В сентябре этого года я с семьей отдыхала в Черногории, природа которой настолько красива, что лежать целыми днями на пляже грешно, да и не очень комфортно. Пляжи, в отличие от Анталии и Хургады, например, не такие просторные, народу было много, это в курортном городке Петроваце, а шезлонги там принято ставить очень часто и тесно,чтобы содрать больше евро, так что отдыхающие мешают друг другу отдыхать. А еще такого количества детей дошкольного возраста, я не видела еще нигде. Оказался это детский курорт, видно чудесный мелко-галечный пляж, фракции чуть крупнее песка, пологий вход в море и вообще, экология привлекает сюда родителей оздоровить детей.
Но я не об этом, я о красотах края, о котором еще Байрон сказал: "В момент рождения нашей планеты самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории. Когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая пригоршня."
Так вот , чтобы увидеть эти красоты, мы купили все предложенные нам экскурсии, кроме уж совсем дальних в соседние страны. И вот в один из дней мы отправились на экскурсию, так называемую " Тур Монтенегро". Преодолев 56 км мы оказались в г. Котор, расположенном в живописнейшем месте на берегу Которского залива (Боко-Которская бухта) у подножия горы Ловчен.
Осмотрев средневековый город-лабиринт, крепостные стены которого начали возводить еще римским императором Юстинианом в пятом веке, а окончательно были достроены венецианцами ( я не буду подробно описывать город и его историю, это можно прочитать в любом путеводителе), мы отправились вверх на гору Ловчен. Путь наш лежал в знаменитое село Негуши, расположенное на высоте 940 м, в котором родился Петр2 Петрович Негош, выдающийся государственный и церковный деятель, поэт, основоположник литературы и любимейший правитель Черногории с 1830-1851 гг.
День выдался пасмурный, чему мы сначала были рады, загорать и купаться не пришлось бы, самое время в путь, однако, очень скоро мы пожалели о таких мыслях. После прошедшего недавно, еще внизу, дождичка в горах поднялся туман, серпантин становился все круче,а дорога - более узкой и разбитой. Разъехаться со встречными машинами стало совершенно невозможно, приходилось пятиться назад вниз до поворотного витка, или встречная машина пятилась назад вверх до поворота. Мы ехали по правой стороне над обрывом. Представляете колоссальный туристический автобус, заполненный до отказа, 53 человека. Казалось , что он зависал над пропастью, а туман сгустился, ехали в сплошном молоке, видимости никакой.
Вот это экстрим! Неоправданный риск, не считая сборов - по 45 евро с человека. Надо отдать должное водителям, они там виртуозы. Когда мы через неделю втравились в еще более опасный путь в Острожский монастырь, еще выше в горах, мы еще не знали о предстоящей опасности, т.к. экскурсии оплачиваются заранее. Дорога туда вела совершенно раздолбанная и узкая, пласты былого асфальта нависали над обрывом, а когда колесо автобуса попало на этот висящий в воздухе пласт и раздался звонкий хруст , я охнула в салоне громче всех, на что сопровождающий нас гид сказала, что все под контролем, здесь никогда не бывает аварий, т.к. Святой Василий Острожский, мощи которого хранятся в монастыре, охраняет нас.
В Негушах нас встретило солнце и умиротворенный пейзаж горного селения, прямо пастэль. Село славилось приготовлением знаменитого сыра, что-то среднее между сулугуни и твердыми сырами, а еще более - являлось родиной изготовления знаменитого пршута. Это сырое вяленое мясо, рецепт приготовления которого скрыт и прошел сквозь тысячелетия. Пршут подается нарезанным тонкими ломтями, тает во рту, очень вкусная закуска. Все это нам предстояло отведать во время ланча, устроенного в честь благополучного преодоления подъема. В качестве питья раздавалось вино, которым славится Черногория, называется оно "Вранац про Кордэ", сухое виноградное черно-красное вино, полезное для сердца, лечащее миокард. Все это входило в стоимость экскурсии.
Муж отказался от вина под предлогом приема лекарств, дочь - тоже по причине изжоги и я, ни о чем плохом не подумав, запивая вином предложенные бутерброды, незаметно осушила три бокала. Через 15 мин я "вдребадан" опьянела. Вино оказалось коварным и крепким. А нам предстояло далее ехать в город Цетинье, бывшую столицу Черногории и посетить резиденцию черногорских королей, а также Цетинский монастырь, где хранятся десница Иоанна Крестителя и часть креста распятия Христа.
Родные взяли меня под белые рученьки и повели к автобусу. В дороге меня еще больше развезло.
Ну что сказать, перед Цетинскими реликвиями, кощунство конечно, я предстала в неподобающем виде. Я конечно собралась, сжав всю свою волю в кулак, но бог все видит и кара его настигла меня на следующий день, уже на другой экскурсии, так совпало , что они у нас состоялись два дня подряд. А тем временем далее мы посетили дворец черногорских правителей, надо отметить, что у нас на Рублевке дворцы покруче, и через город Подгорица благополучно вернулись в свой Петровац.
На следующий день нам предстояла совершенно легкая и короткая экскурсия, водная прогулка по Которскому заливу. Накал восхищения этим местом такой, что рассказывать трудно, именно уникальная красота узкого, окруженного скалами , залива делает его исключительным самым южным фьордом Европы.
Автобус привез нас в тихий спокойный город Пераст на берегу в глубине Боки. Город существует примерно с 13-го века, одно время здесь жили пираты, около 350 лет он находился под властью венецианцев, и в отличие от других городов побережья, например Котора и Дубровника, он не страдал от землетрясений, и его архитектура дошла до нас в прекрасном состоянии.
И еще этот город знаменит тем, что в нем находилась первая в славянских землях мореходная школа, куда Петр1 направлял на обучение сынков русских дворян обучаться морскому ремеслу. Опять меня занесло к истории, но как об этом умолчать.
После прогулки по Перасту нас посадили у причала на катер и мы поплыли по заливу, обогнув его по всему периметру. День выдался солнечный, виды берегов завораживали. Мы проплывали другие городки, курорты, частные виллы, многие из которых уже куплены нашими нуворишами. От красоты и восхищения все как-то притихли, и ветра совсем не было, а в тишине только слышались щелчки фотокамер.
Последним нашим причалом был бокельский искусственный остров, насыпанный камнями вокруг подводного скального выступа. Остров имеет сложное название по одноименной церкви Мадонны Шкрпьела (Госпа од Шкрпьела). Не успев высадиться на остров, как все стали спешно снимать эту старинную барочную церковь. И я тоже, сделав один, второй снимок, смотря только в монитор аппарата, не заметила низенькие, ограждающие наверное от воды, столбики розового цвета, сливающиеся с булыжной мостовой такого же цвета. Споткнувшись об них и запутавшись ногами, я упала, как подкошенная, как чурка, приземлившись прямо на объектив нового только что купленного перед поездкой дорогущего цифрового аппарата.
Поднимали меня все хором, а я так и продолжала держать двумя руками фотокамеру. Вот оно, наказание божье за вчерашнее богохульство. Объектив сломан, ремонту не подлежит, коленка разбита, голень и щиколотка тоже. И упала я, как-будто всевышний заставил меня поклониться и пасть на колени перед храмом, чтобы искупить свою вину. Вот и скажите, как тут не поверить. Слава богу, что ногу не сломала !