Хочешь быть ангелом? Писатель 21 века

Омичка Мистика
У  НАС  ЕСТЬ  ПОБЕДИТЕЛЬ. Писатель 21 века

Писатель 21 века  Бернар Вербер

родился в Тулузе, живу в Париже, путешествую по миру. Много лет занимался журналистикой. Пишу книги и пьесы, рисую и снимаю фильмы. Мне все интересно, и я не скрываю своих русских корней.

Каждый из нас, даже тот, кто кокетливо на каждом шагу сообщает, что он не писатель( не поэт), а только учится, не может не задумываться о том, как стать самым, самым, самым.

Не хочу говорить о тиражах, о бренде, о сериях, которые стоят в магазинах, и возникают в наших снах, с четверга на пятницу, и мы уверены, что такие сны сбудутся.
Но если даже это и случится, и новый писатель Иванов будет представлен в 20, а то и ста томах, боюсь, что особенной радости ему не принесет созерцание тех самых книжных полок, книг, год и два и три  пылящихся  в магазине.

Десятый том даже любимого, увлекательного Ника Перумова нет особенного желания покупать и девяти кажется много.
Другое дело, если это серия скажем «Мона Лиза», но разных авторов, дарящих нам хотя бы какое-то разнообразие, в рамках серии, конечно.
Остается признать, что у нас  нет писателя 21 века, новой книги которого ждешь с настоящим нетерпением, так, как мы могли бы ждать творения М. Булгакова,  к примеру.
Кто-то назовет В.Пелевина или М. Веллера, но  меня лично это не особенно вдохновляет. Можно купить, а можно и не покупать, особенной разницы не чувствуется.

Что-то надо прочитать, просто потому что все говорят вокруг. Но это не факт, что как «Тринадцатую сказку» даже до конца осилишь. Где-то на середине становится совершенно не интересно, чем там у них все это закончится.
Так вот размышляю, бродя по магазину с деньгами, именно для книг предназначенными, и ничего не могу выбрать.
Хотя нет, один автор все-таки есть.
И это Бернард Вербер.
Первую книжку его в  мягкой обложке я взяла, даже не видя рекламного слогана: «Модный писатель! Феноменальные тиражи! Культовые книги».
Таким фразам веришь еще меньше, чем собственной интуиции.
А ведь как странно. Она всегда срабатывает метко, но только если это не касается родной любимой литературы. А тут просто зависает, как компьютер в самый неподходящий момент.

И возникает вопрос, почему у него, у этого дивного француза получилось то, что не удавалось практически никому до него.
Серия книг, как раз дюжина или немного больше, то, что нельзя не купить и не прочитать сегодня и сейчас.
Чем только не дивили нас наши  модернисты и просто писатели, уж если даже просто перелистать В.Сорокина, каких только ужасов там нет.  Обо всем написал, только что-то не читается особенно. Говорят классик. Но и это не  толкает на такой подвиг, как осилить такую классику.
 Наверное, тем, кто читает не только наших ироничных дам, ничего против них не имею, хотя ни одну до конца не дочитала, даже Донцову и Маринину – грешна, ну не могу до финиша дотянуть, наверное, хочется все-таки писателя 21 века получить

Так чем же так заворожил  этот дивный француз?
Двенадцатую книжку прочитала за пару вечеров и очень довольна.
Ну,  во- первых для обывателя даже тема практически «Божественной комедии», только легко и красиво написанная, с небольшой поправочкой.
Начинает он не со зловещего христианского ада, а с рая.
«Империя ангелов» - такова первая заявка – тот, кто отбыл свои жизни на земле, перемещается  в своеобразное чистилище, становится ангелом, потом поднимается все выше и выше.

Тема оказалась неподъемной даже для Данте – мы все пробежались по его аду, примерили его на себя,  а вот в рай ( третью часть комедии)  как-то не особенно стремились), а тут все получилось.
Почему, девушка  милая, но не особенно глубокая с книжкой Донцовой в руках покупает и Вербера тоже?
Для меня это было  сначала загадкой, а потом я поняла самое главное.
Он не просто нам про небеса и ангелов рассказывает, а совмещает, казалось бы несовместимое, весь древний мир с античной и другими мифологиями с теми самыми небесами куда должна стремиться душа, преподносит.

Почему-то чаще всего мы себя уже  в ад сами записали и примеряем те самые круги адские. Когда юноша пытается понять в 4 или в 6 ой он попадет, то становится немного грустно. А здесь трудная, многогранная служба именно бесцветных и бесполых ангелов, которая нас не особенно привлекала до сих пор, и вдруг, Б.Вербер нас убеждает в том, что там интересно, неожиданно, сложно и таинственно. От скуки точно, не помрем.
И вот здесь возникает главный вопрос, а что же такое он открыл и придумал новое, что распахнуло перед нами небеса?
Да ничего такого совсем уж неведомого нет. Но он понял то, что упорно не понимают и не хотят понимать остальные творцы.
Можно себя объявлять сыном Люцифера, самим Сатаной, богом, кем хотите, и привлечь внимание  читателя на какой-то срок.
Только все мы убедились, как трудно быть и тем и другим. Ни жизни, ни таланта, ни просто дыхания не хватает. Громкая заявка, а потом мы все больше убеждаемся, что остаемся просто людьми.
Ну, как тут  вырваться из собственной оболочки.
Но этот хитрец поступил немного по-другому. Он призвал на помощь античные и все другие мифы.
Там, где нет одного супер бога и его противоположности, там, где обязанности распределены между многими – все не так скучно и уныло.
Из античного мифа можно творить миры другие. И вот уже у нас повествование «Мы, боги», « Отец богов наших», а чародей пишет «Тайну богов». Он толкает нас на новый виток: « Над людьми – ангелы. Над ангелами – боги. Над богами ?»
И дальше, посмотрите:
« Вам не нравится этот мир? придумайте другой, который будет лучше» Вы считаете, что Бог несовершенен? Встаньте на его место».
Все так просто, и сложно, и интересно. По крайней мере сведения о мифологии, которую недоучили в школе и вузе или вообще не  знали мы получим. Они нам не помешают для начала. А вдруг сможем и большее понять и осилить? Он позволяет нам это сделать.
И сразу подумалось, если  к античному пространству греков присоединить еще мифы и  богов викингов, а потом и славян и строить такой мир, то это же просто окажется уникально и грандиозно.
Если так здорово получается, даже с тем материалом, который нам хорошо известен ( курс античной мифологии разработан достаточно полно), то что будет с неведомым миром.
Вот именно, дух захватывает.
Мы, наконец, вырвались из рамок одной какой-то  мифологии, в которой нет ничего своего и все взято из других, более древних мифов. Там и на самом деле ад чудовищен, а рай скучен и уныл. Но в античности он никогда таким не был и быть не мог… Так, что же и для нас не все потеряно?
А все остальное оставалось где-то за чертой, да так, что не добраться, не дотянуться.
И вдруг – бесконечность вселенной, уже и Египет, и Китай, и Индия проступают. И эти миры тоже могут оказаться нашими.
Б.Вербер положил начало космического полета в мир мифологии, литературы, психологии, всего, чего хотите. И это увлекательно, глубоко, интересно.
Он бросает вызов каждому из нас, вероятно, этот вызов следует принять.
С чего началась эпоха Возрождения после жуткого и мрачного средневековья, когда Данте дописал свою «Божественную комедию» - вот именно, проницательные  гении этой поры обратились снова к античности.
И она возродилась из пепла, да еще как. Нам ничего нового не стоит придумывать, да и невозможно. Просто обратиться к мифам, как это пытались сделать и творцы серебряного века.
И все получится. Серия неповторимого француза Бернара Вербера это уже доказала тем, кто ни во что не верит, но пытается  создать свой мир и свою вселенную.





ХОЧЕШЬ БЫТЬ АНГЕЛОМ? БУДЬ ИМ

И ОДИН  В ЛИТЕРАТУРЕ ВОИН,
ЕСЛИ ЭТО  БЕРНАР  ВЕРБЕР

В империи ангелов нынче опять суматоха
И пятница снова тринадцатой будет, мой друг,
Ярила ярился, но он поступал не жестоко,
И тает Снегурочка, снова отбившись от рук.

Смерть.
Место, "откуда еще никто не возвращался"... кроме , разве что, нескольких жалких призраков?
ИНФОРМАЦИЯ  УСТАРЕЛА!
Изобретение ТАНАТОНАВТИКИ -  способа свободного путешествия по миру СМЕРТИ -изменило ВСЕ.
Танатонавы уже признаны ПИОНЕРАМИ "послесмертных географических открытий" Представители  разных конфессий уже ПЕРЕДРАЛИСЬ за сферы влияния.
Начинается  КОЛОНИЗАЦИЯ загробного мира.

Вы об этом не слышали? Они идут к вам...

Литература – отражение жизни. Реальность или заблуждение?
Если вспомнить о том, что сначала было СЛОВО, мысль, а потом творение- то получается как-то наоборот.

И все-таки мы привыкли ощущать ее второй реальностью, а не первой. Хотя кто же будет спорить с тем, что литература в определенные эпохи бывает для всех нас больше, чем литература. Она порой и ЖИЗНЬ заменяет.
Только  на протяжении нескольких веков все в литературе  устоялось на отрезке человеческой  жизни. Она осталась единственным нашим  состоянием в мире. Хотя мы говорим о бессмертии души, о том, что она снова возвращается в мир и никуда не исчезает. Но кто из писателей в своих произведениях  идет дальше этого утверждения.

И стало уже аксиомой  то, что  в сказках все заканчивается свадьбой, словно дальше жизни и не было.( Кстати , в мифах свадьба – это рубеж определенный, и он равнозначен смерти самой, и свадебные  обряды часто  смахивают на похоронные).

Литература пошла немного дальше. Писатели часто в своих творениях доходят до  момента смерти и там тормозятся.

Дальше – табу, дальше ничего уже нет. И попытка  Данте заглянуть за грань реальности на протяжении многих столетий осталась чуть ли не единственной попыткой расширить рамки вечного сюжета.
Но если жизнь только очень короткий промежуток, одно мгновение, миг между прошлым и будущим, то, что же мы за этот миг так схватились все, вцепились мертвой хваткой и не можем сделать ни шагу в сторону. Хотя бы попытаться?

И даже в уникальном романе М.Булгакова, как только герои вырываются из реальности, умирают, дальше он отправляет их в покой, и это уже другая история, на которую у Мастера не только собственной жизни не хватило, чтобы написать, но думаю, что и при других обстоятельствах, он бы остался в рамках этого мига, даже когда все так трагично и безнадежно.
И возникает вопрос, стоит ли так цепляться, упорствовать, если все равно и это пройдет? А не пойти ли дальше, за грань. Но никому даже в голову подобное не приходило до сих пор.

Нам казалось, когда бурным цветом зацвела фантастика, что  правда будет именно за этими писателями, они смогут разорвать цепи условности, и вырваться за пределы жизни в то самое космическое пространство, либо  погрузиться в прошлое. А там  и найдутся все ответы на вопросы, которые не может дать современная литература,  зацикленная на отрезке человеческой жизни лет в 40-50 самое большое.
Но как же человек может управлять миром, если он не знает даже о том, что с ним случится сегодня вечером, да что там, через час.
Можно так воспроизвести знаменитые слова Властелина тьмы, который стал  если не симпатичным, то уж точно ярким и неповторимым персонажем, от  которого такая мощь исходит, что  никто рядом встать не способен.

Так и была поставлена точка в отношениях человека и остального мира. И стал он беспомощным смертным созданием в каком-то пустом мире, где ни духов, ни богов нет. Летят куда-то те самые черные всадники,  и все исчезает в тумане.

Вся литература второй половины 20 века не сказала собственно ничего нового о человеке и о мире.
Фантастика тоже осталась за гранью той мощи, которую могла бы подарить нам литература, но как-то распылилась на множество осколков, как разбитое троллями зеркало.
И попадая в наши сердца и души те самые осколки возможно неплохих произведений, они чаще все-таки хаос и тьму там селили, чем радость и свет.

С каким удивлением я открыла для себя «Велесову книгу» и другие веды, где  так ясно было прописано мировоззрение наших предков- потомков солнечных богов. Еще в древности они  к  солнцу и свету все время тянулись, были и мощны и непобедимы до 988 года, именно потому что  негатива было значительно меньше, и учение о душе, о Ирии и Пекле – оно великолепно по сути своей.

Только забила его чужая вера, где жизнь конечна, ад ужасен, рай не определен и не особенно привлекателен, и все как-то заканчивается истошным криком Ивана Ильича и муками Пилата, который вроде и за дело наказан, но более жестоко, чем требуется.

Хотя, боюсь, что  наказан он не за то, о чем мы думаем, когда мыслим стандартно. А за ту тьму, которую он принес, сотворив мученика, и все, что за этим последовало для всех нас.

А если так, то наказание не так и несправедливо оказалось.
Это Берлиозу, за то, что других дурил, литературу уродовал, быстро голову отрезало, а вот Пилат должен был видеть то, что происходит в этом мире, снова любоваться тем, что сделано им. Ведь отпусти он Иешуа, затеряйся тот где-то и умри своей смертью, мир пошел бы по-другому пути развития.

Не в этом ли наша самая большая беда?
Казалось, что мы перепробовали все в литературе, не было больше исхода. И вдруг… человек, который  вырвал нас из рамок привычных и отправил в путешествие по мирам.
Он снял табу с понятия смерти. Она перестала быть той конечной точкой, на которой не только реальность, но и любое повествование в литературе заканчивается.

Нет больше ничего. Вроде бы вечность и ничего одновременно.
И вдруг мы вместе с ним отправились в путешествие в мир смерти, в мир вечности – это как хотите, называйте и, наконец, вместе с ангелами и богами посмотрели на жизнь с другой стороны.
Не сразу даже поняли, что это такое, как такое возможно. Люди с их судьбами оказались тем самым эпизодом в другой реальности. Пространство на самом деле  расширилось до бесконечности. Возможности появились неограниченные.

И на самом деле, какая дерзость. Хочешь быть ангелом – будь им.
Если и это не устраивает – поднимайся выше. Мы- боги – так определил следующее творение писатель.

Он нам показал неизведанное, и бесконечность вселенной – без него нереальное и непонятное совершенно творение этого мира, и бесконечность жизни и судьбы человека.
И пока все его  коллеги по перу мучительно пытаются либо увести в мир фантазий, либо искать в сотый раз причины для  объяснения этого мира, строить новые и новые модели его, уверенные, что они придумали нечто уникальное, то чего не было и быть не могло и это сделает нас счастливыми – самоуверенности то нашим собратьям не отнять. А другие собирают все трагедии, все ужасы мира, и доказывают, что это есть реальность. Только один Б.Вербер дарит нам действительно новую реальность.

Читая с интересом новые и новые его книги, мы все-таки до конца не понимаем и не сознаем, что мы и на самом деле совсем в ином пространстве и времени оказались.
Были ли у него предшественники?
Вероятно, кто-то и о чем-то догадывался. Опять же, вспомните «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина.
Погубленный  царевич перемещается в то самое пространство после смерти на чудесный остров, где он оказывается уже взрослым юношей, а там все взрослые и молодые, и те, кто умер младенцами, и те кто был в реальности стариками. Теперь сына царя Салтана называют князем в вечности- удивительно, он перестал принадлежать реальности, обрел истинный мир.

Он осваивает это пространство вместе с Царевной Лебедью, но стремиться все равно в мир живых, навестить отца и соединиться с ним.
Мы удивляемся тому, что царь Салтан так долго не едет на этот остров, несмотря на то, что все ему говорят о нем,  зовут. Но как он может туда отправится живым? И только умерев, он узнает правду о случившемся, соединяется со своими близкими в бессмертии.
И все-таки  даже у гения там довольно иллюзорное и безвоздушное пространство – это спящее царство, тот самый покой, о котором позднее будет говорить М.Булгаков. В то время как Ф.Верберу  удается наполнить его жизнью и светом, и радостью и смыслом высоким, что самое главное.
Даже герой Данте после путешествия в ад, снова стремительно возвращается в реальность. Жизнь накрепко привязывает их души к себе.
А в романе 21 века нет больше такого притяжения. Зачем хвататься за то, что мимолетно и очень быстро пройдет.

И если посмотреть на все произведения удивительного француза, на то новое и неповторимое, что может открыть нам только он один, то становится  интересной позиция церкви, например христианской.
Если они обрушились  с такой яростью на «Код Да Винчи», чуть ли не войну объявив и автору  и режиссеру фильма, требуя запретить, убрать, уничтожить, то в данном случае, их молчание кажется более, чем странным.

Если какие-то вольности толкования их догм кажутся такими опасными для них, вызывают бурю негодования, то человек, просто разрушивший все прежнее мироздание кем должен быть?
А если учесть тираж его книг и то, что их на самом деле читают, внимательно очень многие. Если до сих пор еще они  не проявились, то это не значит, что  прошли незаметно. Два десятка творений прочитанные и принятые обязательно отзовутся чуть раньше или позднее в наших душах, в умах тех, кто не разучился думать.

Уникальная система его  энциклопедий, где такая важная роль отводится античности, иным культурным и религиозным  экскурсам. И наверняка со временем будет прописана целостная картина мира, где христианство, только одна и очень незначительная его часть – оно даст о себе знать, воплотится в умах тех, кто способен мыслить.

Что вообще может быть с нами, если  мы перестанем  панически  бояться смерти, если это табу перестанет существовать?
Страх -  могущественная сила, а если этой силы больше нет, она не действует.
Вспомните хотя бы пример с викингами,  которые были лишены страха перед смертью, они казались  в схватках непобедимыми, совершали чудеса храбрости.

Страх  - мощная сила воздействия на человека, страх, переходящий в ужас,  может полностью его парализовать и подчинить.
Почти половина писателей нас просто пугает, некоторые это делают не так явно, и единственный из всех Бернар Вебер ворует у нас страх, возвращает радость и надежду.

Ему удается то, что не под силу было ни Данте ни М.Булгакову. Это во второй половине 20 века среди русских писателей рвущихся в классики, становилось совсем нереально. Исчезала надежда на позитив и вдруг…
Вероятно, всем нам и не сегодня еще предстоит оценить то, что совершилось в литературе.

Иногда мне кажется, что с задором и отвагой он воюет со всем остальным литературным и культурным миром.

Мир не понимает, чего он лишается, что получает взамен. Но поймет, судя по всему,  тиражи все-таки огромны. Мы противопоставляем ему все наши ночные и дневные дозоры, но могут ли они конкурировать с «Империей ангелов» , с «Дыханием богов», с «Мы,  боги»?  Вопрос, конечно интересный.

Вероятно, неправомерно даже сравнивать.
Мы получили не просто позитивный во всех отношениях роман, что само по себе уже немало, мы получили позитивный мир, да еще такой, который способен уничтожить наши страхи, подарить нам бессмертие и вечность, интересную, наполненную дыханием жизни и дыханием богов.
Это самое главное. Это больше, чем может сделать один творец, и вероятно, это еще не финал, а в худшем случае только середина пути звездного автора.

Тому, кто перевернул наш мир и изменил представление о Вселенной

№№№№№№№
В империи ангелов нынче опять суматоха
И пятница снова тринадцатой будет, мой друг,
Ярила ярился, но он поступал не жестоко,
И тает Снегурочка, снова отбившись от рук.

Хотелось ей страсти, просила, и вот получила,
Какая там ночка, иным не приснится в бреду,
И смотрит устало эротику знавший Ярила.
И странные тени и стоны за ними бредут.

Она не жалеет, хотя и растаяла снова,
Но что это было, падение в бездну, полет,
Метелица плачет, до часа дожив рокового,
Но страсть нас сжигает, и, плечи расправив, идет

Ярила на землю, чтоб снова остаться с тобою.
И лед расколоть и явить нам траву и цветы,
Снегурочка гибнет, но что остается герою.
В экстазе любви эту землю получишь вновь ты.

А это весна и в империи ангелов снова,
Парим мы с восторгом, не боги, но тоже сильны,
И тени Снегурочек в миг торжества рокового
Все видят во мраке прекрасные страстные сны.

И сны эти будут  однажды красиво сбываться,
И станет последней с Ярилой чудесная ночь.
И пусть мы растаем. Но будет росток пробиваться
Сквозь мерзлую землю, и кот суетиться у ног.

Он рыжего пламени яростный дивный попутчик,
Посланник Ярилы, он будет нас вечно хранить.
О дивная ночь, неужели не знать ее лучше?
Метель отступает , капель за окошком звенит.

И в дивном порыве Снегурочка окна раскроет.
Дородная дева весну повстречает опять.
В империи ангелов нынче творится такое.
Что сможет лишь в сказке нам огненный кот описать..