Записки рыболова-любителя Гл. 808-809

Намгаладзе
808

С е н т я б р ь  2 0 1 1  г.

8 сентября 2011 г., Мурманск. Грибной сезон я открыл 28 августа на 1421-м километре Печенгской дороги. За два часа под дождём я набрал 17 подберёзовиков, 3 моховика, 2 подосиновика, 1 белый и пару десятков волнушек. Весь промок, хоть и с зонтом ходил, который сломался, в конце концов. Август был сухой, и ни горькушек, ни сыроежек не было. Грибы попадались только в низине у ручья.
1 сентября между Ленинградкой и Б.Питьевым озером набрал с верхом Сашулину корзину волнушек плюс два десятка подберёзовиков и два подосиновика. На следующий день после обеда по ближнему берегу Б.Питьевого озера набрал пол-Сашулиной корзины грибов и полтора стакана черники, которой мало и мелкая. 3 сентября на 16-м километре Серебрянки после обеда набрал 3 стакана черники, 2 подберёзовика, 1 подосиновик, 2 сыроежки, два десятка горькушек. Сухо в лесу.
4 сентября в Мишуково познакомился с родителями (Евгением Вадимовичем и Валентиной Борсовной) и сестрой (Ольгой) Бори Прохорова, аквалангиста, а ныне потсдамского аспиранта. Очень приятное впечатление все трое произвели. Отец – строитель и смотритель плавучих маяков, заядлый рыбак. Мама – недавний пенсионер, а до того школьный учитель физики. Ольга – Мишина ровесница (на два месяца ровно его постарше), окончила, как и Боря, физмат педуниверситета, работает преподавателем электротехники в средней мореходке, альпинистка (!), только что из Самарканда вернулась.
Отец заметил: - Вот что за дети у нас: один по дну залива ползает, вторая с гор не слезает!
Я к Ольге подъехал, не хочет ли она по стопам Бори пойти - в аспирантуру ко мне поступить. На что в ответ услышал:
- Ни в коем случае! Я, если бы хотела дальше учиться, сразу бы после окончания в аспирантуру поступала. Я замуж хочу и семью завести…
Вот это искренность!
Я спросил: - А бой-френд-то есть?
Ответила мама, горестно вздохнув: - Да нету…
А я тут же про себя подумал: а у нас вот Миша здесь без подружек и друзей-ровесников скучать будет…
От Прохоровых я съездил за волнушками к нашему «черничному» месту, набрал пол-корзины за полтора часа (черники не было), и вернулся, как мы с Евгением договорились, чтобы ознакомиться с рыбалкой в заливе на его шлюпке.
Это было что-то!
Через пару минут после заброса трёхповодковой Жениной снасти с крючками, наживленными морским червём, я вытащил пикшу на одном поводке и палтуса на другом. Небольшими, но…! Меня Прохоровы дома угощали мелкой жареной пикшей, так мне очень понравилось.
После этого, сменив пару раз место, я поймал ещё четыре пикши и две тресочки, одна из которых (граммов на 600) сопротивлялась необычно (для меня) сильно.
А в завершение мы вытащили чью-то крабовую ловушку, в которой оказалось четыре здоровенных (по полтора кг примерно каждый) краба, запрещённых, увы, к вылову вопреки всякому здравому смыслу…
Очень мне эта рыбалка понравилась!

6 сентября в Мурманск из Питера приехали Сашуля и Миша.  А на следующий день мы запустили процесс его оформления на работу. Миша познакомился с кадровиками (Юрией Юрьевичем Глушковым, Верой Юрьевной), членами редакции – Галиной Васильевной Зобниной и Олегом Золотовым, членами моей научной группы – Юлей Зубовой и Костей Белоушко, секретарём кафедры Надеждой Алексеевной, директором Издательского Центра Балаганским. И уже, получив вчера статьи для вычитки, сегодня принёс их ко мне со своими комментариями, коими я остался очень доволен. Миша оправдал мои ожидания!

Письмо Киселёва Румянцеву, Солошенкову, мне и Черноусу от 9 сентября 2011 г.

Василичъ, привет!
1-го сентября на Мойке 82 в галерее Жоры Михайлова состоялась встреча выпускников ФФ-66, посвящённая 50-летию поступления на физфак. По поводу праздника знаний, народу пришло очень мало, человек 10-12.
Были Жора Михайлов, Витя Биненко, твой покорный слуга, выловленный Чора, Валера Акулов (Большой), Кучинский, Туровцев... Из дам только Таня Панкратова (Шарлай), Галя Краснощёкова и Лена Головина. Поскольку собирались в спешке, то не всех сумели известить, но многие отказались. Отказался посетить встречу и Ганин, сославшись на какие-то неотложные дела.
Скучный трёп и воспоминания о покойных однокурсниках, так как мало беседующих, то и тем для разговора было мало. Старые мы стали. Может, Чора накропает что более интересное. Он тут навещал Пашу в его загородных владениях.
Работа быстро выбила из меня все положительные эмоции, полученные во время отпуска. Хочу на море!
Твой вечноворчащий физик
Виталий Киселёв (Старый Ворчун)

Письмо Румянцева Киселёву, Солошенкову, Черноусу и мне от 11 сентября 2011 г.
Тема: Текущая

Витус,
рад  приветствовать тебя и поздравить с возвращением к  наемному труду.  Как отдохуевалось? Как дела у аборигенов  Новгородской области?  Как с проблемой  алкоголизации села? 
Семейные дела ненадолго отрывали  меня от созерцания быстротекущей жизни и необходимого посильного в ней  участия. В мае съездил в Париж к дочери.  Холодновато, правда, было и дождливо. Кстати, практически все френчи отмечают изменение климата: в Париже стало холоднее, весна наступает позднее, температуры – ниже и т.д. Я это сам заметил. Широта Ташкента, а где – палящее солнце?
В августе съездил на неделю в Ригу, побывал на могиле родителей. Купался на Взморье, хотя вода была прохладная, где-то градусов 17. Но в юности мы начинали купаться в мае, когда вода в заливе была не выше 15.
 Как ты видишь, за время твоего отсутствия  многое изменилось: придумали расширить  Москву, упали новые самолеты, пиво на ходу пить нельзя. В связи с этим радует принятие всяких новых запретительных законов. Запрещают – значит это кому-то нужно. Помню,  в советские времена нам в Армении это популярно объясняли на примере запрета на захоронения на старых кладбищах. Все они полнились новыми могилами. Раз запрещают -  сразу образуется цена за разрешение. Идея оказалась плодотворной.
ОЛЕГЪ(ВАСИЛИЧ)

Письмо Румянцева Киселёву, Солошенкову, мне и Черноусу от 22 сентября 2011 г.
Тема: мемориальная

Дорогие товарищи и друзья!
С возникшим позже и уже забываемым  чувством глубокого удовлетворения сообщаю, что 21 сентября с.г. я получил по почте письмо из г. С-Петербурга – колыбели прошлых революций, родины нынешнего тандема и места, откуда есть пошла питерская властная вертикаль. Должен сообщить товарищам, что за период поздней перестройки и глубоких структурных реформ в экономике  я по почте никаких писем  кроме налогов и автомобильных штрафов не получал. Посему был обескуражен. Ибо, как я метко подчеркнул в своих стишатах: «…на многом для меня поставлен крест, во многих списках сброшен я со счета».
 Письмо прислала Любовь Владиславовна – мать Старика. Собственно письма не было, а была вложена газета муниципального образования  «Юнтолово» г.Санкт-Петербурга. На весь разворот статья «Сосны, доброта, Аксенов». Цитирую отрывок: «Глава муниципального образования … поддержал инициативу…  В скором времени там где трудился Аксенов, среди деревьев, на небольшой полянке будет заложен памятный камень». Разворот посвящен описанию экологического  подвига Старика, убравшему с лица Земли проплешину биоценоза  в виде лишенного растительности  междворового пространства  (так я  определил его экологические деяния  при нашей последней встрече), а также фото  периода  службы на Тихоокеанском флоте страны Советов и выросшего леса. Описывается борьба с антисоциальными элементами и несознательными гражданами за сохранение  этого оазиса. Там же корреспондент приводит  электронный адрес, где хранится Бытописание Старика, но не заполярный, а anamgaladze.narod.ru
 Сегодня позвонил Любови Владиславовне, поблагодарил, справился о здоровье. Ей в этом году исполняется 97, но пока еще хватает здоровья  навещать могилу Старика на Серафимовском кладбище. Конечно, ей было приятно, что о сыне, хотя и с большим опозданием, сказали добрые слова.
 Что можно к этому добавить, дорогие товарищи, участники исторического Пленума 61-66 гг?
 С физприветом
 ОЛЕГЪ (ВАСИЛИЧ)

24 сентября 2011 г., Мурманск
Вчера исполнилось 15 лет, как папа умер.
Миша вчера в Хибины отправился с Ольгой Прохоровой, а я вчера просидел более четырёх часов с адвокатом Инной Александровной в коридоре суда, ожидая рассмотрения моего дела. Наконец, дождались и получили желанный приговор: сутки административного ареста вместо грозившего мне лишения водительских прав на срок от одного года до полутора лет. Адвокат просила снисхождения ко мне с учётом моего раскаяния и того, что мне на работу трудно ездить в общественном транспорте в моём возрасте (мне такое и в голову не пришло бы сказать). За удовольствие отсидеть сутки на нарах я заплатил 12000 рублей адвокату и 9000 пострадавшей от меня симпатичной даме, на крыле красного «Форда-Фиесты» которой я оставил белое пятнышко своей четвёркой.
ДТП произошло у вокзала, когда я приехал встречать Сашулю с Мишей и не смог, паркуясь задом, вписаться между двумя машинами – здоровенной чёрной BMW и маленьким красным «Фордиком». Маленького я и зацепил слегка, даже не почувствовав этого. Зато таксисты это заметили и номер моей машины запомнили, и хозяйке «Форда» сообщили, когда меня там уже не было. Дама (Оксана Павловна) вызвала ДПС, и я оказался покинувшим место ДТП, за что и положено лишение прав или административный арест.
Я, конечно, предпочёл арест, но за него ещё предстояло побороться адвокату, не менее интересной, чем Оксана, молодой женщиной, успешно справившейся со своей задачей. С помощью Оксаны, кстати, которая написала заявление об отсутствии у неё претензий ко мне. Третьей участницей процесса была судья, которая мне тоже понравилась. Как, впрочем, и лейтенант ГИБДД Михаил Николаевич, расследовавший моё ДТП.
В принципе, на отсидку меня должны были отправить прямо из зала суда, но судья предложила мне самому выбрать время и посоветовала прибыть в понедельник, т.е. послезавтра утром в суд, откуда меня и отправят на нары. Дала провести выходные дома перед посадкой.

А теперь вернёмся на несколько дней назад.
9 сентября вечером (после 17 часов) ездили с Сашулей и Мишей на 1421-й километр Печенгской дороги. Грибов практически нет. Набрали треть Сашулиной корзинки (1 подосиновик, 9 подберёзовиков, десяток волнушек, немного горькух). Миша к грибам никакого интереса не проявлял, а снимал пейзажи моей камерой. Жарили сардельки на шампурах.

10 сентября копали с Мишей морских червей у причалов на Нижне-Ростинской дороге для намеченной на следующий день рыбалки в Мишуково.
11 сентября рыбачили с Евгением Прохоровым.  Мы с Мишей поймали 39 пикш, 5 трещин (самая крупная на 800 г), 4 хека, 4 палтуса. Домой рыбу привезли уже выпотрошенную ещё в лодке, Сашуля часть её тут же пожарила, и мы с большим удовольствием жареную рыбу поели.

16 сентября Миша принят на работу в должности ответственного секретаря редакции журнала «Вестник МГТУ», которую ранее занимал Олег Золотов, передвинувшийся на место главного специалиста, освобождённое Олегом Мартыненко.
17 сентября ездили с Сашулей и Мишей «на Марфу» - на 11-й км разбитой дороги, идущей от плотины Верхне-Туломской ГЭС вдоль водохранилища, куда мы раньше ездили на ПГИ-шном транспорте за брусникой. Ягод к нашему удивлению там не оказалось вовсе, зато набрали Сашулину корзину подосиновиков менее чем за час.

А ещё через пару дней мне позвонила Валентина Борисовна Прохорова и сообщила, что Оля приглашает Мишу на выходные в поход в Хибины. Они созвонились, Оля снабдила Мишу рюкзаком, спальником и камуфляжными штанами, и вчера они с кем-то ещё выехали вечером на поезде в сторону Имандры.

28 сентября 2011 г., Мурманск
Походом в Хибины Миша остался доволен, хоть и промок, и боялся, что заболеет. Обошлось. Ходили вчетвером (Миша, Ольга и ещё два парня постарше) от Нефелиновых Песков с двумя ночёвками. Миша был без палок, и подъёмы брать ему было труднее, чем остальным, но справился.

А мы с Сашулей в воскресенье (25 сентября) ездили за брусникой в новое место, подсказанное Валентиной Борисовной. Собственно, на бруснику-то мы особенно и не рассчитывали, а просто место хотелось посмотреть, погулять в последние тёплые ещё деньки.
Оставили машину на площадке на 1412-м километре Печенгской дороги, т.е. в четырёх километрах от развилки на Печенгу и Полярный, и потопали перпендикулярно шоссе на юг параллельно заливу в сторону Тулпъярв-озера по лесной дороге, местами подзатопленной, но в целом для пешего хода вполне комфортабельной. Пройти надо было 6 километров до плато, на котором и растёт брусника.
Вышли к нему примерно через час двадцать пять минут хода (а обратно шли побыстрее и потратили час пятнадцать минут) и на склонах нашли бруснику, чем выше, тем больше. На голых местах, покрытых ягелем. Веточки маленькие, 2-3 сантиметра высотой, утопают в ягеле, а ягоды крупные, спелые по три-пять штук на веточке. Я в болотных сапогах ползал по ягелю на коленках и собирал ягоды, жалея, что сыро, и нельзя лёжа ягоды собирать, как это было однажды на Мишуковой горе.
Часа за полтора мы, не доходя немного до вершины, набрали три литра брусники, и могли бы набрать больше, да замёрзли. Прохоровы в эти края и за грибами ходят, точнее, на велосипедах ездят.

А в понедельник, 26 сентября, я отправился на отсидку. К 9 часам явился в суд, где мне вручили постановление об административном аресте на одни сутки, а оттуда на машине ДПС меня отвезли в УВД Ленинского округа. Там у меня изъяли бумажник и часы (шнурков и ремня у меня не оказалось), оставили пару бутербродов, книжку «Грузинский с улыбкой», выдали простыню, наволочку и кружку, и отвели в камеру, где мне предстояло пробыть до полуночи, а после начнутся другие сутки и меня отпустят, как уведомили меня ещё в суде.
В камере на шестерых (размерами три на пять метров примерно) слева от железной двери, если стоять спиной к ней, толчок без унитаза (очко со сливом), отгороженный стенкой высотой в полтора метра, за ним раковина с горячей и холодной водой, за ней привинченные к полу стол и две лавки вдоль него, нормально сесть на них можно только четверым сразу, далее одна пара нар (низ и верх). У противоположной стены ещё две пары нар и мусорная корзина в углу. Зарешётченное окно снизу на две трети закрыто железными ставнями, в верхней части окна видно небо, по состоянию которого можно приблизительно определить время суток. Электрический свет в камере не выключается ни днём, ни ночью.
Моё место – верхние нары около окна у правой стены.  Остальные места заняты пятью молодыми людьми, у троих из которых вид весьма хулиганистый и говор соответствующий. Вскоре, однако, четверых постояльцев куда-то увели с их простынями и кружками, а на освободившиеся места приводили по одному новых, таких же молодых, Мишиного примерно возраста. Попали сюда, в основном, за езду без прав или в нетрезвом виде. Все курят, и воздух в камере соответствующий.
В обед мне принесли почему-то только суп (гороховый), Вы, мол, второе не заказывали. Где и когда я должен был заказывать второе, я не понял, но возмущаться не стал, поскольку с собой были бутерброды, да и ужин ещё должен быть.
В камере оказалась книжка «Будда, его жизнь и учение» австрийского профессора Р.Пишеля, скопированная с дореволюционного издания (с «ятями») объёмом в 244 страницы, которую я там и прочитал всю (а в другом месте вряд ли хватило бы терпения прочитать). Я до этого уже знал, что суть учения Будды состоит в избавлении от страдания путём «правильного» образа жизни, т.е. с соблюдением в сущности тех же норм, что и в христианской морали. Новым для меня оказалось, что конечной целью, спасением в учении Будды является «не возрождение» в каком либо перевоплощённом виде, а именно прерывание этой бесконечной цепи перевоплощений, несущих очередные новые страдания, окончательная смерть.
Все прочие вопросы религии и философии Будда отказывался рассматривать и обсуждать, считая их несущественными по сравнению с главным вопросом об избавлении от страданий. «Когда в Вас попадает стрела, Вы должны думать о том, как её извлечь, а не о том, как и из какого материала она сделана».
Правильная мысль.
После ужина (вермишель в курином бульоне с кусочками курицы и чай) один из парней начал сканворды разгадывать вслух, обращаясь к остальным за помощью. Дело у них шло не шибко успешно, и я не удержался, чтобы не помочь им пару-тройку раз, а потом уж они только на меня и полагались. Я уж не говорю про вопросы типа «имя Бальзака» или «соавтор Евгения Петрова», даже вопросы «имя Великого Комбинатора» или «мычащая молодка» ставили их в тупик, а мои ответы повышали мой авторитет в их глазах.
Когда сканворды закончились, разгадывавший их паренёк, признавший во мне знатока всего на свете, завалил меня кучей вопросов и про Будду, и про плащаницу, и про конец света, и про искусственные катастрофы, которые американцы готовят (геофизическое оружие, которым ФСБ так интересуется), и про НЛО и пришельцев, и проч., и проч. Я добросовестно на все вопросы отвечал, и очень это помогло скоротать время. Тем более, что отпустили меня не в полночь, а на два часа раньше, как «законопослушного гражданина».
Сашуля очень обрадовалась моему досрочному освобождению. Она дважды меня теряла в этот день, пытаясь навестить: в суде ей сказали, что меня тут нет, и в отделение милиции она не в то обратилась.
Вот так я посидел и полежал на нарах всего за двадцать одну тысячу рублей. Зато водительские права свои я уже вчера в ГИБДД у Михаила Николаевича обратно получил, свои познания учения Будды углубил и с молодёжью знаниями поделился.
Правильно, значит, день прожил – как Будда учил.

29 сентября 2011 г., Мурманск
Вчера «Зенит» провёл свой лучший матч в сезоне: выиграл в Лиге Чемпионов у «Порто» 3:1, проигрывая уже к 10-й минуте 0:1 и ошибаясь поначалу чуть ли не в каждой передаче. Но на 20-й минуте Широков счёт сравнял, а перед самым перерывом «Порту» остался в меньшинстве, и во втором тайме «Зенит» просто подавил «Порту».
Широков и Данни забили два гола, судья не засчитал чистый гол Кержакова, тот ещё в штангу влепил с убойной позиции, и ещё пару стопроцентных моментов упустили Данни и Широков. Кроме упомянутых троих очень хороши были Кришито, Файзуллин и Денисов, безошибочно сыграл Малафеев, совершив пару сейвов.
«Порту» великолепно выглядел в первом тайме, особенно Халк, но в меньшинстве с заведённым «Зенитом» не справился.

29 cентября 2011 г., Мурманск
Вчера Юре Коренькову исполнилось 65 лет. Я пообщался с ним и Ниной по телефону, и мне Юрина разговорная тональность – вполне здорового человека – понравилась. Нина, конечно, за его здоровье борется неутомимо, молодцы оба.
Как и Володя Ярцев, Сашулин брат, со своей многолетней помощницей Олей, больной раком. Бороться-то не только с болезнью приходится, а и с равнодушием врачей, спустя рукава исполняюших свои обязанности. Да ещё у Оли средь бела дня сумку с документами, телефоном и врачебными направлениями вырвали. Один паспорт только восстановить чего стоит…

Письмо Александра Лаврова ВКонтакте.Ру от 19 сентября 2011 г.

Уважаемый физфаковец!
в настоящее время идет сбор материалов для сборника воспоминаний физфаковцев, которые учились в 1960-1982гг (а также раньше или позже!).
Есть предварительная договоренность с институтом РАН, их РИО напечатает сборник в нужном количестве. Заранее составим список желающих купить и распродадим по себестоимости.
Перешлите пожалуйста это письмо физфаковцам, с которыми Вы на связи!
Четыре статьи у нас уже готовы (воспоминания об одном из наших профессоров 3 страницы, воспоминания 2х физфаковцев: 7стр и 3 стр, и очерк про стройотряд на полуострове Мангышлак в 1966г, 8 стр). Есть договоренность с 26 бывшими студентами. Они напишут подробные воспоминания.
При наличии возможности просим прислать ваш очерк 30 ноября. Мы помним, что несколько авторов уже написали нам, что смогут прислать очерк только в конце января 2012г. Естественно, мы будем ждать всех, кто не сможет прислать очерк в указанное время. Но убедительно просим авторов проинформировать нас, когда, примерно, их очерк будет готов.
Просим присылать очерк по одному из следующих адресов:
Александр Лавров alexander.lavrov@inov.pt или Евгений Друкарев edrukarev@list.ru
Подробная информация о размерах , шрифте и т.п. приведена в файле FIZFAK_EXAMPLE.
Предварительный план подготовки и распространения сборника:
Информация: сентябрь. Сбор очерков: ноябрь-январь. Компьютерная верстка: январь-февраль.
Сбор информации о тех, кто захочет купить сборник: февраль. Печать сборника: март. Распространение: апрель.
С уважением.
Валерий Федоров (с 1971 г работает в ПИЯФ. Зав. отделением)
Миля Буторина (с 1970 г работает в ПИЯФ. Научный сотрудник)
Александр Лавров (в 1971-2010 гг. работал в ГИПХ. Сейчас у него временный контракт в Лиссабоне, научный сотрудник)
Евгений Друкарев (с 1971г работает в ПИЯФ, Главный научный сотрудник)

Идею поддержали:
Лев Ивлев, Яков Корецкий (1960г.)
Сергей Бурейко (1961г)
Нина Андриевская, Владимир Косарев (1967г)
Светлана Рыжикова (1968г)
Миша Иоффе, Александр Пастор, Юрий Петров, Ира Звонова, Борис Лавров (1969г)
Валя Румянцева Женя Бодунов Таня Филиппова, Коля Григоров, Валерий Коптаев, Нина Желудева, Юрий Ершов, Андрей Бадальян (1970г)
Толя Шацев, Рашид Шарибджанов; Миша Эйдес, Женя Друкарев, Маша Шеляховская (Груздева), Валя Коротков, Володя Старостин, Алеша Киселев, Володя Веллинг, Саша Кондратьев, Слава Горелов, Слава Уваров, Женя Смирнов, Коля Джагарьянц-Слитков, Дима Абрамов, Володя Фролов, Сережа Андрианов, Женя Устинов, Сережа Шляпочников, Алеша Цыганенко, Наташа Победоносцева, Сема Виктергауз, Юра Копилевич. И еще несколько ребят из выпуска 1971г
Ира Мельникова, Михаил Горяев, Борис Тёрушкин, Татьяна Сидорова, Ласло Нанаи, Сергей Сажин (1972г)
Ира Петрова; Ира Рязанова, Ольга Белозерова, Константин Воеводский (1973г)
Андрей Уткин (1982г)



Мой ответ Лаврову (копии Румянцеву, Киселёву и остальным) от 24  сентября 2011 г.

Уважаемый Александр!
Спасибо за приглашение принять участие в сборнике воспоминаний физфаковцев. Сообщаю, что таковые мною написаны о периоде 1960-69 г.г. и опубликованы в бумажном и электронном виде:
А.Намгаладзе, «Записки рыболова-любителя. Часть 1. Приключения с Самиздатом», Изд-во «Комильфо», СПБ, 2009, главы 21-90;
http://a.namgaladze.tripod.com/guide.htm
http://proza.ru/avtor/namgaladze
Для сборника воспоминаний можно использовать любые отрывки из моих «Записок».
А по адресу http://anamgaladze.narod.ru/Ax.html можно найти «Бытописание Аксенова В.Н.» - воспоминания ныне, увы! покойного Владимира Николаевича Аксёнова, выпускника физфака ЛГУ 1966 года.
Сведения о всех выпускниках физфака ЛГУ 1966 года можно найти по адресу http://anamgaladze.narod.ru/fizfaklgu66.html
С наилучшими,
Александр Намгаладзе,
д.ф.-м.н., проф., Мурманский государственный технический университет, кафедра физики
namgaladze@yandex.ru


Ответ Александра Лаврова от 24 сентября 2011 г.

Уважаемый Александр.
Огромное спасибо за письмо и поддержку проекта!
Я немного посмотрел главы из Вашей биографической книги. Мне было очень очень интересно. В декабре, если все будет в порядке, буду в Москве и Питере, постараюсь купить книгу по Интернету.
Без сомнения главы о физфаке мы с огромной благодарностью включим в сборник, как я понял, разрешение Вы дали.
Вопрос только в ограничениях по объему текста. Естественный путь: Вы выберете из Вашей книги разделы общим объемом 25000 (может быть до 30000 знаков.) И перешлёте нам.
Если Вам сложно выкроить время, я выберу разделы из книги сам, пошлю  скомпилированный текст Вам на утверждение, и Ваш очерк будет готов.
Пожалуйста напишите мне, какой способ вы предпочитаете!
Хотелось бы контактировать с родственниками (вдова, дети ?) В Аксенова. Просто так мы не можем его текст скопировать и напечатать.
Поскольку Вы включены в базу данных, то не удивляйтесь: Периодически будут
приходить информационные мейлы.
Всего самого хорошего. Еще раз спасибо.
Александр.

Мой ответ Лаврову от от 27 сентября 2011 г.

Уважаемый Александр,
извините, что не смог ответить оперативнее. Мне предпочтительнее, чтобы Вы выбрали из моих "Записок" сами на свой вкус небольшие отрывки,  снабдив их ссылками, откуда взято.
Что касается "Бытописания" В.Аксёнова, у него остался сын Александр (aksenov.aleksand@mail.ru), но Володя Аксёнов в своё время (а именно 26 декабря 2007 г., см. гл. 752 моих "Записок") передал мне текст и фотографии "Бытописания" для размещения в интернете и просил содействовать опубликованию в любой иной форме. Думаю, это позволяет мне распоряжаться этими материалами, и их публикация отвечала бы воле Володи.
С наилучшими пожеланиями,
А.Намгаладзе

Письмо Киселёва Румянцеву (копии Солошенкову, мне и Черноусу) от30 сентября 2011 г.
Тема: Текущая

Василич!
Извини, что не сразу отвечаю, вероятно, проявляется осенняя депрессия, осложнённая постоянным поглощением нежной влаги. В результате чего буковки расползаются и в мысли собираться категорически отказываются. Да что там в мысли, в словечки не собрать  их, подлых.
Если действительно соорудят камень с надписью в честь Старика и его подвига, то это будет одним из немногих благородных деяний нынешней власти. И памятник Старику.
Я, кстати, не знал, что его похоронили на Серафимовском. Надо бы прояснить вопрос, где там его могила. У меня там родственники похоронены, и два раза в год я там бываю. Зашёл бы и к Старику, если б знал где.
Депрессия осложняется и внутриполитической ситуацией: ещё два срока ВВП, а потом опять медведь или иной клоун? Кошмар! Хоть за коммунистов голосуй! Но я ж этого сделать не могу чисто физиологически. Хорошо Ганину - он уедет за бугор, и всё. Что-то он  примолк и немного пропал. Не добрался ли он до тебя?
С большим приветом
Вит Киселёв (Старый Ворчун)


809

О к т я б р ь  2 0 1 1  г.

Ответ Румянцева Киселёву (копии Солошенкову, мне и Черноусу) от 2 октября 2011 г.
Тема: Текущая

Витус,
депрессия не проявляется, только когда она переходит в хроническую стадию. Когда всё, как у того поручика из Швейка,  каждое второе слово которого  было дерьмо или задница. И  водяра тут  не поможет.  Она хороша как стимулирующий, общеукрепляющий  и терапевтический напиток,  нормализующий  уровень холестерина.  К тому же  увеличивающая  общий энергетический баланс органона (все-таки 7 Ккалорий на грамм спирта при условии полного усвоения – до перегара), хотя никто из многоупотребляющих не страдает избыточной работоспособностью. Может калории не те? Помнится, кто-то из убийц в белых халатах  придумал, что они – пустые. Как физику мне это непонятно: калория – она и в быту калория.
Что касается Старика, то у него, по словам Любови Владиславовны,  нет могилы, т.к. на Серафимовском  кладбище  захоронения не производятся. Поэтому, как я её понял, его после кремации  похоронили на урновом участке.  Урновое захоронение № 11 (или 111?).
 Ганин куда-то пропал. Попросил прислать мои оптимистические стишата «Уже мне не взойти на Эверест…» и  (после их прочтения,  осознания и просветления) - видимо пустился во все тяжкие. Так можно и невозвращенцем стать. У нас тут, правда, похоже на Канаду, только все же – не Канада. Тут думать надо, соображать.
  Сегодня услышал благую весть – бюджетникам индексируют зарплату аж на 6%. Поскольку сотрудники  РАН приравнены к бюджетникам, то и нам перепадет аж рублей по тысяче. На Слезы России хватит.  Кстати, Витус, есть любопытный сайт vodka-lab.ru Независимой лаборатории водки. Можно даже узнать что-то свежее о национальной забаве, хотя, вроде, уже всё перепробовал.
  Начал читать книженцию  В.Оппокова «Лев Задов» о начальнике контрразведки у Махно. Вот времечко было. Правда, может, когда про наших махинаторов напишут…..
   ОЛЕГЪ (ВАСИЛИЧ)

2 октября 2011 г., Мурманск
Вчера ездили с Мишей на разведку в Шонгуй и Молочный. Оба лицензионных пункта закрыты, но лицензии можно купить в Коле. В Шонгуе ни души. В Молочном единичные спиннингисты присутствовали. Следов сёмги не обнаружено.

4 октября 2011 г., Мурманск
Вчера ездили с Мишей после работы по Серебрянке до примерно 19-20-го километров, дальше нас не пустили из-за аварии на шоссе. Был, по-видимому, последний солнечный день на этой неделе, и не вся ещё листва опала, как нам казалось, поэтому и поехали просто виды пофотографировать.  Но лесные склоны гор уже почернели, сбросив яркое сентябрьское многоцветье, и Миша занимался тем, что экспериментировал с выдержками, добиваясь баланса в цветопередаче светлого неба и тёмной земли.

Я подшучивал над ним: - Тебе что, для качественных фото только этого баланса не хватает? В нём счастье, что ли? Композиция и ракурс важнее, на мой взгляд.
Миша горячился: - Ты, дедуля, не понимаешь, как это важно для восприятия снимка!
Я особенно-то и не спорил, с моим-то дальтонизмом тем более.

12 октября 2011 г., Мурманск
6 октября в ПГИ проходила Школа молодых учёных «Высокоширотные геофизические исследования», на которую я был приглашён с лекцией «Физика и математическое моделирование солнечно-земных связей». Лекция удалась, и Евгений Дмитриевич очень тепло поблагодарил меня за участие в Школе. Комплимент Григорьева: «Так просто рассказал о таких сложных вещах!».
От нас на Школе выступали Юля Зубова и Олег Золотов, а у Кости Белоушко был стендовый доклад. Миша впервые посетил ПГИ и был представлен там как очень важная персона – ответственный секретарь «ваковского» научного журнала!

9 октября  ездили с Сашулей и Мишей сначала в Мишуково, где накопали морских червей, а потом на разведку в Белокаменку. Там я пытался рыбачить с причала, а Сашуля с Мишей лазили по окрестностям, и Миша продолжал свои эксперименты с моей фотокамерой. Мой улов – 2 сайки и 4 бычка.

21 октября 2011 г., Мурманск
14 октября – Покров, день рождения мамы, 89 лет исполнилось бы ей.
Выпал первый снег, полежал два дня и растаял.
19 октября «Зенит» играл в Донецке с «Шахтёром» матч группового турнира Лиги Чемпионов. «Шахтёр» считался фаворитом, обладатель Кубка УЕФА 2009 года, чемпион Украины, 5 бразильцев за него играют, а в игре с «Зенитом» вообще только три украинца вышли в его составе.
На 10-й минуте Широков не забил пенальти – вратарь отбил, а на 20-й «Зенит» пропустил красивый бразильский гол в свои ворота. Но вскоре отыгрался: Бухаров вырезал шикарный пас Широкову, тот обвёл вратаря и с очень острого угла отправил мяч в ворота. Но на последней, уже добавленной минуте первого тайма «Зенит» получил гол в раздевалку.
Во втором тайме «Зенит», однако счёт, снова сравнял (Файзулин), после чего завладел преимуществом, но забить больше так и не смог, создав кучу голевых моментов. Бухаров и Данни по паре голов должны были ещё забить, но не сумели. Вратарь «Шахтёра» чудеса творил. «Зенит» нанёс 24(!) удара по воротам, из них 8 в створ, «Шахтёр» - 13 (6 в створ).
В концовке матча «Шахтёр» отбивался, не помышляя об атаке, будучи запертым на своей половине поля. И, тем не менее, «Зенит» два очка потерял. А играл здорово! Бухаров свой лучший матч провёл. Болельщики ему обычно низкие оценки ставят на сайте «Зенита», а тут поставили его вместе с Кришито на третье место после Денисова и Файзулина.
Оба тренера – Спаллетти и Луческу признали «Зенит» больше заслужившим победу, чем «Шахтёр». Теперь они встретятся в Питере 1 ноября.

Путин с Медведевым дурью маются, оправдываются зачем-то по поводу  будущего обмена креслами. А в Интернете вовсю гуляет клип: «Наш дурдом голосует за Путина, наш дурдом будет Путину рад!».

Каддаффи-бедолагу растерзали. Кадры с его трупом напомнили мне кадры с трупом Мосхадова, избранного президента Чечни…

23 октября – очередная, 33-я уже, годовщина со дня смерти мамы. И день рождения Сашки Чеснокова. Поздравил его по скайпу. Он мне рассказал (в связи с моим последним автоприключением), как однажды, повредив задний бампер об столб, тормознул перед «лежачим полицейским», и ему в бампер машина ткнулась. Сашка с водителя этой машины пять тысяч содрал на ремонт бампера.

(продолжение следует)