обагряя руки кровью, предавались игре в кости, охоте, пьянству и беспутству. Монахи не представляли исключения: они бродили по городам и селам, не придавая никакого значения своим обетам. Сладострастие, обжорство, пьянство и лень были их единственными добродетелями. Вследствие усилившейся среди них порчи нравов бенедиктинцы постепенно утратили уважение народа и лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена.
Но не все было так печально. Наряду с признаками разложения и упадка в Европе началось религиозное движение, направленное на возрождение аскетических ценностей и преобразование церкви. Тут и там появлялись обители со строгим уставом, раздавались вдохновенные проповеди против господства грубой силы и зла в мире. С течением времени эти обители приобрели столько последователей, что в их стенах окрепла мысль об общем преобразовании погрязшего в грехах человечества и возвращении церкви к первоначальной простоте и чистоте. Во главе этого движения встали иноки основанного в 910 году в Верхней Бургундии Клюнийского монастыря, где во всей строгости соблюдался древний бенедиктинский устав. Их почин послужил примером для других, и вскоре Клюни встал во главе семи монастырей, находившихся в тесном общении между собой. Так было положено начало клюнийскому ордену.
Клюнийское движение знаменито тем, что в его среде была выработана программа реформ, долженствующих привести к оздоровлению церкви. В ней было два главных момента: клюнийцы требовали введения запрета на браки духовенства и уничтожения симонии (продажи церковных должностей) – в этих двух явлениях они усматривали корень зла, разъедавшего церковь и общество. «Пастырь должен стоять выше паствы, - говорили их проповедники, - а живя в браке, он всенародно признается, что и его обуревают греховные страсти и желания; устами, на которых не остыли жгучие лобзания, он взывает к Богу, проповедует целомудрие и воздержание; руками, оскверненными сладострастными прикосновениями к женским прелестям, совершает таинства, раздает благословения». Строгие отшельники не могли примириться с подобным положением вещей. Не менее жестко выступали они против заклейменной апостолами симонии, которая делала церковные должности достоянием недостойных лиц, стремившихся только к возврату затраченного и скорой наживе. Первые шаги к осуществлению этой программы на практике сделал папа Григорий VII, сам вышедший из среды клюнийцев. Высокие нравственные достоинства, проповедуемые осно-вателями движения, а также энергичная поддержка пап привели к быстрому росту ордена. Так при аббате Гугоне (ум. в 1109 г.) конгрегация Клюни охватывала уже около двухсот монастырей.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190