Записки рыболова-любителя Гл. 804-805

Намгаладзе
804

М а й  2 0 1 1  г.

Письмо Шевчука от 1 мая 2011 г.

Саня, привет !
Прочитал твой мемориальный труд!  Слушай, я в диком восторге!!!!!!!!!! Это уму не растежимо и не постижимо. Я очарован твоим трудом и скрупулёзностью. Дневник замечательный! Я даже и не думал, что ты всё фиксируешь, молодец! Если будешь здесь, позвони - мой телефон есть почти у всех, Хочу встретиться и лично пожать руку. Не поленись, выйди в скайп, поболтаем. Вот пока и всё. Привет от Тани. Мы с ней прочитали  и как побывали в том времени, спасибо! До связи.
Твой друк - Шефчук

Мой ответ ему на следующий день

Здравствуй, Санечка!
Спасибо за комплименты моим "Запискам". Я дал себе зарок, что с тобой выйду на связь в скайпе, только когда чего-нибудь приличное поймаю. Пока в нуле. Вся надежда на сёмгу, ход которой начнётся в конце мая.
Привет Тане.
Твой напарник и тёзка,
Саня как бы рыболов

15 мая 2011 г., Мурманск
На майские праздники, к которым я присовокупил 4 дня отпуска, мы с Сашулей отправились в Сестрорецк. Там я получил свидетельство о регистрации права собственности на две трети дома на Мосина, 68, оплатил и получил межевой план участка и запустил процесс оформления долевой собственности на участок, на котором и провёл почти всё время.
Восстановил обрушенную скопившимся снегом часть забора перед крыльцом и ограждение кустов малины. В одиночку (!) выдернул из земли и развернул на 90 градусов парник, накрыл его оставшимися от перестройки дома старыми застеклёнными оконными рамами и укрепил их. Порубил и распилил сгнившие доски, ограждавшие грядки, ликвидировал некоторые из них под засев газонной травой, разрыхлил участок для засева. Спилил замки, навешенные осенью и зимой на нашу калитку неизвестно кем, возможно, Валеркой Пушке.
И последние два с половиной дня ковырялся на участке в одних плавках, балдея от солнечного тепла.
А как бегалось по утрам шикарно по дорожкам школьного стадиона напротив нашего дома на Токарева!
И каждый день почти корюшку ел жареную!
А приехал в Мурманск 11-го мая (Сашуля осталась в Сестрорецке готовиться к годовщине тёти Тамариной смерти – 20-го мая) – снег сыпет, холод, хорошо хоть старый снег и лёд сошли с асфальта. Зеленью и не пахнет пока.
На работе напряжёнка. Авторы всё несут статьи в «Вестник», устал с ними бороться, зажмурив глаза, принимаю. Не пропускаю только явную чушь типа «протекание потребности» в заголовке статьи. Или «расширение Гегеля и Канта»…
И дэдлайны для наших собственных научных статей идут один за другим.

13 мая пью кофе у себя в кабинете перед компьютером и как-то совершенно случайно натыкаюсь на объявление на нашем университетском сайте о встрече студентов из студенческой Ассоциации по связям с общественностью с Алексеем Венедиктовым, главным редактором радиостанции «Эхо Москвы», у нас в МГТУ. И как раз сейчас эта встреча уже час как идёт двумя этажами ниже под моим кабинетом.
Отправился туда и с удовольствием Венедиктова послушал. И студенты меня порадовали, толковые вопросы задавали, я даже удивился, откуда такие взялись. А после окончания встречи я затащил Венедиктова к себе в кабинет (как главный редактор главного редактора) и подарил ему два комплекта двух первых томов «Записок» - для него и для Юлии Латыниной, которые он с явным удовольствием принял, не взирая на их увесистость. И сфотографировал его мобильником с моими книжками в моём кабинете.


А вчера с утра чистое небо, и я вместо того, чтобы статью для Шпрингеровской книги дописывать, отправился на Верхне-Туломскую дорогу посмотреть ледовую обстановку на Туломе. Оказалось, что лёд на Туломе ещё есть, но уже не сплошняком: у противоположной, правобережной стороны река вскрылась, а у шоссе народишко сидит на льду на 21-м и 24-м километрах, но не видно было, чтобы руками особо махали, и я решил прокатиться до водохранилища, там обстановку разведать.
На берегу Верхне-Туломского водохранилища оказалось около десятка машин и, соответственно, два-три десятка рыбаков на льду. Я съехал от стоянки вниз к самому краю (урезу) льда, загрузил барахлом своё пластмассовое корыто-сани и побрёл к ближайшим рыбакам. Те (двое пенсионеров) с утра поймали несколько крупных корюшек, парочку налимов и двух сигов (один на полкило). Я устроился поблизости на старых лунках, но поклёвки были редкие и весьма слабенькие – какая-то мелочь чуть-чуть теребила наживку (опарыш и кусочки корюшки). Зато погода была изумительная – солнце, тихо, сиди себе, загорай…
Меня, однако, не оставляли мысли о недописанной статье, и я начал сматывать удочки потихоньку. Тут, наконец, последовала приличная поклёвка, и вытащил симпатичного сижка граммов на 150, чем дело и кончилось. Больше поклёвок не было ни у меня, ни у соседей, я собрал барахло, сложил его в корыто и отправился к машине, неприятно проваливаясь сквозь верхний слой старого снега на льду.
А на берегу меня ждал сюрприз: сел аккумулятор. Я его подзаряжал малым током накануне, но, видать, недостаточно, а утром подсадил, заводя машину, долго стоявшую без употребления. Так или иначе, а на стоянке всего машин пять осталось, и со льда к ним никто не возвращается, помочь некому. И угораздило же меня от стоянки вниз скатиться, так бы машину выкатил на дорогу, а она вниз идёт, завёлся бы с ходу.
От делать нечего я попытался вытолкать машину наверх на стоянку, используя домкрат при наездах на каменюги. Продвинулся метра на два и утомился. Но тут господь сжалился надо мной и послал мне мужика на «Ниве», который вытащил меня на стоянку с помощью моего новенького троса, сорвав с него на соплях прикреплённые крюки,  и протащил меня вниз по дороге, пока я не завёлся.
Сига же я дома пожарил и с аппетитом съел, очень вкусная рыба.
На этом сезон зимней рыбалки у меня и закончился.
А народ тем временем к ходу сёмги уже готовится. Вот запись на сайте «Форум рыбаков. Мурманская область» от 14 мая:
«Сегодня был на Молочке, напротив вагончика. Погода солнечная, вода прозрачная, выхода семги не видел за 4 часа с перемещением по реке - да и не должно -  воды много, рыба держится глубже. Воды много, но не максимум, течение как всегда приличное. Макал от радости мух на трубках, сделанных за зиму, но хватило энергии только на ярко оранжевую, далее серебристую, тело синева-черная, далее желтая-черная, груз тирольская палочка, позже в дело пошли блесна – Кастмастер, цвет почему-то золотистый, узкая серебристая, все вес - 28-30гр.
Просто балдел от первого выхода, от погоды (температура почти 20, солнце), от природы, от вида мух в воде, от общения с такими же, как и я, в общем, не передать словами: кто был, тот знает. Кстати, когда смотрю на мушку, подтянутую ближе к берегу и её игру на течении, то просто торчу от красоты игры составляющих элементов мух, перелива цветов, готов сам на неё прыгнуть. И Я НЕ ПОНИМАЮ (и нас таких много) почему сёмга не кидается на эту красоту».
На что был ответ:
«Это же надо так красиво написать - хоть бросай работу, хватай нахлыст, коробочку с мушками и ВПЕРЁД, на "волны", на реку-красавицу. Завидую по-белому тем, у кого достаточно времени для общения с природой и рыбалки. Так самой хочется - сил нет. Дядя Гоша, пишите ещё, у вас красиво получается.
РыбачкА Соня».

Письмо Фридемана Фройнда от 14 мая 2011 г.

Dear Alexander,
This morning Sergey Pulinets kindly sent me a preprint of a paper that will soon be available in J. Adv. Space Res.  I just read it from start to end.  Your work is prominently mentioned. Congratulations.
I think you told me earlier that you do not agree with Sergey's repeated insistence that air ionization due to radon emanation is the controlling mechanism to create the necessary vertical electric field changes.  Do I remember this correctly?
If so, I do note that Sergey continues to make no reference whatsoever to our work on the massive air ionization at the surface of rocks under stress which we have demonstrated in the lab and which I think is responsible for the well-documented field observations of episodic increases in air ion concentrations observed by the QuakeFinder ground station network and also reported by the (somewhat obscure) PISCO network in Japan. Sergey also avoids making reference to those field observations (because they compete with his radon ideas).
Since you had originally approached me with the question whether we could collaborate is some way, here would be an excellent opportunity. I think that my ideas (and observations) about massive air ionization at the ground-to-air interface hold the key to understand pre-earthquake ionospheric perturbations.  I also have rather advanced ideas how the same process, air ionization, can lead to atmospheric gravity waves.
Question:  Are you interested in writing a joint paper that would introduce air ionization at the ground-to-air interface, due to positive holes as a competing (and probably much better) mechanism than radon emanation, to explain the pre-EQ ionospheric perturbations?
I'm attaching the forthcoming paper from J. Adv. Space Res. with many comments that I added.
With best regards,
Friedemann

Мой ответ ему в тот же день

Dear Friedeman,
Thank you very much for the letter.
My reply to your question: certainly yes. At least, we should compare and discuss both mechanisms.
Best regards,
Alexander

Ответ Фройнда в тот же день

Dear Alexander,
Great. I think this would be a very important project. Given the intensity with which Sergey Pulinets has promoted his idea of radon emanation as providing the appropriated explanation for ionospheric perturbations, comparing the two mechanisms and placing them into the broader context of pre-EQ phenomena can certainly turn into a benchmark paper.
Best regards and wishes for the weekend
Friedemann

Моё письмо Фройнду от 16 мая 2011 г.

Dear Friedeman,
I know very well the authors of this paper and their results. The latter are wrong! Their atmosphere disturbances are not the IGWs, they do not propagate! Their electric potentials are unrealistic! I told them this but ... They badly understand what they do, unfortunately.
Best regards,
Alexander

Речь идёт о статье отца и сына Клименко, Захаренковой, Пулинца и др., которую я смог раскритиковать лишь после того, как она была принята к печати. Клименки оправдывались тем, что это их Ваня Карпов надоумил так ВГВ смоделировать, а Ваня мне сказал, что они его не поняли…


Моё письмо Ляхову от 17 мая 2011 г.

Уважаемый Юрий Борисович!
Надеюсь, Людмила Николаевна получила мои книжки. На всякий случай сообщаю идентификационный номер почтового отправления: 1830753720602 8.
До почтового отделения 142190 в Троицке бандероль дошла, а вот дальше не совсем понятно...
Ваш ААН

Ответ Ляхова в тот же день

Уважаемый Александр Андреевич!
Только вчера в телефонном разговоре с мамой узнал, что Ваши книжки она получила. И не только получила, но и с огромным интересом уже прочла.  Мама сказала, что она сама написала Вам письмо (очевидно, Вы его еще не получили), а я вот от себя тоже хочу выразить Вам слова благодарности. Ведь маме сейчас очень одиноко, и любые воспоминания о добром старом времени ей очень интересны и отвлекают от грустных мыслей.
Еще раз спасибо
Ваш ЮБ

Письмо Людмилы Николаевны Ляховой от 12 мая 2011 г.

12 мая 2011 г.
Добрый день, Александр Андреевич!
Спешу принести Вам глубокую благодарность за присланные книги.
Из того немногого, что я успела вынести, перелистав пока только их, я уже поняла, что они будут представлять для меня большой интерес.
Я мало общалась с Вами (раза два мы приезжали в Калининград на обсуждение совместной тематики), и буду рада познакомиться с Вашей семьёй и близкими.
Листая Ваши мемуары, что читать их буду с не меньшим интересом и удовольствием, чем слушала по ТВ «Подстрочник» Лунгиной и воспоминания Зои Богуславской об Андрее Вознесенском. Это наша эпоха, в которой прошла вся моя жизнь.
Встречала знакомые фамилии и лица на фото – Брюнелли, Лобачевский, Бенькова, Зевакина…
А главное, я поняла, что Вы не только учёный, но и талантливый писатель и очень добрый и хороший человек.
И я думаю, что моим потомкам, которым я передам эти книги, тоже будет интересно и полезно их почитать.
Ещё раз большое-большое Вам спасибо!
Желаю Вам крепкого здоровья, благополучия и дальнейших творческих успехов.
Всего доброго всем Вашим  близким.
                Л.Ляхова

Моё письмо Ю.Б.Ляхову от 24 мая 2011 г.

Здравствуйте, Юрий Борисович!
Сегодня получил благодарственное письмо от Вашей мамы. Передайте ей, пожалуйста, моё огромное спасибо за тёплые слова в мой адрес (письмом не отвечаю, так как почта ужасно работает). Надеюсь, что и следующие части моих "Записок" ей будут интересны.
С наилучшими,
Ваш ААН

Письмо Ю.Б.Ляхова от 25 мая 2011 г.

Уважаемый Александр Андреевич!
Только что позвонила моя мама, Людмила Николаевна Ляхова, и попросила меня передать Вам следующую телефонограмму (мейлограмму)): "С большим интересом прочла первый том Вашей книги и сейчас отдала его читать Раисе Афанасьевне Зевакиной. Обе мы Вам очень благодарны за Ваше замечательное повествование!"
С уважением, Ю.Б.Ляхов

Мой ответ ему в тот же день

Большое спасибо! Передайте, пожалуйста, через Вашу маму мой сердечный привет Раисе Афанасьевне Зевакиной. В третьей части моих записок она найдёт описание истории с моей сломанной ногой, в которой Раиса Афанасьевна приняла живейшее (не забываемое!) участие.
Ваш ААН

26 мая 2011 г., Мурманск
С 19 по 22 мая я опять в Сестрорецке, летал туда на годовщину смерти тёти Тамары. Продолжил на даче ковыряться в груде досок, сортируя и выдирая из них гвозди, при чудесной летней погоде.
Возвращался поездом и видел рыбаков на Коле, на первом участке, но очень много воды.
А вчера пометал там блесну недолго, хоть и была лицензия. Но вместо рыбалки пришлось бегать с мартыненковской тележкой по городу в поисках аккумулятора. Предыдущий сдох окончательно, так что недавнее приключение в Верхне-Туломском было не случайным.
На первом лицензионном участке я впервые подъехал к самой воде по правому берегу. Места очень удобные для рыбалки, но рыбы не видать, и рыбаков мало. Зато воды вдоволь, очень высокая вода.


Письмо Елены Миркиной от 26 мая 20121 г.
Тема: просьба Раисы Афанасьевны Зевакиной

Уважаемый Александр Андреевич,
я пишу Вам по просьбе Зевакиной Раисы Афанасьевны, с которой мы давно знакомы и дружны, но она не пользуется интернетом, а мне бы хотелось ей помочь: её интересует судьба сотрудников лаборатории (Саенко и др.), кто работал с Вами в те времена, когда Вы сотрудничали с Раисой Афанасьевной.
Из интернета мне стало известно, что Вы написали книги-воспоминания об этом времени, напишите, пожалуйста, как их можно было бы приобрести?
С уважением и благодарностью за ответ,
Елена Миркина

Мой ответ ей в тот же день

Уважаемая Елена,
отвечу Вам и Раисе Афанасьевне сегодня после того, как свяжусь с издательством.
С наилучшими,
Ваш ААН

Моё письмо Михаилу Богданову в тот же день
Тема: где купить «Записки»

Добрый день, Миша!
Ко мне часто обращаются с вопросом, где и как купить "Записки рыболова-любителя" и, в частности, в Москве. Как следует отвечать?
У меня мои личные запасы 2-й части практически иссякли, 1-я ещё есть. Прицепляю сделанное мобильником в моём кабинете фото главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова с подаренными ему и Юлии Латыниной моими (нашими!) "Записками".
В июле начну готовить к изданию 3-ю часть.
С наилучшими,
Ваш ААН

Моё второе письмо Елене Миркиной в тот же день

Добрый день, уважаемая Елена!
Мне сообщат из питерского издательства "Комильфо" сегодня вечером или завтра утром, где в Москве можно купить мои "Записки рыболова-любителя" (1-ю и 2-ю части), и я сразу перешлю информацию Вам. Друзьям и хорошим знакомым я свои книги дарю, но сейчас у меня в Мурманске образовался дефицит 2-й части. Некоторый запас есть ещё в Питере (Сестрорецке). Раисе Афанасьевне я, конечно, при её желании книги пошлю, нужен только почтовый домашний адрес. От Людмилы Николаевны Ляховой (которой я книги послал по просьбе её сына Юрия) я узнал, что она с интересом прочитала 1-ю часть и отдала почитать Раисе Афанасьевне. Надеюсь, что и 2-ю часть они осилят. А в 3-й будет описана незабываемая история о том, как я сломал ногу в Троицке, и о матерински заботливом участии Раисы Афанасьевны в этом моём приключении (1977-й год).
Полностью мои "Записки" (801 глава) можно найти в Интернете по адресам:
http://a.namgaladze.tripod.com
http://anamgaladze.narod.ru
http://proza.ru/avtor/namgaladze
На прозе.ру (третий адрес) размещён только текст, без фото, удобно для пользователей медленного Интернета или маломощных компьютеров. "Записки" предваряются "Путеводителем по "Запискам рыболова-любителя", в котором можно найти краткое содержание всех глав.
Теперь коротко о судьбах моих калининградских коллег. Юра Саенко в начале 90-х годов ушёл из науки в бизнес с сыновьями, переехал сначала в Москву, потом в Сочи и, наконец, в Прагу. Вадим Иванов умер около года назад. Обсерваторию (ныне Западное отделение ИЗМИРАН) сейчас возглавляет Юра Шагимуратов. Юра Кореньков давно уже защитил докторскую и остаётся завлабом ионосферного моделирования, но у него тяжёлое заболевание печени. Активно работает Володя Клименко со своим сыном Максимом, защитившим кандидатскую диссертацию. Защитил докторскую и Ваня Карпов (мой зять), продолжает работать Федя Бессараб, но все подрабатывают преподаванием, отнимающим много сил и времени. Собственно ладушкинскую станцию опекает Нина Коренькова.
Я, слава Богу, освободился от административных обязанностей (завкафедрой, проректор по науке) и теперь рядовой главный научный сотрудник кафедры физики Мурманского государственного технического университета. Занимаюсь математическим моделированием ионосферных предвестников землетрясений и в декабре прошлого года делал заказной доклад на эту тему на сессии Американского Геофизического Союза в Сан-Франциско. Прошлой осенью три мои аспирантки в один день защитили в ИЗМИРАНе свои диссертации, оппонентами у них были Марат Дёминов и Андрей Михайлов. Этой осенью ещё один мой аспирант будет там же защищаться. Так что связи с ИЗМИРАНом сохраняются пока.
Супруга моя на пенсии, у нас жильё и дача в Сестрорецке, куда и мне хочется перебраться, устал от полярной ночи, но держат аспиранты, зарплата и рыбалка. Дочь в Калининграде детей врачует, внуки (26 и 21 год) там же, сын - гражданин Германии, занимается молекулярной биологией в университете Франкфурта на Майне. Я жду со дня на день хода сёмги и буду пытаться её поймать.
Сердечный привет и самые добрые пожелания Раисе Афанасьевне!
С наилучшими,
Ваш ААН

29 мая 2011 г., Мурманск
Ольга Дмитриевна Мачкарина вдруг по телефону разговаривала со мной удивительно ласковым голосом. С чего бы это?

Олег Золотов, уходя в туалет:
- Пошёл на техобслуживание…

Вчера ездил в Шонгуй. Поначалу был на речке вообще один, потом целая компания как бы рыбаков керосинить явилась, чем мОлодцы и занимались весьма буйно рядом со мной на моём любимом месте.
Вода метра на полтора поднялась, где там сёмга идёт?
Без поклёвок, с потерей одной мухи и двух грузил.

С большим удовольствием читаю Нину Берберову («Курсив мой»). Крутая тётка была!
Вот отрывок:
« - Тебя нельзя разрушить, ты можешь только умереть, - сказал мне как-то Ходасевич.
Мне хотелось писать, я искала все возможные пути индивидуального освобождения, но я никогда не могла жертвовать минутой живой жизни ради строчки написанного, равновесием ради рукописи, бурей внутри меня – ради мелодии стихов. Для этого я слишком любила самоё жизнь. Я хотела быть, во-первых, человеком, во-вторых, образованным человеком, в-третьих, современным образованным человеком, в-четвёртых, современным образованным человеком в гармонии с собой и в гармонии с дисгармонией страшного мира. И только в-пятых, я хотела писать – не для читателя-друга, а для очищения себя, если успею познать себя перед тем, как только умереть.
Он считал, что меня нельзя разрушить, но вместе с тем он не мог не видеть минут моей слабости. В то время я тайно боялась людей, будучи жадной до них, - и тех, кому нравилась, и тех, кому не нравилась, и даже больше первых, чем вторых. Я помню напряжение внутри от желания скрыть этот страх, и нашу бедность, и болезни Ходасевича, и неуверенность в себе. Я бы не могла говорить о себе в те годы, как говорю сейчас. Многое было не побеждено тогда, не укрощено. Да я и не умела говорить, не умела даже думать. Самое важное было – научиться думать. Научиться думать о себе, о нём, о нас. А может быть, позже научиться думать и о других. Он говорил: учись писать. Но я знала, что самое важное для меня: сначала научиться думать. Ни писать, ни говорить без этого невозможно, потому что сам язык человека есть отражение его разума. Я всегда мечтала успеть созреть перед тем, как только умереть.
Страшное, грозное время – двадцатые и тридцатые годы нашего века. На карте Европы: Англия, Франция, Германия и Россия. В одной правят дураки, в другой – живые трупы, в третьей – злодеи, в четвёртой – злодеи и чиновники, Англия разоружается, Франция не способна провести в жизнь свои решения, национал-социалисты вооружаются, предварительно заявив на весь мир, что именно они собираются делать, но их не слышат и им не верят. Там, у нас, начинается политический и культурный термидор, который будет длиться, с краткими перерывами, четверть века. В одном из перерывов будет война, когда погибнет каждый десятый…»

805

И ю н ь  2 0 1 1  г.

Письмо Олега Мартыненко Маше Ботовой, Олегу Золотову и мне от 1 июня 2010 г.
Тема: UAM description

Я тут внезапно очутился в статусе visiting scientist (voluntary job:) ) в York university, при команде почти Нобелевского лауреата (премии мира :) ) Jonh C. McConnell. Они занимаются нижней атмосферой (см. Canadian middle atmosphere model - CMAM), но хотят продолжить модель вверх и присоединить ионосферу. В связи с этим попросили меня расказать про UAM. Я использую перуджевскую презентацию "The global Upper Atmosphere Model: the present state and future perspectives" для описания физики и представления результатов, но поскольку в перспективе рассматривается стыковка программных кодов, делаю еще описание с упором на блоки модели и их взаимодействие. Нулевое приближение - в присоединенном файле. Покажите pls ААН - нет ли крупных ляпов?
А втянул меня в это некий Виктор Фомичев - может, ААН его знает? Он до 1993 работал в СПбГУ, занимался излучательным перераспределением энергии в средней атмосфере.
Олег

Мой ответ ему в тот же день

Вышлю замечания в обмен на краткий отчёт о твоём житьи-бытьи. Желательно с фотографиями.
ААН

Письмо Олега Мартыненко от 2 июня 2011 г.

---------- Forwarded message ----------
From: <Konstantin.Kabin@rmc.ca>
Date: Wed, Jun 1, 2011 at 2:43 PM
Subject: UAM

Hi Oleg,
Jack passed to me your e-mail and Namgaladze's presentation about UAM - very interesting. I am particularly encouraged by the apparent modular structure of UAM which should make it relatively easy to interface it with different external models.
Most of my experience is in the area of magnetospheric modeling - I am involved with SWMF/BATS-R-US family of models (developed largely at the University of Michigan, of which I am an alumni). Namgaladze's presentation showed some magnetospheric field aligned currents, but did not explain where those were taken from. What kind of magnetosphere does UAM have? FACs and ionospheric potentials are computed in SWMF - so it should be possible to use these instead. I would be interested in trying this kind of a collaboration - either as a part of the CSA Cluster project, or as a separate exercise. Is it something you would be interested in?
Best regards,
Konstantin

Не было у бабы забот... придумала магнитосферный блок. :)
И что будем отвечать?
Благо, письмо пришло ближе к вечеру, и до завтра ответ потерпит. Но завтра я честно признаюсь, что этот блок так и не заработал. Если Вы раньше не ответите.

Ответ Олега Мартыненко от 1-2 июня 2011 г. на моё письмо от 1 июня.

Эх, попробую (представить краткий отчёт о своём житьи-бытьи). С фотографиями, правда, хуже - снимаю в основном виды с собственного балкона. 22-й этаж, как-никак (на самом деле 21-й, но 13-й в нашем доме отсутствует). А в остальном город (Торонто) плоский и скучный. Но, может, это только моё восприятие - прелести городов я никогда не понимал. Тем Мурманск и нравился, что отовсюду можно видеть сопки совсем недалеко. А здесь на добрую сотню километров в любую сторону прямоугольная сетка (шаг сетки по широте и долготе 2 км :) ) главных дорог (улицами их назвать трудно - для пешеходов мало приспособлены). Кое-где, правда, дорога идет через лес, но лес огорожен забором с табличками "Private property". В общем, только вид с балкона и спасает. Но оттуда вид прекрасный - даже США на горизонте через озеро виднеются.

От Вики мы поселились на идеальном отдалении - через два дома. И родители не надоедают, и бабушку при необходимости высвистать всегда можно. За пару недель покончили со всеми бумажно-документными делами - банковский счет, номер соцстраховки, медицинская страховка (бесплатная после 3 месяцев пребывания в провинции Онтарио), карточка постоянного жителя Канады (нужна для въезда в страну), съём квартиры - с одной спальней, т.е. по-русски двухкомнатная, но около 70 кв.м, балкон ещё десяток метров и окно во всю стену. Разве что только водительские права не получил - очередь на сдачу показалась большой, часа на два. В обшем, как Чапаев в академию поступал: кровь сдал, мочу сдал, математику только не сдал. У меня в роли математики выступает оплачиваемая работа.
По приезду выяснил, что моего уровня устного английского явно недостаточно - даже продавцы в магазинах, желавшие получить с меня деньги, быстро переходили на общение в письменном виде. Но тут есть много систем всяких бесплатных языковых курсов для иммигрантов. Подался на одну из них. При входном тестировании по 8-балльной системе получил оценки: чтение - 8, письмо - 6 (увлекся сочинением интересного текста вместо того, чтобы как-нибудь написать, и на одно задание из четырех просто не хватило времени. Хотя я и не особо старался - знал, что слабое место не здесь), а по разговору - 4. И отправили меня в 5-й класс.
5 дней в неделю по 6 часов в день, преподаватель - итальянец (правда, в Канаде с 3-летнего возраста, и MSc в английском языке), пару раз его подменяли иранка и еще какая-то азиатка. В классе тоже куча азиатов: пара китайцев, по полдюжины пакистанцев и афганцев (половина афганцев понимают по русски - добирались сюда проездом через бывший СССР, и вообще сказали мне, что советские оккупанты были самыми лучшими), есть африканцы - Судан, Эритрея, южноамериканцы. Две женщины, услышав разговор которых, я сразу решил: наши. Оказалось, одна действительно наша, а другая из Хорватии. Но ей и в колледже, куда она поступает на следующий год, тоже сказали: очень сильный русский акцент. Хотя русский и не учила никогда - всё-таки славяне. Подавляющее большинство класса женщины с детьми (ясли-садик при курсах тоже бесплатный, и даже оплачивают проезд на учебу на автобусе - но я ходил пешком. Вообще константа - любая работа у меня в 10-15 минутах ходу от дома) учатся, пока мужья зарабатывают на жизнь, мужчин только 4-5 на 30 человек. И текучка большая: кто-то находит работу, кто-то переходит на другие курсы, сочтя их более подходящими. Но меня устраивало и это. Направление на учебу мне выписали на 2 месяца, до 31 марта - я и решил, что это как раз тот срок, который могу потратить на язык, а потом только искать работу. Потом, правда, выяснилось, что этот срок ничего не значит, и люди учатся годами.
На курсах сразу задавил всех интеллектом. Обнаглел до того, что стал спорить с преподавателем об истории и государственном устройстве Канады (ну, Вам это знакомо :)).Благо он не обижался. Вообще народ тут душевный. Вежливость в дверях, например, меня даже утомляет. Каждый обязательно придержит дверь, чтобы не ударила тех, кто идет следом, а те в ответ обязательно поблагодарят. А я ведь хожу вдвое быстрее - вот и приходится стоять по полминуты, ждать, когда они подойдут к двери.
Но возвращаюсь к учебе. За пару месяцев я, действительно, резко подтянул понимание устной речи - по тестам в классе, от 30-40% до 70-80. И в марте решил начать потихоньку искать работу (хотя курсы не бросал). Через Викиного мужа и ещё пару человек меня навели на русского, который занимается физикой атмосферы в York U (это тоже 10 минут от моего дома). Это и оказался Виктор Фомичёв. Встретились мы с ним, он заглянул в интернете в DOI-список моих публикаций, хмыкнул и сказал, что с таким списком у меня шансов на работу в науке в Канаде практически нет. Тем более, что правительство консерваторов резко срезало деньги на науку, и теперь и сам он не знает, что будет делать через полгода, когда закончится нынешний проект. И такая же картина во всех прочих канадских научных организациях. Сейчас, правда, они готовят предложение на грант по продолжению их модели (та самая CMAM) вверх и добавлению к ней ионосферы. Я рассказал ему про FrAM, что именно интеграцией моделей я и занимался, и что могу этим заняться даже просто из любви к искусству. Но поскольку я и сам всегда считал себя липовым физиком, то по поводу моих шансов я с ним был полностью согласен и с лёгкой душой решил перенести поиски работы в область чистого коммерческого программирования.
Был, правда, еще один анекдот. Как принято, он стал выяснять, нет ли у нас общих знакомых (при моей-то памяти на людей - безнадёжное дело) и спросил, в частности, не знаю ли я кого из Казахстана. Я вспомнил Виктора Аушева, который в Варне вручил мне свою визитку (потому и запомнил, что визитка потом ещё долго часто попадалась на глаза). И через полчаса мы были в гостях у того самого Виктора Аушева - оказалось, он живет в моём доме, а его жена учится на тех же курсах, только в 3 классе. И сам он, как потом выяснилось, раньше тоже учился в моем классе. Он в Канаде уже полтора года, работы не нашёл и сидит на вэлфере. И ведь при заселении нам домоправительница (суперинтендант, по-местному, тоже русская) сказала, что живут тут ещё русские, и имя назвала, но я не поверил - мало ли в Казахстане Аушевых.
В общем, с наукой я на этом успокоился и стал рассылать резюме программиста. Однажды даже (из примерно полудесятка попыток) пригласили на собеседование. Фирма с аж тремя сайтами, программа - создать и внедрить везде, где можно, системы биометрической идентификации вместо обычных ключей или пропусков. Вот только сайты про собственные разработки ничего конкретного не говорят. И письмо с приглашением прислал лично вице-президент. Оказалось, компания из двоих русских (точнее, евреев - из СССР в Канаду через Израиль. Таких тут чуть не половина "русских"), занимаются установкой тех самых систем. Точнее, собираются заняться, а пока обслуживают у одного-единственного клиента систему, купленную им ранее у другой компании. И нужен им наладчик электроники. В общем, ни мне это не понравилось, ни им мои навыки были не нужны. Но опять оказалось, что у вице-президента племянник живет в моём доме, а сын ходил в одну русскую школу в Викиным сыном. Удивительно маленький город это Торонто, только что растянутый в длину и ширину.
Потом Викина фирма открыла набор программистов, она меня туда порекомендовала, я прошёл телефонное интервью и занялся изучением веб-скриптов в ожидании следующих этапов. И вдруг звонит Виктор Фомичёв и приглашает побеседовать с его шефом - Джеком МакКоннеллом. Ну, побеседовать можно - я пошёл. Беседа закончилась "Ну давай, начинай изучать нашу систему, а я буду искать, как тебя можно пристроить". Стоит ещё добавить, что сам Виктор тут же уехал в отпуск в Россию на три недели, а Джек ещё и ирландец - выяснилось, что ирландский акцент я понимаю существенно хуже. Вот и хожу уже третью неделю, пытаюсь понять, что им от меня нужно. Начинать с нуля изучать их среднюю атмосферу мне совсем не хочется - тут и без меня тесно. Разве что, действительно, интеграцией моделей займутся. Но будет ли грант, выяснится в сентябре, а сам проект вообще начнётся с марта 2012. Но Джек заинтересовался, что это за UAM. Я ему скинул статью из первого "Вестника", но чувствую, её он не одолел. А потом, когда он мне предложил сделать для них сообщение об UAM, я нашел перуджевскую презентацию, и вот она была воспринята с большим интересом. Он спросил, можно ли ее показать коллегам - я разрешил, и, как видите, UAM получила неожиданно широкую рекламу. Что ещё удивительно, он с таким же интересом прочитал и статью про SWMF - американскую framework систему, и, похоже, ничего про неё не знал, хотя в её создании принимал прямое участие тот Константин Кабин, который тоже участвует в готовящемся проекте и письмо которого я Вам переслал. Но самой идеологией интеграции отдельных готовых моделей Джек от меня проникся - раньше, видимо, им это просто не приходило в голову.
 В общем, пока у них есть намерение посмотреть, а нельзя ли наши "трубку", "потенциал" и нижнюю ионосферу скрестить с их нейтральной атмосферой. Поэтому нашу систему надо хорошо описать и представить, что я и пытаюсь делать. Презентация намечена на пятницу, 3.06.
По другой линии работы - в Викиной фирме - дело тоже потихоньку движется: на прошлой неделе я прошел ещё одно интервью. Если фирму устроит моя кандидатура, то будет ещё одно, и потом предложение постоянной работы. В общем, будем поглядеть.
В остальном все спокойно, Ольга сидит дома. Тоже пыталась найти какую-нибудь работу, но у неё с языком намного хуже. Пару раз приглашали в качестве русской няни, но один раз наниматели передумали, а в другой ей мама не понравилась. Еще пыталась поработать в русском магазине, но там требовалось быстро бегать и всё время самостоятельно искать себе занятие - тоже не подошла. Потом чуть не устроилась в русский журнал, но как оказалось, им нужен рекламный агент - обзванивать и уговаривать потенциальных рекламодателей. Тоже ей не подошло, тем более, что в конкурентах у неё были украинка и еврейка с Украины. Но, по крайней мере, ее проблемы с психикой как рукой сняло, как только мы пересекли границу. Надолго ли - неизвестно, но сейчас всё в порядке.
Прицепляю несколько фотографий - это еще зимние. Кстати, зимой тут заметно холоднее, чем в Мурманске. Это из-за постоянного пронизывающего ветра: нет в Америке Гималаев, отделяющих южные моря от Ледовитого океана, и всё время сталкиваются холодные и теплые массы. Вообще Америка удивительно маленькая: в тот день, когда по юго-востоку США гуляли торнадо, у нас тоже был жуткий ветер - на озере даже переворачивало лодки. Отголоски тех ураганов.
Вот такой "краткий" отчет о моей жизни. Заработал на замечания? :)
 PS. Почему-то получаю сообщения, что я в "черном списке", и письма не проходят. Попробую с другого ящика, без фото. Сообщите, что дошло: должны были быть письмо с текстом и двумя маленькими фото и три отдельных фотографии

Письмо Раисы Афанасьевны Зевакиной от 29 мая 2011 г.

Дорогой Саша, Александр Андреевич!
Здравствуйте!
С интересом читаю Вашу первую книгу, которую мне дала Людмила Николаевна Ляхова, прочтя её тоже с интересом. Оказывается,  Вы хороший писатель, интересно пишете о своей семье (матери, отце и всех родных). Удивительно, как хорошо Вы помните подробности Вашей жизни и родных с самых ранних лет.
Благодарю Вас за удовольствие при чтении Вашей книги. Она интересна не только любителям-рыболовам, но и даже очень пожилым людям, как мне. Это, конечно, в какой-то мере связано с тем, что я Вас знаю, мы сотрудничали с Вами несколько лет, помогая друг другу в выполнении ряда научных тем. Мне, конечно, интересно знать, как сложилась жизнь у Вас, Ваших близких, и других сотрудников Калининградской обсерватории. Вы поняли это из сообщения по Интернету моей прекрасной приятельницы Елены. Она москвичка и позвонила мне, как обычно, справляясь, чем я занимаюсь. Я поделилась с ней, что с интересом читаю Вашу книгу. Она сочла нужным сообщить Вам об этом по Интернету.
Очень благодарю Вас, что Вы передали по Интернету Елене о жизни и развитии сотрудников Калининградской обсерватории, с которыми мы работали и общались. Елена тут же всё прочитала мне по телефону, а текст передаст при встрече со мной.
Я с 1989 года на пенсии. Занялась, вернее, интересуюсь философией, историей своей страны и других стран. Дружу с библиотеками, которые недалеко от дома, где я живу. Мой муж В.В.Пьянков умер в 2001 году. Мне в 2012 году исполнится 90 лет. Слава Богу, меня всё интересует, хожу без палочки и быстро, занимаюсь зарядкой и ходьбой.
Мой сын – экономист, Михаил, который однажды был со мной в Калининграде, работает в Москве, а живёт в Троицке.
Вам, Саша, я желаю счастливой, интересной, успешной жизни на многие лета. Прекрасно, что у Вас есть ученики, продолжатели и помощники Вашим делам.
Передайте сердечный привет и самые наилучшие пожелания Вашей Сашуле!
С глубоким уважением и симпатией,
Раиса Аф.
P.S. С 1952 по 1959 год я с Исаевым С.И. занималась организацией Мурманского отделения ИЗМИРАН, жила в Мурманске. Поэтому меня интересует, где расположен Северный проезд (по отношению к Пяти углам в Мурманске), чтобы представить, где Вы живёте.
Р.А.

Моё письмо Елене Миркиной от 12 июня 2011 г.

Уважаемая Елена!
Не могли бы Вы сообщить мне номер домашнего телефона Раисы Афанасьевны? Я получил от неё письмо и хотел бы ответить живым голосом.
С наилучшими,
Ваш ААН

Ответ Елены от 14 июня 2011 г.

Уважаемый Александр Андреевич, доброе утро!
Сообщаю Вам домашний номер телефона Раисы Афанасьевны в Троицке 8 (496) 751 21 09, и мобильный номер 8 906 701 50 09.
Уверена, что Раиса Афанасьевна будет очень рада Вашему звонку, она необыкновенно радушный и открытый для общения человек, и я очень рада, что много лет - с моей юности, знаю её.
Сейчас по понятным причинам круг её друзей стал очень узок - многие уже ушли из жизни, а в прошлом году (возможно, она Вам писала) ушёл из жизни старший сын Раисы Афанасьевны, мне хочется, чтобы ей было хоть немного теплее жить. А общение с Вами не только очень интересно, но ценно тем, что Вы можете вспомнить прекрасную пору совместной работы, это наполнит жизнь Раисы Афанасьевны дорогими для нее воспоминаниями, которые Вы так замечательно описываете в Ваших книгах, которые хочется читать даже людям далеким от описываемых событий и профессионально и в силу возраста.
Благодарю Вас за Ваши книги, читая их, я окунаюсь во время активной жизни моих родителей, моего детства и юности.
Прошу прощения, что не сразу ответила, т.к. в выходные дни не проверяла почту.
С уважением,
Елена

18 июня 2011 г., Мурманск
Я позвонил Раисе Афанасьевне, и мы славно с ней пообщались, минут сорок разговаривали. Она ведь ровесница моей мамы (на три месяца её старше), а мамы уже сколько лет (33 с половиной года) нет на свете…
Раиса Афанасьевна, как и Елена, и Людмила Николаевна, расхваливала мои «Записки», и было, конечно, приятно это слышать и сознавать, что доставил радость симпатичным пожилым людям.
12 июня мы с Сашулей в компании с Боголюбовыми и Рафой Крыловым отметили день нашей свадьбы, 47 лет вместе уже прожили. Я пытался накануне сёмгу к столу поймать, но ни одной поклёвки не было, и рядом никто не вытаскивал, хотя рыбу, вылетевшую из воды, я видел, как и вылов ещё одной напротив автомобильной стоянки.
На следующий день у меня была одна поклёвка, сёмга муху оторвала, а больше ни у кого ничего в пределах видимости за все шесть с лишним часов.
Вчера такая же глухота, и я даже смотался раньше времени, отведённого по лицензии: замёрз, а рыбы не видать. Июнь с 10-го числа холодный: 4-7 градусов, устойчивый северо-восточный ветер.  Два дня всего было жарких (до 26-29 градусов) 7-го и 8-го июня.
Забавно, что 13-го числа я явился в Шонгуй без кошелька, но мне тётенька в вагончике выписала лицензию в долг (100 рублей сейчас лицензия для пенсионеров стоит). А когда я вчера ей эту сотню возвращал, она сначала не могла понять, о чём речь идёт, а потом сказала:
- Ой, да что Вы беспокоились, я уж и забыла об этом, чай не обеднела бы.

На работе несколько дел удалось закончить. Развёрнутый ответ рецензенту Филу Ричардсу на кучу его замечаний по нашей статье с Князевой и Зубовой и статью с Матиасом, Прохоровым и Золотовым для Шпрингеровской монографии в 47 страниц объёмом отослали по адресам. Теперь для Томска презентацию надо готовить и заявку в РФФИ на поддержку поездки в Стамбул составлять и отправлять.
Боря Прохоров появился, он, оказывается, тут уже почти месяц как в отпуске всё по дну Кольского залива ползает.

20 июня 2011 г., Мурманск
Сегодня в Шонгуе наслаждался, наконец, теплом: до плюс 19 температура поднялась. И поклёвка была! Но я подумал, что это мою лесу кто-то из нахлыстовиков, стоявших напротив, зацепил, и заорал: - Стоп, стоп!
А когда увидел, что никто из них ничего не тянет, а тащит меня рыба, леса лопнула! Тормоз оказался зажатым, и сёмга оторвала муху. Третья поклёвка в этом сезоне и второй отрыв! Позор!
Народу было мало, и при мне никто ничего не вытащил. Видел выходы некрупной рыбы, похоже на горбушу.

 Письмо из Journal of Atmospheric and Solar-Terrestrial Physics по поводу нашей с Олегом Золотовым статьи "Numerical modeling of the pre-earthquake TEC disturbances using external electric current as a 'driver'" от 22 июня 2011 г.

Dear Mr. Zolotov,
I very much regret to have to tell you that publication in our journal is not recommended. An explanation for this decision is given in the attached review report(s) (and on http://ees.elsevier.com/atp/). I hope that the comments contained therein will be of use to you.
hank you for your interest in our journal.
Kind regards,
For the Editor,
Madelon van Berkel, Journal Manager
..........................................................
COMMENTS FROM EDITOR AND REVIEWER(S)
Dear Dr. Zolotov:
We have only been able to obtain one review of your manuscript. Given the time it has taken to get this review and its cogent criticism, I am recommending that the manuscript not be considered for further review or publication in JASTP.
Sincerely, William Lotko

Отзыв рецензента:
In the paper of Namgaladze et al. “Numerical modeling of the pre-earthquake TEC disturbances using external electric current as a 'driver'” the well-known first principle model UAM is used to explain the ionospheric anomalies observed before the Haiti earthquake. The scheme of calculations do not cause any doubts except one, but principle factor which is put in the title of the paper – it is “external current as a driver”. It is completely erroneous concept which cannot be accepted in any way. As authors claim Sorokin et al use the value of external current js(0) = 3.0х10-6 A/m2. If to take the correspondent electric conductivity near the ground surface ;(0) = 2.0х10-14 S/m, we will obtain that, что E(0) = js(0)/;(0) = 3.0х10-6/2.0х10-14 = 150000000 V/m (!!!). Тhis is absolutely fantastic value!
The detailed discussion of erroneous approach of Sorokin et al. is given in the paper Denisenko V. V., Bychkov V. V., Pomozov E. V. Calculation of Atmospheric Electric Fields Penetrating from the Ionosphere // Geomagnetism and Aeronomy. — 2009. — Vol. 49, № 8. — P. 1275–1277. I will not repeat this discussion, the authors easily can find it in the paper. I only mention that to explain the appearance of their so called “external” current they arbitrarily increase the coefficient of turbulent diffusion (in comparison with the real value) in ten thousand times!
Taking into account that paper uses the external current as a main “driver” for their calculations, the paper cannot be recommended for publication.

Моё письмо предполагаемому рецензенту В.В.Денисенко от 24 июня 2011 г.

Дорогой Валерий Васильевич!
Не сомневаясь в Вашем авторстве рецензии на нашу статью в JASTP (отвергнутую журналом, который честно признался, что другого рецензента они не смогли найти, а единственный, которого смогли найти, дал отрицательный отзыв), я хотел бы задать Вам пару-тройку вопросов.
Закон Ома в простейшей его форме можно применять лишь помня, что линейная связь между током и электрическим полем через коэффициент пропорциональности - проводимость - во многих случаях не реализуется (не буду читать Вам лекции на эту тему), но даже не обращая на это внимания,  хотел бы узнать, почему для атмосферной проводимости в областях тектонических разломов, где присутствуют мощные источники ионизации ("положительные дыры" от сжатия тектонических плит (Freund et al. 2009, 2010), не говоря уже о стандартном радиоактивном радоне) Вы считаете возможным брать проводимость "хорошей погоды"? Брали бы уж вообще нулевую проводимость, и тогда от любого конечного тока получали бы бесконечные электрические поля и насмехались бы над безграмотными Сорокиным, Пулинцом, Фройндом, Намгаладзе и иже с ними.
Плотность электрического тока по определению есть произведение плотности электрического заряда на скорость его перемещения. Оставляя последнюю не сильно меняющейся (хотя бы по порядку величины), приходим к выводу, что всё определяется плотностью носителей зарядов, которая зависит от мощности источника ионизации, а также от вида их (зарядов) исчезновения (рекомбинации, прилипания, образования кластеров, заряженных аэрозолей, их переноса и т.д., и т.п.). И где всё это в Вашей критике? Я уж не говорю о грозовом электричестве...
И второй вопрос, а как Вы относитесь к работам Фройнда и иже с ним американцам из целой кучи американских университетов? Ведь Фройнд допускает токи до 10-100 А/км2 (!!!!!!!!!).
Чудовищная безграмотность?
С грустью,
ААН

Ответ Денисенко в тот же день

Глубокоуважаемый Александр Андреевич!
Я не имею чести состоять в рецензентах JASTP, и уже поэтому не мог рецензировать Вашу статью. Поскольку она посвящена близкой мне тематике, буду признателен, если Вы пришлете мне текст в качестве препринта. Тогда можно и подискутировать по существу дела. Буду также признателен за точную ссылку на Фройнда.
А что касается Сорокина и Пулинца, я заинтересован детально обсуждать свои аргументы в критике этих  моделей, если Вы укажете, в чём конкретно я ошибаюсь.
Валерий

Ответ Золотова Денисенко в тот же день

Глубокоуважаемый Валерий Васильевич,
Александр Андреевич был глубоко убежден в Вашем авторстве рецензии (которую я прилагаю к настоящему письму).
Действительно, Вы не являетесь автором этой рецензии? Тогда приносим свои извинения.
P.S.
Фройнд: http://dx.doi.org/10.1016/j.jseaes.2010.03.009
С уважением,
Олег Золотов

Ответ Денисенко Золотову от 25 июня 2011 г.

Уважаемый Олег,
Я думал, что авторство этой,  действительно грубой, рецензии я смогу отрицать только на основании доверия к моему слову, но оказалось, что это легко доказать.
Я не мог это написать, поскольку в упомянутой нашей статье
Denisenko V. V., Bychkov V. V., Pomozov E. V. Calculation of Atmospheric Electric Fields Penetrating from the Ionosphere // Geomagnetism and Aeronomy. — 2009. — Vol. 49, № 8. — P. 1275–1277. нет ни слова про модель Сорокина.
Это, кстати, даёт возможность оспорить рецензию.
Спасибо за ссылку на Фройнда.
Валерий

Моё письмо Золотову в тот же день

Значит, Молчанов, наверное... Хотя кто их знает?

25 июня 2011 г., Мурманск
22 июня в Шонгуе у меня два схода крупной (ну, ОЧЕНЬ крупной) рыбы с отрывами снасти. Первая дважды вылетала из воды и оборвала лесу при падении в воду после вылета. Обнаружил причину быстрого износа лесы на моём спиннинге – прорези в пластиковом кольце-вкладыше на концевом тюльпане, проделанные лесой же. Выкинул вкладыш.
При мне в этот день было поймано 4-5 рыб нахлыстовиками и ещё пара сходов. Киндяки вовсю прыгают.
Помимо двух мух, оторванных сёмгами, я оторвал ещё три при зацепах, но все они были в этот же день сначала вытащены мною из речки как и одна тирольская палочка, тоже потом оторванная.
Следующий день (23 июня) весь провёл на работе, готовясь к командировке в Томск и стряпая с помощью Олега Золотова заявку в РФФИ на поддержку поездки в Стамбул, а также обсуждая постер для Стамбула с Машей Князевой и Юлей Зубовой и план действий Бори Прохорова по его возвращению в Потсдам. А тут ещё из «Геомагнетизма и Аэрономии» прислали на правку нашу статью с Леной Дорониной, отвергнутую было рецензентом, но принятую редакцией после нашего ответа ему на его замечания. Попросил Золотова сделать правку, а отсылать буду уже после Томска. И тройку статей для «Вестника» пришлось быстренько просмотреть и свои замечания Галине Васильевне высказать для авторов.
А 24 июня в Шонгуе у меня один сход с отрывом снасти, один – без отрыва («отвалила», как говорят) и одну я таки поймал, в конце концов, – на 4,5 кг! Не без помощи, правда, соседа-рыбака, умело сработавшего багром, когда я после отчаянной борьбы с дрожью в коленках подвёл ослабевшую в этой борьбе рыбу к урезу воды. 12-я сёмга! А кроме меня за эти шесть часов только один ещё сёмгу вытащил.
И хорошую муху я в речке нашёл, а также два груза и два рубля одной монетой. И только одну муху оторвал при зацепе.


Завтра улетаю в Томск как приглашённый (Толей Колесником) докладчик и член программного комитета конференции «Физика окружающей среды», посвящённой 50-летию первого полёта человека в космос и 75-летию ионосферных исследований в России. Сегодня вместо Шонгуя пришлось русскую версию презентации своего доклада («Ионосферные эффекты сейсмогенных возмущений глобальной электрической цепи») лепить. А сёмга как раз сейчас идёт…

(продолжение следует)