А я, ведь, уважала стариков

Анна Боднарук
                А Я,  ВЕДЬ,  УВАЖАЛА  СТАРИКОВ

     Начну с того, что у меня самой шесть десятков лет за плечами. Желая этого или нет, много повидала, однако тому, чему учили меня родители и учителя в нашей сельской школе, я верна и по сей день, и считаю Основными Правилами поведения. Уверена в том, что многие люди с детства приучены уважать и почитать стариков. Как у хорошего человека не бывает чужих детей, так не бывает чужих стариков. Это наше, святое правило! Сами живём и надеемся, что и нашу старость уважат и согреют.
     Что греха таить, слышала, дескать, непочтительная нынешняя молодёжь. И то и это у них не так. Так, ведь, люди разные приходят в этот мир и у всех своя правда. А ходим по одним дорогам, значит – миримся и прощаем друг друга.
     Вот, не так давно, гуляла я со своим взрослым внуком в черте старого города. Жизнь там устоявшаяся, деревья высокие, ухоженные цветники под окнами. И жители вроде бы даже другие, умиротворённые, степенные. Даже у молодых, с ихней нехваткой времени, всё же нет в их движениях излишней суетливости. Вдруг, на фасаде одного из домов мы увидели надпись неровными буквами: «Осторожно, злые старухи!» Я прочитала и засмеялась, а внук только как-то горько улыбнулся. Тогда я не придала этому особого значения. Ладно. Не далее, как две недели назад, гостил у меня мой внук. Мы долго с ним чаёвничали, разговаривали. Но в какой-то момент я заметила, что он на часы поглядывает.
     - Саша, ты торопишься?
     - И да, и нет. Просто скоро садоводы начнут возвращаться со своих дач. Не хотелось бы с ними ехать в переполненном автобусе.
     Донимать вопросами я его не стала. Если раньше провожала до остановки, то в тот раз проводила только до дверей. Постояла на лестничной площадке, помахала рукой, сама призадумалась. Как-то неспокойно стало на душе. Мой, двадцатилетний внук, умный, начитанный парень, почему-то опасается ехать в одном автобусе с садоводами, в основном – людьми пенсионного возраста…
     Подождала минут сорок и позвонила ему. Спросила:
     - Как доехал? Не обидели ли тебя старушки? – шутя, спросила я. А он, на полном серьёзе, ответил:
     - Нет. Я успел проскочить.
     - Саша, я ведь тоже уже принадлежу к числу этих «старушек».
     - О-о, если бы все старухи вели себя, как моя бабушка, то и говорить бы было не о чем.
     - А о чём говорить?
     - Когда ни будь, сама увидишь. Я рассказывать не буду. Не хочу себе настроение портить.
     С тем и расстались.
     И, вот, не далее, чем вчера, я, не вняв опыту внука, в это злосчастное время оказалась в рейсовом автобусе номер три. Моя остановка первая. Вошла в пустой автобус, села у окна. Пока ехали нашим посёлком городского типа,  автобус пополнялся пассажирами самых разных возрастов. Люди садились, а кому удобнее было стоять – стоял. Когда выехали за посёлок, в салоне автобуса, не сказать, что «битком», но в проходе плотненько стояли люди. Ничего, ехали спокойно. Вдруг по автобусу прокатилось тревожное волнение. Я глянула в окно. Автобус подъезжал к остановке, где поджидали старушки-садоводы, у ног каждой из них по одной, а то и по две доверху нагруженные всякой огородиной сумки. Я ещё подумала: кто заставляет этих пожилых людей на износ работать в саду и таскать такие сумки?.. А тем временем, автобус остановился. Открылись обе двери, но старушки гуськом потянулись к передней двери. Опять мысль в моей голове: надо будет людям выходить, а там сумками весь проход будет заставлен… В дверях сразу поднялся шум, гам, давка, непристойная брань. И, о Боже, одна старушка, проталкивая свою сумку вперёд, как уж там получилось, в толчее не разобрать, но одна сумка свалилась на бок. Из неё посыпались огурцы и прочая зелень. Хозяйка сумки сразу вычислила виновницу трагедии и схватила её за волосы. Нагибая к земле, требовала - собрать рассыпанное. А сзади напирали другие пассажиры и, поскольку овощи были рассыпаны у дверей, беззастенчиво давили огурцы. Прорвавшиеся в салон вели себя тоже не лучшим образом.  Другая старушка, выставив вперёд свою клюку нижним концом, как пику, расчищала себе путь, волоча за собой неподъёмную (по моим силам) сумку. Таким образом, она прошла, чуть ли не до середины салона. Но на этом она не успокоилась, стала тыкать этой клюкой в бок сорокапятилетнему мужчине, требуя, чтобы он уступил ей место на сидении. Разумеется, мужчине не понравилось такое с ним обращение и он, не только не пожелал усадить на своё место эту «даму», но и пригрозил, что выбросит эту её клюку в окно. И тут началось такое, что и в страшном сне не приснится. Бабулька истошно верещала, давая понять, что она, в силу своего возраста, заслужила к себе уважение молодых… Ей вторили другие старухи. «Мы всё тут построили, а вы пришли на готовенькое!..» Мужчина, еле сдерживая ярость, отвечал им, что ему и рубля никто не подарил. Сам учился, работал, семью содержал… Его поддерживали пассажиры помоложе. Два непримиримых лагеря, казалось вот-вот ринуться в рукопашную.
     Наконец двери закрылись, автобус тронулся в путь. Но гвалт продолжался ещё минут двадцать, пока не въехали в город и, рычащая публика не стала рассасываться на остановках. Мне выпало выходить на одной остановке с этой старухой. Клюкой своей она опять проложила себе путь к выходу. Я шла сзади, опасаясь, даже случайно прикоснуться к ней. Кто-то винил кондуктора, молодую девушку, за то, что она не утихомирила старух… Кто-то говорил, что с ними даже участковый страж порядка не станет связываться…
     Наконец, я на вольном воздухе! В ушах ещё не улеглось эхо бранной перепалки. В висках пульсирует кровь. Растерянно оглядываюсь по сторонам, вспоминаю: куда и зачем мне нужно было идти. На глаза попалась всё та же старуха. И опять я удивилась увиденному. На клюку свою она не опиралась, а сунула её себе под мышку. Перекособочась от тяжести, она несла сумку. Но, то, с какой скоростью она учесала, мне и думать было нечего её догнать. Я живо представила, как она своей клюкой тыкала в бок, не того мужчину, а моего интеллигентного вида внука, и меня охватил ужас…
     Мне припомнилась пословица: возраст – не заслуга. Однако находятся люди, которые умело им пользуются… А ещё говорят, что молодёжь у нас плохая…   Благородная седина! А под ней всё та же необузданная глупость, бесстыжая наглость и вседозволенность.
     Я шла по улице, и мне казалось, что в глазах людей, глядевших на меня, предупреждение, которое я видела на стене жилого дома: «Осторожно, злые старухи!» Первый раз мне было до слёз стыдно и обидно за наших стариков…

                22.07.11 г.