В. Перов. Савояр

Нина Бойко
    Перов был человеком с большим сердцем, был зрячим и не боялся говорить о том, что видит. Эти качества ему передались от отца –– тобольского прокурора Григория Криденера. За дружбу с ссыльными декабристами, за неподкупную честность Григория Карловича выжили из Тобольска, и целых два года он провел в поисках места. Чего только не навидалась его семья за эти годы! В конце концов, обосновались под Арзамасом.
      
В десять лет Василия отдали  в арзамасское уездное училище, где был предмет рисования –– как средство к эстетическому развитию. За то, что  умел рисовать чем угодно, даже гусиным пером, его прозвали «Перовым».  Так и стало «Перов» второй фамилией будущего художника.

Через три года он поступил в арзамасскую живописную школу Ступина.
Школа была замечательная. Александр Васильевич Ступин «явился первый заводитель дела необыкновенного». Он окончил Академию художеств,  никогда не терял с  Академией  связи, и все, кто учился в его школе,  получали  разносторонние и обширные знания. Перов стал лучшим его учеником.
 
Но закончить учение Перову не довелось. Двое верзил, не известно за что, донимали его, и однажды во время обеда Перов запустил в них тарелку с горячей кашей. После чего бросил школу, и пешком  возвратился домой. Ему шел семнадцатый год.

Дома ходил на охоту, пристрастившись к ней на всю жизнь,  ставил силки на птиц.  С карандашом и красками не расставался, мечтая о поступлении в Московское Училище живописи. 

Родители не перечили. Мать поехала с  сыном в Москву и устроила его на постой к давней своей знакомой –– смотрительнице женского приюта Марье Любимовне.

Добрейшей души оказалась Марья Любимовна! Перов три года прожил у нее. Отец  не мог высылать ему денег, и  старушка кормила его на свои скромные средства. Когда наезжало начальство, она прятала своего постояльца под кровать. После смерти Марьи Любимовны, Перова  взял к себе на квартиру преподаватель Училища Егор Яковлевич Васильев, улыбчивый и бескорыстный холостяк. Одновременно один из членов Московского Художественного Общества записал Перова на свое имя, чем избавил от платы за обучение.

С большим старанием Василий просиживал за работой, пытаясь воспроизвести на рисунке мысль, запавшую в голову. Композиция стала  любимым его занятием. На лето ехал домой. Отца уже не было в живых, семья очень нуждалась, но юноша не бросал живопись.  Возвращаясь  в Москву,  был полон волнующих   замыслов,  пытаясь воплотить их в своих произведениях. 
 
Общественная обстановка была в те годы напряженной. Все еще существовало крепостное право,  и лучшие умы России открыто выступали за его отмену.  Перов стал одним из первых среди живописцев, кто осмелился резко и прямо показать последствия социального неравенства. Его картина  «Приезд станового» была удостоена Большой серебряной медали, а за картину «Проповедь на селе» художник получил Большую золотую медаль и право на поездку в Европу.

САВОЯР

В декабре 1862 года  Василий Григорьевич выехал в Париж. По дороге  знакомился с музеями Берлина, Дрездена, бывал в мастерских местных художников. Но, прежде всего, интересовался жизнью простых людей. Здесь, в Европе, он убедился, бедным жилось нисколько не лучше, чем в России. То и дело на глаза попадались голодные. Одни добывали себе пропитание, таская весь день шарманку, наполняя ее механическими мелодиями городские улицы,  другие выступали в дешевых балаганах;  были и просто бродяги, оборванные и грязные.

Василий Григорьевич написал об этом несколько картин, и самая  пронзительная из них –– «Савояр».  Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки посылали своих ребятишек в города. На ярмарках, в гостиницах, на шумных торговых улицах мальчики из горной Савойи –– департамента на юго-востоке Франции –– попрошайничали, пели, играли на дудочках, водили на поводке дрессированных сурков, которые вынимали из коробки «счастливый билетик» и танцевали. Была даже мода на мальчиков с сурками, но рассчитывать уличные артисты могли только на мелкую монету. Была популярна песня «Сурок», написанная Бетховеном на слова Гёте и включённая в репертуар всех без исключения шарманщиков и уличных певцов:

                Из края в край вперёд иду,
                Сурок всегда со мной.
                Под вечер кров себе найду,
                И мой сурок со мной.

                Подайте грошик нам, друзья,
                Сурок всегда со мной.
                Обедать, право, должен я,
                И мой сурок со мной.

                Кусочки хлеба мне дарят,
                Сурок всегда со мной.
                И вот я сыт, и вот я рад,
                И мой сурок со мной.

Такого мальчика-савояра Василий Григорьевич изобразил на своей картине. Художник хотел привлечь общественное внимание к обездоленным детям, вызвать сочувствие к ним.  Мальчик устал; присел отдохнуть на каменном парапете, да так и уснул, не выпуская из руки дудку, под которую целыми днями танцует его сурок. Голова  мальчика слишком большая для его тела, что говорит о постоянном недоедании. Сурок с выпавшей  шерсткой на шее и голове –– тоже от голода ––  приткнулся к его плечу.

Василий Григорьевич не случайно изобразил две эти живые души на фоне холодных городских стен: нищета, горе и голод  ––  результат  равнодушия общества!
Его начала тяготить европейская жизнь. Написал в Академию художеств: «Увольте от чужих краев! Посвятить  себя на изучение страны чужой я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества».