Отпуск без косметики

Рита Форд
                "Зачем со всеми вместе ставить свечки,
                Зачем молиться в храм идти?..
                Ведь Бог един, един и вечен,
                И надо мне Его в душе своей найти…"
                Валентина Травинка

Когда мы встречаемся с нашими друзьями здесь в Америке, трапезничаем вместе, мой муж вместе с ними по обыкновению молятся перед едой. Я всегда чувствую некую неловкость и, чтобы избежать ещё более неловкого положения, тоже закрываю глаза и по окончании молитвы говорю «Аминь!» Конечно, это всё автоматически, без какой бы то ни было внутренней подоплёки. К тому же, что в этом плохого? «Спасибо, Господи, за пищу, которую ты нам даёшь…» К тому же зачем обижать друзей? Всё это выдаёт за одну секунду мне мой мозг, ему так положено, так он работает – всё анализирует и выдаёт решения.

Друзья-американцы спрашивали меня, молятся ли люди  в России перед едой. Я ответила, что в подавляющем большинстве нет. Откуда у меня, например, взяться этой привычке? В детстве и юности я была октябрёнком, пионеркой, комсомолкой, и верить в Бога было попросту запрещено. Им это кажется невероятным, они много ахают по этому поводу и сочувствуют, что сейчас у меня нет возможности посещать православную церковь потому, что в нашей округе её нет.

Да, в Петербурге я жила рядом с одной из самых примечательных, красивейших церквей моего города. Её любят снимать в фильмах о Петербурге, она представлена во всех гидах по городу. Это  Собор Николая Чудотворца, иначе Николы Морского, покровителя моряков. В народе церковь называется Никольским собором. Молодые морские офицеры приходят сюда освещать кортики, а их жёны, наверняка, молятся здесь за своих мужей. Самая что ни наесть «морская» церковь.

В Америке я посетила из чистого любопытства церковную службу с моим мужем за компанию. Помню, никак не могла отделаться от чувства, что я присутствую на сеансе караоке – все смотрели на экран, где были написаны слова песни и пели хором. Хотя всё выглядело чинно и красиво и, в принципе, удобно, ведь никто не мог запнуться или забыть то, что нужно сейчас сказать Богу.

Не могу сказать, что я страдаю от того, что привычная для меня церковь находится очень далеко от меня, а в другие здесь мне претит ходить. Я считаю, что храму самое подходящее место быть  в душе, поэтому он всегда со мной, а общаться с Богом я могу только тогда, когда просит душа.

Мы с мужем приехали на мексиканский курорт в Канкун. Здесь навскидку около 90 процентов отдыхающих американцы. Поедаются ежедневно горы еды, выпиваются реки напитков, старательно приготовленных мексиканцами. Что-то ни одного молящегося перед едой не видать. Стоило только на время отпуска сменить обстановку. Почему? Может не я одна такая, кто иногда  механически закрывает глазки и говорит «Спасибо, Господи, за пищу…»
 
Да что там рядовые американцы с их, как показала жизнь, формальной привычкой молитвы перед едой. Заседания Конгресса не начинаются без чтения молитвы. «Господи, благослови…» И после этого конгрессмены приступают к формированию документов, исполнение которых порой ведёт к бомбёжке очередной страны, где, по их мнению, следует быть демократии. Вот это воистину не укладывается в голове.

По прибытии в Канкун у меня возникла какая-то патологическая потребность всегда видеть море. Как у маленького ребёнка есть потребность, чем бы он ни занимался, всегда видеть маму, знать, что она рядом. Я просыпаюсь утром, иду с чашечкой кофе на балкон, чтобы смотреть на море. От него не оторвать глаз. В течение дня я выискиваю местечки, чтобы обязательно была возможность любоваться морем, чувствовать его дыхание, слышать его.

Сейчас я стою у моря совершенно сражённая, очарованная его величественной красотой. Вот оно катит мне под ноги свои бирюзовые безумной красоты  волны, я могу смотреть на море бесконечно.

«Оно ДЛЯ ТЕБЯ»,- звучит во мне, как откровение с небес. И я тихонечко произношу то, что я просто не в силах держать в себе, то, что я никогда бы не смогла сказать в моей самой «морской» церкви или спеть с хором верующих способом караоке. Я шепчу: «Господи, спасибо за море».

Душа ликует, проявляет себя через слёзы. Мозг, как ему и положено, неусыпно анализирует ситуацию: «Хорошо, что я сейчас без косметики, а то тушь растеклась бы по лицу».  А от осознания того, что может быть я единственная, кто когда-либо поблагодарил Бога за созданное Им великолепие, слёзы продолжают струиться по щекам. Такие же  горько-солёные, как море.

Мексика, Канкун.
США, Луизиана.
2011.