- Разум – мутация интеллекта? Я всегда считал, что разум и интеллект - это одно и то же.
- Скажу больше – известный тебе Декарт считал интеллект высшим проявлением разума,
хотя, если ограничиться словарями, то разум и интеллект – действительно одно и то же. Но давай вспомним, что мы говорили – интеллект – способность обрабатывать информацию, присущая живым организмам. Но не все живые организмы мы называем разумными. Мы даже считаем разумными, и то с натяжкой, только некоторых представителей фауны. И еще homo sapiens.
- Хотя и про него часто говорим – этот человек поступил неразумно.
- Именно. Лингвистически разум и интеллект суть не одно и тоже.
Интеллект – латинское intellectus – ощущение, восприятие. То есть, потребление информации.
Разум – откроем этимологический словарь. Ближайшая этимология: Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. *розумъ, ср. ст.-слав. разоумъ sЪnesij, gnоsij (Супр.), болг. раґзум, сербохорв. ра?зу?м, словен. razu?m "разум, смысл, значение", чеш., слвц. rozum, польск. rozum, в.-луж. rozom, н.-луж. rozym. От ум (см.).(Фасмер,ЭССЯ)
Разум – производное от ум.
- Как и уметь – то есть, применять полученные знания.
- Да, то есть разум – это не просто ум. Приставка раз- здесь указывает именно на качественное отличие. Сравни: мыслить и размышлять, делать – разделывать, уметь – разуметь.
- Смысл понятен – раз-бирать, в-общем.
- Молодец. И на этом довольно лингвистики, вернемся к нашему вопросу.
Интеллект присущ живым организмам. Интеллект животных является необходимым инструментом выживания, в дополнение к физическим способностям – силе, скорости и т.д. Уровень интеллекта обусловлен физическими параметрами головного мозга, генетически заложенными в живой организм. Можно говорить о развитии интеллекта индивидуума в период его роста, но это опять же физиологически обусловленный процесс. Увеличение интеллекта как результат обучения – заблуждение, на мой взгляд. Обучение – всего лишь пробуждение, отточка, шлифовка интеллекта, а так же накопление знаний. Как ни обучай любого человека, не добьешься того, что он станет гением. Он только станет лучше использовать свой интеллект. Самыми сложными тренировками можно добиться выполнения самых сложных задач даже от животных. При этом это будут логические, закономерные, но не разумные действия. Потому что разуметь – значит, прежде всего, понять. Понять суть вещей, а не только внешне отличить чайник от кофейника.
- Разум – разумей разом?
- Интересный каламбур. И он очень точен. Разум, как локатор, направлен вовне и, как эхолот, вглубь человека, для того, чтобы в любой момент уловить сигнал, дотоле неизвестный. Там, где исчерпываются возможности интеллекта, он отступает, оказавшись в тупике. Границы познания не дают преодолеть себя. Пройти их можно только с помощью новых способов познания, а это – новые органы чувств, новые органы движения, новые органы жизнеобеспечения. Эволюция интеллекта ведет к эволюции видов. По Дарвину, естественный отбор - двигатель эволюции. Но это только по Дарвину. Естественный отбор внутри вида приводит к тому, что выживает сильнейший представитель данного вида. Межвидовая борьба – это не эволюция. В эпоху динозавров венцом эволюции был вид, находившийся на вершине пищевой цепочки. Скажи, мог бы лев конкурировать с тираннозавром? Нет, лев даже не может конкурировать со слоном. Никогда в процессе конкуренции двух видов не появится третий, более совершенный вид.
Тем более в результате внутривидовой борьбы. Но вот как только изменяются внешние условия, здесь сразу происходит толчок эволюции. Возникает необходимость приспосабливаться к новой среде, а это требует новых умений.
Движет эволюцию процесс познания. Там, где он останавливается, вид перестает развиваться и существовать, вытесняемый более совершенными видами. Мы знаем, что жизнь появилась в воде. Зачем же она вышла на сушу, в менее благоприятную среду? Зачем затем жизнь переместилась в воздух? Зачем, в конце концов, мы пытаемся освоить космос?
Мне кажется, что здесь имеет место программа, напоминающая большой взрыв. Материя разворачивается из точки, и так же информация стремится к полному раскрытию. И результатом этой программы после многих попыток усовершенствовать интеллект стало появление разума – способности человека познать всю информацию, включая самого себя.
- И все же не пойму, в чем отличие интеллекта от разума.
- Разум отличается от интеллекта методом познания. Интеллект получает информацию, используя сенсоры, и перерабатывает ее в действия. Разум получает информацию не только через сенсоры, но и генерируя ее, ставя вопросы и выискивая ответы.
- А как же мутация интеллекта?
- А это и есть мутация – задавать вопрос, и не просто вопрос, а еще и вопрос самому себе,
и риторический вопрос, и вопрос к ”высшим силам”. Интеллект всегда рационален, разум зачастую иррационален. Ну скажи, допускает ли интеллект ошибки в своих действиях? Нет. Ошибка, право на ошибку - прерогативы разума. Знаешь, как можно выиграть в шахматы у компьютера? Нужно делать ошибки. Ты делаешь ход, смотришь на ответ программы, и если твой ход ошибочен, ты возвращаешься на шаг назад, и делаешь другой ход. Так, шаг за шагом, ты загоняешь мощный интеллект машины в тупик. Причина – ты играешь не по правилам, ты обманываешь машину. Так же действует и разум, столкнувшись с проблемой. Он начинает импровизировать, в отличие от интеллекта, который методично идет к цели, искать там, где поиск, казалось бы, невозможен. И часто находит. Так рождается гений.