Дедушкины истории II. Военный разведчик

Пётр Комочин
Ранение и госпиталь остались в далеком прошлом. К этому же прошлому можно было смело отнести Разедшколу при ГЛАВУПРе РККА, которую дед мой, будучи бравым старлеем, благополучно закончил.

Первый боевой опыт военного разведчика он получил в ходе подготовки Курской битвы. Сам непосредственного участия в сражении не принимал, так как был переведен в другую часть.
 
Итак, осень 1943 года, N-ская часть Юго-Западного фронта закрепилась недалеко от населенного пункта Шепетовка. Командир полка вызывает к себе пластуна и излагает задачу следующим образом.

- Неделю назад отправил я за сведениями пятерых олухов. И что?!? И вот!!! Не догадались! Проморгали!!! Всех пятерых похватали… А мне что делать?!?

- Иди капитан. Иди и без данных ко мне не возвращайся!

Впечатляет, не правда ли?

Делать нечего, надо идти в тыл врага. Подобрал мой дед четверых бойцов. Погоны сняли, партбилеты сдали, оружие проверили, да двинулись. Только- только линию фронта перешли – шальным снарядом сразу двоих уложило. До результата еще ого-го сколько, а потери уже имеются. Настроение просто отвратительное - хоть в петлю лезь. Ко всему прочему, еще и в болото влезли. Промокли. Кругом лес.

На дворе конец октября, уже холодно. Огня развести нельзя - заметят. Останавливаться тоже нельзя - опасно. «Бегом!» - скомандовал командир отряда.
 
Долго бежали наши ребята. Куда конкретно - никто не знал, да и знать не хотел. Времени не было на глубокие раздумья. Пока бежали - одежда высохла. Сапоги только хлюпали чуток, но на это внимания уже никто не обращал.

В лесу темнеет быстро. Совершенно неожиданно один боец заметил огонек, мелькнувший между деревьев. Стали подходить ближе и увидели дом. Лесник, скорее всего… Но это вражеский тыл! Всякое может случиться. Двигались не торопясь, со всеми предосторожностями. Избушка то привычная и земля, вроде родная, и соблазн велик… Вот это- то и страшно. Шаг сделаешь - и сердце в пятках.

Однако, в доме действительно оказался лесник. Поздоровались, вошли. За стол сели и друг к другу присматриваться стали. Доверия нет, вместо него есть только тонкая ниточка, которая вот-вот может оборваться. Еще есть надежда.
 
Слово за слово, тяжело и с оглядками, но все - таки разговорились. Оказалось, что лесник связан с партизанами и есть у него совершенно уникальная вещь - радиостанция. Станция эта спрятана… в сортире! Наверное, ни один немец не додумается искать приемо-передающее устройство под фекалиями.

Спустя некоторое время, лесник вывел наш разведотряд на партизан. Операцию разрабатывали совместно. Изучали местность и условия боя, выслеживали трассы передвижения вражеских войск, вели наблюдение за штабом, фиксировали смены караулов. Подготовка велась не одни сутки - каждый командир осознавал последствия провала.

Наступил день и пробил час. Все расчеты произведены, решение принято, отступать некуда. Засаду устроили у дороги, которую каждый воин мог уже пройти вдоль и поперек, и знал на ней каждый камушек. Оставалось только ждать. А чего можно ждать на войне от врага? Только одного – ошибки! Ошибаются все люди, но некоторым такая возможность представляется только один раз.

Это был грузовик с немецкими солдатами. Он отбился от основной колонны и шел с небольшим, но ощутимым опозданием. Мой дед метнул гранату. Что было после взрыва - не наблюдал, а живо подскочил с товарищами к борту автомашины, схватили они первого попавшегося гитлеровца и дали ходу.

Когда немец пришел в себя, то почему-то полез обниматься. Оказалось, что дедуля мой капитанских погон своих не снял. Звание ему только-только присвоили, к тому же был он старшим в отряде. «Командир без погон - странно как-то...»- подумал дед и оставил знаки отличия. Конечно, погоны выдавали кадрового офицера. А офицер и партизан - для  пленника совсем не одно и то же. Если к красноармейцам попал - шанс выжить еще оставался, а у лесных братьев разговор короткий - за ноги, да на первый сук…

Следующий совместный рейд принес обоз с продовольствием. Те же партизаны помогли установить связь с нашими войсками и благополучно перейти линию фронта.
За проведенную операцию все разведчики были представлены к правительственным наградам.

В фотоальбоме нашей семьи есть замечательный снимок, на котором счастливый дед держит на руках маленького внука. Внучок смеется и играет с офицерским кортиком. Дед запечатлен в парадной форме, при орденах и медалях. Среди многих его наград особенно выделяется орден «Красного Знамени», который всегда напоминает мне о подвиге разведчиков у Шепетовки.

11.11.11 г. (доработано 01.12.16 г.)