30. Хасмонеи и возрождение Иудейского царства

Константин Рыжов
      1. О модинском священнике Маттафии, поднявшем народ на борьбу с язычниками

В те годы, когда начались гонения на иудейскую религию, в Модине жил священник Маттафия – выходец из жреческой семьи Хасмонеев. В 167 г. до Р.Х. в этот город явились чиновники Антиоха Епифана. Они стали принуждать местных жителей к отступничеству и приказали им принести установленные царем жертвы. Прежде всего сирийцы обратились к Маттафии и сказали ему: «Ты вождь, ты славен и велик в этом городе. Итак, приступи теперь первый к жертвеннику и исполни повеление царя, как это сделали все иерусалимские евреи». Маттафия отвечал им: «Даже, если все подвластные царю народы отступятся от исконного богослужения, то и тогда мои сыновья и я будем поступать по завету наших отцов».

Еще не успел Маттафия договорить свою речь, как кто-то из иудеев вышел из толпы, чтобы принести жертву перед идолами. Маттафия в гневе устремился вперед и тотчас убил отступника своим мечом. Затем он убил царского слугу, принуждавшего его к нечестивому жертвоприношению, и разрушил алтарь. Обратившись к народу, Маттафия воскликнул: «Всякий, кто привержен родным обычаям и стоит в завете с Богом, пусть следует за мной!» Вместе со своими сыновьями он направился в пустыню, бросив все, что имел в городе. Его примеру последовало множество других жителей, которые бежали с детьми и женами в пустыню и стали жить там в пещерах. Сирийские солдаты погнались за беглецами и настигли их в субботний день. Враги сказали им: «Еще не поздно все исправить! Выйдите, сделайте то, что велит вам царь, и останетесь живы». Иудеи отвечали им: «Не выйдем и не сделаем то, что велит нам царь! Не оскверним субботнего дня!» Сирийцы разожгли большой огонь и истребили всех укрывшихся в пещере. Около тысячи иудеев с женами и детьми задохнулись тогда от дыма, не оказав врагам никакого сопротивления.

Когда Маттафия узнал о жестоком избиении своих единоверцев, и о том, что они даже не думали защищать себя, страшась осквернить субботу, он горько заплакал исказал его приверженцам: «Если мы будем поступать так, как поступили наши братья, и не будем сражаться с язычниками за нашу жизнь, то они скоро совершенно истребят нас с лица земли!» Посовещавшись, они постановили: «Кто бы не пошел против нас в субботний день, будем сражаться против него, чтобы нам не умереть!» Вскоре вокруг Маттафии собралось множество иудеев, сохранивших верность Моисееву закону. Обходя округу, они разрушали жертвенники и убивали всех нечестивцев, запятнавших себя грехом языческих жертвоприношений. Так защитили они закон и не дали восторжествовать богоотступникам.

              2. О войне, которую вел против сирийцев бесстрашный Иуда Маккавей

Спустя год, после выступления, Маттафия умер (это случилось в 166 г. до Р.Х.). Предводителем восставших сделался его средний сын Иуда Маккавей («маккавей» значит «молот»). Он продолжил дело отца и бился с врагами подобно льву. Внезапно нападая на города и селения, он сжигал их и победил немало врагов. Беззаконники, из страха перед ним, смирили свою дерзость, а народ, напротив, воспрянул духом. Слух о мужестве повстанцев разносился повсюду. Когда против него выступил наместник Самарии Аполлоний, Иуда сразился с ним, поразил его самого и многих его воинов. Затем он двинулся против Сирона, наместника Келесирии. Его сподвижники, увидев огромное вражеское войско, стали говорить: «Как нам сражаться против такого многочисленного множества?» Иуда отвечал им: «У Бога нет различия, многими спасать или немногими. Не от множества войск бывает победа на войне, но с неба приходит сила! Они идут против нас, надменные и нечестивые, чтобы истребить наших жен и детей, а мы будем сражаться за наши души и заветы отцов. Сам Бог сокрушит нашихврагов, а вы не бойтесь их». Воодушевив соратников, Иуда Маккавей внезапно бросился на сирийцев и совершенно поразил Сирона.

Вся страна вскоре была охвачена восстанием. Узнав об этом, Антиох Епифан отправил против иудеев большую армию во главе со своим полководцем Горгием. Иуда подошел к Еммауму и сказал своим ополченцам: «Опояшьтесь мечами и будьте готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались для того, чтобы погубить нас и нашу святыню. По мне лучше умереть в сражении, чем видеть бедствия народа. А там пусть будет так, как решит Всевышний!» Иудеи смело ударили на врага, нанесли ему поражение и захватили сирийский стан.

На следующий год царский наместник Лисий во главе огромной армии пришел в Иудею и расположился станом в Вефсуре. Иуда Маккавей, хотя у него было не в пример меньше сил, не уклонился от сражения и вновь одержал победу. В 165 г. до Р.Х. он вернул себе Иерусалим Святой город после антиохового разгрома находился в запустении, а в притворах храма, как в лесу, уже проросли деревья. Маккавей разыскал священников, повелел им очистить иосвятить храм, снабдил его новой утварью, светильником, столом и алтарем, сооруженным из золота, заготовил новые завесы, навесил новые створы дверей и укрепил храм стенами. Он стал оплотом против сирийцев и отступников, которые продолжали удерживать иерусалимский замок.
Из Иерусалима Иуда начал совершать походы на окрестные племена, постепенно покоряя их себе. Прежде других, в 164 г. до Р.Х., должны были признать его власть идумеи. Потом началась война с аммонитянами, также завершившаяся победой. Иуда взял их город Иазер и двинулся на север в Галаад, чтобы поддержать тамошних иудеев, так же поднявших восстание. Аммонитяне были совершенно разбиты. Их города Хасфон, Макед, Восор и другие достались победителям. Отсюда Иуда повернул на юг, захватил Хеврон и Азот.

Узнав об этом, Антиох Епифан хотел лично выступить против иудеев. Он похвалялся, что сделает Иерусалим кладбищем для его жителей, но внезапно впал в тяжелое умственное расстройство и скончался. Престол перешел к его несовершеннолетнему сыну Антиоху V Евпатору (правил в 163-162 гг. до Р.Х.).

3. О том, как обстоятельства заставили Иуду Маккавея вновь отдаться под власть сирийцев

Те из иудеев, которые приняли сторону царя и добровольно отреклись от отеческих законов, укрылись в иерусалимской крепости и терпели от осаждавших большие стеснения. Наконец они послали сказать Антиоху: «До каких пор будет длиться наше унижение? Мы согласились служить твоему отцу, ходить по его заповедям и следовать его повелениям. За это наши соотечественники повели против нас жестокую войну, убивают нас и расхищают наше имущество. Вот, они уже укрепили храм и сделают еще больше, если ты не поспешишь предупредить их!»

В 162 г. до Р.Х. царь и его регент Лисий с большим сирийским войском вторглись в Иудею и расположились станом против Вефсуры. Иуда снял осаду с иерусалимской крепости и поспешил навстречу врагу. Готовясь к битве, Лисий построил своих людей следующим образом. Все его войско было разделено на 32 отряда. Во главе каждого из них наступал боевой слон с крепкой деревянной башней на спине. За ним двигалась тысяча воинов в железных кольчугах и с медными шлемами на головах и пятьсот отборных всадников. Врагов было так много, что когда лучи солнца упали на их щиты, то засияли все окрестные горы. Одна часть царского войска занимала высоты, а другая – низменные места. Его люди двигались твердо и стройно. Евреи смутились, услышав шум наступающих полчищ и стук оружия, но Иуда, не взирая на множество врагов, ринулся в бой. Началась жестокая сеча. Брат Иуды Маккавея по имени Елеазар увидев, что один из слонов покрыт царскою броней и превосходит всех своей мощью, решил, что на нем сражается сам Антиох. Он смело бросился под чудовище и убил его ударом снизу. Слон рухнул мертвым на смельчака и раздавил его. Увы, этот подвиг не смог остановить наступление сирийцев. Иуда отозвал свои отряды и отвел их в сторону. Лисий и Антиох вошли в Иерусалим, освободив тех, кто был осажден в крепости. Иудейский отряд, защищавший Вефсуру, вскоре сдал город, так как у него не было продовольствия для долгой осады.

Сирийцы начали осаду храма. К стенам было подвинуто множество машин, метавших копья, камни и огонь. Но иудеи защищались с чрезвычайным упорством. Против каждого осадного орудия, которое царь возводил у стен крепости, защитники ставили свое. Только недостаток съестных припасов заставил их подумать о переговорах. Поэтому, когда Лисий и Антиох предложили Иуде мир на достойных условиях, он согласился его принять: евреи вновь признали власть сирийского царя, который в свою очередь предоставил им право жить по их собственным древним законам. Гонения на иудейскую веру были прекращены. Уходя, сирийцы увели с собой недостойного первосвященника Менелая, который вскоре был казнен.

                4. О возобновлении военных действий и о смерти Иуды Маккавея

В том же году из Рима прибыл сын Селевка IV Деметрий (двоюродный брат Антиоха Евпатора),который много лет прожил в качестве заложника вдали от родины. Узнав о его возвращении, сирийские воины взбунтовались, схватили Антиоха с его регентом и убили их. Деметрий I (правил в 162-150 гг. до Р.Х.) сделался царем. Он оказался человеком заносчивым, надменным и ленивым. К тому же Деметрий постоянно бывал пьян и совершенно не занимался делами.

Когда иудейские отступники узнали о свершившемся перевороте, они тотчас отправились в Антиохию с жалобой на Иуду Маккавея. Новый царь не оставил их слова без внимания. Договор Антиоха Евпатора был предан забвению. Деметрий провозгласил первосвященником предателя Алкима и отправил вместе с ним в Иерусалим войска. Прибыв на родину, Алким велел перехватать своихпротивников, которые прибыли к нему, поверив коварным речам, и немедленно казнил их. Когда весть об этом дошла до Иуды Маккавея, он вновь взялся за оружие и возобновил войну против отступников. На помощь Алкиму пришел сирийский полководец Никанор. Он сразился с повстанцами близ Хафарсаламы, но не смог одолеть их. Затем произошла новая битва при Адасе, в которой сирийцы потерпели полное поражение. Сам Никанор пал на поле боя.

Получив весть о разгроме, Деметрий в 161 г. до Р.Х. послал в Иудею новую карательную армию во главе с Вакхидом. Врагов было много. Значительное число иудеев устрашилось и оставило Иуду. Маккавей был опечален их трусостью, но не захотел отступить перед Вакхидом. Он сказал своим сподвижникам: «Встанем и пойдем на наших противников! Быть может, Бог опять пошлет нам победу». Советники отговаривали его от этого неблагоразумного шага, но Иуда настоял на своем. Он сказал: «Не было со мной такого прежде, и не будет никогда, чтобы я бежал перед врагом! Если пришел наш час умереть, встретим смерть мужественно и не посрамим нашей былой славы!» Евреи напали на сирийцев у деревни Вифзифы и бились с ними всю ночь. Иуде удалось опрокинуть правое крыло неприятеля. Он стал преследовать бегущих, но тут враги с левого фланга ударили ему в тыл. Началась яростная сеча. Иуда, храбро отбивавшийся от врагов, пал в этом бою, а прочие обратились в бегство.

                5. О том, как место Иуды Маккавея занял его брат Ионафан

По смерти Иуды во всех пределах страны возобновились беззакония и поднялись все деятели неправды. Иудея была разорена дотла. Повсюду свирепствовал голод. Люди тяжко страдали от угнетения, но должны были подчиняться сирийским ставленникам. Отступники повсюду разыскивали друзей Маккавея и приводили их к Вакхиду, который жестоко мстил им за прежние успехи. Тогда вожди повстанцев собрались вместе и сказали Ионафану, младшему сыну Маттафии: «С того времени, как скончался твой брат, нет подобного ему мужа, чтобы выйти против врагов и Вакхида. Теперь мы избрали нашим начальником тебя, чтобы ты стал вождем вместо Иуды и продолжал войну».

Положение повстанцев поначалу было очень тяжелое. Сирийцы взяли Иерихон, Эммаус, Газару, а также многие другие иудейские города. Ионафан и его сподвижники отступили к озеру Асфар и укрылись в болотистой местности на его берегах. Вакхид узнал об этом и неожиданно напал на иудеев с большим отрядом. Однако Ионафан встретил врага во всеоружие и крепко бился с ним среди болот. Когда положение сделалось опасным, евреи, бросившись в Иордан, переплыли на другой берег. Вакхид, который потерял многих солдат, не решился преследовать их и вернулся в Иерусалим.
В 159 г. до Р.Х. первосвященник Алким начал разрушать стены вокруг храма, но внезапно был поражен ударом и умер. Вакхид ушел обратно к царю, расставив во всех городах крепкие гарнизоны. В течение двух лет в Иудее сохранялся хрупкий мир. Ионафан занял в пустыне город Вефваси и хорошо укрепил его. Вакхид подступил к городу, подвел к его стенам машины и долгое время вел безуспешную осаду. Иудеи, во главе которых стоял брат Ионафана Симон, сделав вылазку, сожгли все осадные орудия. Вакхиду пришлось уйти. Его поражение ослабило власть сирийцев над Иудеей. Ионафан утвердился в Махмасе, а весь окрестный народ признал его своим правителем.

6. О внутренних смутах, потрясавших Сирийское царство, и о выгодах, какие извлек из них Ионафан

Между тем сирийцы были отвлечены от Иудейской войны собственными междоусобиями. Чтобы избавиться от Деметрия I, его враги придумали подучить некоего молодого человека по имени Балас выдать себя за Александра, сына Антиоха IV Епифана. Самозванец в 153 г. до Р.Х. высадился в Сирии и завладел Птолемаидою (этот город до македонского завоевания назывался Акко; при Птолемеях он превратился в морские ворота Северной Палестины и имел большое стратегическое значение). Деметрий должен был готовиться к тяжелой войне. Ионафан мог легко пристать к его противнику. Чтобы не допустить этого, Деметрий поспешил заключитьс ним выгодный мир. Царь позволил ему набирать войска и приготовлять оружие, а также выдал ему всех заложников, которые томились в иерусалимской крепости. Ионафан прибыл в Иерусалим и прочитал перед народом царское письмо. Его враги, напуганные таким поворотом дел, на время присмирели. А Ионафан, поселившись в столице, начал спешно отстраивать крепостные стены вокруг горы Сион.

Александр Балас также постарался привлечь иудеев на свою сторону. Он написал Ионафану письмо и объявил, что ставит его первосвященником в Иерусалиме. Когда Деметрий узнал, что Ионафан облекся в мантию первосвященника, он в свою очередь даровал иудеям новые льготы: освободил их от многих податей, а Иерусалим отдал под полную власть первосвященника. Но даже такими посулами он не смог переманить евреев на свою сторону: слишком хорошо помнили они то зло, которое претерпели от него.

В 150 г. до Р.Х. два претендента на сирийский престол сразились друг с другом. В конце концов армия Александра, которому оказал сильную поддержку его тесть египетский царь Птолемей VI, одержала победу. Деметрий погиб в бою.Александр Балас (правил в 150-145 гг. до Р.Х.) завладел его престолом. Ионафан пользовался при нем большим почетом.

Впрочем, спокойное царствование Баласа продолжалось только три года. В 147 г. до Р.Х. у него появился грозный соперник – сын Деметрия I, также Деметрий. Ионафан отложился от Александра и повел себя как независимый правитель. Он двинулся к морю и овладел Иоппией. Отсюда иудейское войско отправилось к Азоту, где бесстрашно сразилось с наместником Келесирии Аполлонием. Сирийцы были разбиты, Азот – сожжен. Затем Ионафан подступил к Аскалону и овладел этим городом.
Александру пришлось признать его завоевания, поскольку его положение ухудшалось с каждым днем. Египетский царь Птолемей рассорился с зятем, отнял у него свою дочь Клеопатру и выдал ее за Деметрия. Александр двинулся против врагов, но был разбит ими. Он бежал к набатейским арабам, однако тамошний царь велел его казнить, а голову отослал Птолемею. Деметрий II (правил в 145-141 гг. до Р.Х.) сделался сирийским царем. Он оказался ничем не лучше своего беспутного отца: вел беспорядочную, праздную жизнь и вовсе не интересовался делами. Войску между тем постоянно задерживали жалование, и солдаты были сильно этим раздражены.
У Александра Балсы был полководец по имени Три¬фо¬н. Он узнал, что все войско ропщет на Деметрия и при¬вез из Набатеи в Си¬рию ма¬ло¬лет¬не¬го сына своего прежнего господина по имени Ан¬ти¬ох. Наемники тотчас перешли на его сторону.
Трифон овладел сирийской столицей Антиохией и провозгласил царем своего ставленника Антиоха VI (правил в 141–140 гг. до Р.Х.). Деметрий бежал из Сирии в Месопотамию. Ионафан признал нового государя, выступил против военачальников Деметрия и разгромил их на равнине Насор. В то же время он старательно укреплял Иерусалим, а городскую крепость (по-прежнему занятую сирийцами) обнес внешней стеной, чтобы ее гарнизон не мог учинять неожиданные нападения на город.

     7. О том, как сириец Трифон коварством захватил Ионафана и предал его смерти

Трифон видел, что Ионафан усиливается с каждым днем, и решил положить этому конец. Он отправился в Вефсан, где первосвященник встретил его с большим войском. Трифон принял его с честью, представил всем друзьям, дал богатые подарки. Потом он сказал Ионафану: «Для чего ты привел с собой столько людей? Ведь у нас нет никакой войны. Отпусти народ по домам и пойдем вместе со мной в Птолемаиду. Я передам этот город тебе, а затем возвращусь». Ионафан поверил Трифону, распустил войска и оставил при себе только тысячу человек. Но как только иудеи въехали в Птолемаиду, жители по данному Трифоном сигналу заперли ворота и набросились на них. Всех спутников первосвященника перебили, а сам он был схвачен и вскоре казнен.

  8. Об иудейском первосвященнике Симоне и о продолжении сирийских междоусобий

Узнав о пленении Ионафана, иудеи избрали первосвященником третьего сына Маттафии – Симона. При нем Иудейское государство настолько усилилось, что перестало платить сирийцам дань. В первый же год его правления Симону сдался гарнизон иерусалимской крепости, терпевший страшный голод. Крепость была разрушена, а сам холм, на котором она возвышалась, срыт. Отныне самой высокой точкой города сделался храм. Тогда же первосвященник завладел Газой, изгнал из нее язычников и населил город евреями.

Иудея богатела и быстро усиливалась. Тем временем сирийцы продолжали свои междоусобия. Маленький Антиох VI находился у власти не более года. Потом Трифон велел умертвить его и сам возложил себе на голову царский венец (правил в 140-138 гг. до Р.Х.). Впрочем, власть его была признана далеко не всеми. Часть воинов осталась верна жене Деметрия II, Клеопатре Тее, которая заперлась с детьми в Селевкии, и продолжала борьбу с узурпатором. Вскоре царица послала своих людей к царевичу Антиоху Сотеру, брату Деметрия II, и предложила ему стать ее мужем. Антиох согласился, прибыл в Селевкию и возглавил войско царицы. Симон, ненавидевший Трифона, сразу признал нового царя, послал ему много денег и съестных припасов. В 138 г. до Р.Х. Антиох выступил против Трифона и победил его в бою. Узурпатор бежал в Апамею, был там во время осады захвачен в плен и убит. Власть перешла к Антиоху VII (правил в 138-129 гг. до Р.Х.).

Едва новый царь утвердился на престоле, он начал думать над тем, как вновь покорить себе Иудею. Однако до тех пор, пока был жив Симон, все попытки в этом направлении не приносили успеха. В 134 г. до Р.Х. этот последний из сыновей Маттафии, объезжая Иудею, прибыл в Иерихон, где правил его зять Птолемей. Тот уже давно находился в тайном сговоре с царем и вынашивал коварные планы против Симона. Пригласив тестя в крепость Док, он устроил в его честь большой пир. Когда гости опьянели, слуги Птолемея набросились на них и перебили мечами. Тогда же были захвачены жена и два младших сына первосвященника. Но самый старший сын Симона, Гиркан, успел бежать в Иерусалим. Здесь при поддержке горожан он унаследовал звание и власть отца.

                9. "Книга Иудифи"

"Книга Иудифи" была написана в середине II в. до Р.Х., в разгар войны против Селевкидов. По форме и стилю она подражала каноническим историческим книгам, но из-за множества анахронизмов воспринимается сейчас скорее как исторический роман. Содержание ее в кратких словах сводится к следующему.

В двенадцатый год  царствования ассирийского царя Навуходоносора разгорелась война между ним и мидийским царем Арфаксадом. Тогда Навуходоносор   послал ко всем народам, живущим в Персии, Сирии, Ливане, Израиле и Иудее свое повеление, что бы они собирались к нему и шли против мидян. Но многие из этих народов презрели слово царя и не явились на его зов. Победив Арфаксада и сокрушив его державу, Навуходоносор вспомнил об их непокорстве. Он призвал к себе своего главного  полководца Олоферна, который был вторым после него,  и сказал ему: «Так говорит великий царь, господин всей земли: ты возьмешь с собою мужей, уверенных в своей силе, - пеших сто двадцать тысяч и конных двенадцать тысяч, - и пойдешь против всей земли на западе за то, что она не повиновалась моему слову. И ты должен будешь захватить все пределы той земли. Тех, кто сдастся тебе без боя, ты пощадишь до дня моего суда, а тех, кто подумает сопротивляться – истребишь без всякой жалости». Исполняя приказ царя, Олоферн прошел через все западные пределы, выжигая нивы, отдавая на истребление стада овец и волов, грабя города, опустошая поля и истребляя людей острием своего меча. Страх и ужас напал на жителей приморской страны. Евреи, жившие в Иудее, услышали обо всем, что сделал с соседними народами Олоферн, и как разграбил он их святилища, и  очень испугались.

Прошло немного времени, и ассирийцы подступили к большому и укрепленному иудейскому  городу Ветилуе. Однако Олоферн не стал штурмовать крепость. Моавитяне сказали ему: «Не воюй, господин наш, с этим народом так, как ты обыкновенно привык. Оставайся в своем лагере, и ты сбережешь всех своих воинов. Мы укажем тебе источник, из которого идет вода в Ветилую, и ты перекроешь его. Знай, что город этот горный. Внутри его стен нет ни одного источника и ни одного колодца. Осажденным нечем будет утолить свою жажду. Они, их жены и дети умрут на улицах своего города прежде, чем их коснется твой меч».

Олоферн сделал все так, как ему посоветовали. Прошло тридцать четыре дня, и в Ветилуе были опустошены все водоемы и истощились все сосуды с водой. Горожане стали страдать от сильной жажды. Люди падали в изнеможении на улицах города. Тогда весь народ собрался к своему начальнику Озии и стал укорять его за то, что он не сдал город сразу, по первому требованию  Олоферна.  Но Озия сказал им: «Не унывайте братья! Потерпите еще пять дней. И если Господь за этот срок не пошлет нам избавления, мы сдадимся и выпьем до дна чашу нашего горького унижения».

В те времена в Ветилуе была одна вдова по имени Иудифь. Со дня смерти мужа своего она жила в шатре на кровле дома, одетая в траур, и постилась во все дни, кроме суббот и праздников. Она была красива лицом и богата. Были у нее и поля, и скот, и золото, и серебро, и рабы, ибо многое оставил ей муж после своей смерти. Иудифь услышала о завете, который заключил начальник города с народом, пошла к Озии и сказала ему: «Зачем искушаешь ты Господа, говоря: "Если не пошлет нам Бог избавления в ближайшие пять дней, то сдадимся мы ассирийцам?" Известно тебе и без меня, что Он, если захочет защитить нас, то спасет в любые дни, а если не захочет, то поразит нас жестоко даже в дни торжества и могущества нашего». Озия отвечал на это: «Все, что ты сказала, Иудифь, верно. Всем известна твоя мудрость, но что нам от нее? Сегодня приходил ко мне народ и укорял меня за то, что я не сдался Олоферну по первому его слову. Ибо истомился народ от жажды, и я поклялся ему клятвою наикрепчайшей, что сдам город через пять дней, если Господь не явит нам своей милости. Если желаешь помочь, то помолись Господу. Может быть, Он услышит твои слова и пошлет нам дождь, чтобы наполнились наши водохранилища».
Иудифь отвечала: «Все, что смогу, я сделаю для народа моего. Выпусти меня этой ночью из города, и, если будет на то воля Его, Господь спасет вас моей рукой. Только не расспрашивай меня о том, что я задумала, так как я все равно не скажу». Озия сказал: «Ступай с миром! И пусть Господь будет с тобою на отмщение нашим врагам!»

Иудифь вернулась домой, сняла траурные одежды, омыла тело водой, умастилась драгоценным миртом, причесала волосы, оделась в одежды веселья, обула ноги в сандалии и возложила на себя цепочки, запястья, кольца и серьги. После этого она дала своей служанке мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою, сушенными плодами, чистым хлебом и вышла со всем этим за ворота Ветилуи. Некоторое  время они шли вдвоем по долине, пока их не остановила передовая стража ассирийцев и не спросила: «Чья ты? Откуда идешь и куда направляешься?» Она сказала: «Я еврейка и бегу из Ветилуи, потому что она вскоре будет предана вами на истребление. Я иду к Олоферну, вождю вашего войска, что бы научить его, как лучше завоевать этот город, не потеряв при этом ни одного человека». Стража проводила Иудифь прямо к шатру Олоферна. Тот вышел навстречу ей и был поражен ее красотой. Он сказал: «Не бойся, женщина, потому что я не делаю зла никому, кто добровольно решил служить Навуходоносору, царю всей земли. Скажи мне только, почему ты бежала и пришла к нам?»

Иудифь пала перед Олоферном на колени и сказала: «Да жив будет Навуходоносор, царь всей земли, и да живет держава его! Послушай, что я скажу тебе. Соплеменники мои истощены до предела голодом и жаждой. Недавно, страшась смерти, они решили съесть священный скот, посвященный Господу, а также пшеницу, вино и масло, которые употребляют священники во время службы, хотя известно, что это великий грех. И Господь открыл мне, что в тот день, когда они совершат это, Он отвернет от них Свое лицо и предаст этот грешный народ в твои руки. Погоди немного, и ты завладеешь Ветилуей и всей страной, не пролив ни единой капли крови. Вот почему я бежала из города – Сам Господь послал меня к тебе, что бы открыть Свои замыслы!»

Олоферну понравились ее слова, а сама она понравилась ему еще больше. Он сказал: «Я поселю тебя в моем шатре, и мы будем жить вместе, ожидая того дня, когда Господь предаст этот город в мои руки». Иудифь сказала: «Кто я, чтобы прекословить господину моему?» И она приняла приглашение  Олоферна. Вечером он устроил пир и позвал ее на свою половину. Она встала, нарядилась во все женские украшения, пришла и возлегла рядом с Олоферном. Олоферн любовался на нее и пил очень много вина.

Когда наступила ночь, все гости разошлись из шатра, и остались там только Иудифь с Олоферном, который лежал на своем ложе без чувств, потому что был пьян. Иудифь подошла  к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, сняла с него меч, приблизилась к постели, схватила волосы его головы и сказала: «Господи Боже Израиля! Укрепи меня в этот день!» После этого она дважды изо всех сил ударила по шее Олоферна и отрубила ему голову. Спустя немного времени, она вышла и отдала служанке голову Олоферна, а та положила ее в мешок со съестными припасами, и обе вместе вышли на вечернюю молитву. Пройдя через весь ассирийский лагерь, они добрались до ворот Ветилуи и вошли в город.

Когда осажденные увидели голову своего врага, сердца их возликовали и наполнились мужеством. На рассвете каждый муж в Ветилуе взял свое оружие, и евреи стали строиться у стен города. Увидев это, ассирийцы забеспокоились, послали за Олоферном и нашли его лежащим в своем шатре без головы. Когда войско услышало об этом, на солдат напал страх, и они все бросились бежать. Так Господь отвел поражение от Своего народа.

                10. Возрождение Иудейского царства

Окончательно Иудея обрела свободу после смерти Антиоха VII. Сирийские цари, погрязшие в бесконечных внутренних смутах, настолько ослабли, что не могли уже всерьёз угрожать Хасмонеям. Фактически Гиркан правил страной, как суверенный государь. Однако официально царский титул принял только его сын Аристобул I (104–103 гг. до Р. Х.). Началась эпоха Второго Иудейского царства.

                11. О трех иудейских сектах: саддукеях, фарисеях и ессеях

Эпоха независимости породила в общественной и духовной жизни евреев новые вопросы. Главный из них звучал примерно так: должна ли Иудея превратиться в обыкновенное монархическое государство, или же она должна пользоваться достигнутой свободой для того только, чтобы усовершенствовать свою внутреннюю духовную жизнь. Ответ на него давали по-разному. Уже во времена правления Гиркана I коренное разномыслие во взглядах на задачу государства привело к образованию трех партий – саддукеев, фарисеев и ессеев. Разногласия между ними носили чрезвычайно глубокий характер – то были три типа миросозерцания, охватывавшие все сферы личной, общественной и религиозной жизни.

Во главе партии саддукеев находились потомки старой священнической династии Садока, оттесненной от первосвященства новой династией Хасмонеев. Это была сравнительно небольшая группа богатых и влиятельных людей, в основном землевладельцев. Саддукеи занимали видные государственные и храмовые должности и имели большое влияние на политическую и религиозную жизнь. В них видят прямых потомки тех умеренных эллинистов, которые еще в эпоху греческого владычества стремились дать в еврейской жизни перевес светской культуре над духовной.
Древняя иудейская религия была для саддукеев не центром жизни, а только придатком к ней. Они старались ослабить резкие национальные особенности, отличавшие иудеев от других образованных народов. Отсюда шло их отрицательное отношение к устному закону и народным обычаям, образовавшимся вокруг Торы. Саддукеи признавали обязательными только писаные законы Моисея, отвергая все позднейшие устные предания, толкования ученых и установившиеся в народе обычаи. Письменная Тора казалась им самодостаточной, раз и навсегда данной, и они не видели какой-либо необходимости в дополнительных комментариях к ней. В деле соблюдения писаной буквы Торы саддукеи отличались необычайным консерватизмом. Хотя в повседневной жизни они легко поддавались иноземным влияниям, в своих судебных решениях представители этой партии проявляли большую строгость, так как буквально применяли все устаревшие нормы наказания (в том числе пресловутый принцип «око за око, зуб за зуб»).

Отрицая устную традицию в деле обрядов, саддукеи не принимали никаких новых религиозных учений. Поскольку Тора не касалась вопросов загробной жизни, посмертного воздаяния и конца света, они ни во что такое не верили и считали, что человеческая душа умирает вместе с телом. Саддукеи отрицали также тот факт, что ангелы и духи являются посредниками между Богом и человеком. В человеческих поступках саддукеи видели прежде всего проявление свободной воли, и лишь в редких случаях - вмешательство божества.

Фарисеи (это греческое слово происходит от еврейского перерушим - «отделившиеся»), как и большинство саддукеев, являлись мирянами, но в основном принадлежали к среднему классу. Во главе этой партии находились люди, отличавшиеся высокими умственными качествами, книжной ученостью, религиозным благочестием и нравственностью. На первом плане для них стояли не политические интересы государства, а духовные интересы нации. Характеризуя эту партию, можно сказать, что ее девизом было: национальная самобытность и политическая обособленность. При этом национальная самобытность всецело сливалась в глазах фарисеев с национальной религией. Именно в ней видели они ту творческую силу, которая должна пропитать все сферы еврейской жизни.

К воцарившейся династии Хасмонеев фарисеи относились настороженно и враждебно. Многовековой опыт убеждал их, что духовные и национальные интересы иудеев наиболее обеспечиваются не при монархическом устройстве государства, а при таком режиме, когда общиной управляют священники. Но управляют не самочинно, а безусловно подчиняясь господству Торы, как священного, внушенного Богом закона, с которым люди должно сообразовываться буквально во всех случаях жизни. Другими словами, фарисеи стремилисьводворить в Иудее своего рода духовную республику, где право совмещается с моралью, жизнь – с божественным законом, где выше всего ценятся духовные подвиги нравственной доблести, а не военные или политические успехи. А поскольку писанные нормы Торы не могли охватить все многообразие жизненных явлений, то ощущалась необходимость дополнить эти нормы устными традициями. Фарисеи, в отличие от саддукеев, не смотрели на Писание как на мертвую реликвию или строго зафиксированный кодекс. Они исходили из мысли, что вера не может ограничиваться рамками книги. Живая духовная преемственность, или предание, играет в ней не меньшую роль, чем строго установленный канон. При активном участии фарисеев шла постоянная разработка устных преданий и юридических толкований, которые связывали современную жизнь с писаным законом.

Вместе с тем фарисеи разделяли утвердившуюся в народе веру в бессмертие души и грядущее воскресение мертвых. Их взгляд на предопределение и свободу воли выражала формула: «Все предусмотрено (Богом), но свобода (действий) дана (человеку)», то есть, в человеческих поступках личная и высшая воли проявляются одновременно.

В противоположность саддукеям, которые придавали исключительное значение храму, фарисеи избрали сосредоточием своей деятельности молитвенные дома - синагоги, существовавшие в эту эпоху в каждом иудейском городке. В синагогах читали, учили, истолковывали и изучали Тору. Здесь возносили пламенные молитвы о возрождении нации и пели псалмы.

Совершенно особенным течением в еврейском обществе была секта ессеев. Ее последователи считали, что светское начало государственности само по себе греховно и суетно, что вполне подчинить его религиозному началу немыслимо и что истинная жизнь «в Боге» возможна не в гражданском обществе, а лишь в чисто духовном братстве, стоящем вне сферы политики. Если саддукеи отводили религии только небольшой участок государственной жизни, а фарисеи стремились связать религиозность и государственность в одно неразделимое целое, то ессеи совершенно упраздняли государственность и делали религиозность сосредоточием личной жизни. Члены этой секты удалялись от гражданского общества, от городской культуры и жили особыми полумонашескими общинами, где проводили все время в доскональном изучении Торы. Основная часть их поселений находилась в пустыне вблизи Мертвого моря. У ессеев была крепкая организация, основанная на началах строгого подчинения общей дисциплине. Одежда была одинаковой для всех членов братства и состояла из грубого плаща для зимы и легкой накидки для лета. Каждый должен был добывать средства для жизни личным физическим трудом. Слуг и рабов не существовало. Торговля считалась неприличным занятием. Вообще, господствовал принцип полного равенства. Каждый, присоединяющийся к секте, должен был уступить свое имущество общине. Хотя брак не был прямо запрещен, многие ессеи воздерживалось от него. В жизни большая роль отводилась омовениям. Центром общинной жизни служили ежедневные общие трапезы, пища для которых приготовлялась священниками при соблюдении многочисленных предписаний ритуальной чистоты. В жертвоприношениях, происходивших в храме, ессеи не участвовали, точно также как в общих богослужениях. Их религиозная жизнь проходила только внутри общины. Питая отвращение к царственному первосвященничеству Хасмонеев, ессеи верили, что лишь они одни входят в Новый Завет, предсказанный пророком Иеремией, и являются теми, кому суждено стать оставшимися до конца времен. Себя ессеи называли «сынами света» и «общиной Нового Завета». К саддукеям и фарисеям они относились как к иноверцам.

Ессеи считали, что жизнь человека полностью предопределена Богом. Они также веровали в бессмертие души и имели сложившееся учение о посмертном воздаянии. Согласно ему, освобождаясь после смерти от телесной оболочки, душа уносится прочь от земли. Добрые души попадают в рай, находящийся по ту сторону океана, а злые обречены на мучения в мрачной холодной пещере. Они верили в ангелов и в особое влияние добрых и злых духов. В их среде получило высочайшее развитие учение о конце света, сопровождающегося явлением Христа (то есть Спасителя или Мессии) и воскресением мертвых во плоти.

Поскольку ессеи были равнодушны к политике, борьба за влияние развернулась между двумя другими партиями.

                12. О Втором храме во времена Хасмонеев

Храм царил над Иерусалимом как в духовном смысле, так и громадой своего здания. Это единственное в иудейской столице величественное архитектурное сооружение было видно из любой точки города, а сгрудившиеся и плотно прижавшиеся друг к другу дома и узкие улочки под Храмовым холмом казались ярусами античного театра.
Построенная на развалинах храма Соломона, святыня Зоровавеля занимала площадь 150 на 44 м. От города священное пространство двора отделялось каменной стеной. Через двойные ворота посетители входили на открытый двор, окруженный со всех сторон служебными помещениями, складами, кухнями, трапезными и комнатами священников, которые все были встроены в стену ограждения. Вторая стена отделяла внешний двор от внутреннего, где стоял жертвенник для всесожжений. Он был сложен из неотесанных камней и имел высоту приблизительно 4,5 м, а площадь около 9 кв. м. Внутренний двор, вероятно, омывался водой (в древности на территории храма имелся свой источник). Оба двора были лишены растительности, что немало удивляло иноземцев, поскольку языческие святилища обычно располагались в густых рощах. Фасад храма был украшен золотым орнаментом.

Служба в храме совершалась дважды в день – на рассвете и в сумерках, - и состояла из трех частей: жертвы, молитвы и благословения. Еще до восхода солнца священники (которые одни только могли входить в святилище) заправляли маслом лампы золотого семисвечника и воскуряли на золотом алтаре благовония. Снаружи храма, на алтарном дворе, левиты пели в это время псалмы. Затем священники приводили и тщательно осматривали приготовленное к закланию животное, приносили дрова, масло, специи поднимались на каменный жертвенник и разводили огонь. Стоя, они бросали а пламя куски жертвенного мяса, плоды и возливали вино. Собравшиеся во дворе вокруг алтаря мужчины были лишь немыми свидетелями этой церемонии,
После возлияний вина по сигналу священных труб левиты вновь пели псалмы, а собравшиеся простирались перед алтарем. В то время, когда огонь пожирал жертву, народ обращался к Господу с молитвой, просил у Него здоровья, процветания, хорошего урожая, просил также милостиво взирать на Иерусалим – Его град, и Сион – Его обитель. Молитва заключалась воззванием: «Услыши наш глас!»

Когда жертва сгорала, священники, спустившись с алтаря, благословляли народ древним священническим благословением: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» Собравшиеся вновь простирались при имени Господа, трижды произносимого в этой части службы. Вечером воскурение благовоний и возжигание светильника в святилище следовало за жертвоприношениями.
Помимо регулярных жертвоприношений были еще «многие мириады» жертвоприношений отдельных правоверных. Материал для жертвы приобретался тут же. Продавцы жертвенных животных и ритуально чистых сосудов для священных трапез, менялы, мясники, повара и другие подобные служащие бродили по внешнему двору храма и придавали этому месту вид восточного базара. Никто, впрочем, не обращал на это движение особенного внимания, потому что каждое более или менее известное святилище (будь то на Востоке или на Западе) являлось тогда центром торговли. Всякий храм был в то же время и бойней и трапезной.

                13. О иерусалимском синедрионе

Царская власть во Втором Иудейском царстве была ограничена советом старейшин. Собрание старейшин существовало в Иудее уже в персидскую эпоху, но окончательную организацию этот орган получил при Гиркане I. Тогда же, по-видимому, он получил греческое по своей форме название синедрион.

Синедрион занимался решением законодательных вопросов и разбором важнейших судебных дел. Так как все иудейское законодательство основывалось на предписаниях Торы, то роль синедриона сводилась к толкованию различных пунктов этого кодекса в применении к тем или другим практическим случаям. Членом синедриона можно было стать или по своему происхождению из священнического рода или по возрасту, или по учености. Значительную часть его составляли книжники и знатоки еврейского закона. Синедрион мог быть Великий и Малый. Великий синедрион состоял из 71, а малый – из 23 лиц. Великий синедрион находился в Иерусалиме и имел место своего заседания в зале Газит при храме. Председателем Великого синедриона обычно был первосвященник. Малый синедрион мог существовать в каждом городе, общее число жителей которого составляло не менее 120 человек.

Судебные заседания синедриона происходили публично. Члены его сидели полукругом и, таким образом, могли видеть друг друга. Два писца, стоя слева и справа, записывали мнения судей. Значительное влияние в этом органе имели фарисеи, превосходившие своих противников саддукеев в части законоведения и учености. Именно они вносили в его решения дух гуманности (известно, что смертные приговоры выносились синедрионом чрезвычайно редко).
 
                14. О книге «Премудрости Соломона»

В середине 1 века до Р.Х. еврейская литература пополнилась еще одним замечательным произведением, которое, правда не было включено в канон священных книг, но заняло достойное место среди памятников религиозной мысли. Речь идет о книге «Премудрости Соломона», написанной, по-видимому, в Александрии на греческом языке. Традиция приписала ее создание древнему израильскому царю, однако неведомый автор «Премудрости» не только писал, но и мыслил по-гречески.

Любопытна книга прежде всего тем, что содержит развернутое учение о посмертном воздаянии и наказании. Соломон, в чьи уста неизвестный автор пожелал вложить свои рассуждения, провозглашает: «Неправо умствующие говорили сами о себе: "Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти. Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; будем наслаждаться дорогим вином и благовониями. Да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни! Увенчаемся цветами роз, прежде, нежели они увяли. Никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо эта наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. Будем строить козни праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи. Он перед нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как нечистот, и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим истинны ли слова его, ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, что бы посмотреть, каким будет попечение о нем Всевышнего". Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Между тем, Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. Они будут бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Бог повергнет их ниц безгласными, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет.

Тогда праведник с великим дерзновением станет перед лицом тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и будут говорить сами себе: "Это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии. Безумные, мы считали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам. Мы преисполнились делами беззакония погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная". Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. А праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Всевышнего».


«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189