Краткие размышления о милости и благодати

Олег Жиганков
Краткие размышления о милости и благодати

У Бога есть милости, а есть благословения. Так вот, милость у него на всех людей есть: и на верующих, и на неверующих, и на иеговистов, и на буддистов. А вот благословения Его принадлежат только детям, то есть тем, кто признает Иисуса Богом. Вот тебя вся сущность христианства в одном предложении: верить, что Иисус Христос, который родился в Галилеи около 2000 лет тому назад, есть от века обетованный Спаситель, есть Сын Божий, в Котором божество соединилось с человечеством, так что человеку стало доступно откровение о бесконечном Боге. И этот Иисус умер за грехи и преступления мира, и за мои грехи, и в третий день воскрес. Если человек верует в это, то верою он соединяется, отождествляется со смертью и воскресением Христа, и значит с самоею природой Бога. Значит и воскреснет этот человек к жизни вечной.

Это - главный дар Божий. Это уже не милость, это - самый щедрый дар. Потому что ценою дара была смерть Сына Божия. Ты знаешь об этом, слышала, наверное. Но вот когда это становится твоим - то это обращение. Со мною такое обращение происходит каждый день. Не то, чтобы я каждый день разочаровывался в Боге, или отворачивался от Него. Просто когда начинаешь понимать, что это все правда, что это на самом деле так – потому что ты уже знаешь Бога – то это же значит что-то! Это ж есть о чем задуматься, во что пытаться вникнуть! Христос умер и воскрес, и люди теперь делаются, как в Библии сказано, «сопричастниками божественного естества». То есть ты теперь настоящий, по естеству, сын, дочь, и тебе открыта не просто вечность, но уже сейчас возможность непрестанного духовного возрастания.

Христос говорил как о том, что Его Царству еще надлежит прийти, видимым образом, с Его возвращением на землю. Но Он еще и учил, что для истинно верующих в Него «Царство Божие внутрь вас есть», то есть оно уже в нас, с ним можно соприкасаться, им можно наслаждаться, в нем можно расти.
Почему же те, кто называют себя христианами, не растут в нем, не стремятся к нему? Потому что для того, чтобы хотя бы заглянуть в это внутреннее царство, в Царство Святого Духа внутри нас, надо и в окружающем мире жить не по законам мира, но по законам Царства Божия. Хочешь находиться в Царстве Божием – изволь жить по его законам. И тут многие останавливаются. Ведь это страшно – в грешном человеческом мире жить по божественным законам. Пропадешь!

И вот тут, если человек, христианин, решается жить компромисом с миром, то его вера, если и не теряется вовсе, но замораживается, что ли. И он перестает расти. Он – только проекция христианина. Он – духовно непривлекательный. Потому христианство по всему миру все больше номинальное. Милости Господь на таких людей не жалеет. Может, по милости и дар воскресения подаст. Но других даров им от Него не ждать. Зачем они им? Они и так устроились, и так крутятся. Талантами Бог всех наградил, хоть какими-то. А вот дары Он приберег для тех, кто в этом мире решились жить по правилам Царства. По Десятисловию, и по Заповедям блаженства. Вот этих мир не любит. Вот этим дары Бог и подаст!
Потому что они им нужны. Потому что они Бога своим Царем и в этой жизни зовут, и Ему служат. Они играют по иным правилам, нежели мир, и это привлекает внимание мира. И это ополчает врага. Но, как писал Павел, «благодать Божия достаточна для меня». Дары Божии перекрывают потери с лихвой. На самом деле,  «верующим в Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».
Человек не может жить по правилам мира и ожидать даров из Царствия. Или одно, или другое. И прежде чем кто-то принимает какое-то решение, человек имеет право быть осведомлен о том, что такое Божии дары и Божии благословения. И каждому надо принять решение сейчас – узнавать об этом или нет. Потому что узнав, у вас будет выбор между тем, чтобы стать на путь их получения, или стать на путь, ведущий от Бога. Потому что когда человек знает, на самом деле знает, что такое дары Божии, дары Святого Духа – знает, и осмеливается пренебречь этими бесценными дарами, тогда он оскорбляет, хулит Духа Святого.

И мы знаем, что это значит. На этой дороге, на дороге получения даров, одностороннее движение. Движение к небу. Всякое встречное движение обречено на пропасть. Это – горняя дорога. Но Бог всегда поддержит надеющихся на Него. На этой дороге человек становится помазанником Божиим. И это помазание Господь будет увеличивать бесконечно, иногда ровно, иногда рывками. Это значит, что человек живет не под гору, а в гору. Старость уже не обреченность, но огромная сила, а смерть – не потеря жизни, но ее обретение.

Весь мир идет не в ту сторону, и убедил всех, если даже возможно, и избранных, что туда и надо идти. Это ложь! Мир едет на задней передаче и смотрит в зеркало заднего вида. Вам не надо этого делать. Вы можете смотреть вперед, и ехать вперед. И на стольких передачах, сколько Господь вам даров даст. Симеон Новый Богослов сравнивает крещение водою, в котором принимается спасение, со крещением Духом, и признает превосходство последнего: «В Божественном крещении мы получаем отпущение прегрешений и освобождаемся от первоначального проклятия и освящаемся пришествием Святого Духа, но совершенную благодать, по написанному: "Вселюся в них и буду ходить в них", не тогда, ибо это дано верным в вере и делами показавшим ее. Потому что после того, как мы крестились, если мы уклоняемся к дурным и постыдным действиям, мы совершенно отбрасываем даже само освящение. Покаянием же и исповедью и слезами в соответствии с ними получаем сначала отпущение грехов и таким образом освящение вместе с благодатью свыше».